ИНТЕРПРЕТАНТ(А) — одно из центральных понятий семиотической теории Пирса,
включенное в базисное триадическое отношение «объект
— знак — И.» («interprétant»
следует отличать от «интерпретатора»).
Без И. знак как таковой не возможен: знак не функционирует как знак до тех
пор, пока он не осмысливается как таковой. Иными словами, знаки должны быть
определенным образом интерпретированы, чтобы быть знаками. Осуществляется
это благодаря И.: именно она заполняет онтологическую «пропасть» между реальностью
(Динамическим Объектом) и знаком. И. — это новый знак, возникающий в сознании
человека, пользующегося данным знаком; это перевод, истолкование, концептуализация
отношения знак/объект в последующем знаке (например, определенная реакция
человека на воспринимаемый знак и т.д.); это то, что «производится знаком
в интерпретаторе». Первая возникающая у нас мысль
при восприятии потенциального знака и есть И. Не случайно Пирс дает следующее
определение знака: «знак есть репрезентамен, некоторая
интерпретанта которого познается разумом». При этом
И. — есть иная форма репрезентации, которая связывает уже не знак и его объект,
а знак и другой знак. Поскольку каждый знак способен порождать И., постольку
этот процесс фактически бесконечен. Если же предположить гипотетическое существование
самой последней, самой сложной, исчерпывающей и завершающей И. данного объекта,
то, по мнению Пирса, эта И. должна быть ни чем иным как самим объектом, целиком
явленным нашему сознанию. Но такой объект, а равно и такой знак — как физически
тождественные друг другу — не возможны и не существуют.
Стало быть, процесс интерпретации безграничен. На этом постулате основана
пирсовская идея о неограниченном
семиозисе. Семиозис
— это деятельность знака по производству своей И.
Пирс разграничивал непосредственную, динамическую и конечную И.; а также И.
эмоциональную, энергетическую и логическую. Обе трихотомии не тождественны,
но взаимопересекаемы. Пирс не до конца прояснил
смысл каждой из вводимых им разновидностей И., однако, по крайней мере, одну
из них — а именно «непосредственную И.» характеризовал как собственно значение
знака. (См. Знак, Интерпретация, Семиозис, Пирс.)
А.Р. Усманова
|