ЗНАК — традиционно — материальный, чувственно воспринимаемый
предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве
указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия,
субъективного образования. Предназначен
для приобретения, хранения, преобразования и трансляции определенной информации
(сообщения). З. — интерсубъективный посредник, структур-медиатор
в социальных взаимодействиях и коммуникации. Научной дисциплиной, занимающейся
изучением общих принципов, лежащих в основе структуры всех З., с учетом их
употребления в структурах сообщений, а также специфики различных систем З.
и сообщений, использующих различные типы З., является семиотика. Из определения
З. вытекает его важнейшее свойство: будучи некоторым материальным объектом,
З. служит для обозначения чего-либо другого. В силу этого понимание З. невозможно
без выяснения его значения — предметного (обозначаемый им объект); смыслового
(образ обозначенного объекта); экспрессивного (выражаемые с помощью его чувства
и т.д.). З. обозначает данный предмет (предмет, обозначаемый
З., суть его предметное значение — денотат) и выражает сопряженные смысловое
и экспрессивное значения. З. может иметь определенный смысл вне наличия
соответствующего предмета. Смысл З. может минимизироваться при наличии предметного
значения (имена собственные естественных языков) и т.д. Смысловое значение
З. — это то, что понимает под ним пользователь данного З.
Экспрессивное значение З. выражает эмоции человека, использующего З.
в определенном контексте. В семиотике различают отношения З. друг к другу
(синтаксис), отношение З. к тому, что ими обозначается (семантика), и отношения
использующего З. к употребляемым им знаковым системам (прагматика). Анализ
понятия «З.» занимал важное место в философии, логике, лингвистике, психологии
и т.д. Большое внимание рассмотрению гносеологических функций З. уделяли античные
философы (Платон, Аристотель, стоики), мыслители 17 — 18 вв. (Локк, Лейбниц,
Кондильяк). В 19 в. новые моменты в исследование З. внесли лингвистика и математическая
логика. В 19 — 20 вв. сложилась особая наука о З. — семиотика (Пирс, Моррис,
Соссюр, представители современного структурализма). Для понимания природы
З. первостепенное значение имеет выделение особых социальных ситуаций (так
называемых знаковых), в которых происходит использование З. Подобные ситуации неразрывно связаны
со становлением речи (языка) и мышления. Еще школа стоиков отмечала, что суть
З. заключается в их двусторонней структуре — неразрывном единстве непосредственно
воспринимаемого (означающего) и подразумеваемого (означаемого). Разнообразие
мыслимых отношений между ними конституирует возможные их классификации. З.
возможно подразделять (Пирс, 1867) на индексные,
иконические и символические. Данная классификация в реальности основывается
(Якобсон) на двух дихотомиях: противопоставление смежности и сходства; противопоставление
фактичности и условности. Индексное (указательное) отношение предполагает
наличие фактической, действительной смежности между означаемым и означающим.
Иконическое отношение (по принципу подобия) — «простая общность,
по некоторому свойству», ощущаемое теми, кто интерпретирует З. В символическом
З. означаемое и означающее соотносятся «безотносительно к какой бы то ни было
фактической связи» (или в отношении, но Пирсу, «приписанного свойства»).
З., входящие в состав языков как средств коммуникации в социуме, именуются
З. общения. Последние делятся на З. искусственных
знаковых систем и З. естественных языков. Большое значение для создания теории
З. имеет исследование формализованных знаковых систем, проводимое в рамках
математической логики и метаматематики. Такие системы, используемые для разнообразных
технических и научных целей, являют собой искусственные трансформы, как правило,
письменных разновидностей естественных языков. В их структуре традиционно
выделяют следующие: З. кодовых систем для кодирования
и перекодирования сообщений (азбука Морзе, З. для компьютерных программ и
др.), З. для моделирования непрерывных процессов (кривые перманентных изменений
в них) и З. для выражения формул в языках наук. Несмотря на интенсивные разработки
во всех указанных направлениях, задача построения синтетической концепции
З. до сих пор не решена. Это обусловлено прежде всего тем, что З. принадлежат к сложным
структурным образованиям, методы исследования которых пока еще в достаточной
мере не разработаны. В постмодернистской философии теория З. подвергается
самой радикальной переоценке. [См. Трансцендентальное означаемое, Пустой знак,
Означивание, «Позиции» (Деррида).]
A.A. Грицанов
|