Примечания
Публикуемая работа сохранилась в архиве М. Бахтина не полностью: отсутствует
начало работы (сохранилась лишь часть первой главы), неизвестно авторское
заглавие работы (в настоящем издании она озаглавлена составителем).
Тем не менее сохранившиеся основные части дают целостное и полное представление
об этом большом труде Бахтина.
Работа создавалась в первой половине или в середине 20-х гг. и завершена
не была. В рукописи после главы «Проблема автора» записан заголовок
предполагавшейся следующей главы — «Проблема автора и героя в русской
литературе», — после которого рукопись обрывается. Возможно, работа
над текстом велась еще в годы пребывания автора в Витебске (1920-1924).
20 февраля 1921 г. Бахтин писал оттуда своему старшему другу философу
М. И. Кагану: «В последнее время я работаю почти исключительно по эстетике
словесного творчества». Содержание работы тесно связано с двумя трудами
Бахтина 20-х гг.: статьей «Проблема содержания, материала и формы в
словесном художественном творчестве» (1924) и книгой «Проблемы творчества
Достоевского» (1929). Принципиальный тезис статьи 1924 г. — необходимость
для эстетики словесного художественного творчества базироваться на общей
философской эстетике (см.: Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики.
М., 1975, с. 8-10); такова же позиция автора в настоящей работе. Можно
сказать, что в этом раннем труде Бахтина эстетика словесного творчества
разомкнута в сторону философской эстетики.
«Автор» и «герой» поняты здесь в плане общей философской эстетики.
Для Бахтина прежде всего важна неразрывная связь героя и автора как
участников «эстетического события», важно их событийное соотношение
и взаимодействие в эстетическом акте. Категория события — одна
из центральных в эстетике Бахтина — свое оригинальное, бахтинское наполнение
получает в контексте его широкого, можно сказать, универсального понимания
диалога как решающего события человеческого общения; в этом же смысле
в книге о Достоевском последнее целое полифонического романа понято
как событие взаимодействия полноправных сознаний, не поддающееся
«обычному сюжетно-прагматическому истолкованию» (Бахтин М. Проблемы
поэтики Достоевского. М., 1972, с. 9).
Эстетическое событие не замкнуто в рамках произведения искусства;
в работе об авторе и герое существенно это широкое понимание эстетической
деятельности, а также акцент на ценностном ее характере. Герой
и его мир составляют «ценностный центр» эстетической деятельности, они
обладают своей независимой и «упругой» реальностью, не могут быть просто
«созданы» творческой активностью автора, как не могут и стать для него
только объектом или материалом. В работе дана критика подобного сведения
жизненных ценностей к материалу, при котором происходит
«потеря героя»; активность автора без героя, направленная на материал,
превращается в чисто техническую деятельность. Философская полемика
с «материальной эстетикой», развернутая в упомянутой выше статье 1924
г. (и ближайшим образом относившаяся к «формальному методу»), проходит
и сквозь труд об авторе и герое (наиболее открыто в главе «Проблема
автора»).
Если формалистическое искусствознание теряет героя, то концепции «вчувстзования»,
влиятельные в эстетике конца XIX — начала XX в., понимая эстетическую
деятельность как «вчувствование» в объект (в «героя»), сопереживание
процессу его самовыражения, теряют полноценного автора; в обоих случаях
разрушается художественное событие.
Глубоки связи публикуемого труда с книгой Бахтина о Достоевском. Но
можно заметить при этом, что отношение автора и героя в полифоническом
романе Достоевского, как его понимает Бахтин, характеризуется как бы
противоречием с теми общими условиями эстетической деятельности, что
описаны в настоящем труде; с этой особенностью и связано для исследователя
решающее новаторство романа Достоевского, «новой художественной модели
мира», им созданной. Герой Достоевского активно сопротивляется завершающей
авторской активности, и автор отказывается от своей эстетической привилегии,
от принципиального авторского «избытка» (ср. замечание о «неискупленном
герое Достоевского» на с. 24 настоящего издания).
В работе об авторе и герое оформляется ряд основных понятий эстетики
М. Бахтина; таковы вненаходимость и связанный с нею избыток видения
и знания, кругозор героя и его окружение. Термины эти
активно «работают» в сочинениях Бахтина разных лет. Если в настоящей
работе речь идет о вненаходимости я и другого в реальном
событии общения, автора и героя в «эстетическом событии», то в позднейшей
работе («Ответ на вопрос редакции «Нового мира») — о вненаходимости
современного читателя и исследователя по отношению к далеким эпохам
и культурам. Это единство подхода к тому, что происходит между двумя
людьми и в масштабах истории культуры, скрепленное единством понятий
анализа,— выразительная особенность мысли Бахтина. Аналогичным образом
пространственно-телесная ситуация, исследованная в работе, служит для
объяснения духовной ситуации соотношения автора и героя в мире Достоевского,
когда Бахтин говорит, что Достоевский, «объективируя мысль, идею, переживание,
никогда не заходит со спины», «спиною человека он не изобличает его
лица»; ср. также замечание о том, что «смерть изнутри» нельзя подсмотреть,
как нельзя увидеть свой затылок без зеркала (см. с. 195 и 333 настоящего
издания). Наиболее общие ситуации, описанные в этой ранней работе, в
дальнейшем служат автору инструментом анализа явлений языка, литературы,
культуры (мотив зеркала возникает особенно часто). В поздних же записях
1970-1971 гг. прямо возобновляются размышления автора на темы, ранней
работы.
Труд Бахтина не был подготовлен автором к печати; это сказывается
в самом тексте работы: некоторые положения выражены в неразвернутой,
местами конспективной форме. Отдельные слова остались в рукописи неразобранными.
Немногие купюры, отмеченные отточиями в угловых скобках, сделаны в тех
местах, где не удалось до конца восстановить смысловую целостность текста.
Сохранившаяся часть первой главы печатается в кн.: Бахтин М. М.
Литературно-критические статьи. М., 1986.
Источник: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.
Издание 2-е. М.: Искусство, 1986. С. 9-191, 404-412.
|