Оглавление
Предисловие
Введение в историю русской литературы XVIII в.
Особенности философской картины мира в рационалистическом
мировосприятии
Своеобразие национальной концепции литературы
как отрасли духовной жизни общества
Рационалистический тип эстетического сознания
и его приоритеты: мысль, разум, идеал
Периодизация русской литературы XVIII в.
Литература первой трети XVIII в.
Общественно-политическая и культурная атмосфера
эпохи государственных преобразований
Безавторские гистории первой трети XVIII в.:
бытовая проза. «Повесть о российском матросе Василии Кориотском»
Идеологическая проза первой трети XVIII в.:
жанр проповеди в творчестве Ф. Прокоповича. Поэтика ораторской прозы
Классицизм как художественный метод
Понятие классицизма
Картина мира, концепция личности, типология конфликта
в литературе классицизма
Эстетика классицизма
Своеобразие русского классицизма
Нормативные акты русского классицизма. Реформа
стихосложения В. К. Тредиаковского — М. В. Ломоносова
Регламентация жанровой системы русской литературы
в эстетике А. П. Сумарокова
Реформа стиля литературного языка М.В. Ломоносова
Поэтика жанра сатиры в творчестве А.Д. Кантемира
(1708—1744)
Место сатиры в творчестве Кантемира
Жанровые разновидности сатиры. Генетические
признаки ораторских жанров
Особенности словоупотребления: слова с предметным
значением и абстрактные понятия
Типология художественной образности и особенности
вещного мирообраза сатиры
Сатира как жанр и как эстетическая тенденция
русской литературы XVIII в.
Жанровые разновидности оды в лирике М.В. Ломоносова
(1711—1765)
Литературная позиция и эстетические манифесты
Ломоносова
Поэтика торжественной оды как ораторского жанра.
Понятие одического канона
Принципы одического словоупотребления: абстрактные
понятия и слова с предметным значением
Типология художественной образности и особенности
понятийного мирообраза торжественной оды
Духовная и анакреонтическая оды как лирические
жанры
Творчество В. К. Тредиаковского (1703—1769)
Метрико-стилевое своеобразие переходной лирики
Тредиаковского. Силлабические стихи
Силлабо-тоника индивидуального метра. Стихи ломоносовских
метров
Переводы западноевропейской прозы. «Езда в остров
Любви» как жанровый прообраз романа «воспитания чувств»
«Тилемахида» как жанровая модель политико-государственного
воспитательного романа-эпопеи.
Драматургия и лирика А. П. Сумарокова (1717—1777)
Жанровый универсализм литературного наследия
Сумарокова и его эстетические тенденции
Основы жанровой типологии трагедии и комедии
Поэтика жанра трагедии в его преемственных
связях с одой. Стилистика, атрибутика, пространственная организация
текста
Типология художественной образности, природа
конфликта, жанровое своеобразие трагедии
Поэтика жанра комедии в его генетических
связях с сатирой и трагедией
Каламбурное слово и функция двоящихся понятий
в комедийном конфликте
Типология художественной образности: люди
— вещи и люди — идеи
Типология развязки как показатель жанрового
синкретизма комедий Сумарокова
Жанровый состав лирики Сумарокова. Поэтика
жанра песни: песня и трагедия
Поэтика жанра басни: басня и комедия
Место литературной пародии в творчестве
Сумарокова и в русском литературном процессе
«Комедия нравов» в творчестве В. И. Лукина (1737—1794)
Идеология и эстетика «прелагательного направления»
драматургии в теоретических работах В. И. Лукина
Поэтика комедии «Мот, любовью исправленный»:
амплуа говорящего персонажа
Поэтика комедии «Щепетильник»: синтез одо-сатирических
жанровых формант
Сатирическая публицистика 1769—1774 гг. как индикатор
жанровых тенденций в литературе переходного периода
Общественно-политическая и культурная ситуация
первых лет царствования Екатерины II
Спор о сатире и крестьянский вопрос как идеологическая
и эстетическая категории сатирической публицистики
Одический и сатирический мирообразы в публицистике
«Трутня» и «Живописца»
Повествовательная проза 1760—1770 гг.
Пути развития русской художественной прозы
Жанровые модели романа-путешествия и романа-воспитания
чувств в творчестве Ф.А. Эмина
Поэтика и жанровое своеобразие романа М.Д. Чулкова
«Пригожая повариха»
Лиро-эпическая поэма 1770—1780 гг.
Бурлеск как эстетическая категория литературы
переходного периода и форма словесного творчества
Ирои-комическая поэма В. И. Майкова «Елисей,
или раздраженный Вакх». Пародийный аспект сюжета
Условно-фантастический и реально-бытовой планы
сюжетосложения
Формы выражения авторской позиции как фактор
эстетики и поэтики повествования
Ирои-комическая поэма И. Ф. Богдановича «Душенька».
Эстетический смысл интерпретации «чужого» сюжета
Миф и фольклор в сюжете поэмы
Эстетика бытописания
Ирония и лиризм как формы выражения авторской
позиции. Автор и читатель в сюжете поэмы
Поэтика драматургии Д. И. Фонвизина (1745—1792)
Говорение как драматическое действие в комедии
«Бригадир»
Каламбурное слово и природа художественной образности
в комедии «Недоросль»
Жанровые традиции сатиры и оды в комедии «Недоросль»
Проблема жанрового своеобразия комедии «Недоросль»
Поэтика стихотворной высокой комедии: «Ябеда»
В. В. Капниста (1757—1823)
«Ябеда» и «Недоросль»: традиция прозаической
высокой комедии в стихотворной разновидности жанра
Функции каламбурного слова в комедии «Ябеда»:
характерологическая, действенная, жанрообразующая, миромоделируюшая
Особенности развязки и типология героя-идеолога
в русской высокой комедии
Жанрово-стилевое своеобразие лирики Г.Р. Державина
(1743—1816)
Контрастность и конкретность образно-стилевых
структур в лирике Державина 1779—1783 гг.
Одо-сатирический мирообраз в торжественной оде
«Фелица»
Эстетическая категория личности в лирике Державина
1790—1800 гг.
Эмпирический человек в «домашней» поэзии. Бытописательные
мотивы лирики
Человек в контексте социальных связей. Сатира
Державина
Человек — современник своей исторической эпохи.
Батальная лирика
«Тайна национальности». Анакреонтическая поэзия
Бытийные аспекты личности в философских одах
и эстетических манифестах
Пародийные жанры в творчестве И.А. Крылова
(1769—1844)
Журнал одного автора «Почта духов». Сюжет и
композиция
Традиции русской сатирической публицистики в
«Почте духов»
Пародийные жанры «ложного панегирика» и «восточной
повести»
Шутотрагедия «Подщипа»: литературная пародия
и политический памфлет
Жанровая система русской сентименталистской
прозы в творчестве А.Н. Радищева (1749—1802)
Сентиментализм как литературный метод
Своеобразие русского сентиментализма
Идеологические позиции раннего Радищева
Типологическая структура повествовательной
прозы Радищева. «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске»
«Житие Ф.В. Ушакова»: жанровые традиции жития,
исповеди, воспитательного романа
«Путешествие из Петербурга в Москву». Струкгура
повествования как модель процесса познания
Проблема автора и героя
Особенности композиции и сюжетосложения
Жанровое своеобразие «Путешествия» в соотношении
с национальной литературной традицией
«Дневник одной недели». Проблема художественного
метода Радищева
Эстетика и поэтика повествовательной прозы
Н.М. Карамзина (1766—1826)
Повествование в «Письмах русского путешественника»:
очерковый, публицистический, художественный аспекты как прообраз романной
структуры
Личностный аспект повествования: проблема
жизнестроительства и ее реализация в оппозиции «автор — герой»
Поэтика и эстетика сентиментализма в повести
«Бедная Лиза»
Эволюция жанра исторической повести: от «Натальи,
боярской дочери» и «Марфе-посаднице»
Предромантические тенденции в повествовательной
прозе Карамзина: «Остров Борнгольм»
Поэтика романного повествования в «Рыцаре
нашего времени»
Список рекомендуемой литературы
Планы практических занятий
Список вопросов для подготовки к экзамену
Приложение. XVIII век в преданиях и анекдотах
Источник:
Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII
века: Учебник. М.: Высш. шк.: Изд. центр «Академия», 2000. 415 с.
Рецензенты: кафедра истории русской литературы Российского государственного
гуманитарного университета (зав. кафедрой докт. филол. наук, проф. Г.А.
Белая); докт. филол. наук действительный член Российской академии образования
Н.И. Михайлова.
В учебнике литературный процесс эпохи
рассмотрен как история возникновения, развития, взаимодействия и смены
жанровых моделей русской литературы. Каждое литературное явление представлено
в контексте общих тенденций литературного процесса. Дается общая периодизация
русской литературы XVIII века,
культурной эпохи Петра I. Отдельные главы посвящены творчеству Кантемира, Ломоносова,
Тредиаковского, Сумарокова, Фонвизина, Карамзина, Крылова, Державина,
Радищева. В учебнике представлен целостный анализ текстов, входящих
в список обязательной литературы по курсу.
Для студентов-филологов университетов
и педагогических институтов, для учителей-словесников школ, колледжей
и лицеев.
|