ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
АНАЛИЗ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ
МЕЖДУ ДВУМЯ СПОСОБАМИ СУЩЕСТВОВАНИЯ
IV. ЧТО ТАКОЕ МОДУС ОБЛАДАНИЯ?
ОБЩЕСТВО ПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ — ОСНОВА МОДУСА ОБЛАДАНИЯ
Наши суждения чрезвычайно предвзяты, ибо мы живем в обществе, которое
зиждется на трех столпах: частной собственности, прибыли и власти. Приобретать,
владеть и извлекать прибыль — вот священные и неотъемлемые права индивида
в индустриальном обществе[1]. Каковы источники собственности — не имеет значения, так же
как и сам факт владения собственностью не налагает никаких обязательств
на ее владельцев. Принцип таков: «Где и каким образом была приобретена
собственность, а также как я собираюсь поступить с ней, никого, кроме
меня, не касается; пока я действую в рамках закона, мое право на собственность
абсолютно и ничем не ограничено».
Такой вид собственности можно назвать частной, приватной собственностью
(от латинского «privare» — «Лишать»), так как личность или личности,
владеющие собственностью, являются ее единственными хозяевами, облеченными
всей полнотой власти лишать других возможности употребить ее для своей
пользы или удовольствия. Хотя предполагается, что частная собственность
является естественной и универсальной категорией, история и предыстория
человечества, и в особенности история неевропейских культур, где экономика
не играла главенствующей роли в жизни человека, свидетельствует о том,
что на самом деле она скорее исключение, чем правило. Помимо частной
собственности, существуют еще и созданная своим трудом собственность,
которая является всецело результатом труда своего владельца; ограниченная
собственность, которая ограничена обязанностью помогать своим ближним;
функциональная, или личная, собственность, которая распространяется
либо на орудия труда, либо на объекты пользования; общая собственность,
которой совместно владеет группа людей, связанных узами духовного родства,
как, например, киббуцы — фермы или поселения-коммуны в Израиле.
Нормы, в соответствии с которыми функционирует общество, формируют
также и характер членов этого общества («социальный характер»). В индустриальном
обществе такими нормами является стремление приобретать собственность,
сохранять ее и приумножать, то есть извлекать прибыль, и владеющие собственностью
становятся предметом восхищения и зависти как существа высшего порядка.
Однако подавляющее большинство людей не владеют никакой собственностью
в полном смысле этого слова — то есть капиталом или товарами, в которые
вложен капитал, и в связи с этим возникает такой озадачивающий вопрос:
как же эти люди могут удовлетворять свою страсть к приобретению и сохранению
собственности и как они могут справляться с этой обуревающей их страстью?
Иначе говоря, как им удается чувствовать себя владельцами собственности,
если они ее практически не имеют?
Естественно, напрашивается следующий ответ на этот вопрос: как бы
беден ни был человек, он все-таки чем-нибудь владеет и дорожит
этой малостью так же, как владелец капитала — своим богатством. И точно
так же, как крупных собственников, бедняков обуревает стремление сохранить
то немногое, что у них есть, и приумножить пусть даже на ничтожно малую
величину (к примеру, сэкономив на чем-либо жалкие гроши).
Кроме того, наивысшее наслаждение состоит, возможно, не столько в
обладании материальными вещами, сколько в обладании живыми существами.
В патриархальном обществе даже самые обездоленные представители мужского
населения из беднейших классов могут быть собственниками: по отношению
к жене, детям, домашним животным или скоту они могут чувствовать себя
полновластными хозяевами. Для мужчины в патриархальном обществе большое
число детей есть единственный путь к владению людьми без необходимости
зарабатывать право на эту собственность, к тому же не требующий больших
капиталовложений. Учитывая, что все бремя рождения ребенка ложится на
женщину, вряд ли можно отрицать, что произведение на свет детей в патриархальном
обществе является результатом грубой эксплуатации женщин. Однако у матерей
в свою очередь есть свой вид собственности — малолетние дети. Итак,
круг бесконечен и порочен: муж эксплуатирует жену, жена — маленьких
детей, а мальчики, став юношами, вскоре присоединяются к старшим и тоже
начинают эксплуатировать женщин, и так далее.
Гегемония мужчин в патриархальном обществе сохранялась примерно 6
или 7 тысячелетий и по сей день преобладает в слаборазвитых странах
и среди беднейших классов. Эта гегемония тем не менее постепенно теряет
силу в более развитых обществах — эмансипация женщин, детей и подростков
увеличивается вместе с повышением уровня жизни общества. В чем же будут
находить удовлетворение своей страсти к приобретению, сохранению и приумножению
собственности простые люди в хорошо развитом индустриальном обществе
по мере постепенного исчезновения устаревшего патриархального типа собственности
на людей? Ответ на этот вопрос лежит в расширении рамок собственности,
которая может включать в себя и друзей, возлюбленных, здоровье, путешествия,
произведения искусства, бога, собственное «я». Блестящая картина буржуазной
одержимости собственностью дана Максом Штирнером. Люди превращаются
в вещи; их отношения друг с другом принимают характер владения собственностью.
«Индивидуализм», который в позитивном смысле означает освобождение от
социальных пут, в негативном есть «право собственности на самого себя»,
то есть право — и обязанность — посвятить всю свою энергию достижению
собственных успехов.
Наше «я» является наиболее важным объектом, на который направлено
наше чувство собственности, поскольку оно включает в себя многое: наше
тело, имя, социальный статус, все, чем мы обладаем (включая наши знания),
наше представление о самих себе и тот образ, который мы хотим создать
о себе у других людей. Наше «я» — это смесь реальных качеств, таких,
как знания и профессиональные навыки, и качеств фиктивных, которыми
обросло наше реальное «я». Однако суть не в том, каково содержание нашего
«я», а скорее в том, что оно воспринимается как некая вещь, которой
обладает каждый из нас, и что именно эта «вещь» лежит в основе нашего
самосознания.
При обсуждении проблемы собственности необходимо иметь в виду, что
основной тип отношения к собственности, распространенный в XIX веке,
начал после первой мировой войны постепенно исчезать и в наши дни стал
редкостью. В прежние времена человек относился ко всему, чем он владел,
бережно и заботливо, и пользовался своей собственностью до тех пор,
пока она могла ему служить. Делая покупку, он хотел надолго сохранить
ее, и лозунгом XIX века вполне могло бы быть: «Все старое прекрасно!»
В наше время акцент перенесен на сам процесс потребления, а не на сохранение
приобретенного, и сегодня человек покупает, чтобы в скором времени выбросить
покупку. Будь то автомобиль, одежда или какая-нибудь безделушка — попользовавшись
своей покупкой в течение некоторого времени, человек устает от нее и
стремится избавиться от «старой» вещи и купить последнюю модель. Приобретение
-> «временное обладание и пользование -> выбрасывание (или, если
возможно, выгодный обмен на лучшую модель) -> «новое приобретение
— таков порочный круг потребительского приобретения. Лозунгом сегодняшнего
дня поистине могли бы стать слова: «Все новое прекрасно!»
Вероятно, наиболее впечатляющим примером феномена современного потребительского
приобретения является личный автомобиль. Наше время вполне заслуживает
названия «века автомобиля», поскольку вся наша экономика строится вокруг
производства автомобилей и вся наша жизнь в очень большой степени определяется
ростом и снижением потребительского спроса на автомобили.
Очевидно, однако, что любовь к собственной машине не столь глубока
и постоянна, а скорее напоминает мимолетное увлечение, так как владельцы
автомобилей склонны их часто менять; двух лет, а иногда и одного года
достаточно, чтобы владелец автомобиля устал от «старой машины» и стал
предпринимать энергичные попытки заключить «выгодную сделку» с целью
заполучить новый автомобиль. Вся процедура от приценивания до собственно
покупки кажется игрой, главным элементом которой может иной раз стать
даже надувательство, а сама «выгодная сделка» доставляет такое же, если
не большее, удовольствие, как и получаемая в конце награда: самая последняя
модель в гараже.
Чтобы разрешить загадку этого на первый взгляд вопиющего противоречия
между отношением владельцев собственности к своим автомобилям и их быстро
угасающим интересом к ним, следует принять во внимание несколько факторов.
Во-первых, в отношении владельца к автомобилю присутствует элемент деперсонализации;
автомобиль является не каким-то конкретным предметом, дорогим сердцу
его обладателя, а неким символом статуса владельца, расширяющим границы
его власти: автомобиль творит «я» своего обладателя, ибо, приобретая
автомобиль, владелец фактически приобретает некую новую частицу своего
«я». Второй фактор заключается в том, что, приобретая новую машину каждые
два года вместо, скажем, одного раза в шесть лет, владелец испытывает
больший трепет и волнение при покупке; сам акт приобретения новой машины
подобен дефлорации — он усиливает ощущение собственной силы и чем чаще
повторяется, тем больше возбуждает и захватывает. Третий фактор состоит
в том, что частая смена автомобиля увеличивает возможности заключения
«выгодных сделок» — извлечения прибыли путем обмена. Склонность к этому
весьма характерна сегодня как для мужчин, так и женщин. Четвертый фактор,
имеющий большое значение, — это потребность в новых стимулах,
поскольку старые очень скоро исчерпывают себя и теряют привлекательность.
Рассматривая проблему стимулов в своей книге «Анатомия человеческой
деструктивности», я проводил различие между стимулами, «повышающими
активность», и стимулами, «усиливающими пассивность», и предложил следующую
формулировку: «Чем больше стимул способствует пассивности, тем чаще
должна изменяться его интенсивность и (или) его вид; чем больше он способствует
активности, тем дольше сохраняется его стимулирующее свойство и тем
меньше необходимость в изменении его интенсивности и содержания». Пятым
и самым важным фактором является изменение социального характера, которое
произошло за последнее столетие, — замена «накопительского» характера
«рыночным» характером. Хотя это изменение и не свело на нет ориентацию
на обладание, оно привело к серьезнейшей ее модификации. (Это развитие
от «накопительского» к «рыночному» характеру рассматривается подробно
в главе VII).
Собственнические чувства проявляются и в других отношениях — к примеру,
в отношении к врачам, дантистам, юристам, начальникам и подчиненным.
Эти чувства выражаются, когда говорят: «мой врач», «мой
дантист», «мои рабочие» и т.д. Но помимо собственнической установки
в отношении к другим человеческим существам, люди рассматривают в качестве
собственности бесконечное число различных предметов и даже чувств. Рассмотрим,
например, такие две вещи, как здоровье и болезни. Говоря с кем-либо
о своем здоровье, люди рассуждают о нем, как собственники, упоминая
о своих болезнях, своих операциях, своих курсах
лечения — своих диетах и своих лекарствах. Они явно считают
здоровье и болезнь собственностью человека; их собственническое отношение
к своему скверному здоровью можно сравнить, пожалуй, с отношением акционера
к своим акциям, когда последние теряют часть своей первоначальной стоимости
из-за катастрофического падения курса на бирже.
Идеи, убеждения и даже привычки также могут стать собственностью.
Так, человек, имеющий привычку каждое утро в одно и то же время съедать
один и тот же завтрак, вполне может быть выбит из колеи даже незначительным
отклонением от привычного ритуала, поскольку эта привычка стала его
собственностью и потеря ее угрожает его безопасности.
Такая картина универсальности принципа обладания может показаться
многим читателям слишком негативной и односторонней, но в действительности
дело обстоит именно так. Я хотел показать превалирующую в обществе установку
прежде всего для того, чтобы нарисовать как можно более четкую и ясную
картину того, что происходит. Однако есть один элемент, который может
придать этой картине некоторое равновесие, и этим элементом является
все шире распространяющаяся среди молодого поколения установка, в корне
отличная от взглядов большинства. У молодых людей мы находим такие типы
потребления, которые представляют собой не скрытые формы приобретения
и обладания, а проявление неподдельной радости от того, что человек
поступает так, как ему хочется, не ожидая получить взамен что-либо «прочное
и основательное». Эти молодые люди совершают дальние путешествия, зачастую
испытывая при этом трудности и невзгоды, чтобы послушать музыку, которая
им нравится, или своими глазами увидеть те места, где им хочется побывать,
или встретиться с теми, кого им хочется повидать. Нас в данном случае
не интересует, являются ли цели, которые они преследуют, столь значительными,
как это им представляется. Даже если им недостает серьезности, целеустремленности
и подготовки, эти молодые люди осмеливаются быть, и при этом
их не интересует, что они могут получить взамен или сохранить у себя.
Они кажутся гораздо более искренними, чем старшее поколение, хотя часто
им присуща некоторая наивность в вопросах философии и политики. Они
не заняты постоянным наведением глянца на свое «я», чтобы стать «предметом
повышенного спроса». Они не прячут свое лицо под маской постоянной лжи,
вольной или невольной; они в отличие от большинства не тратят свою энергию
на подавление истины. Нередко они поражают старших своей честностью,
ибо старшие втайне восхищаются теми, кто осмеливается смотреть правде
в глаза и не лгать. Эти молодые люди образуют всевозможные группировки
политического и религиозного характера, но, как правило, большинство
их не имеют никакой определенной идеологии или доктрины и могут утверждать
лишь, что они просто «ищут себя». И хотя им и не удается найти ни себя,
ни цели, которая определяет направление жизни и придает ей смысл, тем
не менее они заняты поисками способа быть самими собой, а не обладать
и потреблять.
Однако этот позитивный элемент картины нуждается в некотором уточнении.
Многие из тех же молодых людей (а их число с конца 60-х годов продолжает
явно уменьшаться) так и не поднялись со ступени свободы от на
ступень свободы для; они просто протестовали, не пытаясь даже
найти ту цель, к которой нужно двигаться, и желая только освободиться
от всякого рода ограничений и зависимостей. Как и у их родителей — буржуа,
их лозунгом было «Все новое прекрасно!», и у них развилось почти болезненное
отвращение ко всем без разбора традициям, в том числе и к идеям величайших
умов человечества. Впав в своего рода наивный нарциссизм, они возомнили,
что им по силам самим открыть все то, что имеет какую-либо ценность.
Их идеалом, в сущности, было снова стать детьми, и такие авторы, как
Маркузе, подбросили им весьма подходящую идеологию, согласно которой
возвращение в детство — а не переход к зрелости — и есть конечная цель
социализма и революции. Их счастье длилось, пока они были достаточно
молоды, чтобы пребывать в этом состоянии эйфории; однако для многих
этот период закончился жестоким разочарованием, не принеся им никаких
твердых убеждений и не сформировав у них никакого внутреннего стержня.
В итоге их уделом нередко становится разочарование и апатия или же незавидная
судьба фанатиков, обуреваемых жаждой разрушения.
Однако не все, кто начинал с великими надеждами, пришел к разочарованию.
К сожалению, число таких людей невозможно определить. Насколько мне
известно, не существует сколько-нибудь достоверных статистических данных
или обоснованных оценок, но даже если бы они были, дать точную характеристику
этих индивидов все равно едва ли было бы возможно. Сегодня миллионы
людей в Америке и Европе пытаются обратить свой взор к традициям прошлого
и найти учителей, которые наставили бы их на правильный путь. Однако
в большинстве случаев доктрины этих учителей либо являются чистым надувательством,
либо искажаются атмосферой общественной шумихи, либо смешиваются с деловыми
и престижными интересами самих «наставников». Некоторые люди могут все-таки
извлечь какую-то пользу из предлагаемых ими методов, несмотря даже на
обман, другие же прибегают к ним без серьезного намерения изменить свой
внутренний мир. Но лишь путем тщательного количественного и качественного
анализа неофитов можно установить их число в каждой из этих групп.
По моей оценке, число молодых людей (и людей более старшего возраста),
действительно стремящихся к изменению своего образа жизни и замене установки
на обладание установкой на бытие, отнюдь не сводится к немногим отдельным
индивидам. Я полагаю, что множество индивидов и групп стремятся к тому,
чтобы быть, выражая тем самым новую тенденцию к преодолению свойственной
большинству ориентации на обладание, и именно они являют собой пример
исторического значения. Уже не впервые в истории меньшинство указывает
путь, по которому пойдет дальнейшее развитие человечества. Тот факт,
что такое меньшинство существует, вселяет надежду на общее изменение
установки на обладание в пользу бытия. Эта надежда становится все более
реальной, поскольку факторами, обусловившими возможность возникновения
этих новых установок, являются те исторические перемены, которые едва
ли могут быть обратимы: крах патриархального господства над женщиной
и родительской власти над детьми.
ПРИРОДА ОБЛАДАНИЯ
Природа обладания вытекает из природы частной собственности. При таком
способе существования самое важное — это приобретение собственности
и мое неограниченное право сохранять все, что я приобрел. Модус обладания
исключает все другие; он не требует от меня каких-либо дальнейших усилий
с целью сохранять свою собственность или продуктивно пользоваться ею.
В буддизме этот способ поведения описан как «ненасытность», а иудаизм
и христианство называют его «алчностью»; он превращает всех и вся в
нечто безжизненное, подчиняющееся чужой власти.
Утверждение «Я обладаю чем-то» означает связь между субъектом «Я»
(или «он», «мы», «вы», «они») и объектом «О».
Оно подразумевает, что субъект постоянен, так же как и объект. Однако
присуще ли это постоянство субъекту? Или объекту? Ведь я когда-то умру;
я могу утратить свое положение в обществе, которое гарантирует мне обладание
чем-то. Столь же непостоянным является и объект: он может сломаться,
потеряться или утратить свою ценность. Разговоры о неизменном обладании
чем-либо связаны с иллюзией постоянства и неразрушимости материи. И
хотя мне кажется, что я обладаю всем, на самом деле я не обладаю ничем,
так как мое обладание, владение объектом и власть над ним — всего лишь
преходящий миг в процессе жизни.
В конечном счете утверждения «Я [субъект] обладаю О [объектом]» —
это определение «Я» через мое обладание «О». Субъект — это не «я как
таковой», а «я как то, чем я обладаю». Моя собственность
создает меня и мою индивидуальность. У утверждения «Я есть Я» есть подтекст
«Я есть Я, поскольку Я обладаю X», где Х обозначает все естественные
объекты и живые существа, с которыми я соотношу себя через мое право
ими управлять и делать их своей постоянной принадлежностью.
При ориентации на обладание нет живой связи между мной и тем, чем
я владею. И объект моего обладания, и я превратились в вещи, и я обладаю
объектом, поскольку у меня есть сила, чтобы сделать его моим.
Но здесь имеет место и обратная связь: объект обладает мной,
потому что мое чувство идентичности, то есть психическое здоровье основывается
на моем обладании объектом (и как можно большим числом вещей).
Такой способ существования устанавливается не посредством живого, продуктивного
процесса между субъектом и объектом; он превращает в вещи и субъект,
и объект. Связь между ними смертоносна, а не животворна.
Обладание — Сила — Бунт
Стремление расти в соответствии со своей собственной природой присуще
всем живым существам. Поэтому мы и сопротивляемся любой попытке помешать
нам развиваться так, как того требует наше внутреннее строение. Для
того чтобы сломить это сопротивление — осознаем мы его или нет, — необходимо
физическое или умственное усилие. Неодушевленные предметы способны в
разной степени оказывать сопротивление воздействию на их физическое
строение благодаря связующей энергии атомной и молекулярной структур,
но они не могут воспротивиться тому, чтобы их использовали. Применение
гетерономной силы (то есть силы, воздействующей в направлении, противоположном
нашей структуре, и пагубной для нормального развития) по отношению к
живым существам вызывает у них сопротивление, которое может принимать
любые формы — от открытого, действенного, прямого, активного до непрямого,
бесполезного и очень часто бессознательного сопротивления.
Свободное, спонтанное выражение желаний младенца, ребенка, подростка
и, наконец, взрослого человека, их жажда знаний и истины, их потребность
в любви — все это подвергается различным ограничениям.
Взрослеющий человек вынужден отказаться от большинства своих подлинных
сокровенных желаний и интересов, от своей воли и принять волю и желания,
и даже чувства, которые не присущи ему самому, а навязаны принятыми
в обществе стандартами мыслей и чувств. Обществу и семье как его психосоциальному
посреднику приходится решать трудную задачу: как сломить волю человека,
оставив его при этом в неведении? В результате сложного процесса
внушения определенных идей и доктрин, с помощью всякого рода вознаграждений
и наказаний и соответствующей идеологии общество решает эту задачу в
целом столь успешно, что большинство людей верят в то, что они действуют
по своей воле, не сознавая того, что сама эта воля им навязана и что
общество умело ею манипулирует.
Наибольшую трудность в подавлении воли представляет сексуальная сфера,
поскольку здесь мы имеем дело с сильными влечениями естественного порядка,
манипулировать которыми не так легко, как многими другими человеческими
желаниями. По этой причине общество более упорно борется с сексуальными
влечениями, чем с любыми другими человеческими желаниями. Нет нужды
перечислять различные формы осуждения секса, будь то по соображениям
морали (его греховность) или здоровья (мастурбация наносит вред здоровью).
Церковь запрещает регулирование рождаемости, но вовсе не потому, что
она считает жизнь священной (ведь в таком случае эти соображения привели
бы к осуждению смертной казни и войн), а лишь с целью осуждения секса,
если он не служит продолжению рода.
Столь ревностное подавление секса трудно было бы понять, если бы оно
касалось лишь секса как такового. Однако не секс, а подавление воли
человека является причиной подобного осуждения. Во многих так называемых
примитивных обществах не существует вообще никаких табу на секс. Поскольку
в этих обществах нет эксплуатации и отношений господства, им нет нужды
подавлять волю индивида. Они могут позволить себе не осуждать секс и
получать наслаждение от сексуальных отношений, не испытывая при этом
чувства вины. Самое поразительное, что подобная сексуальная свобода
не приводит в этих обществах к сексуальным излишествам, что после периода
относительно кратковременных половых связей люди находят друг друга,
и после этого у них не возникает желания менять партнеров, хотя они
могут расстаться друг с другом, если любовь прошла. Для этих групп,
свободных от собственнической ориентации, сексуальное наслаждение является
одной из форм выражения бытия, а не результатом сексуального обладания.
Это не значит, что следовало бы вернуться к образу жизни этих примитивных
обществ, — да мы и не могли бы при всем желании этого сделать по той
простой причине, что порожденный цивилизацией процесс индивидуализации
и индивидуальной дифференциации сделал любовь иной, чем она была в примитивном
обществе. Мы не можем вернуться назад; мы можем двигаться лишь вперед.
Важно то, что новые формы свободы от собственности положат конец сексуальным
излишествам, характерным для всех обществ, ориентированных на обладание.
Сексуальное влечение — это одно из выражений независимости, проявляемое
уже в очень раннем возрасте (мастурбация). Всеобщее осуждение помогает
сломить волю ребенка и заставить его испытывать чувство вины, сделав
его, таким образом, более покорным. В большинстве случаев стремление
нарушить сексуальные запреты по сути своей есть не что иное, как попытка
мятежа с целью вернуть себе прежнюю свободу. Но простое нарушение сексуальных
запретов не делает человека свободным; мятеж, так сказать, растворяется,
гасится в сексуальном удовлетворении... и возникающем затем чувстве
вины. Лишь достижение внутренней независимости помогает обрести свободу
и сводит на нет необходимость бесплодного бунта. Это справедливо и для
любых других видов поведения человека, когда он стремится к чему-либо
запретному, пытаясь вернуть себе таким образом свободу. Фактически
всякого рода табу порождают сексуальную озабоченность и извращения,
а сексуальная озабоченность и извращения не создают свободы.
Бунт ребенка находит множество других форм выражения: ребенок не желает
приучаться к чистоте; отказывается есть или, наоборот, проявляет неумеренность
в еде; он может быть агрессивным и проявлять садистские наклонности,
а кроме того, прибегать к самым различным способам причинить себе вред.
Зачастую этот бунт обретает форму своего рода «итальянской забастовки»
— ребенок теряет ко всему интерес, становится ленивым и пассивным —
вплоть до предельно патологических форм медленного самоуничтожения.
Результаты этой ожесточенной борьбы между детьми и родителями являются
темой исследования Дэвида Шектера «Развитие ребенка». Все данные свидетельствуют
о том, что в гетерономном вмешательстве в процесс развития ребенка,
а позднее и взрослого человека скрыты наиболее глубокие корни психической
патологии и особенно деструктивности.
Следует, однако, ясно понять, что свобода — это отнюдь не вседозволенность
и своеволие. Человеческие существа — как и особи любого другого вида
— обладают специфической структурой и могут развиваться лишь в соответствии
с этой структурой. Свобода не означает свободу от всех руководящих принципов.
Она означает свободу расти и развиваться в соответствии с законами
человеческого существования (автономными ограничениями). А это означает
подчинение законам оптимального развития человека. Любая власть, которая
способствует осуществлению этой цели, является «рациональной», если
это достигается мобилизацией активности ребенка, его критического мышления
и веры в жизнь. Власть же, которая навязывает ребенку чуждые ему нормы,
служащие самой этой власти, а не соответствующие специфической природе
ребенка, является «иррациональной».
Принцип обладания, то есть установка на собственность и прибыль, неизбежно
порождает стремление к власти — фактически потребность в ней. Чтобы
управлять людьми, мы нуждаемся во власти для преодоления их сопротивления.
Чтобы установить контроль над частной собственностью, нам необходима
власть, ведь нужно защищать эту собственность от тех, кто стремится
отнять ее у нас, ибо они, как и мы сами, никогда не могут довольствоваться
тем, что имеют; стремление обладать частной собственностью порождает
стремление применять насилие для того, чтобы тайно или явно грабить
других. При установке на обладание счастье заключается в превосходстве
над другими, во власти над ними и в конечном счете в способности захватывать,
грабить, убивать. При установке на бытие счастье состоит в любви, заботе
о других, самопожертвовании.
ДРУГИЕ ФАКТОРЫ, НА КОТОРЫЕ ОПИРАЕТСЯ
ОРИЕНТАЦИЯ НА ОБЛАДАНИЕ
Важным фактором усиления ориентации на обладание является язык.
Имя человека — а у каждого из нас есть имя (причем когда-нибудь его
может заменить номер, если и в дальнейшем сохранится присущая нашему
времени тенденция к деперсонализации) — создает иллюзию, будто он или
она — бессмертное существо. Человек и его имя становятся равноценны;
имя показывает, что человек — это устойчивая неразрушимая субстанция,
а не процесс. Такую же функцию выполняют и некоторые существительные:
например, любовь, гордость, ненависть, радость, — они создают видимость
постоянных, неизменных субстанций, однако за ними не стоит никакая реальность;
они только мешают понять то, что мы имеем дело с процессами, происходящими
в человеческом существе. Но даже те существительные, которые являются
наименованиями вещей, такие, как «стол» или «лампа», тоже вводят
нас в заблуждение. Слова означают, что мы ведем речь о постоянных субстанциях,
хотя предметы — это не что иное, как некий энергетический процесс, вызывающий
определенные ощущения в нашем организме. Однако эти ощущения не представляют
собой восприятия конкретных вещей, таких например, как стол или
лампа; эти восприятия есть результат культурного процесса обучения —
процесса, под влиянием которого определенные ощущения принимают форму
специфических перцептов. Мы наивно считаем, что столы или лампы существуют
как таковые, и не можем понять, что это общество учит нас превращать
наши ощущения в восприятия, которые позволяют нам управлять окружающим
нас миром, чтобы мы могли выжить в условиях данной культуры. Как только
такие перцепты получают название, создается впечатление, будто это название
гарантирует их окончательную и неизменную реальность.
Потребность в обладании имеет еще одно основание, а именно биологически
заложенное в нас желание жить. Независимо от того, счастливы мы
или несчастны, наше тело побуждает нас стремиться к бессмертию. Но поскольку
нам известно из опыта, что мы не можем жить вечно, мы пытаемся найти
такие доводы, которые заставили бы нас поверить, что, несмотря на противоречащие
этому эмпирические данные, мы все-таки бессмертны. Жажда бессмертия
принимала самые различные формы: вера фараонов в то, что их захороненные
в пирамидах тела ожидает бессмертие; многочисленные религиозные фантазии
охотничьих племен о загробной жизни в изобилующем дичью крае; христианский
и исламский рай. В современном обществе начиная с XVIII века такие понятия,
как «история» и «будущее», заменили традиционно бытовавшее христианское
представление о царстве небесном: сейчас известность, слава, — пусть
даже и дурная — все то, что гарантирует хотя бы коротенькую запись в
анналах истории, — в какой-то мере является частицей бессмертия. Страстное
стремление к славе — это не просто выражение мирской суеты; оно имеет
религиозное значение для тех, кто больше уже не верит в традиционный
потусторонний мир. (Это особенно заметно в среде политических лидеров.)
Паблисити прокладывает путь к бессмертию, а представители средств массовой
информации превращаются как бы в священников нового типа.
Однако владение собственностью, возможно, больше, чем что-либо иное,
представляет собой реализацию страстного стремления к бессмертию, и
именно по этой причине столь сильна ориентация на обладание. Если мое
«я» — это то, что я имею, то в таком случае я бессмертен, так
как вещи, которыми я обладаю, неразрушимы. Со времен Древнего Египта
и до сегодняшнего дня — от физического бессмертия через мумификацию
тела и до юридического бессмертия через изъявление последней воли —
люди продолжали жить за пределами своего психофизического существования.
Посредством законной силы завещания определяется передача нашей собственности
грядущим поколениям; благодаря закону о праве наследования я — в силу
того что являюсь владельцем капитала — становлюсь бессмертным.
ПРИНЦИП ОБЛАДАНИЯ И АНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Понять суть принципа обладания нам поможет обращение к одному из наиболее
важных открытий Фрейда, считавшего, что все дети в своем развитии после
этапа чисто пассивной рецептивности и этапа агрессивной эксплуатирующей
рецептивности, прежде чем достичь зрелости, проходят этап, названный
Фрейдом анально-эротическим. Фрейд обнаружил, что этот этап часто
продолжает доминировать в процессе развития личности и в таких случаях
ведет к развитию анального характера, то есть такого характера,
при котором жизненная энергия человека направлена в основном на то,
чтобы иметь, беречь и копить деньги и вещи, а также чувства, жесты,
слова, энергию. Это характер скупца, и скаредность обычно сочетается
в нем с такими чертами, как любовь к порядку, пунктуальность, упорство
и упрямство, — причем каждая из них выражена сильнее обычного. Важным
аспектом концепции Фрейда является указание на существование символической
связи между деньгами и фекалиями — золотом и грязью, связи, примеры
которой он приводит. Его концепция анального характера как характера,
застывшего в своем развитии и не достигшего полной зрелости, фактически
представляет собой острую критику буржуазного общества XIX века, в котором
качества, присущие анальному характеру, были возведены в норму морального
поведения и рассматривались как выражение «человеческой природы». Фрейдовское
уравнивание денег с фекалиями выражает скрытую, хотя и неумышленную,
критику буржуазного общества и его собственнической природы, критику,
которую можно сравнить с анализом роли и функции денег в «Экономическо-философских
рукописях» Маркса.
В данном контексте не имеет столь большого значения то, что Фрейд
считал первичной особую стадию развития либидо, а вторичной — формирование
характера (хотя, по моему мнению, характер — это продукт межличностного
общения в раннем детстве, и прежде всего продукт социальных условий,
способствующих его формированию). Важно то, что Фрейд считал, что превалирующая
ориентация на собственность возникает в период, предшествующий достижению
полной зрелости, и является патологической в том случае, если она остается
постоянной. Иными словами, для Фрейда личность, ориентированная
в своих интересах исключительно на обладание и владение, — это невротическая,
больная личность; следовательно, из этого можно сделать вывод, что общество,
в котором большинство его членов обладают анальным характером, является
больным обществом.
АСКЕТИЗМ И РАВЕНСТВО
В центре многих дискуссий на моральные и политические темы стоит вопрос:
«Иметь или не иметь?» На морально-религиозном уровне этот вопрос означает
альтернативу «аскетический или неаскетический образ жизни», причем последний
включает и продуктивное наслаждение, и неограниченное удовольствие.
Эта альтернатива почти теряет свой смысл, если акцент делается не на
единичном акте поведения, а на лежащей в его основе установке. Аскетическое
поведение, при котором человек постоянно поглощен заботой о том, чтобы
не наслаждаться, может быть всего лишь отрицанием сильных желаний обладания
и потребления. У аскета эти желания могут быть подавлены, однако в самой
попытке подавить стремление к обладанию и потреблению личность может
быть в равной степени озабочена желанием обладать и потреблять. Такой
отказ посредством сверхкомпенсации, как свидетельствуют данные психоанализа,
встречается очень часто. Он наблюдается и тогда, когда фанатичные вегетарианцы
подавляют свои деструктивные влечения, и когда фанатичные противники
аборта подавляют свои агрессивные импульсы или фанатичные поборники
«добродетели» подавляют свои «греховные» побуждения. Во всех этих случаях
имеет значение не определенное убеждение как таковое, а фанатизм, который
его поддерживает. И как всегда, когда мы сталкиваемся с фанатизмом,
возникает подозрение, что он служит лишь ширмой, за которой скрываются
другие, как травило, противоположные влечения.
В экономической и политической сфере столь же ложной является альтернатива
«неограниченное неравенство или абсолютное равенство доходов». Если
собственность каждого является функциональной и личной, то вопрос о
том, что один имеет больше, чем другой, не представляет собой социальной
проблемы: поскольку собственность не имеет существенного значения, между
людьми не возникает зависти. Вместе с тем те, кто печется о равенстве,
о том, чтобы доля каждого была в точности равна доле любого другого
человека, тем самым показывают, что их собственная ориентация на обладание
остается столь же сильной, хотя они и пытаются отрицать ее посредством
своей приверженности идее полного равенства. За этой приверженностью
просматривается истинная мотивация их поведения: зависть. Те, кто требует,
чтобы никто не имел больше, чем другие, защищают таким образом самих
себя от зависти, которую они стали бы испытывать, если бы кто-нибудь
другой имел что-нибудь хоть на унцию больше, чем они сами. Важно то,
чтобы были искоренены и роскошь, и нищета, равенство не должно сводиться
к количественному уравниванию в распределении всех материальных благ;
равенство означает, что разница доходов не должна превышать такого уровня,
который обусловливает различный образ жизни для разных социальных групп.
В «Экономическо-философских рукописях» Маркс подчеркивал это, говоря
о «грубом коммунизме», «отрицающем повсюду личность человека»;
этот тип коммунизма «есть лишь завершение этой зависти и этого нивелирования,
исходящее из представления о некоем минимуме» (Маркс К. и Энгельс
Ф., т. 42, с. 114 — 115).
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ОБЛАДАНИЕ
Чтобы полнее охарактеризовать принцип обладания, который мы здесь
рассматриваем, необходимо сделать еще одно уточнение и показать функцию
экзистенциального обладания; само человеческое существование в целях
выживания требует, чтобы мы имели и сохраняли определенные вещи, заботились
о них и пользовались ими. Это относится к нашему телу, пище, жилищу,
одежде, а также к орудиям производства, необходимым для удовлетворения
наших потребностей. Такую форму обладания можно назвать экзистенциальным
обладанием, потому что оно коренится в самих условиях человеческого
существования. Оно представляет собой рационально обусловленное стремление
к самосохранению — в отличие от характерологического обладания, страстного
желания удержать и сохранить, о котором шла речь до сих пор и которое
не является врожденным, а возникло в результате воздействия социальных
условий на биологически данный человеческий вид.
Экзистенциальное обладание не вступает в конфликт с бытием; характерологическое
же обладание необходимо вступает в такой конфликт. Даже те, кого называют
«справедливыми» и «праведными», должны желать обладать в экзистенциальном
смысле, поскольку они люди, тогда как средний человек хочет обладать
и в экзистенциальном и характерологическом смысле (см. обсуждение экзистенциальной
и характерологической дихотомий в моей книге «Человек для самого себя»).
[1] Книга Р. Тауни «The Acquisitive Society» [1920] остается непревзойденной
по глубине понимания современного капитализма и возможных перспектив
социального и человеческого развития. Работы Макса Вебера, Брентано,
Шапиро, Паскаля, Зомбарта и Крауса также содержат важные и глубокие
мысли о влиянии индустриального общества на человека.
|