А.Платонов
Счастливая Москва
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13
     4


     Однажды  в  коридоре  военкомата  стоял  худой  и  бледный
вневойсковик  с  книжкой  военного учета в руках. Ему казалось,
что в райвоенкомате пахло так  же,  как  в  местах  длительного
заключения  --  безжизненностью  томящегося человеческого тела,
сознательно  ведущего  себя  скромно  и  экономично,  чтобы  не
возбуждать внутри себя замирающегося влечения к удаленной жизни
и   не   замучиться  потом  в  тщетности,  от  тоски  отчаяния.
Равнодушная идеологичность убранства,  сделанного  по  дешевому
госбюджету,  и незначительность служащих лиц обещали пришедшему
человеку бесчувствие, происходящее  от  бедного  или  жестокого
сердца.
     Вневойсковик  ожидал  служащую  у  одного  окна,  пока она
дочитывала стихи в книге; вневойсковик полагал, что  от  стихов
каждый  человек  становится  добрее  --  он  сам читал книги до
полуночи в молодости своей жизни и после того  чувствовал  себя
грустно  и  безразлично. Служащая, дочитав стих, начала ставить
вневойсковика на переучет, удивляясь тому, что этот человек, по
данным учетного бланка, не был ни в белой, ни в красной  армии,
не  проходил всеобщего военного обучения, не являлся никогда на
сборно-учебные  пункты,  не   учавствовал   в   территориальных
соединениях и в походах Осовиахима и на три года пропустил срок
своей  перерегистрации.  Неизвестно,  каким  способом,  в какой
тишине  данный  вневойсковик  сумел  укрыться  от  бдительности
домоуправлений,  со  своей  военно-учетной  книжкой устаревшего
образца.
     Военнослужащая посмотрела на вневойсковика. Перед нею,  за
изгородью,  отделявшей  спокойствие учереждения от людей, стоял
посетитель  с  давно  исхудавшим  лицом,   покрытым   морщинами
тоскливой  жизни и скучными следами слабости и терпения; одежда
на вневойсковике была так же изношена, как кожа на его лице,  и
согревала человека лишь за счет долговечных нечистот, въевшихся
в ветхость ткани; он смотрел на служащую с робкой хитростью, не
ожидая  к  себе сочувствия, и часто, опустив глаза, закрывал их
вовсе, чтобы видеть тьму, а не  жизнь;  на  одно  мгновение  он
вообразил  себе  облака  на небе -- он любил их, потому что они
его не касались и он им был чужой.
     Поглядев  нечаянно   в   даль   военкомата,   вневойсковик
вздрогнул  от  удивления:  на  него  смотрели  два ясных глаза,
обросших  сосредоточенными  бровями,  не  угрожая  ему   ничем.
Вневойсковик много раз видел где-то такие глаза, внимательные и
чистые,  и  всегда  моргал против этого взгляда. "Это настоящая
красная армия! -- подумал  он  с  грустным  стыдом.--  Господи!
Почему  я  зря  пропустил всю свою жизнь, ради иждевения самого
себя!.." Вневойсковик  всегда  ожидал  от  учереждений  ужаса,,
измождения  и  долготерпеливой  тоски,  --  здесь  же он увидел
вдалеке человека, сочувственно думающего по поводу него.
     "Красная армия" встала с места, -- она оказалась женщиной,
-- и подошла к вневойсковику. Он испугался прелести и  силы  ее
лица,  но  из сожаления к своему сердцу, которое может напрасно
заболеть от любви,  отвернулся  от  этой  служащей.  Подошедшая
Москва  Честнова  взяла у него учетную книжку и оштрафовала его
на пятьдесят рублей за нарушение учетного закона.
     -- У меня денег нету, -- сказал вневойсковик. --  Я  лучше
как-нибудь живьем штраф отплачу.
     -- Ну как же? -- спросила Москва.
     -- Не знаю, -- тихо произнес вневойсковик. -- мне так себе
живется.
     Честнова взяла его за руку и отвела к своему столу.
     -- От  чего  вам  так себе живется? -- спросила она. -- Вы
хотите что-нибудь?
     Вневойсковик не мог ответить; он чувствовал, как пахло  от
этой  служащей  красноармейской женщины мылом, потом и какою-то
милой  жизнью,  чуждой  для  его  сердца,  таящегося  в   своем
одиночестве,  в  слабом  тлеющем  тепле.  Он  нагнул  голову  и
заплакал от своего  жалкого  положения,  а  Москва  Честнова  в
недоумении  отпустила его руку. Вневойсковик постоял немного, а
потом обрадовался, что его не задерживают,  и  скрылся  в  свое
неизвестное  жилище,  чтобы просуществовать как-нибудь до гроба
без учета и опасности.
     Но Честнова нашла его адрес в переучетном бланке  и  через
некоторое время пошла в гости к вневойсковику.
     Она  долго  ходила  в  глуши  бауманского  района, пока не
отыскала один небольшой жакт, в котором находился вневойсковик.
Это был дом  с  неработоспособным  правлением  и  с  дефицитным
балансом  расходов,  так  что  его  стены  уже несколько лет не
окрашивались свежей краской, а нелюдимый, пустой двор, где даже
камни  истерлись  от  детских  игр,  давно  требовал   к   себе
надлежащей заботы.
     С  печалью  прошла Москва мимо стен и по смутно освещенным
коридорам этого жакта,  как  будто  ее  обидели  или  она  была
виновата  в  чужой  небрежной  и несчастной жизни. Когда Москва
Честнова вышла  по  ту  сторону  дома,  обращенную  к  длинному
сплошному  забору,  она  увидела  каменное  крыльцо  с железным
навесом,  под   которым   горел   электрический   фонарь.   Она
прислушалась   к  шуму  в  окружающем  воздухе  --  за  забором
сбрасывали тес на землю и  слышно,  как  внизывались  лопаты  в
грунт;  у  железного  навеса  стоял  непокрытый лысый человек и
играл на скрипке  мазурку  в  одиночестве.  На  каменной  плите
лежала  шляпа  музыканта,  прожившая все долгие невзгоды на его
голове -- и некогда она покрывала шевелюру молодости, а  теперь
собирала   деньги  для  пропитания  старости,  для  поддержания
слабого сознания в ветхой голой голове.
     Честнова положила в эту шляпу рубль и попросила сыграть ей
что-нибудь  Бетховена.  Не  сказав  никакого  слова,   музыкант
доиграл  мазурку  до конца и лишь затем начал Бетховена. Москва
стояла   против   скрипача   по-бабьи,   расставив    ноги    и
пригорюнившись  лицом  от  тоски, волнующейся вблизи ее сердца.
Весь мир вокруг нее вдруг стал резким и непримиримым,  --  одни
твердые  тяжкие  предметы  составляли  его и грубая темная сила
действовала с такой злобой, что сама  приходила  в  отчаяние  и
плакала  человеческим,  истощенным голосом на краю собственного
безмолвия. И  снова  эта  сила  вставала  со  своего  железного
поприща   и   громила   со  скоростью  вопля  какого-то  своего
холодного,  казенного  врага,  занявшего  своим  туловищем  всю
бесконечность.  Однако  эта  музыка,  теряя  всякую  мелодию  и
переходя в скрежещущий вопль наступления,  все  же  имела  ритм
обыкновенного   человеческого   сердца   и   была  проста,  как
непосильный труд из жизненной нужды.
     Музыкант глядел на Москву равнодушно и  без  внимания,  не
привлекаемый  никакой  ее  прелестью,  -- как артист, он всегда
чувствовал  в  своей  душе  еще  более  лучшую  и  мужественную
прелесть,  тянущую  волю  вперед  мимо  обычного наслаждения, и
предпочитал ее всему видимому. Под конец игры из глаз  скрипача
вышли  слезы,  -- он истомился жить, и, главное, он прожил себя
не по музыке, он  не  нашел  своей  ранней  гибели  под  стеной
несокрушимого  врага, а стоит теперь живым и старым бедняком на
безлюдном дворе жакта, с  изможденным  умом,  в  котором  низко
стелется  последнее воображение о героическом мире. Против него
-- по ту сторону забора --  строили  медицинский  институт  для
поисков  долговечности  и бессмертия, но старый музыкант не мог
понять, что эта постройка продолжает музыку Бетховена, а Москва
Честнова не знала, что там строится. Всякая  музыка,  если  она
была  велика  и  человечна, напоминала Москве о пролетариате, о
темном человеке с горящим факелом, бежавшем в ночь революции  и
о  ней  самой,  и  она  слушала ее как речь вождя и собственное
слово, которое она всегда подразумевает, но  никогда  вслух  не
говорит.
     На  входной  двери  висела  фанерная  табличка с надписью:
"Правление жакта и домоуправление". Честнова вошла туда,  чтобы
узнать  номер  квартиры  вневойсковика,  -- он указал в учетном
бланке один номер дома.
     До канцелярии жакта шел деревянный коридор, по обе стороны
его жили вероятно многодетные семьи -- там сейчас  с  обидой  и
недовольством  кричали  дети,  деля  пищу  на ужин между собой.
Внутри деревянного коридора стояли жильцы и беседовали  на  все
темы,  какие  есть  на  свете,  --  о  продовольствии,  ремонте
дворовой уборной, о  будущей  войне,  о  стратосфере  и  смерти
местной,  глухой  и  безумной прачки. На стенах коридора висели
плакаты Мопра, Управления сберкасс, правила  ухода  за  грудным
ребенком,  человек  в  виде буквы "Я", сокращенный на одну ногу
уличной катастрофой, и прочие картины жизни, пользы и бедствий.
Многие   люди   приходили   сюда,    в    деревянный    коридор
домоуправления,  часов  с  пяти  вечера,  сразу после работы, и
простаивали на ногах, размышляя и беседуя, вплоть до  полуночи,
лишь  изредка  нуждаясь  в  какой-либо  справке домоуправления.
Москве Честновой было удивительно  узнать  это;  она  не  могла
понять,  почему  люди  жались к жакту, к конторе, к справкам, к
местным нуждам небольшого счастья, к самоистощению в  пустяках,
когда  в  городе  были  мировые  театры,  а в жизни еще не были
разрешены вечные загадки мучения и даже у наружной двери  играл
прекрасную музыку скрипач, не внимаемый никем.
     Пожилой  управдом, работавший в шуме людей -- среди дыма и
разных  вопросов,  --  дал  Честновой  точную  справку  о  всем
вневойсковике:  он  жил  в  коридорной системе второго этажа, в
комнате номер 4, пенсионер третьего разряда, общественный актив
жакта  много  раз  ходил   к   нему   --   уговаривать   насчет
необходимости  своевременного  переучета  и  оформления  своего
военного положения, но вневойсковик уже  несколько  лет  обещал
это  сделать,  собираясь с завтрашнего утра посвятить весь день
на формальные нужды, но до сих пор не выполнил своего  обещания
по  бессмысленной причине; с полгода назад сам управдом посетил
вневойсковика на этот предмет, увещевал его три часа, сравнивал
его состояние с тоскою, скукой  и  телесной  нечистоплотностью,
как  если  бы  он не чистил зубы, не мылся и вообще наносил сам
себе позор, с целью критики советского человека.
     -- Не знаю, что и делать с ним,  --  сказал  управдом.  --
Один такой во всем жакте.
     -- А чем он занимается вообще? -- спросила Москва.
     -- Я  же  тебе  сказал: пенсионер третьей категории, сорок
пять рублей получает. Ну, он еще  в  осодмиле  состоит,  пойдет
постоит  на трамвайной остановке, поштрафует публику и опять на
квартиру вернется...
     Москве стало  грустно  от  жизни  такого  человека  и  она
сказала:
     -- Как нехорошо все это!..
     Управдом вполне согласился с нею:
     -- Хорошего  в  нем нету!.. Летом он часто в парк культуры
ходил, но тоже -- зря. Ни оркестра не послушает, ни мимо зрелищ
не погуляет, а как придет, так сядет около отделения милиции  и
просидит  там  целый день -- то разговаривает понемногу, то ему
поручение какое-нибудь дадут: он сделает пойдет,  --  любит  он
административную работу, хороший осодмилец...
     -- Он женатый? -- спросила Москва.
     -- Нет, он неопределенный... Формально холост, но все ночи
проводит  молча  с  женщинами,  уж  сколько лет подряд. Это его
принципиальное дело, жакт тут стоит в стороне... Но вот что  --
женщины  к  нему являются некультурные, неинтересные, такая как
вы -- первая. Не советую -- убогий человек...
     Москва ушла из правления дома. По-прежнему стоял  музыкант
у входа, но ничего не играл, а сам что-то слушал молча из ночи.
Далекое зарево трепетало над центром города, волнуясь в бегущих
тучах,  и огромное загроможденное мраком небо открывалось вдруг
мгновенным и  острым  светом,  сверкнувшим  из-под  трамвайного
провода.  В  близком  клубе местного транспорта пел хор молодых
работниц, увлекая силой вдохновения собственную жизнь в далекие
края  будущего.  Честнова  пошла  в  тот  клуб  и  пела  там  и
танцевала,  пока распорядитель, заботясь об отдыхе молодежи, не
потушил свет. Тогда Москва уснула где-то за кулисами  сцены  на
фанерной  бутафории,  обняв  по  девической  привычке временную
подругу, такую же усталую и счастливую, какой была сама.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13
Главная страница




Нет комментариев.



Оставить комментарий:
Ваше Имя:
Email:
Антибот: *  
Ваш комментарий: