Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии (Фрагменты) |
ЛЕКЦИЯ Х
ТЕМА 21. ОРФИКИ
Античная предфилософская
мифология сущестэовала в трех разновидностях: гомеровской, гесиодовской
и орфической. При этом третья разновидиость существенно отличается от
первой. Если первая аристократична, а вторая демократична, то в третьей
слышатся отзвуки рабского сознания.
Орфей. Начало орфизма
связано с именем Орфея - олицетворения могущества искусства. Отправившись
(как некогда Иштар за Таммузом) в преисподнюю за своей погибшей от змеиного
укуса женой Эвридикой, Орфей укрощает своим пением под звуки кифары стража
подземного царства мертвых трехголового пса Цербера, исторгает слезы у
безжалостных богинь мщения Эриний и трогает сердце владычицы Аида Персефоны.
Она отпускает Эвридику с условием, что Орфей до выхода из царства мертвых
не оглянется на идущую за ним жену. Однако Орфей не выдержал и оглянулся.
И навсегда потерял Эвридику. Позднее Орфей был растерзан жрицами бога
Диониса - менадами, или вакханками. Дионис - бог растительности, покровитель
виноделия, сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. Мистерии в
честь Диониса переходпли в неистовые оргии, освобождавшие человека от
обычных запретов. Эти оргии назывались вакханалиями (Вакх - прозвище Диониса).
Во время одной из таких вакханалий чуждающийся женщин однолюб Орфей и
был растерзан вакханками. Орфей - изобретатель музыки и стихосложения
- тяготел к Аполлону. Аполлон и Дионис были антиподами. Аполлон - солнечный
бог - был богом аристократии. Дионис - бог демоса. Первый выражал меру.
Второй - безмерность. Будучи приверженцем Аполлона, а по одной версии
даже его сыном, Орфей стал жертвой Диониса, врага Аполлона.
Орфическая литерагура.
В Древней Греции имели хождение многие приписываемые Орфею сочинения,
в том числе и "орфические гимны". Почти все это погибло еще в античмости.
Орфики. Орфики - последователи
религиозного учения, основателем которого считался Орфей. Однако по иронии
судьбы орфизм - культ Диониса, правда, не традиционного, а орфического.
Как религия орфизм противостоял олимпийской религии и мистериям, в том
числе мистериям в честь традиционного Диониса. Орфизм имел большое мировоззренческое
обоснование в системе мифологического мировоззрения, в которой уже просвечивали
элементы философии. Это особенно сказывается в орфическом представлении
о первоначале, или о первоначалах. Поскольку орфическая литература погибла,
то об орфизме мы знаем лишь понаслышке. А в этих слухах об орфиках было
полно противоречий.
Начало. Уже сами древние
расходились между собой в вопросе о том, что же орфики принимали за начало
мира. Одни называли Ночь - Нюкту, другие - Воду, третьи - слитность Земли,
Неба и Моря, четвертые - Время. Поздний античный философ Прокл (V в.)
усматривал превосходство Орфея в том, что если Гесиод принял за первоначало
возникшее во времени (Хаос), то Орфей нашел первоначало в самом времени.
Но это, по-видимому, модернизация орфизма в духе неоплатонизма, к которому
Прокл принадлежал. Наиболее вероятно, что орфики принимали за исходное
состояние мироздания Воду. Как это, так и другие возможные первоначала
орфиков в значительной мере демифологизированы и дезантропоморфизированы.
Космотеогония. Теогония
орфиков более космогонична, чем тсогония Гесиода. У орфиков космогонические
ступени перемежаются с теогоническими. В космотеогонии орфиков можно насчитать
12 ступепей. Это: 1) первовода; 2) некий дракон времени Геракл (не путать
с героем Гераклом, сыном Зевса и Алкмены) и его спутница Адрастия; 3)
Эфир, Эреб и Хаос; 4) "Яйцо"; 5) бог Фанес; 6) богиня Нюкта; 7) боги Уран,
Гея и Понт; 9) Киклопы, гекатонхейры и титаны, в числе последних Крон
и Рея; 9) Зсвс; 10) Кора-Персефона; 11) Дионис - сын Зевса; 12) человек.
Уже из этого перечисления видно, что мировоззрение орфиков - беспорядочное
смешение теогонии с космогоглей. Уже демифологизированное начало мироздания
порождает некое чудовище Геракла. Это двуполый крылатый дракон с головами
быка и льва и ликом бога между этими двумя головами. Его сопровождает
Адрастия - Неотврзтимая. В целом Геракл с Адрастией - образ-символ нестареющего
неотвратимого времени. Отсюда и возникла неоплатоническая версия орфизма,
согласно которой орфики приняли за первоиачало время. Но это все-таки,
по-видимому, второе начало. Алрастия расходится по всему мирозданшо и
связывает его воедино. Эту ступень можно считать полумифологизированной
и полуантропоморфизированной.
Зато полностью демифологизированы
третья и четвертая ступени. От дракона происходят такие вполне естественные
формы вещества, как влажный эфир, беспредельный хаос и туманный эреб (мрак).
В хаoce как зиянии из вращающегося в нем эфира зарождается космическое
"яйцо".
Но этим тенденции и
демифологизации в орфизме исчерпываются. Из "яйца" вылупляется Фанес.
Фанес, т. е. "сияющий",- некий златокрылый, двуполый, самооплодотворяющийся,
многоименный бог. Он содержит в себе зачатии всех миров, богов, существ
и вещей. Прежде всего Фанес порождает свою противоположность - Нюкту-ночь,
а от нее - Урана-небо, Гею-землю, Понт-море. Таковы пятая (Фанес), шестая
(Нюкта) и седьмая (Уран, Гея и Понт) ступени орфической космотеогонки.
Восьмая и девятая ступени
сходны с соответствующими частями теогонии Гесиода. Уран и Гея рождают
трех Киклопов, трех Гекатонхейров и (этого, правда, у Геспода нет) трех
мойр (у Гесиода мойры - дочери Фемиды). Стыдясь своих детей, Уран удерживает
их в Гее-земле. Титанов пока еще нет. Их Гея рождает в знак протеста против
насилия Урана. Крон свергает своего отца Урана, пожирает своих детей.
Рея спасает Зевса. Зевс вступает в брак с Герой. Все это здесь, как и
у Гесиода. Но на этом сходство кончается. Далее Зевс вступает в связь
со своей матерью Реей, отождествленной орфиками с Деметрой, а затем со
своей дочерью от своей матери. Зту дочь зовут Кopa, она же Персефона.
Кора-Персейона рождает Диониса-Загрея. Подстрекаемые ревнивой женой Зевса
Герой титаны пожирают Диониса-Загрея. Загрей - эпитет Диониса "первого"
как сына Зевса и Персефоны, растерзанного титанами сразу же после его
рождения. Зевс испепеляет титанов. Афина приносит Зевсу подобранное ею
сердце Диониса, которое титаны не успели пожрать. Поглотив сердце своего
сына, Зевс снова производит Диониса от Семелы. Это второй Дионис. Из титанодионисийского
пепла Зевс творит человека. Так орфическая теогония прямо перерастает
в антропогонию. В орфизме человек - не побочный продукт теогонии, а прямой
ее результат, цель всего космического процесса.
Антропология орфиков.
Человек двойствен. В нем два начала: низшее, телесное, титаническое, и
высшее, духовное, дионисийское. В орфизме дионисизм аполлонизирован. Если
у Гомера земная жизнь предпочтительнее загробной, то у орфнков наоборот.
Жизнь - страдание. Душа в теле неполноценна. Тело - гробница и темница
души. Цель жизни - освобождение души от тела. Это нелегко, так как душа
обречена переселяться из тела в тело - так называемый метемпсихоз.
Метемпсихоз - переселение
души после смерти одного живого тела в другое живое тело. Такими телами
могут быть тела не только людей, но животных и даже насекомых и растений.
Все это нам уже знакомо из мифологических поверий Древней Индии. Метемпсихоз
- древнеиндийская сансара. Избавлению от проклятия бесконечных возрождений
(в Индии это избавление называлось мокша, в Древней Греции соответствуюшего
термина не было) служили очистительные обряды орфиков, сам их образ жизни
в общине. Освободившись от колеса перерождений, метемпсихоза, душа благочестивого
орфика достигает "острова блаженных", где она живет беззаботно и счастливо,
не испытывая ни физических, ни душевных мук. Орфики не убивали живых существ.
Они были вегетарианцами. Существует мнение, что в орфизме индийская мифология
оказала значительное влияние на греческую. В мифе о Дионисе Дионис прошел
из Эллады через Сирию в Индию и обратно через Фракию в Элладу. Прозвище
Диониса - Вакх - необъяснимо из греческого языка. Место воспитания Диониса
- Ниса - помещалось то в Египет, то в Индию. Название одежды Диониса -
бассара - не греческого происхождения. Однако если такое влияние и было,
то оно весьма древнее. Ведь имя Диониса прочитано на табличке из Пилоса,
которая датируется вторым тысячелетием до н. э. Но существует и другое
мнение, согласно которому прямого влияния индийской мифологии на греческую
не было, а их некоторое сходство объясняется общими для них протоиндоевропейскими
корнями.
Социальные корни орфизма.
Английский ученый Дж. Томсон высказал гипотезу о проявлении в орфизме
рабского сознания. Тело раба - собственность рабовладельца, источник мук
и унижений для раба. Душа раба рабовладельца не интересует, да она им
у раба и не признается. Ведь рабство основано на голом принуждении без
всяких попыток убеждения. Поэтому раб невольно связывает свое "я" со своей
душой. Это его единственное достояние - непринятая миром его человеческая
сущность. Будучи бессильным освооодиться реально, раб связывает свое освобождение
с освобождением своеи души от привязывающего его к рабовладельцу тела.
Отсюда весь орфпческий образ жизни, отсюда орфнческое решенье основного
вопроса мировоззрения 1 /См.: Томсон Дж. Первые философы. М., 1959, с.
227 - 228./.
Элементы философии в
орфизме. Это прежде всего нарастание элементов демифологизации в орфической
генетической картине мира. В некоторых версиях орфизма Гея и Уран как
земля и небо возникают непосредственно из космического первояйца. В орфизме
зарождается монопантеизм (тогда как для мивологии как таковой характерен
полипантеизм - те или иные боги отождествляются с теми или другими частями
природы, мироздания). Орфический Зевс объемлет все мироздание и вмещает
его в себе. Отсюда, казалось бы, недалеко и до философии. однакo орфизм
сам по себе в философию не превращается. Он продолжает сушествовать и
после возникновения философии как элемент парафилософии. Он не идет далее
монопантеизма.
Этот монопантеизм, или
монозевсизм, отразился и в художественно-мифологическом мировоззрении
как составной части античной парафилософии - в древнегреческих трагедиях.
У Эсхила в "Гелиадах" сказано: "Зевс есть эфир, и небо - Зевс, и Зевс
- земля. Зевс - все на свете". Естественно предположить, что такой полизевсизм
Эсхила - результат влияния орфиков.
ТЕМА 22. ФЕРЕКИД
К орфической космотеогонии
примыкает мировоззрение Ферекида. Его мифология - плод сознательного мифотворчества.
Родина Ферекида - небольшой остров Сирос, расположенный неподалеку от
Делоса - центра общегреческого культа Аполлона. Ферекид жил то ли в середине
7 в. до н. э., то ли в начале 6 в. до н. э. Рассказывают, что он учился
по каким-то финикийским книгам, путешествовал по Элладе и Египту. Ферекид
прославился предсказаниями падения города Мессения в войне, кораблекрушения
и особенно землетрясения. Якобы он мог предсказать землетрясение за три
дня по вкусу воды из глубокого колодца (недавно было открыто, что перед
землетрясением в подземных водах действительно изменяется концентрация
газов и изотопный состав химических элементов).
Ферекид первым в Элладе
стал писать прозой. Его труд назывался "Гептамихос". Oт этого труда сохранились
лишь небольшне фрагменты.
Первоначала. Ферекид
принял за первоначала Зевса, которого он называет Засом, Хтонию и Хроноса.
Ферекид пытается осмыслить имена богов, а таыке упростить мифологическую
картину мира путем отождествления некоторых богов. Именуя Зевса Засом,
Ферекид сводил Зевса к земле, ведь на Кипре божество земли Гея (у Ферекида
- Ге) именовалось "За". Гею же Ферекид связал с Хтонией. У Ферекида Хтония
- девичье имя Геи. Осмысливая имя Кроноса, Ферекид превратил Кроноса в
Хроноса (время). Зас становится Зевсом в качестве жениха Хтонии, которая
в качестве невесты Зевса приобретает имя Геи. Отсюда другое название того
же труда Ферекида - "Смешение богов". У Ферекида боги утрачивают свои
четкие контуры и начинают смешиваться друг с другом. Это говорит о кризисе
антропоморфического, мифологического мировоззрения.
Три первоначала Ферекида
близки к естественным явлениям. Поздний античный философ-христианин Эрмий
(Гермий) не без основания увидел в Засе Ферекида творческую силу огня
(эфира), в Хтонии - землю как пассивный предмет труда, а в Хроносе - время,
в котором все происходит.
Космотеогония. В сохранившемся
фрагменте "Гептамихоса" сказано, что "Хтония получила имя Геи, так как
Зевс дал ей Землю в качестве свадебного подарка" (ДК 7, В 1) 1 / То есть
гл. 7, разд. В, параг. 1. ДК - условное сокращенное нанменование труда
немецкого ученого Германа Дильса, выбравшего из произведений в основном
поздних античных писателей цитируемые ими изречения ранних греческих филоссфоф,
живших до Сократа,- досократиков, а также сведения о жизни и учениях этих
философов, продолженного его учеником Вальтером Кранцем. Эти "Фрагменты
досократиков" Г. Дильса переведены с третьего издания А. Маковельским
(cм. Досократики. Казань, 1914 - 1919, ч. 1-3). Однако предфилософский
период в истории античного мировоззрения у А. Маковельского отсутствует,
так как он отсутствовал в третьем издании у самого Г. Днльса. "Досократики"
А. Маковельского - библиографическая редкость. Это же отиосится и к "Софистам"
- завершающей части перевода А. Маковельского, вышедлсй двумя выпусками
в 1940 - 1941 гг. в Баку. /. Зевс создал землю и океан (Ферекид называет
его Огеном), вышивая их на свадебном покрывале (в те времена существовал
обычай: невеста обменивала свое свадебное покрывало на покрывало, вышитое
ее женихом). Далее Хронос производит воздух (пневму), огонь и воду (А
8) из своего семени. Вода, воздух, огонь у Ферекида уже естественные стихии.
Но земля все еще мифологически зашифрована в образе Геи-Хтонии.
Земля, вода, воздух
и огонь распадаются, далее, на пять частей, из которых возникают, однако,
не естественные виды, а сверхъестественные существа. Это Океаниды, Офиониды,
Крониды, полубоги-герои и духи-демоны. Офиониды олицетворяли темные хтонические
силы. Их возглавляет змий Офионей. Они выступают против Зевса, который
после жестокой космической войны свергает их в Тартар. В этой борьбе Зевса
поддерживали Крониды, т. е. титаны во главе с Кроном.
Вечность первоначал.
Мировоззрение Ферекида более демифологично, чем мировоззрение Гомера,
Гесиода и орфиков, ибо Ферекид провозгласил вечность первопачал мироздания.
Известно, что сочинение Ферекида начиналось словами "Зас и Хронос были
всегда, а вместе с ними и Хтония" (7 В 1). Поэтому в своей "Метафизике"
Аристотель не зря называет Ферекида в числе тех древних поэтов-теологов,
"у кого изложение носит смешанный характер, поскольку они не говорят обо
всем в форме мифа" (XIV 4) 1 /То есть книга ХIV, глава 4 (Аристотель.
Метафизика. М. - Л., 1934, с. 247)./.
ТЕМА 23. "CEMb МУДРЕЦОВ"
Большую роль в подготовке
античной философии сыграли "семь мудрецов". Слова "семь мудрецов" ставят
в кавычки, потому что этих мудрецов было больше; существовали различные
списки мудрецов, но в каждом списке их было обязательно семь. Это говорит,
о том, что здесь проявлялась характерная для предфилосфского сознания
магия чисел, которую мы находим и у Гесиода, поэтому его поэма называлась
"Труды и дни", ибо в конце поэмы Гесиод рассказывает о том, какие дни
месяца благоприятны или неблагоприятны для тех или иных дел.
Разные источники определяют
состав "семи мудрецов" неоднозначно. Самый ранний из дошедших до нас списков
принадлежит Платону. Это уже 4 в. до н. э. В диалоге Платона "Протагор"
о мудрецах сказано: "К таким людям принадлежали и Фалес Милотский. и Питтак
Митиленский, и Биант из Приены, и наш Солон, и Клеобул Линдийский, и Мисон
Хенейский, а седьмым между ними считался лаконец Хилон" (343 А). Позднее
у Диогена Лаэрция место малоизвестного Мисона с большим на то правом занимает
Периандр - коринфский тиран. Полагают, что Платон вывел Периаидра из состава
"семи" из-за своей ненависти к тирании и тиранам. Были и другие списки.
Но во всех семерках иеизменно присутствовало четыре имени: Фалес, Солон,
Биант и Питтак. Со временем имена мудрецов были окружены легендами. Например,
Плутарх и своем произведении "Пир семи мудрецов" описал явно вымышленную
их встречу в Коринфе у Периандра.
Время деятельностп "семи
мудрецов" - конец 7 и начало 6 в. до н. э. Это конец четвертого (после
Эгейского неолита, Критской и Микеиской Греции и "гомеровской" Греции)
периода в истории Эгейского мира - периода архаической Греции (8 - 7 вв.
до н. э.) и начало пятого периода. В 6 в. до н. э. Эллада вступает в век
железа. На основе отделения ремесла от земледелия расцветает античный
полис - город-государство, в котором входящие в полис сельские местности
экономически и политически подчинены городу. Развиваются товарно-денежные,
вещные отношения между людьми. Начинается чеканка монеты. Власть евпатридов,
"благородных", велущих свой род от родоначальнпков полубогов-героев, а
тем самым идеологически обосновывающих свое право на господство, в ряде
наиболее передовых полисов свергается. На ее место ставится тирания. Тираническая
антиаристократическая форма правления устанавливается в Мегаре во второй
половине 7 в. до н. э., в Коринфе, Милете и в Эфесе - в конце 7 в. до
н. э., в Сикионе и в Афинах - в начале 6 в. до н. э. В начале 6 в. до
н. э. в Афинах была проведена реформа Солона. Отныне основой социальной
стратияфикации там стало не происхождение, а имущественное положение.
Обыденное моральное
сознание. Мудрость "семи мудрецов" нельзя отнести ни к науке, ни к мифологии.
Здесь, по-видимому, проявился третий духовный источник философии, а именно
- обыденное сознание, в особенности то, которое достигает уровня житейской
мудрости и которое проявляется в пословицах и поговорках, поднимающихся
иногда до большой обобщенности и глубины в понимании человека и его социальности.
Этим, как помним, особенно отличалась китайская предфилософия и даже философия.
Но то, что для Китая было судьбой, то для Эллалы было лишь эпизодом. Конечно,
возможна историко-сравнительная тема "Конфуций и "семь мудрецов", но развить
ее можно только в обшем контексте древнекитайской и древнеиндийской предфилософии
и философии. В отличие от древнекитайской и древнеиндийской, древнегреческая
философия возникла не как этика, а как натурфилософия, а лучше сказать,
"фисикофилософия".
Вместе с падением политичеркой
власти аристократии утрачивает свою гегемонию и мифологическое мировоззрение,
чья идеологическая функция в условиях обществ "бронзового века" состоит
в обосновании, как мы уже сказали, права землевладельческой аристократии
на господство над земледельцами. Со временем начинают складываться первые
еще очень наивные, но все же немифологические системы взглядов. Но на
первых порах миру богов и героев противопоставляется осмысление обыденного
сознания в афоризмах, в которых нет ничего от сверхъестественного мира.
Это чисто житейская практическая мудрость, но достигшая своего атомарного
обобщения в сжатых мудрых изречениях.
Такие афоризмы, или
гномы, имели форму всеобшности. Аристотель определяет "гному" как "высказывание
общего характера". Гномы пользовались большой известностью. Изречения
"ничего сверх меры" и "познай самого себя" были даже высечены над входом
в дельфийский храм Аполлона. Диоген Лаэрций сообшает, что имена "семи
мудрецов" были официально провозглашены в Афинах при архонте Дамасии (582
г. до н. э.).
Три вида гном. В лице
своих мудрецов античное мировоззренческое сознание обращается от мифологических
теогоний к человеку. Уже в Гссиодовых "Трудах и днях" зарождается нравственная
рефлексия, осознание механизма общественных запретов и предписаний, дотоле
работавшего стихийно. Но и в гномах можно увидеть зарожденпе древнегреческой
этики. Конечно, этика - это наука о нравственности, а не сама нравственность,
но нравственное самосознание - это уже начало этики. Античная мифология
не отличалась ни нравственным уровнем, ни морализированием. Выше говорилось,
что у Гомера все в нравственном отношении безразлично, кроме мужества
- этой главной и единственной добродетели и трусссти - главного и единственного
порока. Упреки совести Одиссею неведомы. Между тем совесть - это переживание
расхождения между должным и сущим в поведении человека. Конечно, нередко
случается, что должное оказывается мнимым, плодом скорее предрассудка,
чем разума, поэтому сами по себе укоры совести еще ничего не говорят о
подлиниости или неподлинности должного. Но у Одиссея вообще нет никакого
представления о должном.
В основе складывающихся
этических норм лежал один важнейший принцип. Он был четко выражен уже
Гесиодом: "Меру во всем соблюдай!" Поэтому зло было понято как безмерность,
а благо - как умеренность. Нравственную безмерность греки называли "гюбрис"
- наглость, нахальство, дерзость, грубость, глумление. Отсюда такие гномы,
как изречение Солона "Ничего сверх меры!" и изречение Клеобула "Мера -
наилучшее". В этом же роде и более конкретные изречения, например советы
Бианта - "Говори к месту", Хилона - "Не позволяй своему языку опережать
твой разум", Питтака - "Знай свое время" и т. д. Все эти гномы служили
проповеди гармонизации отношений между людьми путем их самоограничения.
К этим гномам примыкала
гномическая (назидательная) поэзия Фокилида Милетского, Феогнида Мегарского
и других поэтов-моралистов. Среди них мы снова находим некоторых из "семи
"мудрецов". Хилону приписано двести стихов, Питтаку - шестьсот и Клеобулу
- три тысячи. Выдающимся поэтом был мудрец и законодатель Солон.
Вообще говоря, античная
предфилософская лирическая поэзия тактике сыграла свою роль в подготовке
философии. В лирике происходит пробуждение личного самосознания, тогда
как в эпосе личность поглощена родом. Мифология - дело родового сознания,
а философия - личного. Предфилософская лирика в Элладе - это в основном
лирика ионийских поэтов конца 8 - 7 и начала 6 в, до н. э. Она представлена
именами Каллина из Эфеса, Тиртея из Милета, Архилоха с Пароса, Терпандра
с Лесбоса, доричесыим лириком Алкманом Спартанским - лидийцем из Сард,
Алкеем и Сапфо с Лесбоса, Стесихором, Симонидом из Аморгоса, Мимнермом
из Колофона.
Второй вид гном - это
нечто большее, чем нравственные указания. Сюда прежде всего относится
гнома "Познай самого себя!" Она имела не только нравственный, но и мировоззренческо-философский
смысл, который, правда, был раскрыт лишь Сократом в 5 в. до и. э.
Третий вид гном - это
гномы Фалеса. Фалес - первый во всем списках "семи". Он же первый древнегреческий,
древнезападный философ. Фалесу приписаны такие мудрые мировоззренческие
изречения: "Больше всего пространство, потому что оно все в себе содержит",
"Быстрее всего ум, потому что он все обегает", "Сильнее всего необходимость,
ибо она имеет над всем власть", "Мудрее всего время, потому что оно все
открывает" и некоторые другие.
Имея в виду именно Фалеса,
Маркс говорил о том, что "греческая философия начинается с "семи мудрецов"
1 /Маркс К., Энгельс Ф, Из ранних произведений. М., 1956, с. 131./. И
менно Фалес распространил ту форму всеобщности, которая была достигнута
в гномах, на мировоззрение. В этом ему помогло и занятие науками. Фалес
был не только первым среди мудрецов, но и первым античным ученым. |
Нет комментариев. Оставить комментарий: |
|