* * *
Другим очень важным источником гротескной концепции тела была средневековая
мистерийная сцена, в особенности, конечно, дьяблерии.
Образ тела в дьяблериях – гротескный. Очень часто фигурирует разъятое на части тело, поджаривание, сжигание, проглатывание тела.
Например, в той же «Мистерии деяний апостолов», в которой мы впервые
встречаем дьяволенка Пантагрюэля, Люцифер приказывает дьяволам изжарить
несколько еретиков, при этом дается весьма длинное и подробное описание
тех способов, какими они должны быть изжарены. В другой мистерии – «Мистерии
святого Кантена» – дается длинное перечисление глаголов – их более ста,
– выражающих различные телесные пытки: их сожгут на огне, изуродуют,
четвертуют, разорвут на части и т.п. Здесь, таким образом, производится
гротескное разъятие, анатомизирование тела. У Рабле есть образы пожирания грешных душ, безусловно связанные
с дьяблериями. Мы уже говорили о телесно-гротескном характере оформления
образов чертей и их телодвижений в дьяблериях.
Исключительно важное значение, как источник гротескной концепции тела,
имело самое устройство мистерийной сцены. Сцена эта отражала средневековые
представления об иерархической организации мирового пространства. Передний
план сцены занимала особая конструкция, род площадки, служившая первым
этажом сцены. Самая площадка эта обозначала землю. Задний план сцены занимал, на некотором
возвышении, рай, небо (теперь это название сохранилось не для
сцены, а для самой высокой части мест для публики, т.е. для галерки,
райка). Под площадкой же, изображавшей землю,
находилось углубление ада.
Оно было устроено в виде широкой занавеси, на которой была изображена
громадная и страшная голова черта
(«Арлекина»). Занавес этот раздвигался с помощью шнуров, и дьяволы выскакивали
оттуда через разинутую пасть сатаны
(иногда и через глаза) и прыгали на площадку, представлявшую землю.
Один автор мистерии дает такое сценическое указание (от 1474 г.):
«Ад сделать в виде огромной пасти, открывающейся и закрывающейся по
мере надобности»[1].
Таким образом, разинутая пасть
есть именно то, что непосредственно видели перед собою все зрители мистерий.
Ведь этот вход в ад помещался по самой середине переднего плана сцены
и как раз на уровне глаз зрителей. Эта «адова пасть» («la gueulle d’Enfer»,
как она обычно называлась) приковывала к себе все внимание средневековой
публики. Все любопытство было сосредоточено именно на ней. Мы уже говорили,
что дьяблерия – эта народно-площадная часть мистерий – пользовалась
всегда исключительным успехом у широких кругов народа и часто заслоняла
от них остальную мистерию. Поэтому такая организация мистерийной сцены
не могла не оказывать большого влияния на художественное восприятие
пространственного мира у широкой средневековой публики: публика сроднилась с образом разинутой пасти в ее
космическом аспекте, приучилась смотреть в эту раскрытую пасть
и ждать именно оттуда появления самых интересных и гротескных действующих
лиц. Учитывая громадный удельный вес мистерийной сцены в художественно-идеологической
жизни позднего средневековья, можно прямо сказать, что образ разинутой
пасти сросся с художественным представлением как о самом мире, так и
об его театрально-зрелищном воплощении.
Отто Дризен, посвятивший сценической пасти «Арлекина» ряд прекрасных
страниц своей книги «Происхождение Арлекина», воспроизводит в ней на
стр. 149 (рис. 1) набросок балета XVII века (этот набросок
сохранился в архиве Парижского Оперного театра). Здесь в самом центре
сцены находится громадная голова с разинутой пастью. Внутри разинутой
пасти сидит чертовка, два черта выглядывают из глаз, по одному черту
сидят в ушных раковинах, вокруг головы пляшут черти и клоуны. Этот набросок
говорит о том, что в XVII веке образ громадной разинутой пасти и сценические
действия внутри этой пасти были еще обычными и вполне понятными. Между
прочим, Дризен указывает, что еще в его время выражение «плащ Арлекина»
(Manteau d’Arlequin) служило техническим термином в парижских театрах
для обозначения всего переднего плана сцены.
Таким образом, топография мистерийной сцены была в основной своей
части гротескно-телесной топографией. Не подлежит никакому сомнению,
что разинутый рот, как ведущий образ «Пантагрюэля», связан не только
с традиционным ядром образа этого героя (бросание соли в рот и т.п.),
но и с разобранным нами устройством мистерийной сцены. В организации
образов Рабле, безусловно, отражается гротескно-телесная топография
этой сцены. В раблезистской литературе, насколько нам известно, никто
не отметил ведущую роль разинутого рта в первой книге Рабле и не сопоставил
этого с организацией мистерийной сцены. Между тем факт этот чрезвычайно
важен для правильного понимания Рабле: он свидетельствует о том, какое
громадное влияние имели театральные народно-зрелищные формы на его первое
произведение и на весь характер его художественно-идеологического видения
и мышления. Он показывает также, что образ
разинутого рта в его гротескно-космическом значении, столь странный
и непонятный для нового читателя, для современников Рабле был глубоко близким и понятным: он был совершенно привычен для глаза, привычен был и его универсализм,
и его космические связи, привычно было и то, что из этого разинутого
рта выскакивают гротескные фигуры на сцену, на которой изображаются
мировые события библейской и евангельской драмы. Понятно и наглядно
было также топографическое значение этого разинутого рта, как ворот
в преисподнюю. Таково влияние мистерийной сцены и дьяблерий для развития
гротескной концепции тела у Рабле.
* * *
Некоторое влияние на развитие гротескно-телесных представлений оказывали
и реликвии, игравшие громадную роль в средневековом мире. Можно сказать,
что по всей Франции (да и по всему средневековому христианскому миру)
были разбросаны части тела святых. Не было такой церквушки или монастыря,
где не хранилась бы такая реликвия, то есть часть или частичка тела,
иногда весьма причудливая (например, капля молока из груди богоматери,
пот некоторых святых, о котором
упоминает и Рабле); хранились руки, ноги, головы, зубы, волосы, пальцы
и т.п. – можно дать длиннейшее гротескное перечисление органов разъятого
тела. В эпоху Рабле высмеивание реликвий было весьма распространено,
особенно, конечно, в протестантской сатире; даже агеласт Кальвин написал
род памфлета о реликвиях, не лишенный комических тонов.
Расчлененное тело святого в средневековой литературе не раз давало
повод для гротескных образов и перечислений. В одной из лучших средневековых
пародийных травестий – в «Трактате Гарсии» (1099), о котором мы уже
говорили, герой ее, богатый архиепископ-симонист из Толедо, привозит
в Рим в подарок папе чудодейственные реликвии святых мучеников Руфина
и Альбина. На языке травестий и пародий того времени эти несуществующие
святые обозначали золото и серебро. Изображается особая любовь папы
к этим святым. Он прославляет их и просит нести к нему все драгоценные
останки этих святых, давая при этом совершенно гротескное перечисление
частей расчлененного тела: «…от почек Альбина, от внутренностей Руфина,
от живота, от желудка, от поясницы, от зада, от ребер, от груди, от
ног, от рук, от шеи. Что еще? – От всех членов тела обоих мучеников».
Мы видим, что уже в XI веке реликвии давали повод для чисто гротескной
анатомии разъятого тела.
Средневековая латинская рекреативная литература вообще была очень
богата образами гротескной анатомии. Мы уже говорили о пародийной грамматике,
где все грамматические категории осмысливались в большинстве случаев
в плане телесного низа. Обновление абстрактных категорий и отвлеченных философских понятий
в материально-телесном плане вообще чрезвычайно характерно для рекреативной
литературы средневековья. В знаменитом диалоге Соломона и Маркольфа
(этот диалог цитирует и Рабле в «Гаргантюа») моральным и высоким изречениям
Соломона противопоставляются ответы плута Маркольфа, в большинстве случаев
переносящие вопрос в весьма грубую материально-телесную сферу.
Приведу еще один интересный пример средневековой гротескной анатомии.
С XIII века почти во всех странах Европы было очень распространено стихотворение
«Завещание осла». В нем осел, умирая, завещает различные части своего
тела различным социальным и профессиональным группам средних веков,
начиная с папы и кардиналов. Таким образом, здесь дается расчленение
тела, сопровождающееся соответствующим расчленением социальной иерархии:
голова осла – папам, уши – кардиналам, голос – певчим, кал – крестьянам
(для удобрения) и т.д. Источник этой гротескной анатомии ослиного тела
весьма древен. По свидетельству Иеронима, уже в IV веке нашей эры среди
школяров было распространено «Завещание свиньи» («Testamentum porcelli»).
Это древнее завещание переписывалось и в средние века (оно дошло и до
нас); оно-то, по-видимому, и послужило главным источником «Завещания
осла».
В таких травестиях, как «Завещание осла», интересно сочетание расчленения тела с расчленением общества. Это – пародийная
травестия древнейших и распространеннейших мифических представлений
о происхождении различных социальных групп из различных частей тела
божества (древнейший памятник этой социально-телесной топографии – Ригведа),
в большинстве случаев жертвенно разъятого[2].
Здесь, вместо тела божества, дано в этой роли тело
осла. Осел также, как
мы уже говорили, очень древняя традиционная травестия
божества. В средневековых травестиях роль осла, его органов,
ослиного крика, криков понукания осла – громадна. У Рабле мы встречаем
крики погонщиков осла; несколько раз встречается и очень характерное
ругательство «viedaze», то есть ослиный фалл. Топографический характер
этого бранного выражения совершенно очевиден. Упомянем еще раблезианское
выражение: «Это так же трудно, как извлечь некий звук (pet) из зада
мертвого осла». Это – своеобразное потенцирование (возведение в высшую
степень) топографического низа: зад,
да еще ослиный, да еще мертвого осла. Подобные потенцированные ругательства
встречаются в раблезианском языке неоднократно.
* * *
Очень важным источником гротескной концепции тела являются божба,
клятвы, ругательства и бранные выражения всякого рода. Об этих явлениях
мы уже много говорили, поэтому здесь ограничимся лишь некоторыми дополнительными
соображениями.
Во всяком бранном выражении всегда заложен в той или иной телесно-топографической
форме образ чреватой смерти.
Наш анализ «Пантагрюэля» показал, что один из основных мотивов этой
книги – мотив рождающей смерти:
первая смерть, обновившая плодородие земли, рождение Пантагрюэля, задушившего
свою мать, и т.п. Эта тема все время варьируется в разнообразнейших
телесно-топографических образах и переходит, не теряя телесного выражения,
в тему исторической смерти и обновления: сожжение рыцарей, превращение
смерти и войны в пир, развенчание короля Анарха и т.п. Строго говоря,
как эта ни парадоксально звучит, перед нами – развернутое
ругательство: весь мир показан как чреватая и рождающая смерть.
В народно-праздничной карнавальной атмосфере, в которой строились
образы Рабле, бранные выражения были искрами, разлетающимися в разные
стороны от того великого пожара, который обновлял мир. Недаром на празднике
огня – «moccoli» – и звучало у каждой потушенной свечки «Смерть тебе!»
с радостной интонацией. Нужно сказать, что форма веселой брани, веселых
проклятий, веселого срамословия космических сил, имевшая первоначально
культовый характер, в последующие эпохи играла существенную роль в системе
образов, отражавших борьбу с космическим и всяким страхом перед высшим.
Ведь древнейшая обрядовая брань и осмеяние были именно бранью и осмеянием
высшей силы – солнца, земли, царя, полководца. Это осмеяние сохранялось
еще в площадной праздничной брани эпохи Рабле.
Одним из очень важных источников гротескного образа тела были формы
площадной народной комики. Это – большой и
разнообразный мир; мы можем коснуться его здесь лишь бегло. Все эти
bateleurs, trajectaires, theriacleurs и т.п. были гимнастами, фокусниками,
шутами, вожаками обезьян (животные, гротескно травестирующие человека),
продавцами универсальных медицинских средств. Мир культивируемых ими
комических форм был ярко выраженным телесно-гротескным миром. Ведь и
сегодня еще гротескное тело полнее всего сохранилось в балаганах и отчасти
в цирке.
К сожалению, формы французской народной комики нам лучше знакомы по
более поздним явлениям (начиная с XVII века), когда они уже подверглись
влиянию итальянской импровизированной комедии. Комедия эта, правда,
сохраняла гротескную концепцию тела, но в форме, несколько сглаженной
и ослабленной чисто литературными влияниями. Зато в «lazzi», то есть
во всех внесюжетных трюках этой комедии, гротескная концепция тела развертывается
во всю ширь.
Мы разобрали в начале этой главы сценку из итальянской комедии с заикой
и Арлекином. Комика этой сценки заключается в том, что произнесение
трудного слова было разыграно как родовой
акт. Это очень типичное явление старой народной комики. Вся логика
движений народно-комического тела (это до сих пор еще можно наблюдать
в балаганах и в цирке) есть телесно-топографическая
логика. Система движений этого тела ориентирована в отношении
верха и низа: это – полеты
и падения (провалы). Ее простейшее выражение – так сказать «первофеномен» народной комики – движение колесом, то есть непрерывное перемещение
телесного верха в низ и обратно (или – что эквивалентно – перемещение
земли и неба). Это проявляется и в целом ряде других простейших движений
балаганного клоуна: зад упорно стремится
занять место головы, а голова – место зада. Другое выражение
того же принципа – громадная роль изнанки,
наоборот, шиворот-навыворот в движениях и действиях народно-комического
тела. Более глубокий и тонкий анализ обнаружил бы во многих традиционных
и типических жестах и трюках этой комики такое же разыгрывание родового
акта, какое мы наблюдали в разобранной нами сценке. Более того, в основе
огромного большинства традиционных жестов и трюков лежит более или менее
отчетливо выраженное разыгрывание
трех основных актов жизни гротескного тела: полового акта, агонии-издыхания
(в его гротескно-комическом выражении: высунутый язык, бессмысленно
выпученные глаза, задыхание, предсмертные хрипы и т.п.) и родового
акта. Притом очень часто эти три акта переходят друг в друга и сливаются,
поскольку их внешние симптомы и выражения в значительной мере совпадают
(потуги и напряжение, выпученные глаза, пот, дрыганье руками и ногами
и т.п.). Это – своеобразная комическая игра в смерть-воскресение
одного и того же тела; тело это все время падает в могилу и снова
подымается над землею, непрерывно движется снизу вверх (обычный трюк
– мнимая смерть и неожиданное воскресение клоуна). Телесная топография
в народной комике неразрывно сплетается с топографией космической: в
организации балаганного и циркового пространства, в котором движется
комическое тело, мы прощупываем те же топографические члены, что и в
строении мистерийной сцены: землю, преисподнюю и небо (но, конечно,
без христианского осмысления их, свойственного мистерийной сцене); прощупываются
здесь и космические стихии: воздух (акробатические полеты и трюки),
вода (плаванье), земля и огонь.
Гротескный характер носит и оформление народно-комического тела. Мы
упоминали в предыдущей главе о своеобразном образе Толстого Гильома
(Gros Guilliome), воплощавшего в себе вино и хлеб. Это оформление фигуры
Толстого Гильома очень наглядно показывает общую тенденцию оформления фигур народной комики
– стереть границу между телом и вещью, телом и миром и акцентировать
какую-нибудь гротескную часть тела (живот, зад, рот).
И в словесном репертуаре
народной комики мы также повсюду находим выражение гротескной концепции
тела: специфическую непристойность, брань и проклятия, снижающие травестии,
разъятое на части тело и т.п. Вполне понятно, что народная комика была
одним из самых существенных источников раблезианских гротескно-телесных
образов.
Несколько слов об эпической гротескной анатомии. Античный и средневековый
эпос и рыцарский роман вовсе не были чужды гротескной концепции тела.
Образы расчлененного тела, подробные анатомические описания нанесенных
ран и ударов здесь совершенно обычные явления. Эти анатомические описания
ран и смертей становятся в эпосе даже чем-то каноническим (под влиянием
Гомера и Вергилия). Ронсар в предисловии к «Франсиаде» говорит: «Если
ты хочешь, чтобы какой-нибудь офицер или солдат погиб на поле брани,
то он должен быть поражен в наиболее смертельное место своего тела,
а для этого ты должен быть хорошим анатомистом». Но эта гротескная анатомизация
тела в эпосе очень скованная, так как тело здесь слишком индивидуализировано
и замкнуто. Здесь есть только пережитки гротескной концепции, уже побежденной
новым телесным каноном.
* * *
Существенное влияние на гротескную концепцию тела у Рабле оказали
Плиний, Афиней, Макробий, Плутарх, то есть главным образом представители
литературы античных застольных бесед. В этих беседах повсюду рассеяны
существенные образы гротескного тела и гротескных телесных процессов.
В тематике застольных бесед такие явления, как совокупление, беременность,
роды, еда, питье, смерть, играли ведущую роль.
Но из всех античных авторов на гротескную концепцию тела у Рабле наибольшее
влияние оказал Гиппократ, точнее – «Гиппократов сборник». Касалось это
влияние не только философско-медицинских воззрений Рабле, но даже его
образов и его стиля. Объясняется это тем, что мышление Гиппократа и
других авторов этого сборника носит еще не столько понятийный, сколько
образный характер.
Гиппократов сборник» по своему составу далек от единства: здесь объединены
произведения, вышедшие из разных школ; с точки зрения философско-медицинской
здесь имеются существенные различия в понимании человеческого тела,
природы болезней, методов лечения. Но при всех этих различиях основной
концепцией тела во всех работах сборника остается гротескная концепция:
граница между телом и миром ослаблена, тело освещается по преимуществу
в моменты своей незавершенности и открытости; внешний облик его не отрывается
от внутрителесного аспекта; все время фиксируется обмен между телом
и миром. Громадное значение получают всевозможные выделения организма,
игравшие такую большую роль в гротескном образе тела.
Учение о четырех элементах было тою плоскостью, где стирались границы
между телом и миром. Вот небольшой отрывок из произведения «О ветрах»
(de flatibus): «Тела людей и прочих живых существ питаются троякого
рода питанием; имена этого питания таковы: пища, питье, дух (пневма).
И духи, которые находятся в телах, называются ветрами, а вне тела
– воздухом. Этот последний – величайший властитель всего и во всем,
и важно рассмотреть его силу. Действительно, ветер есть течение и излитие
воздуха. Поэтому, когда обильный воздух произведет сильное течение,
тогда силою его дуновения деревья вырываются из земли с корнем,
море вздымается волнами и огромные нагруженные корабли бросаются
вверх туда и сюда… Действительно, что лежит между небом и землею, все
это полно духом, и он является причиною зимы и лета, будучи в
продолжении зимы сгущенным и холодным, а летом мягким и спокойным. Но
больше того, дух направляет путь солнца, луны и звезд. Ибо дух
– пища для огня, а лишенный его огонь существовать не может, так
что дух, сам по себе вечный и тонкий, производит вечное течение солнца…
Итак, почему воздух имеет такую силу во всем прочем, – об этом было
сказано. Но и для смертных он есть причина жизни, а для больных
– болезней. И для всех тех столь велика необходимость в духе,
что если человек будет воздерживаться от всех других яств и питии, все-таки
он сможет продолжать свою жизнь два, три и даже больше дней, но если
он заградит пути духа в тело, то человек умрет даже в малую часть дня,
– до того велика необходимость духа в теле… Но с многими кушаньями необходимо
также входит и много воздуха, ибо со всем, тем, что едят или пьют,
входит дух в большем или меньшем количестве. И это очевидно из того,
что отрыжки у многих случаются после еды и питья, без сомнения,
потому, что заключенный воздух бежит назад, разорвавши те пузыри, в
которых он скрывался»[3].
Автор этой работы признает воздух основной стихией тела. Но эту стихию
он мыслит, конечно, не в обезличенной физико-химической форме, а в ее
конкретных и наглядно-образных проявлениях: она показана, как ветер, швыряющий нагруженные
корабли, как воздух, направляющий движение солнца и звезд, как
основной жизненный элемент человеческого
тела. Космическая жизнь и жизнь человеческого тела здесь необычайно
сближены и даны в своем наглядно-образном
единстве – от движения солнца
и звезд до человеческой отрыжки;
и солнечный путь, и отрыжки порождаются одним и тем же конкретным и
ощутимым воздухом. В других произведениях сборника в этой же роли медиума
между телом и космосом выступают другие стихии – вода или огонь.
В работе «О воздухах, водах и местностях» («De aere, aquis, locis»)
есть такое место: «Относительно земли дело обстоит также, как и относительно
людей. В самом деле, где времена года производят весьма большие и весьма
частые перемены, там и местность является весьма дикой и весьма неравномерной,
и в ней ты можешь найти весьма многие и заросшие горы, а также поля
и луга. Но где времена года не слишком разнообразны, там и страна эта
бывает весьма равномерна. Так же
дело обстоит и по отношению к людям, если кто обратит внимание
на это. Действительно, есть некоторые
натуры, похожие на места гористые, лесистые и водянистые, а другие на
места голые и безводные; некоторые носят натуру лугов и озер, а некоторые
подходят к природе равнин и мест обнаженных и сухих, ибо
времена года, которые разнообразят природу внешним образом, различаются
между собой; и если между собою они окажутся многоразличными, то произведут
многообразные и многочисленные формы людей»[4].
В этом отрывке границы между телом и миром ослабляются по другой линии:
по линии родства и конкретного сходства человека с природным
пейзажем, с земным рельефом. В трактате «Гиппократова сборника»
– «О числе семь» дается еще более гротескный образ: земля
здесь изображена как большое человеческое тело, голова – это Пелопоннес,
Истм – позвоночник и т.п. Каждая географическая
часть земли – страна – соответствует определенной части тела; все телесные, бытовые и духовные
особенности населения этих стран зависят от их телесной
локализации.
Античная медицина, представленная в «Гиппократовом сборнике», придавала
исключительное значение всякого рода выделениям. Образ тела для врача
– это прежде всего образ тела, выделяющего из себя мочу, кал, пот, слизь,
желчь. Далее, все телесные явления больного связываются с последними
событиями жизни и смерти тела: они воспринимаются как показатели
исхода борьбы между жизнью и смертью в теле больного. Как показатели
и факторы этой борьбы самые ничтожнейшие
проявления тела оказываются в одной плоскости и на равных правах с констеляциями
небесных светил, с нравами и обычаями народов. Вот отрывок из
первой книги «Эпидемий»: «Что касается до всех тех обстоятельств при
болезнях, на основании которых должно устанавливать диагноз, то все
это мы узнаем из общей природы всех людей и собственной всякого человека…
Кроме того, из общего и частного состояния небесных светил и всякой страны, из привычек,
из образа питания, из рода жизни, из
возраста каждого больного, из речей больного, нравов, молчания, мыслей,
сна, отсутствия сна, из сновидений, какие они и когда проявляются, из
зуда, из слез, из пароксизмов, из извержений, из мочи, из мокроты, из
рвоты. Должно также смотреть на переломы в болезнях, из каких
какие происходят, и на отложения, ведущие к гибели или
разрушению, далее, – пот, озноб, похолодание тела,
кашель, чихание, икота, вдохи, ветры беззвучные или с шумом,
истечение крови, геморрои»[5].
Приведенный отрывок чрезвычайно характерен для «Гиппократова сборника»;
он объединяет в одной плоскости показателей жизни и смерти,
разнообразнейшие по своим иерархическим
высотам и тонам явления – от состояния небесных
светил до чихания и испускания ветров больным. Характерен и динамический
ряд, перечисляющий отправления тела. Такие ряды, безусловно навеянные
Гиппократом, мы неоднократно встречаем у Рабле. Например, Панург так
восхваляет полезные свойства зеленого соуса: «Желудок ваш хорошо варит,
– прекрасно работает, изобилует ветрами; кровь выходит без затруднения,
вы кашляете, плюете, вас рвет, вам зевается, сморкается, дышится,
вдыхается и передыхается очень легко. Вы храпите, потеете и пользуетесь
тысячей других преимуществ, предоставляемых для нас пищей подобного
рода».
Подчеркнем еще знаменитую facies hippocratia – «Гиппократов лик».
Здесь лицо является не
выражением субъективной экспрессии, не чувств и мыслей больного,
а показателем объективного факта
близости смерти. Лицом больного
говорит не он сам, а жизнь-смерть, принадлежащая к над-индивидуальной
сфере родовой жизни тела. Лицо и тело умирающего перестают быть самими
собой. Степень сходства с самим собой определяет степень
близости или отдаленности смерти. Вот замечательный отрывок из «Прогностик»:
«В острых болезнях должно вести наблюдение следующим образом. Прежде
всего – лицо больного, похоже ли оно на лицо здоровых, а в особенности
на само себя, ибо последнее должно считать самым лучшим, а то,
которое наибольше от него отступает, самым опасным. Будет оно таково:
нос острый, глаза впалые, виски вдавленные, уши холодные и стянутые,
мочки ушей отвороченные, кожа на лбу твердая, натянутая и сухая, и цвет
всего лица зеленый, черный, или бледный, или свинцовый»[6].
Или: «Если же сморщится веко, или посинеет, или побледнеет, а также
губа или нос, то должно знать, что это смертельный знак. Смертельный
также признак – губы распущенные, висящие, холодные и побелевшие»[7].
Приведем, наконец, такое замечательное описание агонии из «Афоризмов»
(отдел восьмой, афоризм 18): «Наступление же смерти бывает, если теплота
души вверху пупа восходит к месту выше грудобрюшной преграды, а вся
влага будет сожжена. Когда легкие и сердце потеряют влагу, то, после
скопления теплоты в смертоносных местах, дух теплоты массою испаряется
оттуда, откуда он всецело господствовал во всем организме. Затем душа
частью через кожу, частью через все отверстия в голове, откуда, как
мы говорим, идет жизнь, покидает вместе с желчью, кровью, мокротой и
плотью телесное жилище, холодное и получившее уже вид смерти»[8].
В признаках агонии, на языке агонизирующего тела, смерть становится
моментом жизни, получая телесно-выразительную реальность, говорит на
языке самого тела; смерть, таким образом, полностью вовлечена в круг
жизни, как один из ее моментов. Обращаем внимание на составные элементы
последнего приведенного нами образа агонии: сожжение всей телесной влаги,
сосредоточение теплоты в смертельных местах, испарение ее оттуда, душа,
уходящая вместе с желчью, с мокротой, через кожу и через отверстия в
голове. Здесь ярко показана гротескная открытость тела и движения в
нем и из него космических стихий. Для системы образов чреватой смерти
«Гиппократов лик» и описание агоний имели, конечно, существенное значение.
Мы уже указывали, что в сложном образе врача у Рабле существенное
значение принадлежит и гиппократовскому представлению о враче. Приведем
одно из важнейших гиппократовских определений врача из трактата «О благоприличном
поведении» (de habitu decenti): «Поэтому должно, собравши все сказанное
в отдельности, перенести мудрость в медицину, а медицину в мудрость.
Ведь врач-философ равен богу. Да и немного в самом деле различия
между мудростью и медициной, и все, что ищется для мудрости, все это
есть в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность,
простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие
мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение
к пороку, отрицание суеверного страха перед богами, божественное
превосходство»[9].
Нужно подчеркнуть, что эпоха Рабле во Франции была единственной эпохой
в истории европейских идеологий, когда медицина находилась в центре
не только всех естественных, но и гуманитарных наук и когда она почти
отождествлялась с философией. Это явление наблюдалось и не только во
Франции: многие великие гуманисты и ученые той эпохи были врачами: Корнелий
Агриппа, химик Парацельс, математик Кардано, астроном Коперник. Это была единственная эпоха (отдельные индивидуальные
попытки имели место, конечно, и в другие времена), пытавшаяся ориентировать
всю картину мира, все мировоззрение именно на медицине[10].
В эту эпоху пытались осуществить требование Гиппократа: переносили мудрость
в медицину и медицину в мудрость. Почти все французские гуманисты эпохи
были в той или иной мере причастны к медицине и работали над античными
медицинскими трактатами. Анатомирование трупов, в то время еще новое
и очень редкое, привлекало внимание широких кругов образованного общества.
В 1537 году Рабле производил публичное анатомирование трупа повешенного,
сопровождая его объяснениями. Эта демонстрация разъятого тела имела
громадный успех. Этьен Доле посвятил этому событию небольшое латинское
стихотворение. Здесь от лица самого повешенного прославляется его счастье:
вместо того чтобы послужить пищей птицам, его труп помог демонстрации
удивительной гармонии человеческого тела, и над ним склонялось лицо
величайшего врача своего времени. И влияние медицины на искусство и
литературу никогда не было так сильно, как в эпоху Рабле.
Наконец, несколько слов о знаменитом «Гиппократовом романе». Этот
роман входил в число приложений к «Гиппократову сборнику». Это – первый
европейский роман в письмах, первый роман, имеющий своим героем идеолога
(Демокрита), и, наконец, первый роман, разрабатывающий «маниакальную
тематику» (безумие смеющегося Демокрита). Странно поэтому, что историки
и теоретики романа его почти вовсе игнорировали. Мы уже говорили о том,
какое огромное влияние оказал этот роман на теорию смеха Рабле (и вообще
на теорию смеха его эпохи). Отметим также, что приведенная нами выше
раблезианская апология глупости (вложенная в уста Пантагрюэля) навеяна
рассуждением Демокрита о безумии тех практически мудрых людей, преданных
грубым и корыстным заботам, которые его самого считали безумным за то,
что он смеется над всей их практической серьезностью. Эти преданные
практическим заботам люди «безумие считают мудростью, а мудрость – безумием».
Амбивалентность мудрости-безумия здесь выступает с полной силой, хотя
и в риторизованной форме. Наконец отмечу еще одну деталь этого романа,
очень важную в нашем контексте. Когда Гиппократ, приехав в Абдеры, посетил
«безумного» Демокрита, он застал его сидящим около дома с раскрытой
книгой в руках, а вокруг него лежали на траве птицы со вскрытыми внутренностями; оказалось, что
он пишет работу о безумии и анатомирует животных с целью вскрыть местонахождение
желчи, избыток которой он
считает причиной безумия. Таким образом, мы находим в этом романе –
смех, безумие, разъятое тело; элементы этого комплекса, правда,
риторически разобщены, но их амбивалентность и их взаимная связь все
же в достаточной степени сохраняются и здесь.
Влияние «Гиппократова сборника» на всю философскую и медицинскую мысль
эпохи Рабле было, повторяем, громадным. Из всех книжных
источников гротескной концепции тела у Рабле «Гиппократов сборник» является
одним из самых важных.
В Монпелье, где Рабле завершил свое медицинское образование, господствовало
гиппократическое направление медицины. Сам Рабле в июне 1531 года ведет
здесь курс по греческому тексту Гиппократа (это было тогда еще новшеством).
В июле 1532 года он издает «Афоризмы» Гиппократа со своими комментариями
(в изд. Гриф). В конце 1537 года он комментирует в Монпелье греческий
текст «Прогностик» Гиппократа. Итальянский врач Менарди, медицинские
письма которого Рабле издал, был также последовательным гиппократиком.
Все эти факты говорят о том, какое громадное место занимали гиппократовские
штудии в жизни Рабле (особенно в период создания первых двух книг романа).
Упомянем в заключение, как о параллельном явлении, о медицинских воззрениях
Парацельса. Основой всей медицинской теории и практики является для
Парацельса сплошное соответствие между макрокосмом (вселенной) и микрокосмом
(человеком). Первым основанием медицины является, по Парацельсу, философия,
вторым – астрономия. Звездное небо находится и в самом человеке,
и врач, не знающий его, не может знать и человека. Человеческое тело
у Парацельса исключительно богато: оно обогащено всем, что есть во вселенной;
вселенная как бы еще раз собрана в теле человека во всем своем многообразии:
все ее элементы встречаются и соприкасаются в единой плоскости человеческого
тела[11].
* * *
Абель Лефран связывает философские идеи Рабле (в частности, в вопросе
о бессмертии души) с падуанской школой Помпонацци. В своем трактате
«О бессмертии души» (De immortalitate animi) Помпонацци доказывает тождественность
души с жизнью и неотделимость жизни души от тела, которое создает душу,
индивидуализирует ее, дает направление ее деятельности, наполняет ее
содержанием: вне тела душа оказалась бы совершенно пустой. И для Помпонацци
тело – микрокосм, где собрано воедино все то, что в остальном космосе
разъединено и удалено. С падуанской школой Помпонацци Рабле был знаком.
Нужно сказать, что учеником и горячим приверженцем этой школы был и
друг Рабле – Этьен Доле, штудировавший в Падуе.
Гротескная концепция тела в ряде своих существенных моментов была
представлена в гуманистической философии эпохи Возрождения и прежде
всего в итальянской философии. Именно здесь сложилась (на античной основе)
и та идея микрокосма, которую усвоил Рабле. Человеческое тело становилось
здесь тем началом, с помощью которого и вокруг которого совершалось
разрушение средневековой иерархической картины мира и созидалась новая
картина. На этом моменте необходимо несколько остановиться.
Средневековой космос строился по Аристотелю. В основе лежало учение
о четырех элементах, из которых каждому (земле, воде, воздуху, огню)
принадлежало особое пространственное и иерархическое место в построении
космоса. Все элементы, то есть стихии, подчинены определенному порядку
верха и низа. Природа и движение каждого элемента
определяется его положением по отношению к центру космоса. Ближе всего
к этому центру находится земля; каждая отделившаяся часть земли стремится
по прямой линии снова к центру, то есть падает на землю. Противоположно
этому движение огня: он постоянно стремится кверху и потому постоянно
отделяется от центра. Между областями земли и огня расположена область
воздуха и воды. Основной принцип всех физических явлений – превращение
одного элемента в соседний другой элемент: огонь превращается в воздух,
воздух в воду, вода в землю. Это взаимное превращение и есть закон возникновения
и уничтожения, которому подчиняется все земное. Но над земным миром
поднимается сфера небесных тел, которая не подчиняется этому закону
возникновения и уничтожения. Небесные тела состоят из особого вида материи
– «quinta essentia». Эта материя уже не подлежит превращениям, – она
может совершать только чистое движение, то есть только перемещение.
Небесным телам, как наиболее совершенным, свойственно и наиболее совершенное
движение, круговое – вокруг мирового центра. О «субстанции
небес», то есть о квинтэссенции, велись бесконечные схоластические споры,
которые нашли свое отражение в пятой книге романа Рабле – в эпизоде
с королевой Квинтэссенцией.
Такова была средневековая картина космоса. Для этой картины характерна
определенная ценностная акцентировка пространства: пространственным
ступеням, идущим снизу вверх, строго соответствовали ценностные ступени. Чем выше ступень элемента
на космической лестнице, чем ближе он к «неподвижному двигателю» мира,
тем лучше этот элемент, тем совершеннее его природа. Понятия
и образы верха и низа в их пространственно-ценностном выражении вошли
в плоть и кровь средневекового человека.
В эпоху Возрождения эта иерархическая картина мира разрушалась; элементы
ее переводились в одну плоскость;
высота и низ
становились относительными;
вместо них акцент переходил на «вперед»
и «назад». Этот перевод мира в одну плоскость,
эта смена вертикали горизонталью
(с параллельным усилением момента времени)
осуществлялись вокруг человеческого
тела, которое становилось относительным
центром космоса. Но этот космос движется уже не снизу вверх, а вперед
по горизонтали времени – из прошлого в будущее. В телесном человеке
иерархия космоса опрокидывалась, отменялась; он утверждал свое значение
вне ее.
Эта перестройка космоса из вертикального в горизонтальный вокруг человека
и человеческого тела нашла очень яркое выражение в знаменитой речи Пико
делла Мирандолла «Oratio de hominis dignitate», то есть «О достоинстве
человека». Это была вступительная речь Пико к защите тех 900 тезисов,
на которые делает аллюзию Рабле, заставляя Пантагрюэля выступить с защитой
9764 тезисов. В этой речи Пико утверждает, что человек выше всех существ,
в том числе и небесных духов, потому что он есть не только бытие, но и становление. Человек выходит за пределы
всякой иерархии, так как иерархия
может определять только твердое, неподвижное, неизменное бытие, но не
свободное становление. Все остальные существа остаются навсегда
тем, чем они были однажды созданы, ибо природа их создается готовой
и неизменной; она получает одно-единственное семя, которое только и
может в них развиться. Но человек
при рождении получает семена всякой возможной жизни. Он сам выбирает
то семя, которое разовьется и принесет в нем плоды: он взращивает его,
воспитывает его в себе. Человек может
стать и растением и животным, но он может стать и ангелом и сыном божьим.
Пико сохраняет язык иерархии, сохраняет частью и старые ценности (он
осторожен), но по существу иерархия отменяется. Такие моменты, как становление,
наличие многих семян и возможностей,
свобода выбора между ними, выводят человека на горизонталь
времени и исторического становления. Подчеркнем, что тело человека объединяет в себе все элементы и все
царства природы: и растение, и животное, и собственно человека.
Человек не есть нечто замкнутое и готовое, – он не
завершен и открыт: это – основная идея Пико делла Мирандолла.
В «Apologia» того же Пико выступает мотив микрокосма (в связи с идеями
натуральной магии) в форме «мировой
симпатии», благодаря которой человек
может объединять в себе высшее с низшим, далекое с близким, может
проникать во все тайны, скрытые в недрах
земли.
Идеи «натуральной магии» и «симпатии» между всеми явлениями были очень
распространены в эпоху Ренессанса. В той форме, которую им придали Батиста
Порта, Джордано Бруно и особенно Кампанелла, они сыграли свою роль в
разрушении средневековой картины мира, преодолевая иерархическую даль
между явлениями, соединяя то, что было разъединено, стирая неправильно
проведенные границы между явлениями, содействуя перенесению всего многообразия
мира в одну горизонтальную плоскость становящегося во времени космоса.
Нужно особо отметить чрезвычайную распространенность идеи всеобщего одушевления. Эту идею защищал Фичино, доказывая, что мир
– не агрегат мертвых элементов, а одушевленное существо, где каждая
часть является органом целого.
Патрицци в своей «Panpsychia» доказывает, что во вселенной все одушевлено
– от звезд до простейших элементов. Этой идее не был чужд и Кардано,
который в своем учении о природе в значительной степени биологизирует
мир, рассматривая все явления по аналогии с органическими формами: металлы
для него – это «погребенные растения», ведущие свою жизнь под землей.
Камни также имеют свое развитие, аналогичное органическому: у них своя
юность, свой рост, своя зрелость.
Все эти явления в некоторой своей части могли оказывать на Рабле прямое
влияние, и все они, во всяком случае, являются родственными, параллельными
явлениями, вытекающими из общих тенденций эпохи. Все явления и вещи
мира – от небесных тел до элементов – покинули
свои старые места в иерархии вселенной и устремились в одну горизонтальную
плоскость становящегося мира, стали искать себе новые места в этой плоскости,
стали завязывать новые связи, создавать новые соседства. Тем
центром, вокруг которого происходила
эта перегруппировка всех вещей, явлений и ценностей, было именно человеческое тело, объединявшее в себе все
многообразие вселенной.
Для всех названных нами представителей ренессансной философии – Пико
делла Мирандолла, Помпонацци, Порта, Патрицци, Бруно, Кампанелла, Парацельс
и др. – характерны две тенденции: во-первых, стремление найти в человеке
всю вселенную, со всеми ее стихиями и силами, с ее верхом и ее низом;
во-вторых, поиски этой вселенной прежде всего в человеческом теле, которое
сближает и объединяет в себе отдаленнейшие явления и силы космоса. В
этой философии на теоретическом языке выражено то новое ощущение космоса,
как нестрашного для человека родного дома, которое на языке образов
в плане смеха высказано и в романе Рабле.
У большинства из названных нами представителей ренессансной философии
большую или меньшую роль играет астрология и «натуральная магия». Рабле
не принимал всерьез ни магии, ни астрологии. Он сталкивал и связывал
явления, разъединенные и бесконечно удаленные друг от друга средневековой
иерархией, развенчивал и обновлял их в материально-телесном плане, –
но он не пользовался при этом ни магической «симпатией», ни астрологическим
«соответствием». Рабле последовательно
материалистичен. Но материю он берет только в ее телесной форме.
Тело для него – наиболее совершенная
форма организации материи, поэтому оно – ключ ко всей материи. Та материя, из которой состоит вся вселенная,
в человеческом теле раскрывает свою подлинную природу и все свои высшие
возможности: в человеческом теле
материя становится творческой, созидательной, призванной победить весь
космос, организовать всю космическую материю, в человеке материя приобретает
исторический характер.
В прославлении пантагрюэльона – этого символа всей технической культуры
человека – есть такое замечательное место:
Силы небесные, божества земные и морские – все ужаснулись при виде
того, как с помощью благословенного пантагрюэльона арктические народы
на глазах у антарктических прошли Атлантическое море, перевалили через
оба тропика, обогнули жаркий пояс, измерили весь зодиак и пересекли
экватор, видя перед собою на горизонте оба полюса.
Боги Олимпа воскликнули в ужасе: «Благодаря действию и свойствам своей
травы Пантагрюэль погружает нас в столь тягостное раздумье, в какое
не погружали нас даже алоады. Он скоро женится, у него народятся
дети. Изменить его судьбу мы не в состоянии, ибо она прошла через
руки и веретена роковых сестер, дочерей Необходимости. Может статься,
его дети откроют другое растение, обладающее такою же точно силой, и
с его помощью люди доберутся до источников града, до дождевых водоспусков
и до кузницы молний, вторгнутся в область Луны, вступят на территорию
небесных светил и там обоснуются: кто – на Золотом Орле, кто – на Овне,
кто – на Короне, кто – на Лире, кто – на Льве, разделят с нами трапезу,
женятся на наших богинях и таким путем сами станут как боги» (кн. III,
гл. LI).
Несмотря на несколько риторический и официальный стиль этого отрывка,
мысли, в нем выраженные, совсем не официального порядка. Здесь изображается
обожествление, апофеоз человека. Земное пространство побеждено, рассеянные
по всей земле народы благодаря мореплаванию объединены. Все народы,
все члены человечества, вступили благодаря изобретению парусов в реальный
материальный контакт. Человечество стало единым. Благодаря новому
изобретению – воздухоплаванию, которое Рабле здесь предвосхищает, человечество
станет управлять погодой, достигнет звезд и подчинит их своей власти.
Весь тот образ торжества (апофеоза) человечества построен в чисто ренессансной
горизонтали пространства и времени;
от средневековой иерархической вертикали ничего не осталось. Движение во времени гарантируется рождением новых
и новых поколений. Его-то
– рождения новых человеческих поколений – и испугались боги:
Пантагрюэль «собирается жениться и иметь детей». Это и есть то
относительное бессмертие, о котором Гаргантюа писал в письме своему
сыну Пантагрюэлю. Здесь это бессмертие родового тела человечества провозглашено
на риторическом языке. Но живое и глубокое ощущение его, как мы видели,
организует все народно-праздничные образы раблезианского романа. Не
биологическое тело, которое только повторяет себя в новых поколениях,
но именно тело исторического, прогрессирующего человечества,
– находится в центре этой системы образов.
Таким образом, в гротескной концепции тела родилось и оформилось новое,
конкретное и реалистическое историческое чувство, – не отвлеченная мысль
о будущих временах, а живое ощущение причастности каждого человека бессмертному
народу, творящему историю.
[1] См. также изображение сцены из «Страстей господн их»,
дававшихся в Валансьене в 1547 г., приложенное к «Histoire de la langue
et de la littérature française» Petit de Jullevill, 1900, t. II,
pp. 415 – 417.
[2] В Ригведе (X, 90) изображается возникновение мира из тела человека
Пуруши (Purucha): боги принесли Пурушу в жертву и разъяли его тело на части,
согласно технике жертвенного разъятия; из различных частей тела возникли различные
группы общества и различные космические явления: изо рта – брахманы, из рук
– воины, из глаз – солнце, из головы – небо, из ног – земля и т.п. В христианизованной
германской мифологии мы встречаем аналогичную концепцию, но только здесь тело
создается из различных частей мира: тело Адама создано из восьми частей – мясо
из земли, кости из камней, кровь из моря, волосы из растений, мысли из облаков
и т.п.
[3] Цитирую по русскому переводу: Гиппократ.
Избранные книги. Перевод с греческого проф. В.И.Руднева. Ред. вступ. статьи
и прим. проф. В.П.Карпова. Гос. изд. биологической и медицинской литературы,
1936, с. 264 – 267.
[4] Гиппократ. Избранные
книги, 1936, с. 293 – 294.
[5] Гиппократ. Избранные
книги, 1936, с. 347.
[6] Гиппократ. Избранные
книги, 1936, с. 310.
[7] Гиппократ. Избранные
книги, 1936, с. 311.
[8] Гиппократ. Избранные
книги, 1936, с. 734.
[9] Гиппократ. Избранные
книги, 1936, с. 111.
[10] Совершенно правильно характеризует это исключительное положение
медицины Лот: …Наукой наук в XVI веке становится медицина, которая пользовалась
тогда огромным влиянием и доверием, каких она уже не имела в XVII веке» (Lote G.
La vie et l`oeuvre de François Rabelais, p. 163).
[11] В эпоху Рабле убеждение, что все части тела имели свое соответствие
в знаках зодиака, пользовалось почти всеобщим признанием. Были очень распространены
изображения человеческого тела, внутри которого в различных органах и
частях его были размещены образы знаков зодиака. Такие изображения носили
философско-гротескный характер. Г.Лот в своей монографии прилагает на
таблице VIII (с. 252 – 253) три таких рисунка XV и XVI веков, изображающих
соответствие каждой части тела с одним из знаков зодиака и локализацию
этих знаков в теле человека.
|