VIII. УСЛОВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕРТЫ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА
Если верна предпосылка, что от психологической и экономической катастрофы
нас может спасти только коренное изменение характера человека, выражающееся
в переходе от доминирующей установки на обладание к господству установки
на бытие, то встает следующий вопрос: возможно ли вообще массовое изменение
человеческого характера, а если возможно, то каким образом оно может
произойти?
Я полагаю, что характер человека может измениться при следующих
условиях:
1. Мы страдаем и осознаем это.
2. Мы понимаем, каковы причины нашего страдания.
3. Мы понимаем, что существует путь, ведущий к освобождению от этих
страданий.
4. Мы осознаем, что для освобождения от наших страданий мы должны следовать
определенным нормам и изменить существующий образ жизни.
Эти четыре пункта соответствуют четырем благородным истинам, составляющим
суть учения Будды и касающимся общих условий человеческого существования,
а не каких-то конкретных случаев неблагополучия, являющихся следствием
конкретных индивидуальных или социальных обстоятельств.
Тот же самый принцип изменения человека, который характерен для буддизма,
лежит и в основе Марксова представления о спасении. Чтобы понять это,
необходимо иметь в виду, что для Маркса, как он сам говорил, коммунизм
был не конечной целью, а лишь определенной ступенью исторического развития
общества, призванной освободить людей от тех социально-экономических
и политических условий, при которых они теряют человеческий облик и
становятся рабами вещей, машин и собственной алчности.
Первый шаг, предпринятый Марксом, должен был показать рабочему классу
— самому отчужденному и несчастному классу в то время, — что он страдает.
Маркс стремился разрушить иллюзии, мешавшие рабочим осознать всю глубину
их бедственного положения. Второй его шаг должен был показать причины
их страданий, которые, как он подчеркивал, коренятся в природе капитализма
и в таких свойствах характера, порождаемых капиталистической системой,
как алчность, корыстолюбие и зависимость. Этот анализ причин страданий
рабочих (и не только рабочих) послужил главным импульсом для
работы Маркса — анализа капиталистической экономики.
Третий его шаг должен был показать, что от этих страданий можно избавиться,
лишь уничтожив порождающие их условия, и, наконец, четвертый его шаг
— открытие нового образа жизни, новой социальной системы, которая могла
бы освободить человека от страданий, неминуемо порождаемых прежней капиталистической
системой.
Такова же, в сущности, и фрейдовская схема лечения больных. Пациенты
обращались к Фрейду потому, что они страдали и осознавали, что страдали.
Но, как правило, они не осознавали, от чего они страдали. И обычно
первая задача психоаналитика состоит в том, чтобы помочь пациенту расстаться
с иллюзиями, мешающими ему понять, в чем суть его страданий, и осознать
реальные причины его заболевания. Диагноз природы индивидуальной или
социальной болезни — это, по существу, вопрос ее интерпретации, а различные
интерпретаторы могут отличаться друг от друга в своих подходах. Однако,
как правило, при определении диагноза следует меньше всего полагаться
на субъективные представления пациента о причине его страданий. Суть
психоаналитического процесса лечения — помочь пациенту осознать действительные
причины его болезни.
Зная эти причины, пациенты могут сделать следующий шаг, а именно понять,
что их болезнь излечима, если будут устранены порождающие ее причины.
По Фрейду, это означает восстановить подавленные воспоминания пациента
об определенных событиях, имевших место в детстве. Традиционный психоанализ,
однако, не считает четвертый этап обязательным. Многие психоаналитики,
по-видимому, полагают, что одно уже осознание того, что подавлялось,
дает терапевтический эффект. Часто так и происходит, особенно в тех
случаях, когда пациент страдает от строго определенных симптомов, как,
например, в случае истерии или навязчивых состояний. Однако я не верю
в возможность достичь длительного положительного эффекта у тех пациентов,
страдания которых не ограничиваются столь определенными симптомами и
которым необходимо изменить свой характер; этот эффект не будет иметь
места, пока ми не изменят свой образ жизни в соответствии с теми
изменениями характера, которых они хотят достичь. Можно, например,
анализировать зависимость того или иного индивида вплоть до второго
пришествия, но все эти попытки будут безуспешными, если не изменится
сама жизненная ситуация, в которой оказался пациент до того, как ему
открылись причины этой зависимости. Вот вам один простой пример: женщина,
причины страдания которой лежат в ее зависимости от отца — даже если
она и осознала глубинные причины этой зависимости, — не выздоровеет
до тех пор, пока реально не изменит свою жизнь, скажем, не разъедется
со своим отцом, не откажется от его помощи, не решится на риск и неудобства,
которые неизбежны при такого рода практических попытках обрести независимость.
Само по себе осознание причин заболевания без практических шагов
к изменению жизненной ситуации остается неэффективным.
НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК
Функция нового общества — способствовать возникновению нового Человека,
структура характера которого будет включать следующие качества:
— Готовность отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы в полной
мере быть.
— Чувство безопасности, чувство идентичности и уверенности в себе, основанные
на вере в то, что он существует, что он есть, на внутренней
потребности человека в привязанности, заинтересованности, любви, единении
с миром, пришедшей на смену желанию иметь, обладать, властвовать над
миром и таким образом стать рабом своей собственности.
— Осознание того факта, что никто и ничто вне нас самих не может придать
смысл нашей жизни и что только полная независимость и отказ от вещизма
могут стать условием для самой плодотворной деятельности, направленной
на служение своему ближнему.
— Ощущение себя на своем месте.
— Радость, получаемая от служения людям, а не от стяжательства и эксплуатаций.
— Любовь и уважение к жизни во всех ее проявлениях, понимание, что священна
жизнь и все, что способствует ее расцвету, а не вещи, не власть и не
все то, что мертво.
— Стремление умерить, насколько возможно, свою отличность, ослабить
чувство ненависти, освободиться от иллюзий.
— Жизнь без идолопоклонства и без иллюзий, поскольку каждый достиг такого
состояния, когда никакие иллюзии просто не нужны.
— Развитие способности к любви наряду со способностью к критическому,
реалистическому мышлению.
— Освобождение от нарциссизма и принятие всех трагических ограничений,
которые внутренне присущи человеческому существованию.
— Всестороннее развитие человека и его ближних как высшая цель жизни.
— Понимание того, что для достижения этой цели необходимы дисциплинированность
и реалистичность.
— Понимание того, что никакое развитие не может происходить вне какой-либо
структуры, а также понимание различия между структурой как атрибутом
жизни и «порядком» как атрибутом безжизненности, смерти.
— Развитие воображения, но не как бегство от невыносимых условий жизни,
а как предвидение реальных возможностей, как средство положить конец
этим невыносимым условиям.
— Стремление не обманывать других, но и не быть обманутым; можно прослыть
простодушным, но не наивным. — Все более глубокое и всестороннее самопознание.
— Ощущение своего единения с жизнью, то есть отказ от подчинения, покорения
и эксплуатации природы, от истощения и разрушения ее, стремление понять
природу и жить в гармонии с ней.
— Свобода, но не как произвол, а как возможность быть самим собой: не
клубком алчных страстей, а тонко сбалансированной структурой, которая
в любой момент может столкнуться с альтернативой — развитие или разрушение,
жизнь или смерть.
— Понимание того, что зло и разрушение — неизбежные следствия неправильного
развития.
— Понимание того, что лишь немногим удается достичь совершенства по
всем этим пунктам, и вместе с тем отсутствие амбициозного стремления
«достичь цели», поскольку известно, что подобные амбиции — всего лишь
иное выражение алчности и ориентации на обладание.
— Счастье всевозрастающей любви к жизни, независимо от того, что уготовано
нам судьбой, ибо жизнь в меру своих сил приносит человеку такое удовлетворение,
что едва ли остается место для беспокойства о том, чего он мог бы или
не мог бы еще достичь.
В задачи этой книги не входит давать рекомендации по поводу того,
что именно могли бы сделать люди, живущие в современном кибернетическом,
бюрократическом, индустриальном обществе — в «капиталистической» или
«социалистической» его. форме, — чтобы преодолеть установку на обладание
и увеличить сектор бытия. Для этого потребовалась бы еще одна книга,
которую можно было бы назвать «Искусство быть». Однако в последние годы
было опубликовано много книг о путях достижениях общего блага. Одни
из них весьма полезны, другие же не приносят ничего, кроме вреда, ибо
лишь обманывают читателя, эксплуатируя новый рынок, возникший в связи
со стремлением людей избежать катастрофы. Некоторые важные книги, которые
могут оказаться полезными для тех, кто проявляет серьезный интерес к
проблеме достижения благоденствия, указаны в Библиографии.
|