4. СООТНОШЕНИЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Старая психология имело дело только с внутренними процессами — с движением
представлений, их ассоциацией в сознании, с их генерализацией и движением
их субститутов — слов. Эти процессы, как и непознавательные внутренние
переживания, считались единственно составляющими предмет изучения психологии.
Начало переориентации прежней психологии было положено постановкой
проблемы о происхождении внутренних психических процессов. Решающий
шаг в том отношении был сделан И.М.Сеченовым, который еще сто лет тому
назад указывал, что психология незаконно вырывает из целостного процесса,
звенья которого связаны самой природой, его середину — «психическое»,
противопоставляя его «материальному». Так как психология родилась из
этой, по выражению Сеченова, противоестественной операции, то потом
уже «никакие уловки не могли склеить эти разорванные его звенья». Такой
подход к делу, писал далее Сеченов, должен измениться. «Научная психология
по всему своему содержанию не может быть ничем иным, как рядом учений
о происхождении психических деятельностей»[1].
Дело историка — проследить этапы развития этой мысли. Замечу только,
что начавшееся тщательное изучение филогенеза и онтогенеза мышления
фактически раздвинуло границы психологического исследования. В психологию
вошли такие парадоксальные с субъективно- эмпирической точки зрения
понятия, как понятие о практическом интеллекте или ручном мышлении.
Положение о том, что внутренним умственным действиям генетически предшествуют
внешние, стало едва ли не общепризнанным. С другой стороны, т.е. двигаясь
от изучения поведения, была выдвинута гипотеза о прямом, механически
понимаемом переходе внешних процессов в скрытые, внутренние; вспомним,
например, схему Уотсона: речевое поведение -> шепот -> полностью
беззвучная речь[2].
Однако главную роль в развитии конкретно-психологических взглядов
на происхождение внутренних мыслительных операция сыграло введение в
психологию понятия об интериоризации.
Интериоризацией называют, как известно, переход, в результате которого
внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами
преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания;
при этом они подвергаются специфической трансформации — обобщаются,
вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему
развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности.
Это, если воспользоваться краткой формулировкой Ж.Пиаже, — переход,
«ведущий от сенсомоторного плана к мысли»[3].
Процесс интериоризации детально изучен сейчас в контексте многих проблем
— онтогенетических, психолого-педагогических и общепсихологических.
При этом обнаруживаются серьезные различия как в теоретических основаниях
исследования этого процесса, так и в теоретической его интерпретации.
Для Ж.Пиаже важнейшее основание исследований происхождения внутренних
мыслительных операций из сенсомоторных актов состоит, по-видимому, в
невозможности вывести операторные схемы мышления непосредственно из
восприятия. Такие операции, как объединение, упорядочение, центрация,
первоначально возникают в ходе выполнения внешних действий с внешними
объектами, а затем продолжают развиваться в плане внутренней мыслительной
деятельности по ее собственным логико-генетическим законам[4].
Иные исходные позиции определили взгляды на переход от действия к мысли
П.Жане, А.Валлона, Д.Брунера.
В советской психологии понятие об интериоризации («вращивании») обычно
связывают с именем Л.С.Выготского и его последователей, которым принадлежат
важные исследования этого процесса. Последние годы последовательные
этапы и условия целенаправленного, «не стихийного» преобразования внешних
(материализованных) действий в действия внутренние (умственные) особенно
детально изучаются П.Я.Гальпериным[5].
Исходные идеи, которые привели Выготского к проблеме происхождения
внутренней психической деятельности из внешней, принципиально отличаются
от теоретических концепций других современных ему авторов. Идеи эти
родились из анализа особенностей специфически человеческой деятельности
— деятельности трудовой, продуктивной, осуществляющейся с помощью орудий,
деятельности, которая является изначально общественной, т.е. которая
развивается только в условиях кооперации и общения людей. Соответственно
Выготский выделял два главных взаимосвязанных момента, которые должны
быть положены в основание психологической науки. Это орудийная («инструментальная»)
структура деятельности человека и ее включенность в систему взаимоотношений
с другими людьми. Они-то и определяют собой особенности психологических
процессов у человека. Орудие опосредствует деятельность, связывающую
человека не только с миром вещей, но и с другими людьми. Благодаря этому
его деятельность впитывает в себя опыт человечества. Отсюда и проистекает,
что психические процессы человека (его «высшие психологические функции»)
приобретают структуру, имеющую в качестве своего обязательного звена
общественно-исторически сформировавшиеся средства и способы, передаваемые
ему окружающими людьми в процессе сотрудничества, в общении с ними.
Но передать средство, способ выполнения того или иного процесса невозможно
иначе, как во внешней форме — в форме действия или в форме внешней речи.
Другими словами, высшие специфические человеческие психологические процессы
могут родиться только во взаимодействии человека с человеком, т.е. как
интерпсихологические, а лишь затем начинают выполняться индивидом самостоятельно;
при этом некоторые из них утрачивают далее свою исходную внешнюю форму,
превращаясь в процессы интрапсихологические[6].
К положению о том, что внутренние психические деятельности происходят
из практической деятельности, исторически сложившейся в результате образования
человеческого, основанного на труде общества, и что у отдельных индивидов
каждого нового поколения они формируются в ходе онтогенетического развития,
присоединялось еще одно очень важное положение. Оно состоит в том, что
одновременно происходит изменение самой формы психического отражения
реальности: возникает сознание — рефлексия субъектом действительности,
своей деятельности, самого себя. Но что такое сознание? Сознание есть
со-знание, но лишь в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать
только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным
субстратом. В процессе материального производства люди производят также
язык, который служит не только средством общения, но и носителем фиксированных
в нем общественно-выработанных значений.
Прежняя психология рассматривала сознание как некую метапсихологическую
плоскость движения психических процессов.
Но сознание не дано изначально и не порождается природой: сознание
порождается обществом, оно производится. Поэтому сознание — не постулат
и не условие психологии, а ее проблема — предмет конкретно — научного
психологического исследования.
Таким образом, процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя
деятельность перемещается в предсуществующий внутренний «план сознания»;
это — процесс, в котором этот внутренний план формируется.
Как известно, вслед за первым циклом работ, посвященных изучению роли
внешних средств и их «вращивания», Л.С.Выготский обратился к исследованию
сознания, его «клеточек» — словесных значений, их формирования и строения.
Хотя в этих исследованиях значение выступило со стороны своего, так
сказать, обратного движения и поэтому как то, что лежит за жизнью и
управляет деятельностью, — для Выготского оставался незыблемым противоположный
тезис: не значение, не сознание лежит за жизнью, а за сознанием лежит
жизнь.
Исследование формирования умственных процессов и значений (понятий)
как бы вырезает из общего движения деятельности лишь один, хотя и очень
важный его участок: усвоение индивидом способов мышления, выработанных
человечеством. Но этим не покрывается даже только познавательная деятельность
— ни ее формирование, ни ее функционирование. Психологически мышление
(и индивидуальное сознание в целом) шире, чем те логические операции
и те значения, в структурах которых они свернуты. Значения сами по себе
не порождают мысль, а опосредствуют ее — так же, как орудие не порождает
действия, а опосредует его.
На позднейшем этапе своего исследования Л.С.Выготский много раз и
в разных формах высказывал это капитально важное положение. Последний
оставшийся «утаенным» план речевого мышления он видел в его мотивации,
в аффективно — волевой сфере. Детерминистическое рассмотрение психической
жизни, писал он, исключает «приписывание мышлению магической силы определять
поведения человека одной собственной системой»[7]. Вытекающая отсюда положительная программа требовала,
сохранив открывшуюся активную функцию значения, мысли, еще раз обернуть
проблему. А для этого нужно было возвратиться к категории предметной
деятельности, распространив ее и на внутренние процессы — процессы сознания.
Именно в итоге движения теоретической мысли по этому пути открывается
принципиальная общность внешней и внутренней деятельности как опосредствующих
взаимосвязи человека с миром, в которых осуществляется его реальная
жизнь.
Соответственно этому главное различение, лежавшее в основе классической
картезианско-локковской психологии, — различение, с одной стороны, внешнего
мира мира, протяжения, к которому относится и внешняя, телесная деятельность,
а с другой — мира внутренних явлений и процессов сознания, — должно
уступить свое место другому различению; с одной стороны — предметной
реальности и ее идеализированных, превращенных форм (verwandelte Formen),
с другой стороны — деятельности субъекта, включающей в себя как внешние,
так и внутренние процессы. А это означает, что рассечение деятельности
на две части или стороны, якобы принадлежащие к двум совершенно разным
сферам, устраняется. Вместе с тем это ставит новую проблему — проблему
исследования конкретного соотношения и связи между различными формами
деятельности человека.
Эта проблема стояла и в прошлом. Однако только в наше время она приобрела
вполне конкретный смысл. Сейчас на наших глазах происходит все более
тесное переплетение и сближение внешней и внутренней деятельности: физический
труд, осуществляющий практическое преобразование вещественных предметов,
все более «интеллектуализируется», включает в себя выполнение сложнейших
умственных действий; в то же время труд современного исследователя —
деятельность специально познавательная, умственная par exellence — все
более наполняется процессами, которые по форме своей являются внешними
действиями. Такое единение разных по своей форме процессов деятельности
уже не может быть интерпретировано как результат только тех переходов,
которые описываются термином интериоризации внешней деятельности. Оно
необходимо предполагает существование постоянно происходящих переходов
также и в противоположном направлении, от внутренней к внешней деятельности.
В общественных условиях, обеспечивающих всестороннее развитие людей,
умственная деятельность не обособляется от практической деятельности.
Их мышление становится воспроизводящимся по мере надобности моментом
в целостной жизни индивидов[8].
Несколько забегая вперед, скажем сразу, что взаимопереходы, о которых
идет речь, образуют важнейшее движение предметной человеческой деятельности
в ее историческом и онтогенетическом развитии. Переходы эти возможны
потому, что внешняя и внутренняя деятельность имеют одинаковое общее
строение.
Открытие общности их строения представляется мне одним из важнейших
открытий современной психологической науки.
Итак, внутренняя по своей форме деятельность, происходя из внешней
практической деятельности, не отделяется от нее и не становится над
ней, а сохраняет принципиальную и притом двустороннюю связь с ней.
5. ОБЩЕЕ СТРОЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Общность макроструктуры внешней, практической деятельности и деятельности
внутренней, теоретической позволяет вести ее анализ, первоначально отвлекаясь
от формы, в которой они протекают.
Идея анализа деятельности как метод научной психологии человека была
заложена как я уже говорил, еще в ранних работах Л.С.Выготского. Были
введены понятия орудия, орудийных («инструментальных») операций, понятие
цели, а позже — и понятие мотива («мотивационной сферы сознания»). Прошли,
однако, годы, прежде чем удалось описать в первом приближении общую
структуру человеческой деятельности и индивидуального сознания[9]. Это первое описание сейчас, спустя четверть века,
представляется во многом неудовлетворительным, чрезмерно абстрактным.
Но именно благодаря его абстрактности оно может быть взято в качестве
исходного, отправного для дальнейшего исследования.
До сих пор речь шла о деятельности в общем, собирательном значении
этого понятия. Реально же мы всегда имеем дело с особенными деятельностями,
каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта, стремится
к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения
и воспроизводится вновь — может быть, уже в совсем иных, изменившихся
условиях.
Отдельные конкретные виды деятельности можно различать между собой
по какому угодно признаку: по их форме, по способам их осуществления,
по их эмоциональной напряженности, по их временной и пространственной
характеристике, по их физиологическим механизмам и т.д. Однако главное,
что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов.
Ведь имено предмет деятельности и придает ей определенную направленность.
По предложенной мной терминологии предмет деятельности есть ее действительный
мотив[10]. Разумеется, он
может быть как вещественным, так и идеальным, как данным в восприятии,
так и существующим только в воображении, в мысли. Главное, что за этим
всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности.
Итак, понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности
без мотива не бывает; «немотивированная» деятельность — это деятельность
не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым
мотивом.
Основными «составляющими» отдельных человеческих деятельностей являются
осуществляющие их действия. Действием мы называем процесс, подчиненный
сознательной цели. Подобно тому, как понятие мотива соотносится с понятием
деятельности, понятие цели соотносится с понятием действия.
Возникновение в деятельности целенаправленных процессов — действий
исторически явилось следствием перехода к жизни человека в обществе.
Деятельность участников совместного труда побуждается его продуктом,
который первоначально непосредственно отвечает потребности каждого их
них. Однако развитие даже простейшего технического разделения труда
необходимо приводит к выделению как бы промежуточных, частичных результатов,
которые достигаются отдельными участниками коллективной трудовой деятельности,
но которые сами по себе не способны удовлетворять их потребности. Их
потребность удовлетворяется не этими «промежуточными» результатами,
а долей продукта их совокупной деятельности, получаемой каждым из них
в силу связывающих из друг с другом отношений, возникших в процессе
труда, т.е. отношений общественных.
Легко понять, что тот «промежуточный» результат, которому подчиняются
трудовые процессы человека, должен быть выделен для него также и субъективно
— в форме представления. Это и есть выделение цели, которая, по выражению
Маркса, «как закон определяет способ и характер его действий...»[11].
Выделение целей и формирование подчиненных им действий приводит к
тому, что происходит как бы расщепление прежде слитых между собой в
мотиве функций. Функция побуждения, конечно, полностью сохраняется за
мотивом. Другое дело — функция направления: действия, осуществляющие
деятельность, побуждаются ее мотивом, но являются направленными на цель.
Допустим, что деятельность человека побуждается пищей; в этом и состоит
ее мотив. Однако для удовлетворения потребности в пище он должен выполнять
действия, которые непосредственно на овладение пищей не направлены.
Например, цель данного человека — изготовление орудия лова; применит
ли он в дальнейшем изготовленное им орудие сам или передаст его другим
и получит часть общей добычи — в обоих случаях то, что побуждало его
деятельность, и то, на что были направлены его действия, не совпадают
между собой; их совпадение представляет собой специальный, частный случай,
результат особого процесса, о котором будет сказано ниже.
Выделение целенаправленных действий в качестве составляющих содержание
конкретных деятельностей естественно ставит вопрос о связывающих их
внутренних отношениях. Как уже говорилось, деятельность не является
аддитивным процессом. Соответственно действия — это не особые «отдельности»,
которые включаются в состав деятельности. Человеческая деятельность
не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. Например,
трудовая деятельность существует в трудовых действиях, учебная деятельность
— в учебных действиях, деятельность общения — в действиях (актах) общения
и т.д. Если из деятельности мысленно вычесть осуществляющие ее действия,
то от деятельности вообще ничего не останется. Это же можно выразить
иначе: когда перед нами развертывается конкретный процесс — внешний
или внутренний, — то со стороны его отношения к мотиву он выступает
в качестве деятельности человека, а как подчиненный цели — в качестве
действия или совокупности, цепи действий.
Вместе с тем деятельность и действие представляют собой подлинные
и притом не совпадающие между собой реальности. Одно и то же действие
может осуществлять разные деятельности, может переходить из одной деятельности
в другую, обнаруживая таким образом свою относительную самостоятельность.
Обратимся снова к грубой иллюстрации: допустим, что у меня возникает
цель — прибыть в пункт N, и я это делаю. Понятно, что данное действие
может иметь совершенно разные мотивы, т.е. реализовать совершенно разные
деятельности. Очевидно и обратное, а именно, что один и тот же мотив
может конкретизоваться в разных целях и соответственно породить разные
действия.
В связи с выделением понятия действия как важнейшей «образующей» человеческой
деятельности (ее момента) нужно принять во внимание, что сколько-нибудь
развернутая деятельность предполагает достижение ряда конкретных целей,
из числа которых некоторые связаны между собой жесткой последовательностью.
Иначе говоря, деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью
действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей
цели; при этом случай, характерный для более высоких ступеней развития,
состоит в том, что роль общей цели выполняет осознанный мотив, превращающийся
благодаря его осознанности в мотив — цель.
Одним из возникающих здесь вопросов является вопрос о целеобразовании.
Это очень большая психологическая проблема. Дело в том, что от мотива
деятельности зависит только зона объективно адекватных целей. Субъективное
же выделение цели (т.е. осознание ближайшего результата, достижение
которого осуществляет данную деятельность, способную удовлетворить потребность,
опредмеченную в ее мотиве) представляет собой особый, почти не изученный
процесс. В лабораторных условиях или в педагогическом эксперименте мы
обычно ставим перед испытуемым, так сказать, «готовую» цель; поэтому
самый процесс целеобразования обычно ускользает от исследователя. Пожалуй,
только в опытах, сходных по своему методу с известными опытами Ф.Хоппе,
этот процесс обнаруживается хотя и односторонне, но достаточно отчетливо
— по крайней мере, со своей количественно-динамической стороны. Другое
дело — в реальной жизни, где целеобразование выступает в качестве важнейшего
момента движения той или иной деятельности субъекта. Сравним в этом
отношении развитие научной деятельности, например, Дарвина и Пастера.
Сравнение это поучительно не только с точки зрения существования огромных
различий в том, как происходит субъективно выделение целей, но и с точки
зрения психологической содержательности процесса их выделения.
Прежде всего в обоих случаях очень ясно видно, что цели не изобретаются,
не ставятся субъектом произвольно. Они даны в объективных обстоятельствах.
Вместе с тем выделение и осознание целей представляет собой отнюдь не
автоматически происходящий и не одномоментный акт, а относительно длительный
процесс апробирования целей действием и их, если можно так выразиться,
предметного наполнения. Индивид, справедливо замечает Гегель, «не может
определить цель своего действования, пока он не действовал...»[12].
Другая важная сторона процесса целеобразования состоит в конкретизации
цели, в выделении условий ее достижения. Но на этом следует остановиться
особо. Всякая цель — даже такая, как «достичь пункта N» — объективно
существует в некоторой предметной ситуации. Конечно, для сознания субъекта
цель может выступить в абстракции от этой ситуации, но его действие
не может абстрагироваться от нее. Поэтому помимо своего интенционального
аспекта (что должно быть достигнуто) действие имеет и свой операционный
аспект (как, каким способом это может быть достигнуто), который определяется
не самой по себе целью, а объективно-предметными условиями ее достижения.
Иными словами, осуществляющееся действие отвечает задаче; задача — это
и есть цель, данная в определенных условиях. Поэтому действие имеет
особое качество, особую его «образующую», а именно способы, какими оно
осуществляется. Способы осуществления действия я называю операциями.
Термины «действие» и «операция» часто не различаются. Однако в контексте
психологического анализа деятельности их четкое различение совершенно
необходимо. Действия, как уже было сказано, соотносительны целям, операции
— условиям. Допустим, что цель остается той же самой, условия же, в
которых она дана, изменяются; тогда меняется именно и только операционный
состав действия.
В особенно наглядной форме несовпадение действий и операций выступает
в орудийных действиях. Ведь орудие есть материальный предмет, в котором
кристаллизованы именно способы, операции, а не действия, не цели. Например,
можно физически расчленить вещественный предмет при помощи разных орудий,
каждое из которых определяет способ выполнения данного действия. В одних
условиях более адекватным будет, скажем, операция резания, а в других
— операция пиления; при этом предполагается, что человек умеет владеть
соответствующими орудиями — ножом, пилой и т.п. Так же обстоит дело
и в более сложных случаях. Допустим, что перед человеком возникла цель
графически изобразить какие-то найденные им зависимости. Чтобы сделать
это, он должен применить тот или иной способ построения графиков — осуществить
определенные операции, а для этого он должен уметь их выполнять. При
этом безразлично, как, в каких условиях и на каком материале он научился
этим операциям; важно другое, а именно, что формирование операций происходит
совершенно иначе, чем целеобразование, т.е. порождение действий.
Действия и операции имеют разное происхождение, разную динамику и
разную судьбу. Генезис действия лежит в отношениях обмена деятельностями;
всякая же операция есть результат преобразования действия, происходящего
в результате его включения в другое действие и наступающей его «технизации».
Простейшей иллюстрацией этого процесса может служить формирование операций,
выполнения которых требует, например, управление автомобилем. Первоначально
каждая операция — например, переключение передач — формируется как действие,
подчиненное именно этой цели и имеющее свою сознательную «ориентировочную
основу» (П.Я.Гальперин). В дальнейшем это действие включается в другое
действие, имеющее сложный операционный состав, — например, в действие
изменения режима движения автомобиля. Теперь переключение передач становится
одним из способов его выполнения — операцией, его реализующей, и оно
уже перестает осуществляться в качестве особого целенаправленного процесса:
его цель не выделяется. Для сознания водителя переключение передач в
нормальных случаях как бы вовсе не существует. Он делает другое: трогает
автомобиль с места, берет крутые подъеме, ведет автомобиль накатом,
останавливает его в заданном месте и т.п. В самом деле: эта операция
может, как известно, вовсе выпасть из деятельности водителя и выполняться
автоматом. Вообще судьба операций — рано или поздно становиться функцией
машины[13].
Тем не менее операция все же не составляет по отношению к действию
никакой «отдельности», как и действие по отношению к деятельности. Даже
в том случае, когда операция выполняется машиной, она все же реализует
действия субъекта. У человека, который решает задачу, пользуясь счетным
устройством, действие не прерывается на этом экстрацеребральном звене;
как и в других своих звеньях, оно находит в нем свою реализацию. Выполнять
операции, которые не осуществляют никакого целенаправленного действия
субъекта, может только «сумашедшая», вышедшая из подчинения человеку
машина.
Итак, в общем потоке деятельности, который образует человеческую жизнь
в ее высших, опосредствованных психическим отражением проявлениях, анализ
выделяет, во-первых, отдельные (особенные) деятельности — по критерию
побуждающих их мотивов. Далее выделяются действия — процессы, подчиняющиеся
сознательным целям. Наконец, это операции, которые непосредственно зависят
от условий достижения конкретной цели.
Эти «единицы» человеческой деятельности и образуют ее макроструктуру.
Особенность анализа, который приводит к их выделению, состоит в том,
что он пользуется не расчленением живой деятельности на элементы, а
раскрывает характеризующие ее внутренние отношения. Это — отношения,
за которыми скрываются преобразования, возникающие в ходе развития деятельности,
в ее движении. Сами предметы способны приобретать качества побуждений,
целей, орудий только в системе человеческой деятельности; изъятые из
связей этой системы, они утрачивают свое существование как побуждения,
как цели, как орудия. Орудие, например, рассматриваемое вне связи с
целью, становится такой же абстракцией, как операция, рассматриваемая
вне связи с действием, которое она осуществляет.
Исследование деятельности требует анализа именно ее внутренних системных
связей. Иначе мы оказываемся не в состоянии ответить даже на самые простые
вопросы — скажем, о том, имеем ли мы в данном случае действие или операцию.
К тому же, деятельность представляет собой процесс, который характеризуется
постоянно происходящими трансформациями. Деятельность может утратить
мотив, вызвавший ее к жизни, и тогда она превратится в действие, реализующее,
может быть, совсем другое отношение к миру, другую деятельность; наоборот,
действие может трансформироваться в способ достижения цели, в операцию,
способную реализовать различные действия.
Подвижность отдельных «образующих» системы деятельности выражается,
с другой стороны, в том, что каждая из них может включать в себя единицы,
прежде относительно самостоятельные. Так, в ходе достижения выделявшейся
общей цели может происходить выделение промежуточных целей, в результате
чего целостное действие дробится н ряд отдельных последовательных действий;
это особенно характерно для случаев, когда действие протекает в условиях,
затрудняющих его выполнение с помощью уже сформировавшихся операций.
Противоположный процесс состоит в укрупнении выделяемых единиц деятельности.
Это случай, когда объективно достигаемые промежуточные результаты сливаются
между собой и перестают сознаваться субъектом.
Соответственно происходит дробление или, наоборот, укрупнение также
и «единиц» психических образов: переписываемый неопытной рукой ребенка
текст членится в его восприятии на отдельные буквы и даже на их графические
элементы; позже в этом процессе единицами восприятия становятся для
него целые слова или даже предложения.
Перед невооруженным глазом процесс дробления или укрупнения единиц
деятельности и психического отражения — как при внешнем наблюдении,
так и интраспективно — сколько-нибудь отчетливо не выступает. Исследовать
этот процесс можно, только пользуясь специальным анализом и объективными
индикаторами. К числу таких индикаторов принадлежит, например, так называемый
оптокинетический нистагм, изменения циклов которого, как показали исследования,
позволяют при выполнении графических действий установить объем входящих
в их состав двигательных «единиц». Например, написание слов на иностранном
языке расчленяется на гораздо более дробные единицы, чем написание привычных
слов родного языка. Можно считать, что такое членение, отчетливо выступающее
на окулограммах, соответствует расщеплению действия на входящие в его
состав операции, по-видимому, наиболее простые, первичные[14].
Выделение в деятельности образующих ее «единиц» имеет первостепенное
значение для решения ряда капитальных проблем. Одна из них — уже затронутая
мной проблема единения внешних и внутренних по своей форме процессов
деятельности. Принцип или закон этого единения состоит в том, что оно
всегда происходит точно следуя «швам» описанной структуры.
Имеются отдельные деятельности, все звенья которых являются существенно
— внутренними; такой может быть, например, познавательная деятельность.
Более частый случай состоит в том, что внутренняя деятельность, отвечающая
познавательному мотиву, реализуется существенно — внешними по своей
форме процессами; это могут быть либо внешние действия, либо внешне-двигательные
операции, но никогда не отдельные их элементы. То же относится и к внешней
деятельности: некоторые из осуществляющих внешнюю деятельность действий
и операций могут иметь форму внутренних, умственных процессов, но опять-таки
именно и только либо как действия, либо как операции — в их целостности,
неделимости. Основание такого, прежде всего фактического, положения
вещей лежит в самой природе процессов интериоризации и экстериоризации:
ведь никакое преобразование отдельных «осколков» деятельности вообще
невозможно. Это означало бы собой не трансформацию деятельности, а ее
деструкцию.
Выделение в деятельности действий и операций не исчерпывает ее анализа.
За деятельностью и регулирующими ее психическими образами открывается
грандиозная физиологическая работа мозга. Само по себе положение это
не нуждается в доказательстве. Проблема состоит в другом — в том, чтобы
найти те действительные отношения, которые связывают между собой деятельность
субъекта, опосредствованную психическим отражением, и физиологические
мозговые процессы.
Соотношения психического и физиологического рассматривается во множестве
психологических работ. В связи с учением о высшей нервной деятельности
оно наиболее подробно теоретически освещено С.Л.Рубинштейном, который
развивал мысль, что физиологическое и психическое — это одна и та же,
а именно рефлекторная отражательная деятельность, но рассматриваемая
в разных отношениях, и что ее психологическое исследование является
логическим продолжением ее физиологического исследования[15]. Рассмотрение этих положений, как и положений,
выдвинутых другими авторами, выводит нас, однако, из намеченной плоскости
анализа. Поэтому, воспроизводя некоторые из высказывавшихся ими положений,
я ограничусь здесь только вопросом о месте физиологических функций в
структуре предметной деятельности человека.
Напомню, что прежняя, субъективно-эмпирическая психология ограничивалась
утверждением параллелизма психических и физиологических явлений. На
этой основе и возникла та странная теория «психических теней», которая
— в любом из ее вариантов, — по сути, означала собой отказ от решения
проблемы. С известными оговорками это относится и к последующим теоретическим
попыткам описать связь психологического и физиологического, основываясь
на идее их морфности и интерпретации психических и физиологических структур
посредством логических моделей[16].
Другая альтернатива заключается в том, чтобы отказаться от прямого
сопоставления психического и физиологического и продолжить анализ деятельности,
распространив его на физиологические уровни. Для этого, однако, необходимо
преодолеть обыденное противопоставление психологии и физиологии как
изучающих разные «вещи».
Хотя мозговые функции и механизмы составляют бесспорный предмет физиологии,
но из этого вовсе не следует, что эти функции и механизмы остаются вовсе
вне психологического исследования, что «кесарево должно быть отдано
кесарю».
Эта удобная формула, спасая от физиологического редукционизма, вместе
с тем вводит в пущий грех — в грех обособления психического от работы
мозга. Действительные отношения, связывающие между собой психологию
и физиологию, похожи скорее на отношения физиологии и биохимии: прогресс
физиологии необходимо ведет к углублению физиологического анализа до
уровня биохимических процессов; с другой стороны, только развитие физиологии
(шире — биологии) порождает ту особую проблематику, которая составляет
специфическую область биохимии.
Продолжая эту — совершенно условную, разумеется, — аналогию, можно
сказать, что и психофизиологическая (высшая физиологическая) проблематика
порождается развитием психологических знаний; что даже такое фундаментальное
для физиологии понятие, как понятие условного рефлекса, родилось в «психических»,
как их первоначально назвал И.П. Павлов, опытах. Впоследствии, как известно,
И.П.Павлов высказывался в том смысле, что психология на своем этапном
приближении уясняет «общие конструкции психических образований, физиология
же на своем этапе стремится продвинуть задачу дальше — понять их как
особое взаимодействие физиологических явлений»[17]. Таким образом, исследование движется
не от физиологии к психологии, а от психологии к физиологии. «Прежде
всего, — писал Павлов, — важно понять психологически, а потом уже переводить
на физиологический язык»[18].
Важнейшее обстоятельство заключается в том, что переход от анализа
деятельности к анализу ее психофизиологических механизмов отвечает реальным
переходам между ними. Сейчас мы уже не можем подходить к мозговым (психофизиологическим)
механизмам иначе, как к продукту развития самой предметной деятельности.
Нужно, однако, иметь в виду, что механизмы эти формируются в филогенезе
и в условиях онтогенетического (особенно — функционального) развития
по- разному и, соответственно, выступают не одинаковым образом.
Филогенетически сложившиеся механизмы составляют готовые предпосылки
деятельности и психического отражения. Например, процессы зрительного
восприятия как бы записаны в особенностях устройства зрительной системы
человека, но только в виртуальной форме — как их возможность. Однако
последнее не освобождает психологическое исследование восприятия от
проникновения в эти особенности. Дело в том, что мы вообще ничего не
можем сказать о восприятии, не апеллируя к этим особенностям. Другой
вопрос, делаем ли мы эти морфофизиологические особенности самостоятельным
предметом изучения или исследуем их функционирование в структуре действий
и операций. Различие в этих подходах тотчас же обнаруживается, как только
мы сравниваем данные исследования, скажем, длительности зрительных послеобразов
и данные исследования постэкспозиционной интеграции сенсорных зрительных
элементов при решении разных перцептивных задач.
Несколько иначе обстоит дело, когда формирование мозговых механизмов
происходит в условиях функционального развития. В этих условиях данные
механизмы выступают в виде складывающихся, так сказать, на наших глазах
новых «подвижных физиологических органов» (А.А. Ухтомский), новых «функциональных
систем» (П.К.Анохин).
У человека формирование специфических для него функциональных систем
происходит в результате овладения им орудиями (средствами) и операциями.
Эти системы представляют собой не что иное, как отложившиеся, овеществленные
в мозге внешне-двигательные и умственные — например, логические — операции.
Но это не простая их «калька», а скорее их физиологическое иносказание.
Для того чтобы это иносказание было прочитано, нужно пользоваться уже
другим языком, другими единицами. Такими единицами являются мозговые
функции, их ансамбли — функционально-физиологические системы.
Включение в исследование деятельности уровня мозговых (психофизиологических)
функций позволяет охватить очень важные реальности, с изучения которых,
собственно, и началось развитие экспериментальной психологии. Правда,
первые работы, посвященные, как тогда говорили, «психическим функциям»
— сенсорной, мнемической, избирательной, тоническое, — оказались, несмотря
на значительность сделанного ими конкретного вклада, теоретически бесперспективными.
Но это произошло именно потому, что функции эти исследовались в отвлечении
от реализуемой ими предметной деятельности субъекта, т.е. как проявления
неких способностей — способностей души или мозга. Суть дела в том, что
в обоих случаях они рассматривались не как порождаемые деятельностью,
а как порождающие ее.
Впрочем, уже очень скоро был выявлен факт изменчивости конкретного
выражения психофизиологических функций в зависимости от содержания деятельности
субъекта. Научная задача, однако, заключается не в том, чтобы констатировать
эту зависимость (она давно констатирована в бесчисленных работах психологов
и физиологов), а в том, чтобы исследовать те преобразования деятельности,
которые ведут к перестройке ансамблей мозговых психофизиологических
функций.
Значение психофизиологических исследований состоит в том, что они
позволяют выявить те условия и последовательности формирования процессов
деятельности, которые требуют для своего осуществления перестройки или
образования новых ансамблей психофизиологических функций, новых функциональных
мозговых систем. Простейший пример здесь — формирование и закрепление
операций. Конечно, порождение той или иной операции определяется наличными
условиями, средствами и способами действия, которые складываются или
усваиваются извне; однако спаивание между собой элементарных звеньев,
образующих состав операций, их «сжимание» и их передача на нижележащие
неврологические уровни происходит подчиняясь физиологическим законам,
не считаться с которыми психология, конечно, не может. Даже при обучении,
например, внешнедвигательным или умственным навыкам мы всегда интуитивно
опираемся на эмпирически сложившиеся представления о мнемических функциях
мозга («повторение — мать учения») и нам только кажется, что нормальный
мозг психологически безмолвен.
Другое дело, когда исследование требует точной квалификации изучаемых
процессов деятельности, особенно деятельности, протекающей в условиях
дефицита времени, повышенных требований к точности, избирательности
и т.п. В этом случае психологическое исследование деятельности неизбежно
включает в себя в качестве специальной задачи ее анализ на психофизиологическом
уровне.
Наиболее, пожалуй, остро задача разложения деятельности на ее элементы,
определения их временных характеристик и пропускной способности отдельных
рецепирующих и «выходных» аппаратов встала в инженерной психологии.
Было введено понятие об элементарных операциях, но в совершенно другом,
не психологическом, а логико-техническим, так сказать, смысле, что диктовалось
потребностью распространить метод анализа машинных процессов на процессы
человека, участвующего в работе машины. Однако такого рода дробление
деятельности в целях ее формального описания и применения теоретико-информационных
мер столкнулись с тем, что в результате их поля зрения исследования
полностью выпадали главные образующие деятельности, главные ее определяющие,
и деятельность, так сказать, расчеловечивалась. Вместе с тем нельзя
было отказаться от такого изучения деятельности, которое выходило бы
за пределы анализа ее общей структуры. Так возникла своеобразная контраверза:
с одной стороны, то обстоятельство, что основанием для выделения «единиц»
деятельности служит различие связей их с миром, в общественные отношения
к которому вступает индивид, с тем, что побуждает деятельность, с ее
целями и предметными условиями, — ставит предел дальнейшему их членению
в границах данной системы анализа; с другой стороны, настойчиво выступила
задача изучения интрацеребральных процессов, что требовало дальнейшего
дробления этих единиц.
В этой связи в последние годы была выдвинута идея «микроструктурного»
анализа деятельности, задача которого состоит в том, чтобы объединить
генетический (психологический) и количественный (информационный) подходы
к деятельности[19]. Потребовалось
ввести понятия о «функциональных блоках», о прямых и обратных связях
между ними, образующих структуру процессов, которые физиологически реализуют
деятельность. При этом предполагается, что эта структура в целом соответствует
макроструктуре деятельности и что выделение отдельных «функциональных
блоков» позволит углубить анализ, продолжая его в более дробных единицах.
Здесь, однако, перед нами встает сложная теоретическая задача: понять
те отношения, которые связывают между собой интрацеребральные структуры
и структуры реализуемой ими деятельности. Дальнейшее развитие микроанализа
деятельности необходимо выдвигает эту задачу. Ведь уже сама процедура
исследования, например, обратных связей возбужденных элементов сетчатки
глаза и мозговых структур, ответственных за построение первичных зрительных
образов, опирается на регистрацию явлений, возникающих только благодаря
последующей переработке этих первичных образов в таких гипотетических
«семантических блоках», функция которых определяется системой отношений,
по самой природе своей являющихся экстрацеребральными и, значит, не
физиологическими.
о характеру своих опосредствований переходы, о которых идет речь,
сопоставимы с переходами, связывающими технику производства и само производство.
Конечно, производство реализуется с помощью орудий и машин, и в этом
смысле производство является следствием их функционирования; однако
орудия и машины порождаются самим производством, которое является категорией
уже не технической, а общественно-экономической.
Я позволил себе привести это сопоставление, имея единственно в виду
выделить ту мысль, что анализ деятельности на психофизиологическом уровне
хотя и открывает возможность адекватного использования тонких индикаторов,
языка кибернетики и теоретико-информационных мер, но вместе с тем неизбежно
абстрагируется от ее детерминации как системы, порождаемой жизненными
отношениями. Проще говоря, предметная деятельность, как и психические
образы, не производится мозгом, а является его функцией, которая заключается
в их осуществлении посредством органов телесного субъекта.
Анализ структуры интрацеребральных процессов, их блоков или констелляций
представляет собой, как уже было сказано, дальнейшее расчленение деятельности,
ее моментов. Такое расчленение не только возможно, но часто и необходимо.
Нужно только ясно отдавать себе отчет в том, что оно переводит исследование
деятельности на особый уровень — на уровень изучения переходов от единиц
деятельности (действий, операций) к единицам мозговых процессов, которые
их реализуют. Я хочу особенно подчеркнуть, что речь идет именно об изучении
переходов. Это и отличает так называемый микроструктурный анализ предметной
деятельности от изучения высшей нервной деятельности в понятиях физиологических
мозговых процессов и их нейронных механизмов, данные которого могут
лишь сопоставляться с соответствующими психологическими явлениями.
С другой стороны, исследование реализующих деятельность интерцеребральных
процессов ведет к демистификации понятия о «психических функциях» в
его прежнем, классическом значении — как пучка способностей. Становится
очевидным, что это проявления общих функциональных физиологических (психофизиологических)
свойств, которые вообще не существуют как отдельности. Нельзя же представить
себе, например, мнемическую функцию как отвязанную от сенсорной и наоборот.
Иначе говоря, только физиологические системы функций осуществляют перцептивные,
мнемические, двигательные и другие операции. Но, повторяю, операции
не могут быть сведены к этим физиологическим системам. Операции всегда
подчинены объективно-предметным, т.е. экстрацеребральным отношениям.
о другому очень важному, намеченному еще Л.С.Выготским, пути проникновения
в структуру деятельности со стороны мозга идут нейрописхология и патопсихология.
Их общепсихологическое значение состоит в том, что они позволяют увидеть
деятельность в ее распаде, зависящем от выключения отдельных участков
мозга или от характера тех более общих нарушений его функции, которые
выражаются в душевных заболеваниях.
Я остановлюсь только на некоторых данных, полученных в нейропсихологии.
В отличие от наивных психоморфологических представлений, согласно которым
внешне психологические процессы однозначно связаны с функционированием
отдельных мозговых центров (центров речи, письма, мышления в понятиях
и т.д.), нейропсихологические исследования показали, что эти сложные,
общественно-исторические по своему происхождению, прижизненно формирующиеся
процессы имеют динамическую и системную локализацию. В результате сопоставительного
анализа обширного материала, собранного в экспериментах на больных с
разной локализацией очаговых поражений мозга, выявляется картина того,
как именно «откладываются» в его морфологии разные «составляющие» человеческой
деятельности[20].
Таким образом, нейропсихология со своей стороны — т.е. стороны мозговых
структур — позволяет проникнуть в «исполнительские механизмы» деятельности.
Выпадение отдельных участков мозга, приводящее к нарушению тех или
иных процессов, открывает и другую возможность: исследовать в этих совершенно
эксквизитных условиях их функциональное развитие, которое выступает
здесь в форме их восстановления. Ближайшим образом это относится к восстановлению
внешних и умственных действий, выполнение которых стало недоступным
больному вследствие того, что очаговое поражение исключило одно из звеньев
той или иной осуществляющей их операции. Для того чтобы обойти предварительно
тщательно квалифицированный дефект больного, исследователь проектирует
новый состав операций, способных выполнять данное действие, а затем
активно формирует у него этот состав, в котором пораженное звено не
участвует, но который зато включает в себя звенья, в нормальных случаях
избыточные или даже отсутствующие. Нет надобности говорить об общепсихологическом
значении этого направления исследований, оно очевидно.
Конечно, и нейропсихологические исследования, так же как и исследования
психофизиологические, необходимо ставят проблему перехода от экстрацеребральных
отношений к интрацеребральным. Как я уже говорил, проблема эта не может
быть решена путем прямых сопоставлений. Ее решение лежит в анализе движения
системы предметной деятельности в целом, в которую включено и функционирование
телесного субъекта — его мозга, его органов восприятия и движения. Законы,
управляющие процессами их функционирования, конечно, проявляют себя,
но лишь до того момента, пока мы не переходим к исследованию самих реализуемых
ими предметных действий или образов, анализ которых возможен лишь на
уровне исследования деятельности человека, на уровне психологическом.
Не иначе обстоит дело и при переходе от психологического уровня исследования
к собственно социальному: только здесь этот переход к новым, т.е. социальным,
законам происходит как переход от исследования процессов, реализующих
отношения индивидов, к исследованию отношений, реализуемых из совокупной
деятельностью в обществе, развитие которых подчиняется объективно-историческим
законам.
Таким образом, системный анализ человеческой деятельности необходимо
является также анализом поуровневым. Именно такой анализ и позволяет
преодолеть противопоставление физиологического, психологического и социального,
равно как и сведение одного к другому.
[1] И.М.Сеченов. Избранные произведения, т. I, стр. 209.
[2] I.B.Watson. The ways of the behaviorism. New York,
1928.
[3] Пиаже. Роль действия в формировании мышления. «Вопросы
психологии», 1965, № 6, стр. 33.
[4] См. Ж.Пиаже. Избранные психологические труды. М.,
1969.
[5] См. П.Я.Гальперин. Развитие исследований по формированию
умственных действий. «Психологическая наука в СССР». М., 1959, стр. 441-469.
[6] См. Л.С.Выготский. Развитие высших психических
функций. М., 1960, стр. 198-199.
[7] Л.С.Выготский. Избранные психологические произведения.
М., 1956, стр. 54.
[8] См. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.3, стр. 253.
[9] См. А.Н.Леонтьев. Очерк развития психики. М., 1947.
[10] Такое суженное понимание мотива как того предмета
(вещественного или идеального), который побуждает и направляет на себя
деятельность, отличается от общепринятого; но здесь не место вдаваться
в полемику по этому вопросу.
[11] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 23, стр. 189.
[12] Гегель. Соч., т. IV. М., 1959, стр. 212-213.
[13] См. А.Н.Леонтьев. Автоматизация и человек. «Психологические
исследования», вып. 2. М., 1970, стр. 8-9.
[14] См. Ю.Б.Гиппенрейтер, Г.Л. Пик. Фиксационный оптокинетический
нистагм как показатель участия зрения в движениях. В сб. «Исследование
зрительной деятельности человека». М., 1973; Гиппенрейтер Ю.Б., Романов
В.Я., Самсонов И.С. Метод выделения единиц деятельности. В сб. «Восприятие
и деятельность». М., 1975.
[15] См. С.Л.Рубинштейн. Бытие и сознание, стр. 219-221.
[16] См., например, Ж.Пиаже. Характер объяснения в психологии
и психофизиологический параллелизм. «Экспериментальная психология» под
ред. П.Фресса и Ж.Пиаже, вып. I и II., 1966.
[17] И.П.Павлов. Павловские среды, т.1. М., 1934, стр.
249-250.
[18] И.П.Павлов. Павловские клинические среды, т. 1.
М.-Л., 1954, стр. 275.
[19] См. В.П.Зинченко. О микроструктурном методе исследования
познавательной деятельности. «Труды ВНИИТЭ», вып. 3. М., 1972.
[20] См. А.Р.Лурия. Высшие корковые функции человека.
М., 1969; Л.С.Цветкова. Восстановительное обучение при локальных поражениях
мозга. М., 1972.
|