СЕМИОЗИС (греч.
sema — знак) — термин, принятый в семиотике; обозначает «процесс
интерпретации знака», или процесс порождения значения. Термином «С.» пользовались
древнегреческие физиологи, в частности Гален из Пергама (139 — 199) для постановки
диагноза: С. означал интерпретацию симптомов. Древние греки включали в С.
(1) то, что выступает как знак; (2) то, на что указывает знак или к чему он
отсылает (десигнат); (3) воздействие, в силу которого данный предмет оказывается
для интерпретатора знаком (интерпретанта). Один из основоположников современной
семиотики Пирс применял понятие «С.» для характеристики триадической природы
элементарного знакового отношения «объект — знак — интерпретанта». Для Пирса
именно понятие «С.» было центральным понятием его семиотической теории. По
мысли Пирса, знак не функционирует как знак до тех пор, пока он не осмысливается
как таковой. Иначе говоря, знаки должны быть интерпретированы, чтобы быть
знаками. Согласно Пирсу, осуществляется это знание благодаря интерпретанте.
Интерпретанта — это перевод, истолкование, концептуализация отношения знак/объект
в последующем знаке (например, определенная реакция человека на воспринимаемый
знак; объяснение значения данного слова с помощью других слов и т.д.). Каждый
знак способен порождать интерпретанту, и этот процесс фактически бесконечен.
Пирс постулирует необходимость бесконечности этого процесса следующим образом.
Если предположить гипотетическое существование самой последней, самой сложной,
исчерпывающей и завершающей интерпретанты данного объекта, то эта интерпретанта
может быть ни чем иным как самим объектом, целиком явленным нашему сознанию.
Но такой объект, а равно и такой знак — как физически тождественные
друг другу — не возможны и не существуют. Стало быть, процесс интерпретации
безграничен. На этом постулате основана идея Пирса о неограниченном С. В рамках
такого подхода С. — это динамический процесс интерпретации знака, единственно
возможный способ его функционирования. С. — это деятельность знака
по производству своей интерпретанты. Идея С. выражает
самую суть отношений между знаком и внешним миром — объект репрезентации существует,
но он удален и недосягаем, будучи словно «спрятан» в череде семиотических
медиаций. Однако познание этого объекта возможно лишь через исследование порожденных
им знаков. Моррис определял С. как «процесс, в котором нечто функционирует
как знак». Он также выделял три измерения С. (которые зачастую рассматриваются
как различные сферы семиотического анализа): 1) семантика
— характеризует отношение знака к своему объекту; 2) синтактика — включает
отношения знаков друг к другу; 3) прагматика — исследует отношения между знаками
и теми, кто ими пользуется (интерпретаторы). [См. также Семиотика, Знак, Интерпретация,
Интерпретант(а).]
А.Р. Устинова
|