О.Б.Лебедева История русской литературы XVIII века Учебник для вузов |
|
1) Тредиаковский В.К. Новый и краткий способ к сложению стихов российских // Тредиаковский В.К. Избранные произведения. М.; Л., 1963. 2) Ломоносов М.В. Письмо о правилах российского стихотворства // Ломоносов М.В. Избранные произведения. Л., 1986. 3) Шенгели Г. Техника стиха. М., 1960. Гл. 1. 4) Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975. С. 68—70. 5) Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. М., 1984. Гл. 1, § 7, 9, 10, 12, 14, 17—19. 1) Составить конспект трактатов В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова. 2) Подобрать стихотворные примеры к каждому вопросу. 3) Законспектировать статьи из указанного списка литературы. 1. Русский силлабический стих. Его происхождение и основные характеристики. 2. Лингвистические причины неорганичности русской силлабики. 3. Национально-исторические причины реформирования силлабического стиха. 4. «Новый и краткий способ к сложению стихов российских» В. К. Тредиаковского: а) новые понятия: звук, слог, стопа, стих, ритм в трактате В. К. Тредиаковского и их соотношение; б) тоническая модель (графическая схема) нового силлабо-тонического стиха; в) непоследовательность Тредиаковского и причины незавершенности реформы. 5. М.В. Ломоносов — систематизатор русского стихосложения. «Письмо о правилах российского стихотворства»: а) моменты совпадения в теориях Ломоносова и Тредиаковского; б) новые стиховедческие понятия в «Письме» Ломоносова; в) элементы непродуктивности в теории Ломоносова. 6. Письменная работа: формальные характеристики силлабического и силлабо-тонического стиха. Анализ текста. 1) Ломоносов M. B. Оды 1739, 1747, 1748 гг. «Разговор с Анакреоном» «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф..». «Ночною темнотою...». «Утреннее размышление о Божием величестве» «Вечернее размышление о Божием величестве». 2) Тынянов Ю. Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. 3) Западав А. В. Умение прочитать оду // Западав А. В. В глубине строки. М, 1972. 4) Стенник Ю. В. «Вечернее размышление о Божием величестве» // Поэтический строй русской лирики. Л , 1973. 5) Гуковский Г. А. Об анакреонтической оде // Гуковский Г. А. Русская поэзия XVIII века. Л., 1927. 1) Составить конспекты указанных работ. 2) Составить графические схемы стиха и строфы торжественной оды. 3) Подготовить таблицу основных художественных приемов создания одической образности с примерами из указанных од Ломоносова. 1. Определение и жанровые разновидности оды. 2. Поэтика торжественной (похвальной) оды: понятие одического канона, ритмика, строфика, тематика, композиция, особенности словоупотребления, типология художественной образности, характер мирообраза, соотношение риторического и лирического начал. 3. Поэтика анакреонтической и духовной оды как лирических жанров: идеологический и пластический мирообразы, формы проявления авторского субъективизма. 4. Письменная работа: анализ текста торжественной оды (описание одного из устойчивых элементов одической структуры). 1) Сумароков А. П. Тресотиниус. Опекун. Рогоносец по воображению // Сумароков А. П. Драматические сочинения. Л., 1990. 2) Лукин В. И. Мот, любовью исправленный. Щепетильник // Русская литература XVIII в. (1700—1775). Сост. В. А. Западов. М., 1979; Хрестоматия по русской литературе XVIII в. Сост. А. В. Кокорев. М., 1965. 3) Капнист В. В. Ябеда // Капнист В. В. Избранные произведения. Л., 1973. 4) Берков П. Н. История русской комедии XVIII в. Л., 1977. Гл. 2, 4 (§ 3), 5 (§ 2, 3). 11 (§ 3). 5) Стенник Ю. В. Сумароков-драматург // Сумароков А П. Драматические сочинения Л., 1990. 6) Моисеева Г. Н. Пути развития русской драматургии XVIII в. // Русская драматургия XVIII века. М., 1986. 7) Лебедева О. Б. Русская высокая комедия XVIII века: Генезис и поэтика жанра. Томск, 1996. Гл. 1 (§ 5), 2 (§ 2, 3), 5 (§ 4). Пользуясь указанной литературой, подготовить к занятию письменный реферат на тему: «Жанры русской комедии 1750—1790 гг.» 1. Эволюция жанра комедии в творчестве А. П. Сумарокова: памфлетная комедия 1750 гг., комедия интриги 1760 гг., комедия нравов 1770 гг. 2. Поэтика жанра комедии А. П. Сумарокова: функции каламбурного слова, конфликтобразующие функции понятий, особенности словоупотребления в речевых характеристиках порочных и добродетельных персонажей, типология художественной образности, своеобразие конфликта, типология развязки. 3. Комедия нравов в творчестве В. И. Лукина: идеология и эстетика «прелагательного» направления, жанровое своеобразие «слезной» комедии («мещанской трагедии»), риторика и бытописание в комедиях «Мот, любовью исправленный» и «Щепетильник». 4. Высокая комедия «Ябеда» В. В. Капниста: поэтика жанра стихотворной высокой комедии, функции каламбурного слова (характерологическая, действенная, миромоделирующая), особенности конфликта, типология развязки, типология высокого героя. 1) Фонвизин Д. И. Недоросль // Фонвизин Д. И. Собр. соч.: В 2 т. М.; Л., 1959. Т. 1. 2) Макогоненко Г. П. От Фонвизина до Пушкина. М., 1969. С. 336—367. 3) Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. Л., 1977. Гл. 8 (§ 3). 4) История русской драматургии XVII - первой половины XIX в. Л., 1982. С. 140—146. 5) Лебедева О.Б. Русская высокая комедия XVIII в.: Генезис и поэтика жанра. Томск, 1996. Гл. 4. 1) Составить конспекты указанных работ 2) Письменно ответить на вопрос «Как семантика родовой фамилии Скотининых реализуется в речевой характеристике бытовых героев?» 3) Составить словарь абстрактных понятий в речи героев-идеологов. 1) Каламбурное слово и его функции в комедии «Недоросль». 2) Типология художественной образности: бытовые герои и герои-идеологи. 3) Жанровые традиции сатиры и оды в комедии «Недоросль». 4) Симметризм в комедии: система образов, биографии (д. 3, явл. 1, 5; д. 4, явл. 7, 8), сцена экзамена (д. 3, явл. 1; д. 4, явл. 1, 4, 8), процесс воспитания и обучения (д. 2, явл. 4, 6; д. 3, явл. 1; д. 5, явл. 1). 5) Жанровое своеобразие комедии «Недоросль». 1) Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву // Радищев А.Н. Сочинения. М., 1988. 2) Кулакова Л. И., Западав В. А. А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий. Л., 1974. 3) Макогоненко Г. П. Радищев и его время. М., 1956. С. 433—457. 4) Орлов П. А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 145—162. 1) На основании эпиграфа, посвящения, «Слова о Ломоносове», анализа фонвизинских мотивов в главах «Любани», «Хотилов», «Выдропуск» («Копии с отписок»), «Новгород» («Вопросы г-ну сочинителю «Былей и небылиц»), «Завидово» («Всеобщая придворная грамматика») письменно ответить на вопросы: «Каковы идеологические и эстетические моменты сближения Радищева с Тредиаковским? с Ломоносовым? с Фонвизиным?» (по выбору). 2) В главах от «Выезда» до «Спасской Полести» выбрать и прокомментировать эпизоды, в которых фигурирует мотив сна и сновидения. Подготовить письменную работу на тему: «Смысловые и композиционные функции мотива сна в «Путешествии из Петербурга в Москву». 1) Структура повествования в «Путешествии»: очерковое, публицистическое и художественное начала как модель процесса познания. 2) Проблема автора и героя. 3) Литературно-ассоциативный фон сюжета. 4) Вводные жанры авторские включения (посвящение, ода «Вольность». «Слово о Ломоносове»), рассказ встречного («Чудово», «Зайцово»), сон («Спасская Полесть»), найденная рукопись («Хотилов», «Выдропуск», «Торжок»), письмо («Зайцово»), подслушанный разговор («Спасская Полесть», «Крестьцы») 5) Особенности сюжетосложения и композиции 6) Жанровое своеобразие «Путешествия» в контексте национальной литературной традиции. 1) Карамзин Н М. Бедная Лиза // Карамзин Н.М. Сочинения: В 2 т. Л., 1984. Т. 1. 2) Канунова Ф.З. Из истории русской повести. Томск, 1967. С. 44—60. 3) Павлович С.Е. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII в. Саратов, 1974. С. 148—158. 4) Орлов П. А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 148—158. 5) Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995. С. 80—205. Пользуясь указанной литературой, подготовить реферат на тему: «Средства выражения авторской позиции в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». 1) Сентименталистская концепция личности в повести «Бедная Лиза» (идеи чувствительности, внесословной ценности, противоречивости человека). 2) Особенности конфликта. 3) Средства и приемы художественного воссоздания действительности: а) автор-повествователь, функции читателя в образной структуре повести, средства организации читательского восприятия; б) своеобразие сюжета и композиции; внесюжетные элементы текста; в) характер хронотопа, функции пейзажа. |
Нет комментариев. Оставить комментарий: |
|