4. МОТИВЫ, ЭМОЦИИ И ЛИЧНОСТЬ
В современной психологии термином «мотив» (мотивация, мотивирующие
факторы) обозначаются совершенно разные явления. Мотивами называют инстинктивные
импульсы, ибо логические влечения и аппетиты, а равно переживание эмоций,
интересы, желания; в пестром перечне мотивов можно обнаружить такие,
как жизненные цели и идеалы, но также и такие, как раздражение электрическим
током[1]. Нет никакой надобности разбираться
во всех тех смешениях понятий и терминов, которые характеризуют нынешнее
состояние проблемы мотивов. Задача психологического анализа личности
требует рассмотреть лишь главные вопросы.
Прежде всего это вопрос о соотношении мотивов и потребностей. Я уже
говорил, что собственно потребность — это всегда потребность в чем-то,
что на психологическом уровне потребности опосредствованы психическим
отражением, и притом двояко. С одной стороны, предметы, отвечающие потребностям
субъекта, выступают перед ним своими объективными сигнальными признаками.
С другой — сигнализируются, чувственно отражаются субъектом и сами потребностные
состояния, в простейших случаях — в результате действия интероцептивных
раздражителей. При этом важнейшее изменение, характеризующее переход
на психологический уровень, состоит в возникновении подвижных связей
потребностей с отвечающими им предметами.
Дело в том, что в самом потребностном состоянии субъекта предмет,
который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего
первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще
должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность
приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый)
предмет — свою побудительную и направляющую деятельность функции, т.е.
становится мотивом[2].
Подобное понимание мотивов кажется по меньшей мере односторонним,
а потребности — исчезающими из психологии. Но это не так. Из психологии
исчезают не потребности, а лишь их абстракты — «голые», предметно не
наполненные потребностные состояния субъекта. Абстракты эти появляются
на сцену в результате обособления потребностей от предметной деятельности
субъекта, в которой они единственно обретают свою психологическую конкретность.
Само собой разумеется, что субъект как индивид рождается наделенным
потребностями. Но, повторяю это еще раз, потребность как внутренняя
сила может реализоваться только в деятельности. Иначе говоря, потребность
первоначально выступает лишь как условие, как предпосылка деятельности,
но, как только субъект начинает действовать, тотчас происходит ее трансформация,
и потребность перестает быть тем, чем она была виртуально, «в себе».
Чем дальше идет развитие деятельности, тем более эта ее предпосылка
превращается в ее результат.
Трансформация потребностей отчетливо выступает уже на уровне эволюции
животных: в результате происходящего изменения и расширения круга предметов,
отвечающих потребностям, и способов их удовлетворения развиваются и
сами потребности. Это происходит потому, что потребности способны конкретизироваться
в потенциально очень широком диапазоне объектов, которые и становятся
побудителями деятельности животного, придающими ей определенную направленность.
Например, при появлении в среде новых видов пищи и исчезновении прежних
пищевая потребность, продолжая удовлетворяться, вместе с тем впитывает
теперь в себя новое содержание, т.е. становится иной. Таким образом,
развитие потребностей животных происходит путем развития их деятельности
по отношению ко все более обогащающемуся кругу предметов; разумеется,
что изменение конкретно-предметного содержания потребностей приводит
к изменению также и способов их удовлетворения.
Конечно, это общее положение нуждается во многих оговорках и пояснениях,
особенно в связи с вопросом о так называемых функциональных потребностях.
Но сейчас речь идет не об этом. Главное заключается в выделении факта
трансформации потребностей через предметы в процесс их потребления.
А это имеет ключевое значение для понимания природы потребностей человека.
В отличие от развития потребностей у животных, которые зависит от
расширения круга потребляемых ими природных предметов, потребности человека
порождаются развитием производства. Ведь производство есть непосредственно
также и потребление, создающее потребность. Иначе говоря, потребление
опосредствуется потребностью в предмете, его восприятием или мысленным
его представлением. В этой отраженной своей форме предмет и выступает
в качестве идеального, внутренне побуждающего мотива[3].
Однако в психологии потребности чаще всего рассматриваются в отвлечении
от главного — от порождающей их раздвоенности потребительного производства,
что и ведет к одностороннему объяснению действий людей непосредственно
из их потребностей. При это иногда опираются на высказывание Энгельса,
извлеченное из общего контекста его фрагмента, посвященного как раз
роли труда в формировании человека, в том числе, разумеется, также и
его потребностей. Марксистское понимание далеко от того, чтобы усматривать
в потребностях исходный и главный пункт. Вот что пишет в этой связи
Маркс: «В качестве нужды, в качестве потребности, потребление само есть
внутренний момент производительной деятельности. Но последняя (выделено
мной. — А.Л.) есть исходный пункт реализации, а потому и ее господствующий
момент — акт, в который снова превращается весь процесс. Индивид производит
предмет и через его потребление возвращается опять к самому себе...»[4].
Итак, перед нами две принципиальные схемы, выражающие связь между
потребностью и деятельностью. Первая воспроизводит ту идею, что исходным
пунктом является потребность и поэтому процесс в целом выражается циклом:
потребность -> деятельность -> потребность. В ней, как отмечает
Л.Сэв, реализуется «материализм потребностей», который соответствует
домарксистскому представлению о сфере потребления как основной. Другая,
противостоящая ей схема есть схема цикла: деятельность -> потребность
-> деятельность. Эта схема, отвечающая марксистскому пониманию потребностей,
является фундаментальной также и для психологии, в которой «никакая
концепция, основанная на идее «двигателя», принципиально предшествующего
самой деятельности, не может играть роль исходной, способной служить
достаточным основанием для научной теории человеческой личности»[5].
То положение, что человеческие потребности производятся, имеет, конечно,
историко-материалистический смысл. Вместе с тем оно крайне важно для
психологии. Это приходится подчеркивать потому, что иногда специфический
для психологии подход к проблеме как раз и усматривается в объяснениях,
исходящих из самих потребностей, точнее, из вызываемых ими эмоциональных
переживаний, которые якобы только и могут объяснить, почему человек
ставит перед собой цели и создает новые предметы[6]. Конечно, в этом есть своя правда и с этим можно было бы согласиться,
если бы не одно обстоятельство: ведь в качестве определителей конкретной
деятельности потребности могут выступать только своим предметным содержанием,
а это содержание прямо в них не заложено и, следовательно, не может
быть их них выведено.
Другая принципиальная трудность возникает в результате полупризнания
общественно-исторической природы человеческих потребностей, выражающегося
в том, что часть потребностей рассматриваются как социальные по своему
происхождению, другие же относятся к числу чисто биологических, принципиально
общих у человека и животных. Не требуется, конечно, особой глубины мысли,
чтобы открыть общность некоторых потребностей у человека и животных.
Ведь человек, как и животные, имеет желудок и испытывает голод — потребность,
которую он должен удовлетворять, чтобы поддерживать свое существование.
Но человеку свойственны и другие потребности, которые детерминированы
не биологически, а социально. Они являются «функционально автономными»,
или «анастатическими». Сфера потребностей человека оказывается, таким
образом, расколотой надвое. Это неизбежный результат рассмотрения «самих
потребностей» в их отвлечении от предметных условий и способов их удовлетворения,
и соответственно, в отвлечении от деятельности, в которой происходит
их трансформация. Но преобразование потребностей на уровне человека
охватывает также (и прежде всего) потребности, являющиеся у человека
гомологами потребностей животных. «Голод, — замечает Маркс, — есть голод,
однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа
и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо
с помощью рук, ногтей и зубов»[7].
Позитивистская мысль, конечно, видит в этом не более чем поверхностное
отличие. Ведь для того, чтобы обнаружить «глубинную» общность потребности
в пище у человека и животного, достаточно взять изголодавшегося человека.
Но это не более чем софизм. Для изголодавшегося человека пища действительно
перестает существовать в своей человеческой форме, и, соответственно,
его потребность в пище «расчеловечивается»; но если это что-нибудь и
доказывает, то только то, что человека можно довести голоданием до животного
состояния, и ровно ничего не говорит о природе его человеческих потребностей.
Хотя потребности человека, удовлетворение которых составляет необходимое
условие поддержания физического существования, отличаются от его потребностей,
не имеющих своих гомологов у животных, различие это не является абсолютным,
и историческое преобразование охватывает всю сферу потребностей.
Вместе с изменением и обогащением предметного содержания потребностей
человека происходит также изменение и форм их психического отражения,
в результате чего они способны приобретать идеаторный характер и благодаря
этому становиться психологически инвариантными; так, пища остается пищей
и для голодного, и для сытого человека. Вместе с тем развитие духовного
производства порождает такие потребности, которые могут существовать
только при наличии «плана сознания». Наконец, формируется особый тип
потребностей — потребностей предметно-функциональных, таких, как потребность
в труде, художественном творчестве и т.д. Самое же главное состоит в
том, что у человека потребности вступают в новые отношения друг с другом.
Хотя удовлетворение витальных потребностей остается для человека «первым
делом» и неустранимым условием его жизни, высшие, специально-человеческие
потребности вовсе не образуют лишь наслаивающиеся на них поверхностные
образования. Поэтому и происходит так, что когда на одну чашу весов
ложатся фундаментальнейшие витальные потребности человека, а на другую
— его высшие потребности, то перевесить могут как раз последние. Это
общеизвестно и не требует доказательства.
Верно, конечно, что общий путь, который проходит развитие человеческих
потребностей, начинается с того, что человек действует для удовлетворения
своих элементарных, витальных потребностей; но далее это отношение обращается,
и человек удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать.
Это и есть принципиальный путь развития потребностей человека. Путь
этот, однако, не может быть непосредственно выведен из движения самих
потребностей, потому что за ним скрывается развитие их предметного содержания,
т.е. конкретных мотивов деятельности человека.
Таким образом, психологический анализ потребностей неизбежно преобразуется
в анализ мотивов. Для этого, однако, необходимо преодолеть традиционное
субъективистское понимание мотивов, которое приводит к смешению совершенно
разнородных явлений и совершенно различных уровней регуляции деятельности.
Здесь мы встречаемся с настоящим сопротивлением: разве не очевидно,
говорят нам, что человек, действует потому, что он хочет. Но субъективные
переживания, хотения, желания и т.п. не являются мотивами потому, что
сами по себе они не способны породить направленную деятельность, и,
следовательно, главный психологический вопрос состоит в том, чтобы понять,
в чем состоит предмет данного хотения, желания или страсти.
Еще меньше, конечно, оснований называть мотивами деятельности такие
факторы, как тенденция к воспроизведению стереотипов поведения, тенденция
к завершению начатого действия и т.д. В ходе осуществления деятельности
возникает, конечно, множество «динамических сил». Однако силы эти могут
быть отнесены к категории мотивов не с большим основанием, чем, например,
инерция движения человеческого тела, действие которой тотчас обнаруживает
себя, когда, например, быстро бегущий человек наталкивается на внезапно
возникшее препятствие.
Особое место в теории мотивов деятельности занимают открыто гедонистические
концепции, суть которых состоит в том, что всякая деятельность человека
якобы подчиняется принципу максимизации положительных и минимизации
отрицательных эмоций. Отсюда достижение удовольствия и освобождение
от страдания и составляют подлинные мотивы, движущие человеком. Именно
в гедонистических концепциях, как в фокусе линзы, собраны все идеологически
извращенные представления о смысле существования человека, о его личности.
Как и всякая большая ложь, концепции эти опираются на фальсифицируемую
ими правду. Правда эта состоит в том, что человек действительно стремится
быть счастливым. Но психологический гедонизм как раз и вступает в противоречие
с этой настоящей большой правдой, разменивая ее на мелкую монету «подкреплений»
и «самоподкреплений» в духе скиннеровского бихевиоризма.
Человеческая деятельность отнюдь не побуждается и не управляется так,
как поведение лабораторных крыс с вживленными в мозговые «центры удовольствия»
электродами, которые, если обучить их включению тока, бесконечно предаются
этому занятию[8]. Можно, конечно, сослаться
на сходные явления и у человека, такие, как, например, потребление наркотиков
или гиперболизация секса; однако явления эти решительно ничего не говорят
о действительной природе мотивов, об утверждающей себя человеческой
жизни. Она ими, наоборот, разрушается.
Несостоятельность гедонистических концепций мотивации состоит, разумеется,
не в том, что они преувеличивают роль эмоциональных переживаний в регулировании
деятельности, а в том, что они уплощают и извращают реальные отношения.
Эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и «механизмом»
ее движения.
В свое время Дж. Ст. Милль писал: «Я понял, что для того, чтобы быть
счастливым, человек должен поставить перед собой какую-нибудь цель;
тогда, стремясь к ней, он будет испытывать счастье, не заботясь о нем».
Такова «хитрая» стратегия счастья. Это, говорил он, психологический
закон.
Эмоции выполняют функцию внутренних сигналов, внутренних в том смысле,
что они не являются психическим отражением непосредственно самой предметной
действительности. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают
отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью
успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта[9]. При этом речь идет не о рефлексии этих отношений, а о непосредственно-чувственном
их отражении, о переживании. Таким образом, они возникают вслед за актуализацией
мотива (потребности) и до рациональной оценки субъектом своей деятельности.
Я не могу останавливаться здесь на анализе различных гипотез, которые
так или иначе выражают факт зависимости эмоций от соотношения между
«бытием и долженствованием». Замечу только, что факт, который прежде
всего должен быть принят во внимание, заключается в том, что эмоции
релевантны деятельности, а не реализующим ее действиям или операциям.
Поэтому-то одни и те же процессы, осуществляющие разные деятельности,
могут приобретать разную и даже противоположную эмоциональную окраску.
Иначе говоря, роль положительного или отрицательно «санкционирования»
выполняется эмоциями по отношению к эффектам, заданным мотивом. Даже
успешное выполнение того или иного действия вовсе не всегда ведет к
положительной эмоции, оно может породить и резко отрицательное переживание,
сигнализирующее о том, что со стороны ведущего для личности мотива достигнутый
успех психологически является поражением. Это относится и к уровню простейших
приспособительных реакций. Акт чихания сам по себе, т.е. исключенный
из каких бы то ни было отношений, вызывает, говорят нам, удовольствие;
однако совсем иное чувство переживает герой рассказа Чехова, чихнувший
в театре: это вызывает у него эмоцию ужаса, и он совершает ряд поступков,
в результате которых погибает...
Многообразие и сложность эмоциональных состояний являются результатом
раздвоения первичной чувственности, в которой ее познавательные и аффективные
моменты слиты. Это раздвоение нельзя, конечно, представлять себе так,
что эмоциональные состояния приобретают независимое от предметного мира
существование. Возникая в предметных ситуациях, они как бы «метят» на
своем языке эти ситуации и отдельные объекты, иногда даже входящие в
них случайно или косвенно. Достаточно сослаться на обычное явление приписывания
эмоционального знака самим вещам или отдельным людям, на формирование
так называемых «аффективных комплексов» и т.п. Речь идет о другом, а
именно о возникающей дифференциации в образе его предметного содержания
и его эмоциональной окраски и о том, что в условиях сложных опосредствований
человеческой деятельности аффектогенность объектов способна меняться
(непредвиденная встреча с медведем обычно вызывает страх, однако при
наличии специального мотива, например в ситуации охоты, встреча с ним
может радовать). Главное же состоит в том, что эмоциональные процессы
и состояния имеют у человека свое собственное положительное развитие.
Это приходится специально подчеркивать, так как классические концепции
человеческих эмоций как «рудиментов», идущие от Дарвина, рассматривают
их трансформацию у человека как их инволюцию, что и порождает ложный
идеал воспитания, сводящийся к требованию «подчинять чувства холодному
рассудку».
Противоположный подход к проблеме состоит в том, что эмоциональные
состояния имеют у человека свою историю, свое развитие. При этом происходит
изменение их функций и их дифференциация, так что они образуют существенно
разные уровни и классы. Это аффекты, возникающие внезапно и мимовольно
(мы говорим: меня охватил гнев, но я обрадовался); далее, это собственно
эмоции — состояния преимущественно идеаторные и ситуационные, с ними
связаны предметные чувства, т.е. устойчивые, «кристаллизованные», по
образному выражению Стендаля, в предмете эмоциональные переживания;
наконец, это настроения — очень важные по своей «личностной» функции
субъективные явления. Не вдаваясь в анализ этих различных классов эмоциональных
состояний, замечу только, что они вступают между собой в сложные отношения:
младший Ростов перед боем боится (и это эмоция), что им овладеет страх
(аффект); мать может не на шутку рассердиться на напроказившего ребенка,
ни на минуту не переставая его любить (чувство).
Многообразие эмоциональных явлений, сложность их взаимосвязей и исходов
достаточно хорошо схватывается субъективно. Однако как только психология
покидает плоскость феноменологии, то оказывается, что ей доступно исследование
лишь самых грубых состояний. Так обстоит дело в периферических теориях
(Джемс прямо говорил, что его теория не касается высших эмоций); так
же обстоит дело и в современных психофизиологических концепциях.
Другой подход к проблеме эмоций состоит в том, чтобы исследовать «межмотивационные»
отношения, которые, складываясь, характеризуют собой строение личности,
а вместе с ним и сферу отражающих и опосредствующих ее функционирование
эмоциональных переживаний.
енетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение
мотивов и целей. Напротив, их совпадение есть вторичное явление; либо
результат приобретения целью самостоятельной побудительной силы, либо
результат осознания мотивов, превращающего их в мотивы-цели. В отличие
от целей, мотивы актуально не сознаются субъектом: когда мы совершаем
те или иные действия, то в этот момент мы обычно не отдаем себе отчета
в мотивах, которые их побуждают. Правда, нам нетрудно привести их мотивировку,
но мотивировка вовсе не всегда содержит в себе указание на их действительный
мотив.
Мотивы, однако, не отделены от сознания. Даже когда мотивы не сознаются,
т.е. когда человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его совершать
те или иные действия, они все же находят свое психическое отражение,
но в особой форме — в форме эмоциональной окраски действий. Эта эмоциональная
окраска (ее интенсивность, ее знак и ее качественная характеристика)
выполняет специфическую функцию, что и требует различать понятие эмоции
и понятие личностного смысла. Их несовпадение не является, однако, изначальным:
по-видимому, на более низких уровнях предметы потребности как раз непосредственно
«метятся» эмоцией. Несовпадение это возникает лишь в результате происходящего
в ходе развития человеческой деятельности раздвоения функций мотивов.
Такое раздвоение возникает вследствие того, что деятельность необходимо
становится полимотивированной, т.е. одновременно отвечающей двум или
нескольким мотивам[10]. Ведь действия
человека объективно всегда реализуют некоторую совокупность отношений:
к предметному миру, к окружающим людям, к обществу, к самому себе. Так,
трудовая деятельность общественно мотивирована, но она управляется также
такими мотивами, как, скажем, материальное вознаграждение. Оба эти мотива
хотя и сосуществуют, но лежат как бы в разных плоскостях. В условиях
социалистических отношений смысл труда порождается для рабочего общественными
мотивами; что же касается материального вознаграждения, то этот мотив,
конечно, тоже выступает для него, но лишь в функции стимулирования,
хотя ион и побуждает, «динамизирует» деятельность, но лишен главной
функции — функции смыслообразования.
Таким образом, одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают
ей личностный смысл; мы будем называть их смыслообразующими мотивами.
Другие, сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов
(положительных или отрицательных) — порой остро эмоциональных, аффективных,
— лишены смыслообразующей функции; мы будем условно называть такие мотивы
мотивами-стимулами[11]. Характерная
черта: когда важная по своему личностному смыслу для человека деятельность
сталкивается в ходе своего осуществления с негативной стимуляцией, вызывающей
даже сильное эмоциональное переживание, то личностный смысл ее от этого
не меняется; чаще происходит другое, а именно своеобразная, быстро нарастающая
психологическая дискредитация возникшей эмоции. это хорошо известное
явление заставляет еще раз задуматься над вопросом об отношении эмоционального
переживания к личностному смыслу[12].
Распределение функций смыслообразования и только побуждения между
мотивами одной и той же деятельности позволяет понять главные отношения,
характеризующие мотивационную сферу личности: отношения иерархии мотивов.
Иерархия эта отнюдь не строится по шкале их близости к витальным (биологическим)
потребностям, подобно тому, как это представляет себе, например, Маслоу:
в основе иерархии лежит необходимость поддерживать физиологический гомеостазис;
выше — мотивы самосохранения; далее — уверенность, престижность; наконец,
на самой вершине иерархии — мотивы познавательные и эстетические[13]. Главная проблема, которая здесь возникает, заключается
не в том, насколько правильна данная (или другая, подобная ей) шкала,
а в том, правомерен ли самый принцип такого шкалирования мотивов. Дело
в том, что ни степень близости к биологическим потребностям, ни степень
побудительности и аффектогенности тех или иных мотивов еще не определяют
иерархических отношений между ними. Эти отношения определяются складывающимися
связями деятельности субъекта, их опосредствованиями и поэтому являются
релятивными. Это относится и к главному соотношению — к соотношению
смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов. В структуре одной деятельности
данный мотив может выполнять функцию смыслообразования, в другой — функцию
дополнительной стимуляции. Однако смыслообразующие мотивы всегда занимают
более высокое иерархическое место, даже если они не обладают прямой
аффектогенностью. Являясь ведущими в жизни личности, для самого субъекта
они могут оставаться «за занавесом» — и со стороны сознания, и со стороны
своей непосредственной аффективности.
Факт существования актуально несознаваемых мотивов вовсе не выражает
собой особого начала, таящегося в глубинах психики. Несознаваемые мотивы
имеют ту же детерминацию, что и всякое психическое отражение: реальное
бытие, деятельность человека в объективном мире. Несознаваемое и сознаваемое
не противостоят друг другу; это лишь разные формы и уровни психического
отражения, находящегося в строгой соотнесенности с тем местом, которое
занимает отражаемое в структуре деятельности, в движении ее системы.
Если цели и отвечающие им действия необходимо сознаются, то иначе обстоит
дело с осознанием их мотива — того, ради чего ставятся и достигаются
данные цели. Предметное содержание мотивов всегда, конечно, так или
иначе воспринимается, представляется. В этом отношении объект, побуждающий
действовать, и объект, выступающий в качестве орудия или преграды, так
сказать, равноправны. Другое дело — осознание объекта в качестве мотива.
Парадокс состоит в том, что мотивы открываются сознанию только объективно,
путем анализа деятельности, ее динамики. Субъективно же они выступают
только в своем косвенном выражении — в форме переживания желания, хотения,
стремления к цели. Когда передо мною возникает та или иная цель, то
я не только сознаю ее, представляю себе ее объективную обусловленность,
средства ее достижения и более отдаленные результаты, к которым она
ведет, вместе с тем я хочу достичь ее (или, наоборот, она меня отвращает
от себя). Эти непосредственные переживания и выполняют роль внутренних
сигналов, с помощью которых регулируются осуществляющиеся процессы.
Субъективно выражающийся же в этих внутренних сигналах мотив прямо в
них не содержится. Это и создает впечатление, что они возникают эндогенно
и что именно они являются силами, движущими поведением.
Осознание мотивов есть явление вторичное, возникающее только на уровне
личности и постоянно воспроизводящееся по ходу ее развития. Для совсем
маленьких детей этой задачи просто не существует. Даже на этапе перехода
к школьному возрасту, когда у ребенка появляется стремление пойти в
школу, подлинный мотив, лежащий за этим стремлением, скрыт от него,
хотя он и не затрудняется в мотивировках, обычно воспроизводящих знаемое
им. Выяснить этот подлинный мотив можно только объективно, «со стороны»,
изучая, например, игры детей «в ученика», так как в ролевой игре легко
обнажается личностный смысл игровых действий и, соответственно, их мотив[14]. Для осознания действительных мотивов своей деятельности
субъект тоже вынужден идти по «обходному пути», с той, однако, разницей,
что на этом пути его ориентируют сигналы-переживания, эмоциональные
«метки» событий.
День, наполненный множеством действий, казалось бы, вполне успешных,
тем не менее может испортить человеку настроение, оставить у него некий
неприятный эмоциональный осадок. На фоне забот для этот осадок едва
замечается. Но вот наступает минута, когда человек как бы оглядывается
и мысленно перебирает прожитый день, в эту-то минуту, когда в памяти
всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную
отнесенность: возникает аффективны сигнал, указывающий, что именно это
событие и оставило у него эмоциональный осадок. Может статься, например,
что это его негативная реакция на чей-то успех в достижении общей цели,
единственно ради которой, как ему думалось, он действовал; и вот оказывается,
что это не вполне так и что едва ли не главным для него мотивом было
достижение успеха для себя. Он стоит перед «задачей на личностный смысл»,
но она не решается сама собой, потому что теперь она стала задачей на
соотношение мотивов, которое характеризует его как личность.
Нужна особая внутренняя работа, чтобы решить такую задачу и, может
быть, отторгнуть от себя то, что обнажилось. Ведь беда, говорил Пирогов,
если вовремя этого не подметишь и не остановился. Об этом писал и Герцен,
а вся жизнь Толстого — великий пример такой внутренней работы.
Процесс проникновения в личность выступает здесь со стороны субъекта,
феноменально. Но даже и в этом феноменальном его проявлении видно, что
он заключается в уяснении иерархических связей мотивов. Субъективно
они кажутся выражающими психологические «валентности», присущие самим
мотивам. Однако научный анализ должен идти дальше, потому что образование
этих связей необходимо предполагает трансформирование самих мотивов,
происходящее в движении всей той системы деятельности субъекта, в которой
формируется его личность.
5. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Ситуация развития человеческого индивида обнаруживает свои особенности
уже на самых первых этапах. Главная из них — это опосредствованный характер
связей ребенка с окружающим миром. Изначально прямые биологические связи
ребенок — мать очень скоро опосредствуются предметами: мать кормит ребенка
из чашки, надевает на него одежду и, занимая его, манипулирует игрушкой.
Вместе с тем связи ребенка с вещами опосредствуются окружающими людьми:
мать приближает ребенка к привлекающей его вещи, подносит ее к нему
или, может быть, отнимает у него. Словом, деятельность ребенка все более
выступает как реализующая его связи с человеком через вещи, а связи
с вещами — через человека.
Эта ситуация развития приводит к тому, что вещи открываются ребенку
не только в их физических свойствах, но и в том особом качестве, которое
они приобретают в человеческой деятельности — в своем функциональном
значении (чашка — из чего пьют, стул — на чем сидят, часы — то, что
носят на руке, и т.д.), а люди — как «повелители» этих вещей, от которых
зависят его связи с ними. Предметная деятельность ребенка приобретает
орудийную структуру, а общение становится речевым, опосредствованным
языком[15].
В этой исходной ситуации развития ребенка и содержится зерно тех отношений,
дальнейшее развертывание которых составляет цепь событий, ведущих к
формированию его как личности. Первоначально отношения к миру вещей
и к окружающим людям слиты для ребенка между собой, но дальше происходит
их раздвоение, и они образуют разные, хотя и взаимосвязанные, линии
развития, переходящие друг в друга.
В онтогенезе эти переходы выражаются в чередующихся сменах фаз: фаз
преимущественно развития предметной (практической и познавательной)
деятельности — фазами развития взаимоотношений с людьми, с обществом[16].
Но такие же переходы характеризуют движение мотивов внутри каждой фазы.
В результате и возникают те иерархические связи мотивов, которые образуют
«узлы» личности.
Завязывание этих узлов представляет собой процесс скрытый и на разных
этапах развития выражающийся по-разному. Выше я описывал одно из явлений,
характеризующих механизм этого процесса на стадии, когда включение предметного
действия ребенка в его отношение к отсутствующему в данный момент взрослому
хотя и меняет смысл достигнутого результата, но само действие еще полностью
остается «полевым». Как же происходят дальнейшие изменения? Факты, полученные
в исследовании дошкольников разного возраста, показывают, что изменения
эти подчиняются определенным правилам.
Одно из них состоит в том, что в ситуации разнонаправленной мотивации
раньше возникает подчинение действия требованию человека, позже — объективным
межпредметным связям. Другое открывшееся в опытах правило тоже выглядит
несколько парадоксально: оказывается, что в условиях двояко мотивированной
деятельности предметно-вещественный мотив способен выполнить функцию
подчиняющего себе другой раньше, когда он дан ребенку в форме только
представления, мысленно, и лишь позже — оставаясь в актуальном поле
восприятия.
Хотя правила эти выражают генетическую последовательность, они имеют
и общее значение. Дело в том, что при обострении ситуаций описанного
типа возникает явление смещения (decalage), в результате которого обнажаются
эти более простые управляющие отношения; известно, например, что подняться
в атаку легче по прямому приказу командира, чем по самокоманде. Что
же касается формы, в какой выступают мотивы, то в сложных обстоятельствах
волевой деятельности очень ясно обнаруживается, что только идеальный
мотив, т.е. мотив, лежащий вне векторов внешнего поля, способен подчинять
себе действия с противоположно направленными внешними мотивами. Говоря
фигурально, психологический механизм жизни-подвига можно искать в человеческом
воображении.
Процесс формирования личности со стороны изменений, о которых идет
речь, может быть представлен как развитие воли, и это не случайно. Безвольное,
импульсивное действие есть действие безличное, хотя о потере воли можно
говорить только по отношению к личности (ведь нельзя потерять то, чего
не имеешь). Поэтому авторы, которые считают волю важнейшей чертой личности,
с эмпирической точки зрения правы[17].
Воля, однако, не является ни началом, ни даже «стержнем» личности, это
лишь одно из ее выражений. Действительную основу личности составляет
то особое строение целокупных деятельностей субъекта, которое возникает
на определенном этапе развития его человеческих связей с миром.
Человек живет как бы во все более расширяющейся для него действительности.
Вначале это узкий круг непосредственно окружающих его людей и предметов,
взаимодействие с ними, чувственное их восприятие и усвоение известного
о них, усвоение их значений. Но далее перед ним начинает открываться
действительность, лежащая далеко за пределами его практической деятельности
и прямого общения: раздвигаются границы познаваемого, представляемого
им мира. Истинное «поле», которое определяет теперь его действия, есть
не просто наличное, но существующее — существующее объективно или иногда
только иллюзорно»
Знание субъектом этого существующего всегда опережает его превращение
в определяющее его деятельность. Такое знание выполняет очень важную
роль в формировании мотивов. На известном уровне развития мотивы сначала
выступают как только «знаемые», как возможные, реально еще не побуждающие
никаких действий. Для понимания процесса формирования личности нужно
непременно это учитывать, хотя само по себе расширение знаний не является
определяющим для него; поэтому-то, кстати говоря, воспитание личности
и не может сводиться к обучению, к сообщению знаний.
Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования
и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь,
как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и
вступают в противоречие с породившими их мотивами. Явления такого перерастания
хорошо известны и постоянно описываются в литературе по возрастной психологии,
хотя и в других терминах; они -то и образуют так называемые кризисы
развития — кризис трех лет, семи лет, подросткового периода, как и гораздо
меньше изученные кризисы зрелости. В результате происходит сдвиг мотивов
на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов — новых видов
деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие
им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются в безличные
операции.
Внутренние движущие силы этого процесса лежат в исходной двойственности
связей субъекта с миром, в их двоякой опосредованности — предметной
деятельностью и общением. Ее развертывание порождает не только двойственность
мотивации действий, но благодаря этому также и соподчинения их, зависящие
от открывающихся перед субъектом объективных отношений, в которые он
вступает. Развитие и умножение этих особых по своей природе соподчинений,
возникающих только в условиях жизни человека в обществе, занимает длительный
период, который может быть назван этапом стихийного, не направляемого
самосознанием складывающейся личности. На этом этапе, продолжающемся
вплоть до подросткового возраста, процесс формирования личности, однако,
не заканчивается, он только подготавливает рождение сознающей себя личности.
В педагогической и психологической литературе постоянно указывается
то младший дошкольный, то подростковый возраст как переломные в этом
отношении. Личность действительно рождается дважды: первый раз — когда
у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность
его действий (вспомним феномен «горькой конфеты» и подобные ему), второй
раз — когда возникает его сознательная личность. В последнем случае
имеется в виду какая-то особая перестройка сознания. Возникает задача
— понять необходимость этой перестройки и то, в чем именно она состоит.
Эту необходимость создает то обстоятельство, что, чем более расширяются
связи субъекта с миром, тем более они перекрещиваются между собой. Его
действия, реализующие одну его деятельность, одно отношение, объективно
оказываются реализующими и какое-то другое его отношение. Возможное
несовпадение или противоречие их не создает, однако, альтернатив, которые
решаются просто «арифметикой мотивов». Реальная психологическая ситуация,
порождаемая перекрещивающимися связями субъекта с миром, в которые независимо
от него вовлекаются каждое его действие и каждый акт его общения с другими
людьми, требует от него ориентировки в системе этих связей. Иными словами,
психическое отражение, сознание уже не может оставаться ориентирующим
лишь те или иные действия субъекта, оно должно также активно отражать
иерархию их связей, процесс происходящего подчинения и переподчинения
их мотивов. А это требует особого внутреннего движения сознания.
В движении индивидуального сознания, описанном раньше как процесс
взаимопереходов непосредственно-чувственных содержаний и значений, приобретающих
в зависимости от мотивов деятельности тот или иной смысл, теперь открывается
движение еще в одном измерении. Если описанное раньше движение образно
представить себе как движение в горизонтальной плоскости, то это новое
движение происходит как бы по вертикали. Оно заключается в соотнесении
мотивов друг с другом: некоторые занимают место подчиняющих себе другие
и как бы возвышаются над ними, некоторые, наоборот, опускаются до положения
подчиненных или даже вовсе утрачивают свою смыслообразующую функцию.
Становление этого движения и выражает собой становление связной системы
личностных смыслов — становление личности.
Конечно, формирование личности представляет собой процесс непрерывный,
состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности
которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Поэтому, прослеживая
последовательное его течение, мы замечаем лишь отдельные сдвиги. Но
если взглянуть на него как бы с некоторого удалении, то переход, знаменующий
собой подлинное рождение личности, выступает как событие, изменяющее
ход всего последующего психического развития.
Существуют многие явления, которые отмечают этот переход. Прежде всего
это перестройка сферы отношений к другим людям, к обществу. Если на
предшествующих стадиях общество открывается в расширяющихся общениях
с окружающими и поэтому преимущественно в своих персонифицированных
формах, то теперь это положение оборачивается: окружающие люди все более
начинают выступать через объективные общественные отношения. Переход,
о котором идет речь, и начинает собой изменения, определяющие главное
в развитии личности, в ее судьбе.
Необходимость для субъекта ориентироваться в расширяющейся системе
его связей с миром раскрывается теперь в новом своем значении: как порождающая
процесс развертывания общественной сущности субъекта. Во всей своей
полноте это развертывание составляет перспективу исторического процесса.
Применительно же к формированию личности на том или ином этапе развития
общества и в зависимости от места, занимаемого индивидом в системе наличных
общественных отношений, перспектива эта выступает лишь как эвентуально
содержащая в себе идеальную «конечную точку».
Одно из изменений, за которым скрывается новая перестройка иерархии
мотивов, проявляется в утрате самоценности для подростка отношений в
интимном круге его общения. Так, требования, идущие со стороны даже
самых близких взрослых, сохраняют теперь свою смыслообразующую функцию
лишь при условии, что они включены в более широкую социальную мотивационную
сферу, в противном случае они вызывают явление «психологического бунтарства».
Это вхождение подростка в более широкий круг общения вовсе, однако,
не значит, что интимное, личностное как бы отходит теперь на второй
план. Напротив, именно в этот период и именно поэтому происходит интенсивное
развитие внутренней жизни: наряду с приятельством возникает дружба,
питаемая взаимной конфидентностью; меняется содержанием писем, которые
теряют свой стереотипный и описательный характер, и в них появляются
описания переживаний; делаются попытки вести интимные дневники и начинаются
первые влюбленности.
Еще более глубокие изменения отмечают последующие уровни развития,
включительно до уровня, на котором личностный смысл приобретает сама
система объективных общественных отношений, ее выражения. Конечно, явления,
возникающие на этом уровне, еще более сложны и могут быть по-настоящему
трагическими, но и здесь происходит то же самое: чем более открывается
для личности общество, тем более наполненным становится его внутренний
мир.
Процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным,
неповторимым. Он дает сильные смещения по абсциссе возраста, а иногда
вызывает социальную деградацию личности. Главное — он протекает совершенно
по-разному в зависимости от конкретно-исторических условий, от принадлежности
индивида к той или иной социальной среде. Он особенно драматичен в условиях
классового общества с его неизбежными отчуждениями и парциализацией
личности, с его альтернативами между подчинением и господством. Само
собой разумеется, что конкретные жизненные обстоятельства накладывают
свою печать на ход развития личности и в социалистическом обществе.
Уничтожение объективных условий, образующих преграду для возвращения
человеку его действительной сущности — для всестороннего и гармонического
его личности, делает эту перспективу впервые реальной, но вовсе не перестраивает
личность автоматически. Фундаментальное изменение состоит в другом,
в том, что возникает новое движение: борьба общества за человеческую
личность. Когда мы говорим: «Во имя человека, для человека» — это означает
не просто для его потребления, это — для его личности, хотя при этом,
конечно, подразумевается, что человек должен быть обеспечен и материальными
благами, и духовной пищей.
Если снова вернуться к явлениям, отличающим переход от периода подготовления
личности к периоду ее развития, то следует указать еще одну происходящую
трансформацию. Это трансформация выражения классовых особенностей личности,
а говоря шире — особенностей, зависящих от социально дифференциации
общества. Классовая принадлежность субъекта уже с самого начала обусловливает
развитие его связей с окружающим миром, большую или меньшую широту его
практической деятельности, его общений, его знаний и усваиваемых норм
поведения. Все это и составляет те приобретения, из которых складывается
личность на этапе ее первоначального формирования. Можно ли и нужно
ли говорить применительно к этому о классовом характере личности? Да,
если иметь в виду то, что ребенок перенимает из окружения; нет, потому
что на этом этапе он является лишь объектом, если можно так выразиться,
своего класса, социальной группы. Дальнейший же переворот состоит в
том, что он становится их субъектом. Теперь, и только теперь, его личность
начинает формироваться как классовая в ином, собственном значении слова:
сначала, может быть, безотчетно, потом сознавая это, но он рано или
поздно неизбежно занимает свою позицию — более активную или менее активную,
решительную или колеблющуюся. Поэтому в условиях классовых конфронтаций
он не просто «оказывается», а сам встает по ту или другую сторону баррикад.
Оказывается другое, а именно, что на каждом повороте жизненного пути
ему нужно от чего-то освобождаться, что-то утверждать в себе, и все
это нужно делать, а не только «подвергаться влияниям среды».
Наконец, на том же рубеже происходит еще одно изменение, тоже меняющее
самый «механизм» формирования личности. Выше я говорил о все более расширяющейся
действительности, которая существует для субъекта актуально. Но она
существует также во времени — в форме его прошлого и в форме предвидимого
им будущего. Конечно, прежде всего имеется в виду первое — индивидуальный
опыт субъекта, функцией которого якобы и является его личность. И это
снова воскрешает формулу о личности как о продукте врожденных свойств
и приобретенного опыта. На ранних этапах развития формула эта еще может
казаться правдоподобной, особенно если ее не упрощать и учитывать всю
сложность механизмов формирования опыта. Однако в условиях происходящей
иерархизации мотивов она все более утрачивает свое значение, а на уровне
личности как бы опрокидывается.
Дело в том, что на этом уровне прошлые впечатления, события и собственные
действия субъекта отнюдь не выступают для него как покоящиеся пласты
его опыта. Они становятся предметом его отношения, его действий и потому
меняют свой вклад в личность. Одно в этом прошлом умирает, лишается
своего смысла и превращается в простое условие и способы его деятельности
— сложившиеся способности, умения, стереотипы поведения; другое открывается
ему в совсем новом свете и приобретает прежде не увиденное им значение;
наконец, что-то из прошлого активно отвергается субъектом, психологически
перестает существовать для него, хотя и остается на складах его памяти.
Эти изменения происходят постоянно, но они могут и концентрироваться,
создавая нравственные переломы. Возникающая переоценка прежнего, установившегося
в жизни, приводит к тому, что человек сбрасывает с себя груз своей биографии.
Разве не свидетельствует это о том, что вклады прошлого опыта в личность
стали зависимыми от самой личности, стали ее функцией?
Это оказывается возможным благодаря возникшему новому внутреннему
движению в системе индивидуального сознания, которое я образно назвал
движением «по вертикали». Не следует только думать, что перевороты в
прошлом личности производятся сознанием, сознание не производит, а опосредствует
их; производятся же они действиями субъекта, иногда даже внешними —
разрывами прежний общений, переменой профессии, практическим вхождением
в новые обстоятельства. Прекрасно описано у Макаренко: старая одежда
принимаемых в колонию беспризорников публично сжигается ими на костре.
Вопреки своей распространенности, взгляд на личность как на продукт
биографии человека является неудовлетворительным, оправдывающим фаталистическое
понимание его судьбы (обыватель так и думает: ребенок украл, — значит,
станет вором!). Взгляд этот, конечно, допускает возможность изменить
что-то в человеке, но только ценой внешнего вмешательства, силой своей
перевешивающего сложившееся в его опыте. Это — концепция примата кары,
а не раскаяния, награды, а не действий, которые она венчает. Упускается
главный психологический факт, а именно, что человек вступает в отношение
к своему прошлому, которое по-разному входит в наличное для него — в
память его личности. Толстой советовал: замечай, что помнишь, что не
помнишь; по этим признакам узнаешь сам себя[18].
Неверен этот взгляд еще и потому, что расширение действительности
для человека происходит не только в направлении прошлого, но и в направлении
будущего. Как и прошлое, будущее составляет наличное в личности. Открывшаяся
человеку жизненная перспектива есть не просто продукт «опережающего
отражения», а его достояние. В этом сила и правда того, что писал Макаренко
о воспитательном значении ближних и дальних перспектив. То же и для
взрослых. Вот какую притчу я однажды услышал на Урале от старика конюха:
когда лошадь на трудной дороге начинает спотыкаться, то нужно не нахлестывать
ее, а поднять ей голову повыше, чтобы дальше видела перед собой.
Личность создается объективными обстоятельствами, но не иначе как
через целокупность его деятельности, осуществляющей его отношения к
миру. Ее особенности и образуют то, что определяет тип личности. Хотя
вопросы дифференциальной психологии не входят в мою задачу, анализ формирования
личности тем не менее приводит к проблеме общего подхода в исследовании
этих вопросов.
Первое основание личности, которое не может игнорировать никакая дифференциально-психологическая
концепция, есть богатство связей индивида с миром. Это богатство и отличает
человека, жизнь которого охватывает обширный круг разнообразной деятельности,
от того берлинского учителя, «мир которого простирается от Маобита до
Кепеника и наглухо заколочен за Гамбургскими воротами, отношения которого
к этому миру сведены до минимума его жалким положением в жизни»[19]. Само собою разумеется, что речь идет о действительных,
а не об отчужденных от человека отношениях, которые противостоят ему
и подчиняют его себе. Психологически мы выражаем эти действительные
отношения через понятие деятельности, ее смыслообразующих мотивов, а
не на языке стимулов и выполняемых операций. К этому нужно прибавить,
что деятельности, составляющие основания личности, включают в себя также
и деятельности теоретические и что в ходе развития круг их способен
не только расширяться, но и оскудевать; в эмпирической психологии это
называется «сужением интересов». Одни люди этого оскудения не замечают,
другие, подобно Дарвину, жалуется на это как на беду[20].
Различия, которые здесь существуют, являются не только количественными,
выражающими меру широты открывшегося человеку мира в пространстве и
времени — в его прошлом и будущем. За ними лежат различия в содержании
тех предметных и социальных отношений, которые заданы объективными условиями
эпохи, нации, класса. Поэтому подход к типологии личностей, даже если
она учитывает только один этот параметр, как теперь принято говорить,
не может не быть конкретно-историческим. Но психологический анализ не
останавливается на этом, ибо связи личности с миром могут быть как беднее
тех, что задаются объективными условиями, так и намного превосходить
их.
Другой, и притом важнейший, параметр личности есть степень иерархизированности
деятельностей, их мотивов. Степень эта бывает очень разной, независимо
от того, узко или широко основание личности, образуемое его связями
с окружающим. Иерархии мотивов существуют всегда, на всех уровнях развития.
Они-то и образуют относительно самостоятельные единицы жизни личности,
которые могут быть менее крупными или более крупными, или более крупными,
разъединенными между собой или входящими в единую мотивационную сферу.
Разъединенность этих, иерархизированных внутри себя, единиц жизни создает
психологический облик человека, живущего отрывочно — то в одном «поле»,
то в другом. Напротив, более высокая степень иерархизации мотивов выражается
в том, что свои действия человек как бы примеривает к главному для него
мотиву-цели, и тогда может оказаться, что одни стоят в противоречии
с этим мотивом, другие прямо отвечают ему, а некоторые уводят в сторону
от него.
Когда имеют в виду главный мотив, побуждающий человека, то обычно
говорят о жизненной цели. Всегда ли, однако, этот мотив адекватно открывается
сознанию? С порога ответить на этот вопрос нельзя, потому что его осознание
в форме понятия, идеи происходит не само собою, а в том движении индивидуального
сознания, в результате которого субъект только и способен преломить
свое внутреннее через систему усваиваемых им значений, понятий. Об этом
уже говорилось, как и о той борьбе, которая ведется в обществе за сознание
человека.
Смысловые единицы жизни могут собраться как бы в одну точку, но это
формальная характеристика. Главным остается вопрос о том, какое место
занимает эта точка в многомерном пространстве, составляющем реальную,
хотя не всегда видимую индивидом, подлинную действительность. Вся жизнь
Скупого рыцаря направлена на одну цель: возведение «державы золота».
Эта цель достигнута («Кто знает, сколько горьких воздержаний, обузданных
страстей, тяжелых дум, дневных забот, ночей бессонных все это стоило?»),
но жизнь обрывается ничем, цель оказалась бессмысленной. Словами «Ужасный
век, ужасные сердца!» заканчивает Пушкин трагедию о Скупом.
Иная личность, с иной судьбой складывается, когда ведущий мотив-цель
возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает
его жизнь с жизнью людей, их благом. В зависимости от обстоятельств,
выпадающих на долю человека, такие жизненные мотивы могут приобретать
очень разное содержание и разную объективную значительность, но только
они способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования,
которая составляет смысл и счастье жизни. Вершина этого пути — человек,
ставший, по словам Горького, человеком человечества.
Здесь мы подходим к самому сложному параметру личности: к общему типу
ее строения. Мотивационная сфера человека даже в наивысшем ее развитии
никогда не напоминает застывшую пирамиду А. Она может быть сдвинута,
эксцентрична по отношению к актуальному пространству исторической действительности,
и тогда мы говорим об односторонности личности. Она может сложиться,
наоборот, как многосторонняя, включающая широкий круг отношений. Но
и в том, и в другом случае она необходимо отражает объективное несовпадение
этих отношений, противоречия между ними, смену места, которое они в
ней занимают.
Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию
главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий. Речь идет
о том, что неполно описывается как «направленность личности», неполно
потому, что даже при наличии у человека отчетливой ведущей линии жизни
она не может оставаться единственной. Служение избранной цели, идеалу
вовсе не исключает и не поглощает других жизненных отношений человека,
которые, в свою очередь, формируют смыслообразующие мотивы. Образно
говоря, мотивационная сфера личности всегда является многовершинной,
как и та объективная система аксиологических понятий, характеризующая
идеологию данного общества, данного класса, социального слоя, которая
коммуницируется и усваивается (или отвергается) человеком.
Внутренние соотношения главных мотивационных линий в целокупности
деятельностей человека образуют как бы общий «психологический профиль»
личности. Порой он складывается как уплощенный, лишенный настоящих вершин,
тогда малое в жизни человек принимает за великое, а великого не видит
совсем. Такая нищета личности может при определенных социальных условиях
сочетаться с удовлетворением как угодно широкого круга повседневных
потребностей. В этом, кстати сказать, заключается та психологическая
угроза, которую несет личности человека современное общество потребления.
Иная структура психологического профиля личности создается рядоположенностью
жизненных мотивов, часто сочетающейся с возникновением мнимых вершин,
образуемых только «знаемыми мотивами» — стереотипами идеалов, лишенных
личностного смысла. Однако такая структура является преходящей: сначала
рядоположенные линии разных жизненных отношений вступают затем во внутренние
связи. Это происходит неизбежно, но не само собой, а в результате той
внутренней работы, о которой я говорил выше и которая выступает в форме
особого движения сознания.
Многообразные отношении, в которые человек вступает к действительности,
являются объективно противоречивыми. Их противоречия и порождают конфликты,
которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности.
Так, исторически возникшее отделение внутренней теоретической деятельности
от практической порождает не только односторонность развития личности,
но может вести к психологическому разладу, к расщеплению личности на
две посторонние друг другу сферы — сферу ее проявлений в реальной жизни
и сферу ее проявлений в жизни, которая существует только иллюзорно,
только в аутистическом мышлении. Нельзя описать такой разлад психологически
более проникновенно, чем это сделал Достоевский: от жалкого существования,
заполненного бессмысленными делами, его герой уходит в жизнь воображения,
в мечты; перед нами как бы две личности, одна — личность человека униженно-робкого,
чудака, забившегося в свою нору, другая — личность романтическая и даже
героическая, открытая всем жизненным радостям. И все-таки это жизнь
одного и того же человека, поэтому неотвратимо наступает момент, когда
мечты рассеиваются, приходят годы угрюмого одиночества, тоски и уныния.
Личность героя «Белых ночей» — явление особенное, даже исключительное.
Но через эту исключительность проступает общая психологическая правда.
Правда эта состоит в том, что структура личности не сводится ни к богатству
связей человека с миром, ни к степени их иерархизированности, что ее
характеристика лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных
отношений, порождающих борьбу между ними. Иногда эта борьба проходит
во внешне неприметных, обыденно драматических, так сказать, формах и
не нарушает гармоничности личности, ее развития; ведь гармоническая
личность вовсе не есть личность, не знающая никакой внутренней борьбы.
Однако иногда эта внутренняя борьба становится главным, что определяет
весь облик человека — такова структура трагической личности.
Итак, теоретический анализ позволяет выделить по меньшей мере три
основных параметра личности: широту связей человека с миром, степень
их иерархизированности и общую их структуру. Конечно, эти параметры
еще не дают дифференциально-психологической типологии, они способны
служить не более чем скелетной схемой, которая еще должна быть наполнена
живым конкретно-историческим содержанием. Но это задача специальных
исследований. Не произойдет ли, однако, при этом подмена психологии
социологией, не утратится ли «психологическое» в личности?
Вопрос этот возникает вследствие того, что подход, о котором идет
речь, отличается от привычного в психологии личности антропологизма
(или культур — антропологизма), рассматривающего личность как индивида,
обладающего психофизиологическими и психологическими особенностями,
измененными в процессе его адаптации к социальной среде. Он, напротив,
требует рассматривать личность как новое качество, порождаемое движением
системы объективных общественных отношений, в которое вовлекается его
деятельность. Личность, таким образом, перестает казаться результатом
прямого наслаивания внешних влияний; она выступает как то, что человек
делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Он утверждает ее
и в повседневных делах и общениях, и в людях, которым он передает частицу
себя, и на баррикадах классовых боев, и на полях сражений за Родину,
порою сознательно утверждая ее даже ценой своей физической жизни.
Что же касается таких психологических «подструктур личности», как
темперамент, потребности и влечения, эмоциональные переживания и интересы,
установки, навыки и привычки, нравственные черты и т.д., то они, разумеется,
отнюдь не исчезают. Они только иначе открывают себя: одни — в виде условий,
другие — в своих порождениях и трансформациях, в сменах своего места
в личности, происходящих в процессе ее развития.
Так, особенности нервной системы, бесспорно, представляют собой индивидуальные
и к тому же весьма устойчивые черты, черты эти, однако, отнюдь не являются
образующими человеческую личность. В своих действиях человек сознательно
или бессознательно считается с чертами своей конституции, так же как
он считается с внешними условиями своих действий и с наличными у него
средствами их осуществления. Характеризуя человека в качестве природного
существа, они, однако, не могут играть роль тех сил, которые определяют
складывающуюся у него мотивацию деятельности и целеобразование. Единственно,
пожалуй, реальная, хотя и вторично возникающая здесь, проблема психологии
личности — это проблема формирования действий субъекта, направленных
на свои собственные врожденные или приобретенные особенности, которые
прямо не входят в психологическую характеристику его личностной сферы.
Тем менее могут рассматриваться как подструктуры, факторы или «модусы»
личности потребности и установки. Так они выступают только в абстракции
от деятельности субъекта, в которой происходят их метаморфозы; но не
эти метаморфозы создают личность; наоборот, они сами порождаются движением
развития личности. Это движение подчиняется той же формуле, которая
описывает преобразование человеческих потребностей. Она начинается с
того, что субъект действует ради поддержания своего существования; оно
приводит к тому, что субъект поддерживает свое существование ради того,
чтобы действовать — делать дело своей жизни, осуществлять свое человеческое
назначение. Переворот этот, завершая этап становления личности, вместе
с тем открывает неограниченные перспективы ее развития.
Предметно-вещественные «потребности для себя» насыщаемы, и их удовлетворение
ведет к тому, что они низводятся до уровня условий жизни, которые тем
меньше замечаются человеком, чем привычнее они становятся. Поэтому личность
не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает
смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ.
Нужно ли это подчеркивать? Вероятно, нужно, потому что наивная, а
по сути, пережиточная мысль иногда представляет переход к принципу «по
потребностям» чуть ли не как переход к сверхпроцветающему обществу потребления.
Упускается из виду, что при этом необходимо происходит преобразование
материального потребления, что возможность для всех удовлетворить эти
потребности уничтожает самоценность вещей, им отвечающих, уничтожает
ту противоестественную функцию, которую они выполняют в частнособственническом
обществе, — функцию утверждения человеком через них самого себя, своей
«престижности».
Последний теоретический вопрос, на котором я остановлюсь, это вопрос
об осознании себя как личности. В психологии он обычно ставится как
вопрос о самосознании, о процессе его развития. Существует огромное
число работ, посвященных исследованию этого процесса. Они содержат детальные
данные, характеризующие этапы формирования в онтогенезе представлений
о себе. Речь идет о формировании так называемой схемы тела, способности
локализовать свои интероцептивные ощущения, о развитии познания своего
внешнего облика — узнавания себя в зеркале, на фотографии. Тщательно
прослежен процесс развития у детей оценок других и самого себя, в которых
прежде выделяются физические особенности, потом к ним присоединяются
особенности психологические и нравственные. Параллельно идущее изменение
заключается в том, что парциальные характеристики других и самого себя
уступают свое место характеристикам более общим, охватывающим человека
в его целостности и выделяющим существенные его черты. Такова эмпирическая
картина развития познания себя, своих индивидуальных свойств, особенностей
и способностей. Дает ли, однако, эта картина ответ на вопрос о развитии
самосознания, об осознании «я»?
Да, если понимать осознание себя только как знание о себе. Как и всякое
познание. Познание себя начинается с выделения внешних, поверхностных
свойств и является результатом сравнения, анализа и обобщения, выделения
существенного. Но индивидуальное сознание не есть только знание, только
система приобретенных значений, понятий. Ему свойственно внутреннее
движения, отражающее движение самой реальной жизни субъекта, которую
оно опосредствует: мы уже видели, что только в этом движении знания
обретают свою отнесенность к объективному миру и свою действенность.
Не иначе обстоит дело и в случае, когда объектом сознания являются свойства,
особенности, действия или состояния самого субъекта; в этом случае тоже
следует различать знание о себе и осознание себя.
Знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве; в
несознаваемых чувственных формах они, по-видимому, существуют и у высших
животных. Другое дело — самосознание, осознание своего «я». Оно есть
результат, продукт становления человека как личности. Представляя собой
феноменологическое превращение форм действительных отношений личности,
в своей непосредственности оно выступает как их причина и субъект.
Психологическая проблема «я» возникает, как только мы задаемся вопросом
о том, ка какой реальности относится все то, что мы знаем о себе, и
все ли, что мы знаем о себе, относится к этой реальности. Как происходит,
что в одном я открываю свое «я», а в другом — утрачиваю его (мы так
и говорим: быть «вне себя...»)? Несовпадение «я» и того, что представляет
субъект как предмет его собственного знания о себе, психологически очевидно.
Вместе с тем психология, исходящая из органистических позиций, не способна
дать научного объяснения этого несовпадения. Если проблема «я» и ставится
в ней, то лишь в форме констатации существования особой инстанции внутри
личности — маленького человечка в сердце, который в нужную минуту «дергает
за веревочки». Отказываясь, понятно, от того, чтобы приписывать этой
особой инстанции субстанциональность, психология кончает тем, что вовсе
обходит проблему, растворяя «я» в структуре личности, в ее интеракциях
с окружающим миром. И все-таки она остается, обнаруживая себя теперь
в виде заложенного в индивиде стремления проникнуть в мир, в потребность
«актуализации себя»[21].
Таким образом, проблема самосознания личности, осознания «я» остается
в психологии нерешенной. Но это отнюдь не мнимая проблема, напротив,
это проблема высокого жизненного значения, венчающая психологию личности.
В.И.Ленин писал о том, то отличает «просто раба» от раба, примирившегося
со своим положением, и от раба восставшего[22]. Это — отличие не в знании своих индивидуальных черт, а
в отличие в осознании себя в системе общественных отношений. Осознание
своего «я» и не представляет собой ничего другого.
Мы привыкли думать, что человек представляет собой центр, в котором
фокусируются внешние воздействия и из которого расходятся линии его
связей, его интеракций с внешним миром, что этот центр, наделенный сознанием,
и есть его «я». Дело, однако, обстоит вовсе не так. Мы видели, что многообразные
деятельности субъекта пересекаются между собой и связываются в узлы
объективными, общественными по своей природе отношениями, в которые
он необходимо вступает. Эти узлы, их иерархии и образуют тот таинственный
«центр личности», который мы называем «я»; иначе говоря, центр этот
лежит не в индивиде, не за поверхностью его кожи, а в его бытии.
Таким образом, анализ деятельности и сознания неизбежно приводит к
отказу от традиционного для эмпирической психологии эгоцентрического,
«птолемеевского» понимания человека в пользу понимания «коперниковского»,
рассматривающего человеческое «я» как включенное в общую систему взаимосвязей
людей в обществе. Нужно только при этом подчеркнуть, что включенное
в систему вовсе не значит растворяющееся в ней, а, напротив, обретающее
и проявляющее в ней силы своего действия.
В нашей психологической литературе часто приводятся слова Маркса о
том, что человек не родится фихтеанским философом, что человек смотрится,
как в зеркало, в другого человека, и, лишь относясь к нему как к себе
подобному, он начинает относиться и к себе как к человеку. Эти слова
иногда понимаются лишь в том смысле, что человек формирует свой образ
по образу другого человека. Но в этих словах выражено гораздо более
глубокое содержание. Чтобы увидеть это, достаточно восстановить их контекст.
«В некоторых отношениях, — начинает Маркс цитируемое примечание, —
человек напоминает товар». Какие же это отношения? Очевидно, имеются
в виду те отношения, о которых говорится в тексте, сопровождаемом данным
примечанием. Это стоимостные отношения товаров. Они заключаются в том,
что натуральное тело одного товара становится формой, зеркалом стоимости
другого товара, т.е. такого сверхчувственного его свойства, которое
никогда не просвечивает через его ткань. Маркс и заканчивает эту сноску
так: «Вместе с тем и Павел как таковой, во всей его павловской телесности,
становится для него формой проявления рода «человек» (курсив мой. —
А.Л.)»[23]. Но человек как род, как родовое существо означает у Маркса
не биологический вид Homo sapiens, а человеческое общество. В нем, в
его персонифицированных формах человек и видит себя человеком.
Проблема человеческого «я» принадлежит к числу ускользающих от научно-психологического
анализа. Доступ к ней закрывают многие ложные представления, сложившиеся
в психологии на эмпирическом уровне исследования личности. На этом уровне
личность неизбежно выступает как индивид усложненный, а не преобразованный
обществом. т.е. обретающий в нем новые системные свойства. Но именно
в этих своих «сверхчувственных» свойствах он и составляет предмет психологической
науки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Хотя я и назвал эти страницы заключением, задача их состоит не в том,
чтобы подвести итоги, а, скорее, в том, чтобы наметить дальнейшую перспективу.
Она открывается, на мой взгляд, исследованием тех переходов, которые
можно назвать межуровневыми.
Мы без труда выделяем разные уровни изучения человека: уровень биологический,
на котором он открывается в качестве телесного, природного существа:
уровень психологической, на котором он выступает как субъект одушевленной
деятельности, и, наконец, уровень социальный, на котором он выступает
как субъект одушевленной деятельности, и, наконец, уровень социальный,
на котором он проявляет себя как реализующий объективные общественные
отношения, общественно — исторический процесс. Сосуществование этих
уровней и ставит проблему во внутренних отношениях, которые связывают
психологический уровень с биологическим и социальным.
Хотя эта проблема издавна стоит перед психологией, она и до сих пор
не может считаться в ней решенной. Трудность заключается в том, что
для своего научного решения она требует предварительной абстракции тех
специфических взаимодействий и связей субъекта, которые порождают психическое
отражение реальности в мозге человека. Категория деятельности, собственно,
и содержит в себе эту абстракцию, которая, разумеется, не только не
разрушает целостности конкретного субъекта, каким мы встречаем его на
работе, в семье или даже в наших лабораториях, но, напротив, возвращает
его в психологию.
Возвращение целостного человека в психологическую науку, однако, может
осуществляться лишь на основе специального исследования взаимопереходов
одних уровней в другие, возникающих в ходе развития. Такие исследование
должно отказаться от идеи рассматривать эти уровни как наложенные друг
на друга или тем более сводить один уровень к другому. Очевидность этого
особенно выступает при изучении онтогенеза.
Если на начальных шагах психического развития ребенка на первом плане
оказываются его биологические приспособления (которые делают решающий
вклад в становление его восприятий и эмоций), то затем эти приспособления
трансформируются. Это, конечно, не значит, что они просто перестают
функционировать; это значит другое, а именно, что они становятся реализующими
иной, более высокий уровень деятельности, от которого и зависит мера
их вклада на каждом данном этапе развития. Двоякая задача состоит, следовательно,
в том, чтобы исследовать те возможности (или ограничения), которые они
создают. В онтогенетическом развитии задача эта воспроизводится постоянно,
и иногда в очень острой форме, как это происходит, скажем, в пубертатный
период, когда наступают биологические сдвиги, с самого начала получающие
уже психологически трансформированные выражения, и когда весь вопрос
заключается в том, каковы эти выражения.
Но оставим в стороне возрастную психологию. Общий принцип, которому
подчиняются межуровневые отношения, состоит в том, что наличный высший
уровень всегда остается ведущим, но он может реализовать себя только
с помощью уровней нижележащих и в этом от них зависит.
Таким образом, задача междууровневых исследований состоит в изучении
многообразных форм этих реализаций, благодаря чему процессы высшего
уровня получают не только свою конкретизацию, но и индивидуализацию.
Главное, нельзя упускать из виду то обстоятельство, что в межуровневых
исследованиях мы имеем дело не с односторонним, а с двухсторонним и
к тому же спиралеобразным движением: с формированием высших уровней
и «отслаиванием» — или переделкой — уровней нижележащих, в свою очередь
обусловливающих возможность дальнейшего развития системы в целом. Таким
образом, межуровневое исследование, оставаясь междисциплинарным, вместе
с тем исключает понимание последнего как редуцирующего один уровень
к другому или стремящегося найти их коррелятивные связи и координации.
Я особенно подчеркиваю это потому, что если в свое время Н.Н.Ланге говорил
о психофизиологическом параллелизме как о мысли «страшной», то сейчас
поистине страшным для психологии стал редукционизм. Осознание этого
все больше проникает и в западную науку. Общий вывод из анализа редукционизма
был, пожалуй, острее всего сформулирован английскими авторами на страницах
последнего (1974) выпуска международного журнала «Cognition»: единственной
альтернативой редукционизму является диалектический материализм (S.
Rose and H. Rose, vol. II, N 4). Это действительно так. Научное решение
проблемы биологического и психологического, психологического и социального
вне марксистского системного анализа попросту невозможно. Поэтому и
позитивистская программа «Единой науки» (с большой буквы!), претендующая
на объединение знаний с помощью универсальных кибернетических и множественно-математических
(модельных) схем, потерпела явный провал.
Хотя схемы эти действительно способны сопоставлять между собой качественно
различные явления, но лишь в определенной плоскости абстракции, на уровне
которой специфика этих явлений, как и их взаимопревращения, исчезает.
Что же касается психологии, то она при этом окончательно порывает с
конкретностью человека.
Конечно, говоря все это, я имею в виду прежде всего отношения между
психологическими и морфофизиологическими уровнями исследования. Нужно,
однако, думать, что не иначе обстоит дело и с той связью, которая существует
между социальным и психологическим уровнями.
К сожалению, именно социально-психологические проблемы остаются в
нашей науке наименее разработанными, наиболее засоренными концепциями
и методами, почерпнутыми из зарубежных исследований. то есть из исследований,
подчиненных задаче поиска психологических оснований для оправдания и
увековечения межчеловеческих отношений, порожденных буржуазным обществом.
Но перестройка социально-психологической науки с марксистских позиций
не может происходить независимо от того или иного общепсихологического
понимания человека, роли в его формировании жизненных связей человека
с миром, порождаемых теми общественными отношениями, в которые он вступает.
Поэтому, думая о перспективах психологической науки как центрирующей
в себе многообразные подходы к человеку, нельзя отвлекаться от того
факта, что центрация эта задается на социальном уровне, — точно так
же, как на этом уровне решается и человеческая судьба.
[1] В советской литературе достаточно полный обзор исследований
мотивов приводится в книге П.М.Якобсона «Психологические пероблемы мотивации
поведения человека» (М., 1969). Последняя вышедшая книга, дающая сопоставительный
анализ теорий мотивации, принадлежит К.Медсену (K.B.Madsen. Modern Theories
of Motivation. Copenhagen, 1974).K.B.Madsen. Modern Theories of Motivation.
Copenhagen, 1974).
[2] См. А.Н.Леонтьев. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1972.
[3] См. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 46, ч. I, стр. 26-29.
[4] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 46, ч. I, стр. 30.
[5] L.Seve. Marxisme et theorie de la Personnalite. Paris, 1972,
p. 49.
[6] См. Л.И.Божович. Проблема развития мотивационной сферы ребенка,
в сб.: «Изучение мотивации поведения детей и подростков». М., 1972, стр.
14-15.
[7] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 46, ч. I, стр. 28.
[8] См. Э.Гельгорн, Дж. Луффборроу. Эмоции и эмоциональные расстройства.
М., 1966.
[9] Сходное положение высказывается, в частности, П.Фрессом: «...Эмоциогенная
ситуация, — пишет он, — не существует как таковая. Она зависит от отношения
межуд мотивацией и возможностями субъекта». (P.Fraisse. Les emotions:
«Traite de Psychologie experimentale», vol. V.PUF, 1965).
[10] Это задано уже принципиальной структурой трудовой деятельности,
которая реализует двойное отношение: к результату труда (его продукту)
и к человеку (другим людям).
[11] На различие между мотивами и стимулами указывают многие авторы,
но по другим основаниям; например, под мотивами разумеют внутренние побуждения,
а под стимулами — внешние (см. А.Г.Здравомыслов, В.Н.Гожин, В.Я.Ядов.
Человек и его работа. М., 1967, стр. 38).
[12] См. Ф.В.Бассин. К развитию проблемы значения и смысла. «Вопросы
пихологии», 1973, № 6.
[13] A.Maslow. Motivation and Personality. New York, 1954.
[14] См. А.Н.Леонтьев. Психологические основы дошкольной игры.
«Дошкольное воспитание», 1947, No 9; Л.И.Божович, Н.Г.Морозова, Л.С.Славина.
Развитие мотивов учения у советских школьников. «Известия Академии педагогических
наук РСФСР», вып. 36. М., 1951.
[15] См. А.Н.Леонтьев. Проблемы развития психики. М., 1972, стр.
368-378.
[16] См. Э.Б.Эльконин. К проблеме периодизации психического развития
советского школьника. «Вопросы психологии», 1971, № 4.
[17] См. В.И.Селиванов. Личность и воля. «Проблемы личности».
Материалы симпозиума, стр. 425-433.
[18] См. Л.Н.Толстой. Полн. собр. соч., т. 54. М., 1935, стр.
31.
[19] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 3, стр. 253.
[20] См. Ч.Дарвин. Воспоминания о развитии моего ума и характера.
Автобиография. М., 1957, стр. 147-148.
[21] J.Nuttin. La Structure de la personalite. Paris, 1925, p.234.
[22] См. В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т. 16, стр. 40.
[23] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.23, стр. 62.
|