ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII в.
Особенности философской картины
мира в рационалистическом мировосприятии —
Своеобразие национальной концепции литературы
как отрасли духовной жизни общества —
Рационалистический тип эстетического сознания
и его приоритеты: мысль, разум, идеал —
Периодизация русской литературы XVIII в.
Восемнадцатое столетие, европейский «век разума и просвещения», увенчавший
собой период абсолютизма в Западной Европе и закончивший длительную
эпоху европейского культурного развития Великой французской революцией,
в России открывает новую эпоху ее государственности и культуры. 1700-й
год Россия впервые в своей истории отсчитала не от сотворения мира,
а от Рождества Христова, и встретила 1-го января, а не 1-го сентября.
Это — культурный знак символического рубежа, который отделяет древнюю
средневековую Русь от России Петровской эпохи новой истории.
В масштабах всемирной истории век — это совсем немного. Духовная жизнь
XVIII в. отличается невиданной степенью интенсивности и концентрации,
особенно заметной на примере новой русской литературы. Тот путь, который
культуры других европейских стран проделывали в течение веков, русская
словесная культура — от Кантемира до Державина и от безавторских гисторий
до Карамзина проделала практически за полстолетия: ведь литература и
жизнь связаны между собой как предмет и его отражение в зеркале, и стремительное
развитие национального эстетического сознания до общеевропейского культурного
уровня неоспоримо свидетельствует о таком же стремительном развитии
национальной жизни в целом. Только вот в том, что считать предметом
— жизнь или литературу, а что отражением — литературу или жизнь, русский
(как, впрочем, и европейский) XVIII в. придерживался собственных убеждений,
не совпадающих с теми, которые порождены современным типом эстетического
сознания.
Особенности философской картины мира
в рационалистическом мировосприятии
В XVIII в. в Западной Европе к политике, экономике и культуре которой
обратились взоры россиян сквозь окно, прорубленное реформами Петра I,
господствовало рационалистическое мировоззрение. Рационалистический
тип мировосприятия является по своей природе дуальным и иерархическим.
Дуализм рационалистического мировосприятия определяет структуру философской
картины мира: в сознании людей XVIII в. мир не был единым, целостным,
развивающимся и изменчивым, каким мы видим его сейчас. Реальность для
людей XVIII в. имела два уровня своего проявления и восприятия: материальный
и идеальный, и оба были в равной мере существующими, только материальный
мир обладал физическим существованием, а идеальный — духовным. И как
в дуальной христианской модели мира дух торжествовал над плотью, дуальное
рационалистическое мировосприятие считало идеальную реальность высшей
и первичной, а материальную — низшей и вторичной — ив этом проявился
иерархический характер рационалистического мировосприятия. Материальная
реальность была совокупностью отдельных случайных, несовершенных и разрозненных
предметов и явлений. Божественная гармония, правильность, высший смысл
всего сущего имели свое бытие в реальности идеальной, умопостигаемой,
и задачей словесных искусств было именно выражение этого общего смысла
с тем, чтобы материальная реальность могла приблизиться к своему должному
идеальному облику.
Мировоззренческие лозунги «века разума»: «Я мыслю, следовательно,
я существую» и «Мнения правят миром» — Россия на заре новой эпохи своей
истории восприняла и разделила с особенным энтузиазмом в силу того,
что рационалистическое мировосприятие, усваиваемое по мере развертывания
западнических реформ эпохи государственных преобразований, органично
наложилось на национальную культурную традицию. С одной стороны, многовековая
история России до Петра оказалась как бы перечеркнута в сознании людей
Петровской эпохи: средневековая Русь закончила свое существование, и
все, что создавалось в области политики, экономики, культуры, создавалось
заново. В этом смысле весьма характерно мироощущение, зафиксированное
в текстах эпохи, ближайшей ко времени государственных преобразований:
во II Сатире Кантемира ее герой Филарет (добродетельный человек), обращаясь
к своему собеседнику Евгению (благороднорожденному), характеризует своих
современников следующим образом: «Мудры не спускает с рук указы Петровы,
// Коими стали мы вдруг народ уже новый <...> Они ведь собою //
Начинают знатный род, как твой род начали //Твои предки, когда Русь
греки крестить стали» [1].
С другой стороны, это восприятие своей эпохи как новой отнюдь не отменило
глубоко укорененных в национальном сознании культурных традиций. Несмотря
на то что главным направлением культурных реформ была секуляризация
— то есть отделение культуры от церкви, многовековая традиция принадлежности
словесного творчества к сакральной сфере не могла быть ни преодолена
в короткое время, ни отменена в плане культурных ассоциаций национального
сознания. «Одной из особенностей русской средневековой культуры был
особый авторитет Слова. Слово совмещает в себе и разум, и речь, и одно
из наименований Сына Божия, и данный им людям закон. <...> Слово
никогда не ставится в один ряд с другими искусствами: они получают авторитет
извне, от сакральных или феодальных ценностей. Слову же авторитетность
присуща имманентно, как таковому. <...> В этом смысле естественно,
что когда место религиозного авторитета оказалось вакантным, его заняло
искусство Слова. <...> Заменив сакральные тексты, литература унаследовала
их культурную функцию» [2]. Это предопределило
своеобразие национальной концепции литературы как отрасли духовной жизни
общества.
Своеобразие национальной концепции литературы
как отрасли духовной жизни общества
Если европейская рационалистическая эстетика в теории и считала словесное
творчество высшей и первопричинной реальностью, то практическое наличие
многовековой непрерывной культурной традиции, а также наличие прочного
уклада общественной жизни успели сделать литературу профессией и отвести
литературе и литератору определенное место в социальной структуре. В
России же на протяжении всего XVIII в. господствовало ощущение, что
и общество, и культуру нужно создавать, причем создавать по заранее
намеченной и сконструированной модели идеального общества и идеальной
культуры.
Естественно, что главная роль в этом планомерном культурном жизнестроительстве
отводилась писателю. Писательство было не профессией, а служением —
и это организовывало в русской литературе XVIII в. такие отношения литературы
с жизнью, которые оказались прямо противоположны аналогичным западноевропейским.
Анализируя западноевропейский литературный быт на рубеже XVII—XVIII
вв., Ю. М. Лотман справедливо заметил, что «Там [в Европе] быт генерировал
текст, здесь[в России] текст должен был генерировать быт. Этот принцип
вообще очень существен для литературы XVIII в., она становится образцом
для жизни, по романам и элегиям учатся чувствовать, по трагедиям и одам
— мыслить» [3]. Эта первичность жизни духа,
идеального бытия, по отношению к материальному быту предопределила и
специфические отношения между писателем и читателем: «писатель не следит
за культурной ситуацией, а активно создает ее. Он исходит из необходимости
создавать не только тексты, но и читателей этих текстов, и культуру,
для которой эти тексты будут органичны» [4].
Отсюда закономерно следует определенная иерархия внутри
самой русской словесной культуры нового времени — литература как бы
распадается на два способа функционирования по критерию отношения читателя
и писателя. На протяжении почти всего XVIII в. существуют две литературные
традиции — низовая и высокая, обслуживающие соответственно бытовую потребность
читателя в развлекательном чтении и высокие умственные запросы гражданина
и члена общества. Писатель, творящий в русле низовой традиции — профессионал-литератор,
переводчик западноевропейского романа и оригинальный романист демократической
ориентации. Писатель же, творящий в русле высокой литературной традиции
— это поэт, пророк и учитель жизни. Даже если его произведение является
переводом, оно все-таки превышает значение перевода за счет оригинальности
жанровой модели им созданной («Тилемахида» Тредиаковского). И определенное
сближение этих традиций намечается только к концу XVIII в. как предвестие
перелома эстетических критериев высокой литературы, постепенно пересматривающей
свою адресацию к разуму и меняющей ее на адресацию к читательскому чувству.
Рационалистический тип эстетического сознания
и его приоритеты: мысль, разум, идеал
Перемещение словесного творчества из сакральной сферы в секулярную
для русского эстетического сознания XVIII в. означало и пересмотр представлений
о его природе. В эпоху господства рационалистического типа мировосприятия
органом творчества считалась высшая духовная способность человека —
разум, и он же являлся главным органом эстетического наслаждения. Отсюда
— характерная рационалистическая концепция культурной деятельности и
словесного творчества, идеально соответствующая задачам всесторонней
перестройки русской жизни по моделям европейской государственности и
культуры. «Век разума» неизбежно полагал любую культурную деятельность
столь же прямо и непосредственно полезной, как политическая, промышленная
и сельскохозяйственная. Все эти виды деятельности должны приносить плоды
— духовные или материальные, и в их плодотворности заключается единственное
разумное основание для того, чтобы ими заниматься.
Такая концепция творчества предопределила мотивацию писательского
труда: его главный стимул — это стремление служить обществу и приносить
ему реальную пользу исправлением частных и общественных пороков посредством
литературного слова, которое в сознании писателя XVIII в. являлось инструментом
прямого социального воздействия. И результат творческого процесса представлялся
эстетическому сознанию XVIII в. иначе, чем современному. Это был не
текст художественного произведения как таковой, а то положительное воздействие
на материальную реальность, к которому писатель стремился, преследуя
основную цель своего творчества: совершенствование и исправление человеческой
нравственности и приведение к разумной идеальной норме законов государственного
устройства.
Результатом этого особенного положения литературы в русской духовной
жизни XVIII в., ее специфической социальной функциональности и своеобразия
рационалистической концепции творчества стала иерархия эстетических
ценностей внутри самой литературы. Система эстетических приоритетов,
которыми руководствовались и писатели, и читатели XVIII в., была иной,
чем современная. Собственно эстетические задачи в русской литературе
XVIII в. достаточно долго стояли на втором плане, уступая первенство
посторонним для изящной словесности целям — идеологии и морали. По способу
своего функционирования в духовной жизни России XVIII в. литература
была не столько искусством художественного слова, сколько публицистикой,
идеологией, этикой, практической философией и даже в каком-то смысле
религией, соединив в себе все гуманитарные аспекты жизни общества. Это
положение вещей актуально на протяжении почти всего века. Поэтому непременным
условием историко-литературного, исследовательского, да и просто читательского
подхода к текстам литературы XVIII в. является осознание типологических
различий в эстетическом сознании эпох рационализма и классического периода
русской литературы XIX в., когда сформировались основные критерии современного
типа эстетического сознания.
Периодизация русской литературы XVIII в.
При всей компактности того исторического времени, которое в русской
литературе XVIII в. занял переход от русской средневековой традиции
книжности к словесной культуре общеевропейского типа ее развитие осуществлялось
стадиально и было связано не только с внутрилитературными, но и с внелитературными
факторами. Проблема периодизации русской литературы XVIII в. до сих
пор не может считаться решенной [5]. Представляется, что оптимальным критерием периодизации
является соотношение внутренних закономерностей литературного процесса
с циклами общественно-исторической национальной жизни, тем более, что
история и литература XVIII в., как и любой другой эпохи русской жизни,
определенным образом между собой связаны.
Общепринятым критерием периодизации дореволюционной русской истории
является смена власти. Тенденции крупных исторических отрезков русской
жизни определяются историей и характером царствования того или иного
монарха. С этой точки зрения история русского XVIII в. предстает в виде
следующих периодов:
Царствование Петра I (1700—1725), эпоха государственных преобразований,
время всесторонних западнических реформ, начиная от быта и кончая политическими
преобразованиями структуры русской самодержавной власти. Эту эпоху можно
в целом охарактеризовать как время интенсификации духовной и общественной
жизни, разворачивающейся одновременно с экстенсивным расширением сферы
российского участия в европейской жизни. В эпоху Петра закладываются
основы новой русской государственности, политики, экономики, культуры.
Россия стремительно расширяет свои территориальные границы и налаживает
торговые и политические контакты со странами Западной Европы.
После смерти Петра I, который отменил существующий закон о порядке
престолонаследия по старшинству и законодательно оформил акт о волевой
передаче власти самодержцем избранному им наследнику, но сам при жизни
не успел этого сделать, наступает пятилетие своеобразной государственной
смуты. В это время царствуют вдова Петра, Екатерина I (1725—1727) и
его малолетний внук Петр II (1727—1730). С этого момента и до смерти
Екатерины II в 1796 г. русский престол будет переходить от самодержца
к самодержцу посредством заговоров и государственных переворотов.
Царствование Анны Иоанновны, племянницы Петра I (1730—1740).
Десятилетие ее пребывания у власти было ознаменовано репрессивным
режимом бироновщины (по имени ее фаворита, курляндского герцога Эрнста
Бирона), опалой культурных деятелей Петровской эпохи (Феофан Прокопович,
Кантемир) и разгулом деятельности Тайной канцелярии — массовыми пытками
и казнями.
Царствование Елизаветы Петровны, дочери Петра I (1741—1761).
На двадцатилетие ее правления приходится расцвет русской дворянской
культуры, активизация деятельности дворянских учебных заведений и Академии
наук. Это — период стабилизации русской монархии в XVIII в.
Царствование Екатерины II (1762—1796). В 1762 г., через
полгода по смерти Елизаветы Петровны, в России произошел последний в
XVIII в. государственный переворот. На престол взошла устранившая со
своей дороги мужа Петра III, племянника и наследника Елизаветы Петровны.
Ее правление продолжалось 34 года — это самое длинное царствование в
истории XVIII в., и оно было весьма бурным. Первые 10 лет своего пребывания
у власти Екатерина II, независимо от того, были ли ее действия результатом
искренних намерений или же были продиктованы необходимостью считаться
с сильной дворянской оппозицией, ознаменовала целым рядом либеральных
законодательных актов. В то же время на период правления Екатерины II
приходится серьезнейший кризис русской государственности XVIII в. —
пугачевский бунт, по сути дела, гражданская война, после прекращения
которой царствование Екатерины постепенно приобретает репрессивный характер
в практике ужесточения цензуры, ограничения свободы слова и печати,
преследования инакомыслящих.
Царствование Павла I (1796—1801). Сын Екатерины II,
Павел I был последним русским императором XVIII в. Последние годы столетия
оказались ознаменованы глубоким кризисом власти, отчасти спровоцированным
самой личностью Павла I, отчасти же — дискредитацией идеи просвещенной
монархии в русском общественном сознании.
Этим периодом русской истории XVIII в. соответствуют следующие стадии
национального процесса:
Литература первой трети XVIII в. (1700—1730): момент перехода
от традиций русской средневековой книжности к словесной культуре общеевропейского
типа. Это время прихотливого смешения культурных установок древнерусской
литературы — анонимной, рукописной, связанной с культурой церкви — и
ориентации на словесную культуру нового типа — авторскую, печатную,
светскую. В культуре Петровской эпохи господствует так называемый «панегирический
стиль», порожденный, с одной стороны, пропагандистским пафосом культурных
деятелей эпохи государственных преобразований, а с другой — стремительным
усвоением символики и образности европейского искусства. Наиболее репрезентативная
фигура этой эпохи — Феофан Прокопович, основоположник светского ораторского
красноречия, создатель жанра проповеди — «Слова», которое послужило
своеобразным протожанром для литературы следующих десятилетий.
На исходе этого периода начинает свою литературную деятельность А.
Д. Кантемир. 1730-й г. ознаменован выходом в свет переводного романа
«Езда в остров Любви» В. К. Тредиаковского, к которому он приложил и
сборник своих лирических стихотворений. Как справедливо замечает исследователь,
«если перевод Тредиаковского фиксировал качественные сдвиги в литературном
сознании, порожденные обстановкой, возникшей в результате петровских
преобразований, то в сочинениях Кантемира уже прозорливо намечен выбор
классицизма в качестве такой художественной системы, которая наиболее
органична духовным потребностям утвердившегося в своей силе абсолютизма» [6].
Период становления, укрепления и господства классицизма (1730-е
— середина 1760-х гг.). На протяжении 1730—1740-х гг. были осуществлены
основные нормативные акты русского классицизма, смысл которых заключался
в создании стабильных, упорядоченных норм литературного творчества:
реформа стихосложения, регламентация жанровой системы литературы, стилевая
реформа. Одновременно с теоретическими мероприятиями русских писателей,
которые в это время являются и учеными-филологами, складывается и жанровая
система русской классицистической литературы. В творчестве Кантемира
и Ломоносова оформляются старшие жанры — сатира и торжественная ода.
Творчество Тредиаковского дает образцы художественной прозы, стихотворного
эпоса и начинает формировать жанровую систему лирики. Под пером «отца
русского театра» Сумарокова складываются жанровые модели трагедии и
комедии. Центральной литературной фигурой этого периода является Сумароков
— и потому, что с его именем особенно тесно связано понятие русского
классицизма, и потому, что его литературная установка на жанровый универсализм
творчества привела к оформлению жанровой системы русской литературы
XVIII в.
Вторая половина 1760-х — 1780-е гг. — третий период развития
русской литературы XVIII в. — является наиболее бурным и многоаспектным,
как и соответствующий ему период русской истории. Конец 1760-х гг. —
эта первая эпоха гласности в русской истории нового времени — ознаменовался
невиданным расцветом публицистических жанров на страницах периодических
изданий 1769—1774 гг. В это же время в устойчивой иерархической жанровой
системе классицизма намечаются внутренние вихревые движения и кризисные
явления, спровоцированные вторжением низовой демократической беллетристики
в высокую литературу. Четкая иерархия жанров классицизма начинает колебаться
под натиском синтетических структур, соединяющих высокий и низкий литературные
мирообразы. При жизни основоположников русской литературы XVIII в. Ломоносова,
Тредиаковского, Сумарокова в литературу входят не только демократические
беллетристы 1760—1770-х гг., но и те, кому уже в это двадцатилетие суждено
стать писателями, определяющими лицо русской литературы XVIII в. в целом
и основоположниками многих плодотворных традиций, уходящих в перспективу
XIX и XX вв. Фонвизин, Державин, Крылов, Радищев, образуя новую генерацию
писателей, определяют своим творчеством кульминацию русской литературы
XVIII в.
Последнее десятилетие XVIII в. — 1790-е гг. — принесло с собой
перемену типа эстетического сознания и окончательный перелом от идеологии
к эстетике в литературных теории и практике. 1790-е гг. ознаменованы
тем, что классицизм в качестве основного литературного метода уступает
место сентиментализму, разум — чувству, стремление внушить читателю
моральную истину — стремлению взволновать и эмоционально увлечь. Ранние
сентименталистские веяния наблюдаются в русской литературе XVIII в.
начиная со второй половины 1760-х гг., но статус целостного литературного
направления и стройной системы эстетико-идеологических установок творчества
русский сентиментализм обретает с момента литературного дебюта Н. М.
Карамзина. В этом смысле можно сказать, что в русской литературе XIX
в. наступил на 10 лет раньше, чем в русской истории: Карамзин по своим
эстетическим установкам скорее является первым классиком русской литературы
XIX в., чем последним — XVIII в. Как эстетическое единство русская литература
XVIII в. обрела свое кульминационное завершение в творчестве сентименталиста
Радищева; сентименталист Карамзин открывал своим творчеством новый век
русской словесности.
[1] Кантемир А. Д. Собрание стихотворений.
Л., 1956. С. 75—76.
[2] Лотман Ю. М. Очерки по истории
русской культуры XVIII века // Из истории русской
культуры. Т. 4 (XVIII — начало XIX
века). М., 1996. С. 88-89.
[3] Там же. С. 97.
[4] Там же. С. 107.
[5] Подробно об этом см.: Стенник Ю.
В. Проблема периодизации русской литературы XVIII
в. // XVIII век. Сб. 16. Л., 1989. С. 17—31.
[6] Стенник Ю. В. Проблема периодизации
русской литературы XVIII в. С. 26.
|