Данте Алигьери
Божественная комедия
См. подробное оглавление
Ад
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34
Чистилище
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33

Рай
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33
 

              АД. ПЕСНЬ ОДИННАДЦАТАЯ
              Круг шестой (окончание)

            1 Мы подошли к окраине обвала,
              Где груда скал под нашею пятой
              Еще страшней пучину открывала.

            4 И тут от вони едкой и густой,
              Навстречу нам из пропасти валившей,
              Мой вождь и я укрылись за плитой

            7 Большой гробницы, с надписью, гласившей:
              "Здесь папа Анастасий заточен,
              Вослед Фотину правый путь забывший".

           10 "Не торопись ступать на этот склон,
              Чтоб к запаху привыкло обонянье;
              Потом мешать уже не будет он".

           13 Так спутник мой. "Заполни ожиданье,
              Чтоб не пропало время", - я сказал.
              И он в ответ: "То и мое желанье".

           16 "Мой сын, посередине этих скал, -
              Так начал он, - лежат, как три ступени,
              Три круга, меньше тех, что ты видал.

           19 Во всех толпятся проклятые тени;
              Чтобы потом лишь посмотреть на них,
              Узнай их грех и образ их мучений.

           22 В неправде, вредоносной для других,
              Цель всякой злобы, небу неугодной;
              Обман и сила - вот орудья злых.

           25 Обман, порок, лишь человеку сродный,
              Гнусней Творцу; он заполняет дно
              И пыткою казнится безысходной.

           28 Насилье в первый круг заключено,
              Который на три пояса дробится,
              Затем что видом тройственно оно,

           31 Творцу, себе и ближнему чинится
              Насилье, им самим и их вещам,
              Как ты, внимая, можешь убедиться.

           34 Насилье ближний терпит или сам,
              Чрез смерть и раны, или подвергаясь
              Пожарам, притесненьям, грабежам.

           37 Убийцы, те, кто ранит, озлобляясь,
              Громилы и разбойники идут
              Во внешний пояс, в нем распределяясь.

           40 Иные сами смерть себе несут
              И своему добру; зато так больно
              Себя же в среднем поясе клянут

           43 Те, кто ваш мир отринул своевольно,
              Кто возлюбил игру и мотовство
              И плакал там, где мог бы жить привольно.

           46 Насильем оскорбляют божество,
              Хуля его и сердцем отрицая,
              Презрев любовь Творца и естество.

           49 За это пояс, вьющийся вдоль края,
              Клеймит огнем Каорсу и Содом
              И тех, кто ропщет, бога отвергая.

           52 Обман, который всем сердцам знаком,
              Приносит вред и тем, кто доверяет,
              И тем, кто не доверился ни в чем.

           55 Последний способ связь любви ломает,
              Но только лишь естественную связь;
              И казнь второго круга тех терзает,

           58 Кто лицемерит, льстит, берет таясь,
              Волшбу, подлог, торг должностью церковной,
              Мздоимцев, сведен и другую грязь.

           61 А первый способ, разрушая кровный
              Союз любви, вдобавок не щадит
              Союз доверья, высший и духовный.

           64 И самый малый круг, в котором Дит
              Воздвиг престол и где ядро вселенной,
              Предавшего навеки поглотит".

           67 И я: "Учитель, в речи совершенной
              Ты образ бездны предо мной явил
              И рассказал, кто в ней томится пленный.

           70 Но молви: те, кого объемлет ил,
              И хлещет дождь, и мечет вихрь ненастный,
              И те, что спорят из последних сил,

           73 Зачем они не в этот город красный
              Заключены, когда их проклял бог?
              А если нет, зачем они несчастны?"

           76 И он сказал на это: "Как ты мог
              Так отступить от здравого сужденья?
              И где твой ум блуждает без дорог?

           79 Ужели ты не помнишь изреченья
              Из Этики, что пагубней всего
              Три ненавистных небесам влеченья:

           82 Несдержность, злоба, буйное скотство?
              И что несдержность - меньший грех пред богом
              И он не так карает за него?

           85 Обдумав это в размышленьи строгом
              И вспомнив тех, чье место вне стены
              И кто наказан за ее порогом,

           88 Поймешь, зачем они отделены
              От этих злых и почему их муки
              Божественным судом облегчены".

           91 "О свет, которым зорок близорукий,
              Ты учишь так, что я готов любить
              Неведенье не менее науки.

           94 Вернись, - сказал я, - чтобы разъяснить,
              В чем ростовщик чернит своим пороком
              Любовь Творца; распутай эту нить".

           97 И он: "Для тех, кто дорожит уроком,
              Не раз философ повторил слова,
              Что естеству являются истоком

          100 Премудрость и искусство божества.
              И в Физике прочтешь, и не в исходе,
              А только лишь перелистав едва:

          103 Искусство смертных следует природе,
              Как ученик ее, за пядью пядь;
              Оно есть божий внук, в известном роде.

          106 Им и природой, как ты должен знать
              Из книги Бытия, господне слово
              Велело людям жить и процветать.

          109 А ростовщик, сойдя с пути благого,
              И самою природой пренебрег,
              И спутником ее, ища другого.

          112 Но нам пора; прошел немалый срок;
              Блеснули Рыбы над чертой востока,
              И Воз уже совсем над Кавром лег,

          115 А к спуску нам идти еще далеко".



Примечания

     8-9. Папа Анастасий II (496-498), стремившийся устранить  раскол  между
западной и восточной церковью и благосклонно принявшие  константинопольского
легата Фотина, прослыл еретиком.
     16-66. Вергилий объясняет своему спутнику, что в пропасти  нижнего  Ада
(А., VIII, 75), над которой они стоят, тремя уступами, как три ступени  (ст.
17), расположены три круга (ст.  18)-седьмой,  восьмой  и  девятый.  В  этих
кругах карается злоба, орудующая либо силой (насильем),  либо  обманом  (ст.
22-24).
     Насилье менее гнусно, чем обман (ст. 25-27), и наказуется в  ближайшем,
седьмом, круге, разделенном на три концентрических пояса, лежащих  на  одном
уровне (ст. 28-33).
     Б первом поясе (ст. 34-39)  карается  насилие  над  ближним  (убийство,
злостное ранение) и над его достоянием (грабеж, поджог, притеснения).
     Во втором поясе (ст. 40-45) - насилие над собою  (самоубийство)  и  над
своим достоянием (игра и мотовство, то есть бессмысленное истребление своего
имущества, в отличие от расточительности, то есть любви к чрезмерным тратам,
караемой в четвертом круге).
     В третьем поясе (ст. 46-51) -  насилие,  направленное  против  божества
(богохульство) и против созданного им порядка (против естества - содомия,  и
против естества и искусства - лихоимство).
     Обман, смотря по тому, был  ли  обманутый  связан  с  обманщиком  узами
доверия или нет (ст. 52-54), карается в восьмом или же в девятом круге.
     В восьмом круге (ст. 55-60), состоящем из десяти Злых Щелей, или  рвов,
караются обманувшие  недоверившихся  (1  -  сводники  и  обольстители;  2  -
льстецы; 3 - святокупцы; 4 - прорицатели; 5 - мздоимцы; 6 -  лицемеры;  7  -
воры; 8 - лукавые  советчики;  9  -  зачинщики  раздора;  10  -  поддельщики
металлов, людей, денег и слов).
     В девятом круге, на самом дне Ада, образованном ледяным  озером  Коцит,
казнятся обманувшие доверившихся, то есть предатели  (ст.  61-66).  Здесь  -
четыре пояса: Каина (предатели родных), Антенора (предатели родины), Толомея
(предатели друзей),  Джудекка  (предатели  благодетелей),  а  посередине,  в
центре вселенной, вмерзший в льдину  Дит  (Люцифер)  терзает  в  трех  своих
пастях предателей величества земного и небесного.
     50. Каорса - город Кагор (франц. Cahors) в Южной Франции, славившийся в
средние века своими ростовщиками (лихоимцами). В  Италии  слово  "каорсинец"
означало "ростовщик".
     Содом - по библейской  легенде,  город,  спаленный  небесным  огнем  за
противоестественный разврат его обитателей (содомитов).
     64. Дит - Люцифер (см. прим. А., VIII, 68).
     67-90. Отвечая на  вопрос,  почему  гневные  (ст.  70),  чревоугодники,
сладострастники (ст. 71), скупцы и расточители (ст. 72)  караются  вне  стен
"красного города", Вергилий поясняет (ст. 76-90), что они менее виновны, чем
насильники и обманщики, потому что их грех состоит в несдержности. При  этом
он ссылается  на  хорошо  известную  Данте  классификацию  пороков,  которую
Аристотель  дает  в  своей  "Этике"   (кн.   VII,   гл.   I):   несдержность
(incontinenza), злоба (malizia), буйное скотство (matta bestialitade).
     Несдержность,  то  есть  злоупотребление  естественными  наслаждениями,
телесными или душевными, карается в кругах II-V.
     Буйное  скотство,  то   есть   удовлетворение   низменных   побуждений,
приводящее к разного рода насилию, наказуется в седьмом круге.
     Злоба, то есть душевная испорченность, орудующая  обманом,  казнится  в
восьмом  и  девятом   кругах.   (Здесь   термин   "злоба",   соответствующий
Аристотелевой xaxia, применяется в более тесном смысле, чем в ст. 22-24, где
он включает и - насилие, то есть "буйное скотство", и обман.)
     На границе между верхним и нижним Адом, внутри стен  города  Дита,  над
обрывом, ведущим в седьмой круг, терпят муку еретики (А.,  IX,  106-133;  X;
XI, 1-9). Отступники от веры и отрицатели бога, они выделены особо из  сонма
грешников, заполняющих верхние и нижние круги.
     98. Философ - Аристотель.
     101. В физике - то есть в "Физике" Аристотеля (II, 2).
     111. И спутником ее - то есть искусством, производительным трудом.
     113-114. Созвездие Рыб взошло над горизонтом, а Воз (созвездие  Большой
Медведицы)  склонился  к  северо-западу  (Кавр;  лат.  Саurus   -   название
северо-западного ветра). Это значит, что  до  восхода  солнца  осталось  два
часа.
 
Главная страница | Далее


Нет комментариев.



Оставить комментарий:
Ваше Имя:
Email:
Антибот: *  
Ваш комментарий: