Глава седьмая.
ОБРАЗЫ РАБЛЕ И СОВРЕМЕННАЯ ЕМУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
До сих пор мы рассматривали образы Рабле преимущественно в их связи
с народной культурой. Нас интересовала в творчестве Рабле основная,
большая линия борьбы двух
культур, то есть борьбы народной культуры с официальным средневековьем.
Но мы уже не раз отмечали, что эта большая линия борьбы органически
сочеталась со злободневными откликами на актуальные – большие и маленькие
– события тех лет, тех месяцев и даже тех дней, когда создавались части
романа Рабле. Можно прямо сказать, что роман весь с начала и до конца
вырастал из самой гущи жизни своего времени, жизни, активным участником
или заинтересованным свидетелем которой был сам Рабле. В образах его
романа сочетается необъятная широта и глубина народного универсализма
с предельной конкретностью, индивидуальностью, детализованностью, жизненностью,
актуальностью и злободневностью. Образы эти бесконечно далеки от абстрактной
символики и схематизма. Можно сказать, что в романе Рабле космическая
широта мифа сочетается с острой злободневностью современного «обозрения»
и с конкретностью и предметной точностью реалистического романа. За
самыми, казалось бы, фантастическими образами раскрываются действительные
события, стоят живые лица, лежит большой личный опыт автора и его точные
наблюдения.
Французская раблезистика проделала большую и кропотливую работу, чтобы
вскрыть эту всестороннюю тесную связь образов Рабле с современной ему
действительностью. В результате этой работы ей удалось собрать большой
и во многом ценный фактический материал. Но этот материал и освещается
и обобщается современной раблезистикой с узких методологических позиций.
Преобладает дурной биографизм, при котором социальные и политические
события эпохи утрачивают свой прямой смысл и свое политическое острие,
приглушаются, притупляются и превращаются просто в факты биографии писателя,
стоящие в одном ряду с мелкими событиями личной и бытовой жизни. За
массою таких биографических фактов, кропотливо собранных, исчезает большой
смысл как самой эпохи, так и романа Рабле, исчезает и та подлинная народная
позиция, которую занимал Рабле в борьбе своего времени.
Правда, некоторые раблезисты – и прежде всего покойный глава современной
раблезистики Абель Лефран – уделяют немало внимания политическим событиям
эпохи и их отражению в романе Рабле. Но при этом как сами события, так
и их отражения в романе толкуются в официальном плане. Абель Лефран даже прямо
считал Рабле «королевским публицистом».
Публицистом Рабле действительно был, но он вовсе не был королевским
публицистом, хотя и понимал относительную прогрессивность королевской
власти и отдельных актов политики двора. Мы уже говорили, что Рабле
дал замечательные образцы публицистики на народно-площадной основе,
то есть такой публицистики, в которой не было ни грана официальности.
Как публицист, Рабле не солидаризовался до
конца ни с одной из группировок в пределах господствующих классов
(включая и буржуазию), ни с одной из точек зрения, ни с одним из мероприятий,
ни с одним из событий эпохи. Но в то же время Рабле отлично умел понять
и оценить относительную прогрессивность отдельных явлений эпохи, в том числе
и отдельных мероприятий королевской власти, и он приветствовал их в
своем романе. Однако эти оценки и приветствия никогда не были безоговорочными,
официальными, так как форма народно-площадной образности, пронизанная
амбивалентным смехом, позволяла раскрыть и всю ограниченность
этой прогрессивности. Для народной
точки зрения, выраженной в романе Рабле, всегда раскрывались более широкие
перспективы, выходившие за пределы ограниченной прогрессивности, доступной
движениями эпохи.
Оcновная задача Рабле – разрушить официальную картину эпохи и ее событий,
взглянуть на них по-новому, осветить трагедию или комедию эпохи с точки
зрения смеющегося народного хора на площади. Рабле
мобилизует все средства трезвой народной образности, чтобы вытравить
из всех представлений о современности и ее событиях всякую официальную
ложь и ограниченную серьезность, продиктованную интересами господствующих
классов. Рабле не верит на слово своей эпохе «в том, что она говорит
о себе и что она воображает о себе», – он хочет раскрыть ее подлинный
смысл для народа, народа растущего и бессмертного.
Разрушая официальные представления об эпохе и ее событиях, Рабле не
стремится, конечно, дать ее научный анализ. Ведь он говорит не на языке
понятий, а на языке народно-смеховых образов. Но, разрушая ложную серьезность,
ложный исторический пафос, Рабле подготовляет почву для новой серьезности
и для нового исторического пафоса.
Проследим теперь на ряде примеров, как отражена в романе Рабле современная
ему действительность от ближайшего жизненного окружения автора до больших
событий эпохи.
В «Пантагрюэле» (хронологически первой книге) в главе о рождении героя
изображается страшная жара и засуха и вызванная ею всеобщая жажда. Засуха
эта продолжалась, по словам Рабле, «тридцать шесть месяцев, три недели,
четыре дня и тридцать с лишним часов (пожалуй, даже несколько больше)».
И вот из мемуаров современников мы узнаем, что в том году (1532), когда
писался «Пантагрюэль», действительно была небывалая засуха, которая
продолжалась шесть месяцев. Рабле только преувеличил масштабы и точность
ее длительности. Как мы уже говорили, засуха и всеобщая жажда оживили
образ мистерийного чертенка Пантагрюэля, пробудителя жажды, и сделали
этот образ актуальным.
В той же книге имеется эпизод, где Панург покупает индульгенции и
при этом поправляет свои денежные дела. Оказывается, что в том году,
когда писался роман, во Франции проводился внеочередной папский юбилей.
И как раз те церкви, которые обходит Панург, действительно получили
право продажи индульгенций. Так что и здесь соблюдена абсолютная точность
деталей.
В той же книге есть и такой эпизод: «Немного спустя Пантагрюэль, вычитав
в прекрасных сказаниях о своих предках, что Жофруа де Люзиньян, по прозвищу
Жофруа Большой Зуб, дедушка троюродного брата старшей сестры тетки зятя
дяди невестки его тещи, был погребен в Майезе, взял отпуск, чтобы, как
подобает порядочному человеку, посетить могилу усопшего родича. Он взял
с собой кое-кого из своих товарищей, и, пройдя Лигюже и навестив там
глубокочтимого аббата Ардийона, затем – Люзиньян, Сансе, Сель, Колонж,
Фонтене-ле-Конт, где они приветствовали ученого Тирако, они прибыли
наконец в Майезе и посетили гробницу означенного Жофруа Большой Зуб…»
(кн. II, гл. V).
Когда Пантагрюэль увидел каменную скульптуру Жофруа, воздвигнутую
на его могиле, он был поражен необычайно гневным видом, который художник
придал всей фигуре Жофруа.
В этом эпизоде два фантастических момента: самый образ путешествующего
гиганта Пантагрюэля и пародийно-комическое
определение родства его с Жофруа де Люзиньяном. Все остальное в этом
эпизоде – имена лиц, название местностей, события, гневный облик скульптуры
Жофруа и другие подробности – с абсолютною точностью соответствуют действительности
и теснейшим образом связаны с жизнью и впечатлениями самого Рабле.
В те времена (1524 – 1527), когда Рабле был секретарем Жофруа д'Этиссака,
епископа и аббата Майезе, он не один раз совершал это путешествие из
Майезе в Пуатье и обратно (маршрут Пантагрюэля), проезжая через все
те места, которые он называет в нашем эпизоде с абсолютною точностью.
Д'Этиссак находился в постоянных разъездах по своей епархии (он, как
большинство сеньоров того времени, чрезвычайно увлекался строительством),
а Рабле его сопровождал. Поэтому провинцию Пуату он знал отлично вдоль
и поперек до самых глухих местечек. В своем романе он называет более
пятидесяти имен пуатевинских мест и местечек, в том числе самых маленьких
и глухих поселков. Все названные в нашем эпизоде места были ему интимно
знакомы. В монастыре кордильеров, находившемся в Фонтене-ле-Конт, протекли
первые монашеские годы Рабле; в самом городе он посещал кружок гуманистически
настроенных юристов, собиравшийся в доме ученого Тирако, дружеские чувства
к которому Рабле сохранил до конца жизни. Вблизи Легюже находилось аббатство,
где Рабле часто гостил у ученого аббата Ардийона (здесь под влиянием
Жана Буше он, по-видимому, впервые начал писать стихи на французском
языке). Таким образом, и Ардийон и Тирако – имена живых и всем известных
современников Рабле.
Невымышленным лицом был, конечно, и предок Пантагрюэля – Жофруа де
Люзиньян, по прозвищу Большой Зуб. Это – историческая фигура. Он жил
в начале XIII века. Он сжег аббатство Майезе (за это Рабле сделал его
в преисподней продавцом огнива, – карнавальный способ загробного воздаяния),
но затем, покаявшись, отстроил его заново и богато одарил. За это в
церкви Майезе ему и был воздвигнут роскошный памятник (похоронен он
был в другом месте) с каменной скульптурой.
И то исключительно гневное выражение образа Жофруа в этой скульптуре,
о котором говорит Рабле, также в точности соответствует действительности.
Правда, скульптурное изображение это погибло, но голова его была найдена
в 1834 году под развалинами церкви Майезе и хранится в настоящее время
в музее города Ниора. Вот как описывает эту голову Жан Платтар: «Нахмуренные
брови, суровый и неподвижный взгляд, взъерошенные усы, раскрытый
рот, оскаленные зубы
– все в этой фигуре было наивным выражением гнева» (Plattard J. L`oeuvre de Rabelais…, p. 58).
Подчеркнем в этой каменной голове Жофруа разинутый
рот и зубы, то есть ведущие гротескные черты образа самого Пантагрюэля
первой книги. Не потому ли Рабле, так часто видевший эту голову в церкви
аббатства и запечатлевший ее в своей памяти, и сделал Жофруа предком
Пантагрюэля.
Весь этот небольшой и маловажный эпизод по своему построению и составу
чрезвычайно типичен. Гротескно-фантастический (и даже космический) образ
Пантагрюэля вплетен здесь в совершенно
реальную и интимно знакомую автору действительность; он путешествует
по знакомым и близким автору местам,
встречается с личными друзьями автора,
видит те же предметы, которые видел и автор. В эпизоде много собственных
имен, названий местностей и имен лиц, – и все они совершенно реальны, даются даже адреса лиц
(Тирако и Ардийона).
Действительность, окружающая Пантагрюэля, носит, таким образом, реальный,
индивидуальный и, так сказать именной
характер – это мир единичных знакомых вещей и знакомых людей:
момент абстрактного обобщения, нарицательности и типизации сведен к
минимуму. Подчеркнем еще местно-топографический характер образов этого
эпизода. Мы наблюдаем этот характер в романе повсюду. Рабле всегда старается
вплести в ткань своего рассказа какую-нибудь действительную местную
особенность той или другой провинции или города, какой-нибудь местный
курьез, местную легенду. Так, например, мы уже говорили, что ту чашу,
в которой варилась кашица Пантагрюэлю, во времена Рабле действительно
показывали в Бурже как «чашу гиганта». Маленький Пантагрюэль был прикован
к люльке цепями. Рабле при этом отмечает, что одна из этих цепей находится
в Ла-Рошели, другая – в Лионе, а третья – в Анжере. Действительно
эти цепи там находились и были хорошо известны всем бывавшим в этих
городах. В Пуатье молодой Пантагрюэль отломил от большой скалы камень
и устроил из него стол для местных студентов. Камень этот существует
в Пуатье и в настоящее время, только он раскололся на две части. Эти
местные элементы, рассеянные в романе повсюду, резко усиливают индивидуально-именной,
знакомый и виденный (если можно так выразиться) характер всего
раблезианского мира. Даже вещи бытового обихода (как, например, чаша
для каши) носят здесь индивидуально-единственный характер, подобно
вещам, принадлежавшим историческим лицам и хранимым в музеях. К особому
типу раблезианской индивидуализации мыеще вернемся.
Переходим к хронологически второй книге романа – к «Гаргантюа». Все
события этой книги (за исключением парижских эпизодов) совершаются в
окрестностях Шинона, то есть на родине самого Рабле. Все те места и
местечки, где разыгрываются действия, названы здесь с абсолютной точностью
и могут быть найдены на картах или кадастрах эпохи. В центре (топографическом)
всего действия находится, как известно, королевская «резиденция» Грангузье
(отца Гаргантюа). В настоящее время раблезистам удалось с полною точностью
и несомненностью идентифицировать эту резиденцию Грангузье с совершенно
реальной мызой Девиньер, принадлежавшей отцу писателя – адвокату Антуану
Рабле. На этой мызе родился и сам писатель. Скромный домик семьи Рабле
в Девиньере сохранился и до наших дней. Сохранился и старинный камин,
перед которым сидел добрый Грангузье, поджаривая каштаны, дожидаясь,
пока они лопнут, поправляя огонь палкой с обугленным концом и рассказывая
семье сказки доброго старого времени, – в тот самый исторический момент,
когда ему донесли о неожиданной агрессии Пикрохола.
Когда идентификация резиденции Грангузье с Девиньером была твердо
установлена, сразу ожили все без исключения географические названия
и топографические указания, которые дает Рабле при изображении событий
романа (а этих имен и указаний очень много). Все оказалось реальным
и точным до мельчайших подробностей (только увеличенным в своих масштабах).
Недалеко от Девиньера на левом берегу речки Негрон до сих пор еще существует
луг – la prairie de la Saulsaye, – на котором происходили «беседы во
хмелю» и на котором четвертого февраля во время карнавального праздника
убоя скота родился Гаргантюа. Абель Лефран справедливо предполагает,
что таковы были и действительное место, и< дата рождения самого Рабле.
И вся топография пикрохолинской войны оказалась абсолютно реальной
и точной. И Сейи, и Лерне, и дорога между ними, где произошла драка
между виноградарями и пекарями, и долина Негрона, где происходят военные
действия вокруг Девиньера на очень узком пространстве, ограниченном
с разных сторон Лерне, Ларош Клермо, Вогудре и Вогюйон, – все это совершенно
точно названо и указано в романе и раскрывает четкую и ясную картину
всех военных операции. И монастырский виноградник, который защищал брат
Жан, существует до настоящего времени, сохранилась даже часть древней
стены, современной Рабле.
Но и в основе самой пикрохолинской войны лежит совершенно реальное
событие. При ее изображении Рабле использовал действительный конфликт,
происходивший в его родных местах, в котором с одной стороны принимала
участие семья Рабле и друзья его семьи, а с другой стороны – сеньор
Лерне Гоше Сент-Март. Этот последний владел рыбным промыслом на Луаре,
мешавшим судоходству. Отсюда у него возник конфликт и судебный процесс
с окрестными общинами, интересы которых были связаны с судоходством.
Процесс этот длился очень долго, то ослабевая, то возгораясь снова.
Он принял особо острый характер именно осенью 1532 года, когда Франсуа
Рабле гостил у своего отца в Девиньере в период сбора винограда. Отец
писателя – адвокат Антуан Рабле – одно время был другом своего соседа
Гоше Сент-Марта и даже вел его дела, но в его конфликте с общинами он
стал на сторону этих последних. Интересы общин в процессе защищал адвокат
Галле – родственник и близкий друг отца Рабле. Таким образом, Франсуа
Рабле во время своего летнего пребывания в Девиньере (1532)оказался
в центре событий этого конфликта и, возможно, принял в нем и сам некоторое
участие.
Изображение пикрохолинской войны полно аллюзий на этот реальный конфликт.
Даже некоторые имена соответствуют действительности. Так, парламентарием
Грангузье, защищающим его дело, выступает Галле: мы видели, что реальный
Галле действительно вел дела общин против Гоше Сент-Марта. Избитый знаменосец
пекарей, из-за которого отчасти и разгорелась война, носит имя Марке.
Это – имя зятя Сент-Марта. В главе XLVII Рабле перечисляет имена тридцати
двух феодальных владений (одно из характерных для Рабле длинных перечислений-номинаций),
которые составляли «старинную конфедерацию» и которые предложили Грангузье
свою помощь. Здесь нет ни одного выдуманного имени. Все это имена городов,
городков, сел и деревушек, которые были расположены на берегах Луары
и Виенны или вблизи от них и которые были непосредственно заинтересованы
в луарском торговом судоходстве. Все они действительно составляли союз
в процессе против Сент-Марта. Весьма возможно, что и эпизод драки между
пекарями Лерне и виноградарями Сейи также имел место в действительности.
Абель Лефран указывает, что между этими двумя поселками и до настоящего
времени еще живо древнее соперничество – глухая память о какой-то стародавней
вражде.
Таким образом, центральные эпизоды второй книги – «Гаргантюа» – совершаются
в реальной действительности, в интимно-знакомом
и виденном мире родного дома и его ближайших окрестностей. Топография
родных мест дана со всеми мельчайшими подробностями и с исключительной
точностью. Весь этот мир – от вещей и до лиц – носит индивидуально-именной
и совершенно конкретный характер. Такие фантастические события, как,
например, проглатывание паломников в салате и затопление их мочой, совершаются
во дворе и в саду мызы Девиньер, которые обозначены со всею топографическою
точностью (они сохранились почти без изменений и до настоящего времени).
Такой же характер носят и все остальные эпизоды как этой, так и последующих
двух книг романа. За большинством из них раблезистика вскрывает реальные
места, реальных лиц, действительные события. Так, ряд действующих лиц
третьей книги отождествлен с современниками Рабле: Гер-Триппа – Агриппа
Неттесгеймский, богослов Гиппофадей – Лефевр д'Этапль, поэт Котанмордан
– Жан Лемер, доктор Рондибилис – врач Ронделе и др. Деревушка Панзу
(в эпизоде с панзуйской сивиллой) существовала и существует на самом
деле, и в ней действительно жила популярная в свое время пророчица;
и в наши дни еще показывают грот в скале, где, по преданию, жила эта
ворожея.
То же самое нужно сказать и о «Четвертой книге», хотя здесь раблезистика
и не располагает еще таким богатым и точным материалом, как для первых
книг. Ограничимся одним примером – вставным рассказом о проделке Виллона.
Действие этого «трагического фарса» происходит в Сен-Максане (т.е. в
столь хорошо знакомой Рабле провинции Пуату). Здесь в окрестностях этого
городка до сих пор еще сохранился от времен Рабле тот придорожный крест,
который имел в виду автор, указывая, что мозги Пошеям «вывалились у
придорожного креста». Возможно, что, кроме книжных источников, новелла
эта была навеяна каким-нибудь местным рассказом, так как один из ближайших
к Сен-Максану приходов называется до сих пор еще «приходом мертвого
монаха».
Ограничимся приведенными примерами. Они достаточно освещают нам существенную
сторону раблезианских образов – их связь с реальной и непосредственно
близкой автору действительностью. Ближайший объект изображения, первый
план всех образов – это мир хорошо известных обжитых мест, живых знакомых
людей, виденных и перещупанных вещей.
В этом ближайшем мире (первом плане изображения) все индивидуально-единственно,
исторично. Роль общего и нарицательного минимальна: каждый предмет здесь
как бы хочет быть названным собственным
именем. Характерно, что даже в сравнениях и сопоставлениях Рабле
стремится всегда привлекать совершенно индивидуальные, исторически единственные
предметы и явления. Например, когда Пантагрюэль на пиру после сожжения
рыцарей говорит о том, что хорошо бы подвесить колокола под жующие челюсти,
то он не ограничивается образом церковных колоколов вообще, а называет
совершенно определенные – колокола
с колоколен Пуатье, Тура и Комбре. Другой пример: в главе LXIV
«Четвертой книги» есть такое сравнение: «Брат Жан с помощью дворецких,
пекарей, стольников, чашников, виночерпиев, поваров и других внес на
палубу четыре страшных пирога с ветчиной: при взгляде на них мне пришли
на память четыре бастиона города Турина». Подобных примеров
можно привести множество. Образы Рабле повсюду тяготеют к лично увиденным исторически единственным предметам
(разновидностью этого является и особое пристрастие его, разделяемое
со всею эпохой, к курьезам, раритетам, диковинкам).
Характерно, что большинство объектов из разобранных нами примеров
можно видеть еще и сегодня: так, можно видеть «королевскую резиденцию»
Грангузье и его семейный очаг – этот символ миролюбивой политики, можно
видеть монастырский виноградник брата Жана, каменную голову Жофруа Большой
Зуб, каменный стол для студенческих пирушек в Пуатье, придорожный крест
в Сен-Максане, у которого вывалились мозги Пошеям.
Но этим ближайшим миром (точнее мирком) обжитых мест, виденных вещей
и знакомых людей современная Рабле действительность, отраженная в его
романе, вовсе еще не исчерпывается. Это только ближайший к нему (к его
личности, к его жизни, к его глазу) план образов романа. За ним раскрывается
второй – более широкий и более исторически значительный план, входящий
в ту же современную ему действительность, но измеряемый иными масштабами.
Вернемся к образам пикрохолинской войны. В основе их, как мы видели,
лежит местный провинциальный и даже почти семейный конфликт луарских общин с соседом
Антуана Рабле – Сент-Мартом. Арена их – узкое
пространство ближайших окрестностей Девиньера. Это – первый ближайший
план образов пикрохолинской войны, исхоженный самим Рабле, привычный
для его глаз, перещупанный его руками, связанный с его близкими и друзьями.
Но современники и ближайшие потомки Рабле узнавали в образе Пикрохола
вовсе не Гоше де Сент-Марта, а Карла V, а отчасти и других агрессивных властителей той эпохи – Людовика
Сфорца или Фердинанда Арагонского. И они были правы. Весь роман Рабле
теснейшим образом связан с политическими событиями и проблемами своего
времени. А первые три книги романа (в особенности же «Гаргантюа» и «Третья
книга») – с борьбою Франции с Карлом V.
В частности, пикрохолинская война является прямым
откликом на эту борьбу. Например, в изумительной сцене военного
совета Пикрохола есть элемент прямой сатиры на завоевательную политику
Карла V. Эта сцена совета есть ответ Рабле на аналогичную же сцену
в «Утопии» Томаса Мора, где претензии на мировую монархию и агрессивность
приписываются Франциску I. Рабле переадресовал эти обвинения Карлу V.
Источником речи Галле, в которой он обвиняет в агрессии Пикрохола и
защищает мирную политику Грангузье, послужила аналогичная речь о причинах
войны между Францией и Карлом V, обращенная Гильомом дю Белле (будущим
покровителем и другом Рабле) к германским князьям.
Вопрос об определении агрессора в эпоху Рабле стоял
очень остро и притом в совершенно конкретной форме в связи с войнами
между Карлом V и Франциском I. Этому вопросу посвящен
ряд анонимных произведений того времени, вышедших из окружения братьев
дю Белле, к которому принадлежал и Рабле.
Образы пикрохолинской войны являются живым
откликом на эту актуальную политическую тему об агрессоре. Рабле
дал свое решение этому вопросу, и в лице Пикрохола и его советников
он создал неумирающий образ агрессивного военного политика. Не подлежит
сомнению, что он придал ему и некоторые черты Карла V. Эта связь
с политической проблематикой эпохи создает второй
– актуально-политический план образов пикрохолинской войны.
Но в XV и XVI веках проблема войны и мира ставилась и более широко
и принципиально, чем, так сказать, частный
вопрос об агрессоре в определенном военном конфликте. Речь шла о принципиальном
праве властителей и народов вести войну и о различии
войн справедливых и несправедливых. Обсуждались и вопросы организации
всеобщего мира. Достаточно назвать Томаса Мора и Эразма.
Образы пикрохолинской войны тесно связаны и с этой более широкой и
принципиальной политической проблематикой эпохи. Второй план этих образов
расширен и углублен ею.
Конечно, и весь второй план образов конкретен
и индивидуально-историчен. Здесь нет абстрактного
обобщения и типизации, но это – индивидуальность более широких исторических и смысловых масштабов.
От малой индивидуальности мы переходим к большой, объемлющей индивидуальности (а не к отвлеченному типу);
в большем повторяется структура меньшего.
За вторым планом поднимается последний – третий – план образов пикрохолинской
войны – гротескное тело великанов, пиршественные образы, разъятое на
части тело, потоки мочи, превращение крови в вино и битвы в пир, карнавальное
развенчание короля Пикрохола и т.п., то есть народно-праздничный карнавальный
план пикрохолинской войны, разобранный нами ранее.
Этот третий – народно-праздничный – план также индивидуален
и конкретен, но это – наиболее
широкая, всеобъемлющая универсальная индивидуальность. В то же
время в народно-праздничных образах этого плана раскрывается наиболее
глубокий смысл исторического процесса, выходящий далеко за пределы не
только современности в узком смысле, но и всей эпохи Рабле. В
них раскрывается народная точка зрения на войну и мир, на агрессора,
на власть, на будущее. В свете этой народной, тысячелетиями слагавшейся
и отстаивавшейся точки зрения раскрывается веселая
относительность как самих событий, так и всей политической проблематики
эпохи. В этой веселой относительности не стираются, конечно, различия между справедливым и несправедливым,
правым и неправым, прогрессивным и реакционным в разрезе данной эпохи и ближайшей современности, – но различия эти
утрачивают свою абсолютность,
свою одностороннюю и ограниченную серьезность.
Народно-праздничный универсализм проникает во все образы Рабле, он
осмысливает и приобщает к последнему целому каждую деталь, каждую подробность.
Все эти знакомые, увиденные индивидуально-единственные вещи и топографические
подробности, наполняющие первый план образов, приобщены большому
индивидуальному целому мира, двутелому, становящемуся целому, раскрывающемуся
в потоке хвалы и брани. В этих условиях не может быть и речи
ни о каком натуралистическом распылении действительности и ни о какой отвлеченной тенденциозности.
Мы говорили об образах пикрохолинской войны. Но второй расширенный
план действительности есть и у всех образов романа Рабле. Все они связаны
с актуальнейшими политическими событиями и проблемами своего времени.
Во всех вопросах высокой политики своей эпохи Рабле был отлично осведомлен.
С 1532 года начинается его тесная связь с братьями Дю Белле. Оба брата
стояли в самом центре политической жизни своего времени. При Франциске I
кардинал Жан Дю Белле возглавлял как бы бюро дипломатической и литературной
пропаганды, которой в то время стали придавать исключительно большое
значение. Целый ряд памфлетов, выходивших в Германии, Нидерландах, Италии
и, конечно, в самой Франции, писался или инспирировался братьями Дю
Белле. Они повсюду, во всех странах, имели свою дипломатическую и литературную
агентуру.
Тесно связанный с братьями Дю Белле, Рабле мог овладеть высокой политикой
эпохи в ее, так сказать, первоисточниках. Он был непосредственным свидетелем
того, как эта высокая политика творилась. Он был, вероятно, посвящен
во многие секретные замыслы и планы королевской власти, осуществляемые
руками братьев Дю Белле. Он сопровождал Жана Дю Белле во время трех
его поездок в Италию с весьма важными дипломатическими миссиями к папе.
Он состоял при Гильоме Дю Белле во время оккупации Францией Пьемонта.
Он присутствовал при историческом свидании Франциска I с Карлом V
в Эг-Морт, находясь в свите короля. Таким образом, Рабле оказывался
непосредственным свидетелем важнейших политических акций своего времени.
Они совершались на его глазах и в непосредственной близости от него.
Начиная с «Гаргантюа» (т.е. хронологически со второй книги), актуально-политические
вопросы играют в романе весьма существенную роль. Помимо прямой политической
тематики, последние три книги романа полны более или менее ясных для
нас аллюзий на различные политические события и на различных деятелей
эпохи.
Проследим основные актуально-политические темы третьей и четвертой
книг.
Мы уже говорили, что центральный образ пролога к «Третьей книге» –
оборона Коринфа – отражает современные оборонные мероприятия Франции,
в частности, Парижа, в связи с ухудшением отношений с императором. Мероприятия
эти проводились Жаном Дю Белле, и Рабле был, по-видимому, их непосредственным
свидетелем. Первые главы «Третьей книги», посвященные мудрой и гуманной
политике Пантагрюэля в завоеванных землях короля Анарха, являются почти
прямым прославлением политики Гильома Дю Белле в оккупированном Францией
Пьемонте. Рабле находился во время этой оккупации при Гильоме Дю Белле
в качестве секретаря и близкого доверенного человека и был, таким образом,
непосредственным и посвященным свидетелем всех мероприятий своего шефа.
Гильом Дю Белле – сеньор Ланже – один из самых замечательных людей
того времени. Он был, по-видимому, единственным из современников, кому
беспощадно трезвый и требовательный Рабле не мог отказать в известном
уважении. Образ сеньора Ланже поразил его и оставил след в его романе.
Рабле был тесно связан с Гильомом Дю Белле на последнем этапе его
политической деятельности; он присутствовал и при его кончине, он набальзамировал
его тело и доставил его к месту погребения. Он вспоминает о последних
минутах сеньора Ланже в «Четвертой книге» романа.
Политика Гильома Дю Белле в Пьемонте завоевала глубокие симпатии Рабле.
Дю Белле стремился прежде всего привлечь на свою сторону население оккупированных
областей; он старался поднять экономику Пьемонта; армии было запрещено
угнетать население, и она была подчинена строгой дисциплине. Более того,
Дю Белле завез в Пьемонт огромное количество хлеба и распределил его
среди населения, на что затратил и все свое личное состояние[1].
Это было в те времена совершенно новым и неслыханным в методах
военной оккупации. Первая глава «Третьей книги» изображает эту пьемонтскую
политику сеньора Ланже. Ведущий раблезианский мотив главы – плодородие
и всенародное изобилие. Он начинает с плодородия утопийцев (подданных
Пантагрюэля), а затем вводит прославление оккупационной политики Дю
Белле (в данном случае – Пантагрюэля):
«Да будет вам известно, гуляки, что для того, чтобы держать в повиновении
и удержать вновь завоеванную страну, вовсе не следует (как ошибочно
полагали иные тиранического склада умы, этим только навредив себе и
себя же опозорив) грабить народ, давить, душить, разорять, притеснять
и управлять им с помощью железных палок; одним словом, не нужно есть
и пожирать народ, вроде того царя, которого Гомер называет неправедным
демовором, то есть пожирателем народа… Словно новорожденного младенца,
народ должно поить молоком, нянчить, занимать. Словно вновь посаженное
деревцо, его должно подпирать, укреплять, охранять от всяких бурь, напастей
и повреждений. Словно человека, оправившегося от продолжительной и тяжкой
болезни и постепенно выздоравливающего, его должно лелеять, беречь,
подкреплять…» (кн. III, гл. I).
Мы видим, что все это прославление актуального политического метода
глубоко проникнуто народно-праздничной
концепцией рождающегося, кормящегося, растущего и возрождающегося всенародного
тела. Рост и обновление – ведущие мотивы в образе народа. Народ – это
новорожденный младенец, вспаиваемый молоком, вновь
посаженное растущее деревцо, выздоравливающий, возрождающийся организм.
Властитель народа – это кормящая мать, садовник, исцеляющий врач.
И дурному властителю дается также гротескно-телесное определение: это
– «пожиратель народа», «глотающий и пожирающий народ».
Эти чисто раблезианские и вместе с тем карнавально-праздничные образы
народа и властителя необычайно расширяют и углубляют актуально-политический,
остро злободневный вопрос пьемонтской оккупации. Они приобщают этот
момент к большому целому растущего и обновляющегося мира.
Сеньор Ланже, как мы уже сказали, оставил глубокий след во всей третьей
и четвертой книгах романа. Воспоминания об его образе и последних минутах
его жизни играют существенную роль в тех главах «Четвертой книги», которые
посвящены смерти героев и которые по своему почти
вполне серьезному тону довольно резко выделяются
из всего романа. Основа, заимствованная у Плутарха, сочетается здесь
с образами кельтской героики из цикла странствий в северо-западную страну
смерти (в частности, из «Путешествия святого Брендана»). Все эти главы
о смерти героев – своего рода реквием
сеньору Ланже.
Но более того, сеньор Ланже определил и образ самого героя третьей
и четвертой книг, то есть образ Пантагрюэля. Ведь Пантагрюэль последних
двух книг уже не похож на мистерийного чертенка, пробудителя жажды,
героя веселых фацетий. Он становится в значительной мере идеальным образом
мудреца и властителя. Вот как он охарактеризован в «Третьей книге»:
«Я уже вам говорил и еще раз повторяю: то был лучший из всех великих
и малых людей, какие когда-либо опоясывались мечом. Во всем он видел
только одно хорошее, любой поступок истолковывал в хорошую сторону.
Ничто не удручало его, ничто не возмущало. Потому-то он и являл собой
сосуд божественного разума, что никогда не расстраивался и не волновался.
Ибо все сокровища, над коими раскинулся небесный свод и которые таит
в себе земля, в каком бы измерении ее ни взять: в высоту, в глубину,
в ширину или же в длину, не стоят того, чтобы из-за них волновалось
наше сердце, приходили в смятение наши чувства и разум» (кн. III,
гл. II).
В образе Пантагрюэля ослабляются мифические и карнавальные черты.
Он становится более человечным и героичным, но одновременно он приобретает
и несколько отвлеченный и хвалебно-риторический характер. Это изменение
образа Пантагрюэля совершилось, по-видимому, под воздействием впечатлений
от личности сеньора Ланже, образ которого Рабле и попытался увековечить
в своем «Пантагрюэле»[2].
Однако эту идентификацию Пантагрюэля с сеньором Ланже нельзя преувеличивать:
это лишь один из моментов образа, основа которого остается фольклорной,
следовательно, более широкой и глубокой, чем риторическое прославление
сеньора Ланже.
«Четвертая книга» полна аллюзий на современные политические события
и актуальные вопросы. Мы видели, что и самый маршрут путешествия Пантагрюэля
сочетает в себе древний кельтский путь в утопическую страну смерти и
возрождения с реальными колониальными исканиями того времени – с путем
Жака Картье.
В эпоху написания «Четвертой книги» резко обострилась борьба Франции
против папских притязаний. Это нашло свое отражение в главах о декреталиях.
В то время, когда эти главы писались, они носили почти официальный характер
и соответствовали галликанской политике королевской власти, но когда
книга вышла в свет, конфликт с папой был почти полностью улажен; таким
образом, публицистическое выступление Рабле несколько запоздало.
Аллюзии на актуальные политические события содержатся и в таких важных
эпизодах «Четвертой книги», как эпизод колбасной войны (борьба женевских
кальвинистов) и эпизод бури (Тридентский собор).
Ограничимся приведенными фактами. Все они достаточно свидетельствуют
о том, насколько политическая современность, ее события,
ее задачи и проблемы отражались в романе Рабле. Книга Рабле –
своего рода «обозрение», настолько она актуальна и злободневна. Но в
то же время проблематика раблезианских образов несравненно шире и глубже
любого обозрения, выходя далеко за пределы ближайшей современности и
всей эпохи.
В борьбе сил своей эпохи Рабле занимал самые
передовые и прогрессивные позиции. Королевская власть была для
него воплощением того нового начала,
которому принадлежало ближайшее историческое
будущее, – начала национального
государства. Поэтому он одинаково враждебно относился как к претензиям
папства, так и к претензиям империи на высшую над-национальную власть.
В этих претензиях папы и императора он видел умирающее прошлое готических
веков, в национальном же государстве
он видел новое и молодое начало народной и государственной исторической
жизни. Это была его прямая
и в то же время вполне искренняя позиция.
Такой же прямой, открытой и искренней была и его позиция в науке и
культуре: он был убежденным сторонником гуманистической образованности
с ее новыми методами и оценками. В области медицины он требовал возврата
к подлинным источникам медицины античной – к Гиппократу и Галену – и
был врагом арабской медицины, извратившей античные традиции. В области
права он также требовал возврата к античным источникам римского права,
не замутненным варварскими толкованиями невежественных средневековых
комментаторов. В военном деле, во всех областях техники, в вопросах
воспитания, архитектуры, спорта, одежды, быта и нравов он был убежденным
сторонником всего того нового и передового, что в его время могучим
и неудержимым потоком хлынуло из Италии. Во всех областях, оставивших
след в его романе (а роман его энциклопедичен), он был передовым человеком своей эпохи. Он обладал исключительным чувством нового, но не просто нового, не новизны
и моды, – а того существенно нового, которое действительно рождалось
из смерти старого и которому действительно принадлежало
будущее. Умение почувствовать, выбрать и показать это существенно
новое, рождающееся было у
Рабле исключительно развито.
Эти свои передовые позиции в области политики, культуры, науки и быта
Рабле прямо и односмысленно выражал в отдельных местах своего романа,
в таких, например, эпизодах, как воспитание Гаргантюа, Телемское аббатство,
письмо Гаргантюа Пантагрюэлю, рассуждение Пантагрюэля о средневековых
комментаторах римского права, беседа Грангузье с паломниками, прославление
оккупационной политики Пантагрюэля и т.п. Все эти эпизоды в большей
или меньшей степени риторичны, и в них преобладает книжный язык и официальный
стиль эпохи. Здесь мы слышим прямое
и почти до конца серьезное
слово. Это слово новое, передовое, последнее
слово эпохи. И в то же время это вполне
искреннее слово Рабле.
Но если бы в романе не было других эпизодов, другого слова, другого
языка и стиля, – то Рабле был бы одним из передовых, но рядовых
гуманистов эпохи, пусть и первого ряда; он был бы чем-то вроде Бюде.
Но он не был бы гениальным и единственным Рабле.
Последнее слово эпохи, искренне
и серьезно утверждаемое, все же не было еще последним словом
самого Рабле. Как бы оно ни
было прогрессивно, Рабле знал меру этой прогрессивности; и хотя он произносил
последнее слово своей эпохи серьезно, – он знал меру этой серьезности.
Действительно последнее слово самого Рабле – это веселое, вольное
и абсолютно трезвое народное слово, которое нельзя было подкупить
той ограниченной мерой прогрессивности и правды,
которая была доступна эпохе. Этому веселому народному слову
были открыты гораздо более далекие перспективы будущего, пусть положительные
очертания этого будущего и были еще утопическими и неясными. Всякая
определенность и завершенность,
доступные эпохе, были в какой-то мере смешными,
ибо были все же ограниченными.
Но смех был веселым, ибо всякая
ограниченная определенность (и потому завершенность), умирая и разлагаясь, прорастала
новыми возможностями.
Последнее слово самого Рабле нужно поэтому искать не в перечисленных
нами прямых и риторизованных эпизодах романа, где слова почти однозначны
и односмысленны и почти до конца серьезны, – а в той народно-праздничной
стихии образов, в которую погружены и эти эпизоды (почему они и не становятся
до конца односторонними и ограниченно серьезными). Как бы ни был Рабле
серьезен в этих эпизодах и в своих прямых и односмысленных высказываниях,
он всегда оставляет веселую лазейку
в более далекое будущее, которое сделает смешными
относительную прогрессивность и относительную правду, доступные его эпохе
и ближайшему зримому будущему.
Поэтому Рабле никогда не исчерпывает себя в своих прямых
высказываниях. Это, конечно, не романтическая ирония, это народная
широта и требовательность, переданные ему со всею системой народно-праздничных
смеховых форм и образов.
[1] После его смерти наследникам почти
ничего не пришлось получить. Даже пенсия, завещанная им Рабле, по-видимому,
так и не выплачивалась последнему из-за отсутствия средств.
[2] Идентификацию Гильома Дю Белле и Пантагрюэля последовательно
проводит Лот (с. 387 и далее).
|