ПОНЯТИЕ ОБ АНТИЧНОМ ОБЩЕСТВЕ
Маркс и Энгельс характеризовали античное общество, как общество
рабовладельческое; античный способ производства был основан на
эксплуатации рабского труда, первой по своему историческому возникновению
форме эксплуатации. С возникновением рабства «возникло и первое
крупное разделение общества на два класса — господ и рабов, эксплуататоров
и эксплуатируемых».[1]
Рабовладельческому обществу не предшествует
никакая другая форма классового общества; оно развивается непосредственно
в процессе распада доклассового, родового общества. Рабство «сделалось
господствующей формой производства у всех народов, переросших
старый общинный быт, и послужило в заключение главной причиной
их распадения».[2]
Основой производственных отношений при рабовладельческом способе
производства является, согласно определению Сталина:
«...собственность рабовладельца на средства производства, а также
на работника производства — раба, которого может рабовладелец
продать. купить, убить, как скотину».[3]
Сталин отчетливо показывает, что переход от первобытно-общинного строя
к рабовладельческому был вызван развитием производительных сил.
«Такие производственные отношения в основном соответствуют состоянию
производительных сил в этот период. Вместо каменных орудий теперь люди
имели в своем распоряжении металлические орудия, вместо нищенского и
примитивного охотничьего хозяйства, не знавшего ни скотоводства, ни
земледелия, появились скотоводство, земледелие, ремесла, разделение
труда между этими отраслями производства, появилась возможность обмена
продуктов между отдельными лицами и обществами, возможность накопления
богатства в руках немногих, действительное накопление средств производства
в руках меньшинства, возможность подчинения большинства меньшинством
и превращения членов большинства в рабов».[4]
Как указывает Энгельс, рабство на первых ступенях своего развития
представляет собой прогрессивную форму разделения труда.
«... пока человеческий труд был так мало производителен, что
доставлял лишь небольшой излишек сверх безусловно необходимых
человеку средств существования, увеличение производительных сил
расширение торговли развитие государства и права, начало искусств
и наук были возможны не иначе, как при усиленном разделении труда,
в основу которого должно было лечь великое разделение труда между
массами, поглощенными простой физической работой, и немногими
привилегированными, управлявшими трудом, занимавшимися торговлей,
государственными делами, а также искусствами и науками. Простейшей,
естественно выросшей формой такого разделения труда было именно
рабство».[5]
«Только рабство создало возможность более широкого разделения
труда между земледелием и промышленностью и, благодаря ему, расцвета
древнегреческого мира. Без рабства не было бы греческого государства,
греческого искусства и науки, без рабства не было бы и Рима. А
без основания, заложенного Грецией и Римом, не было бы также и
современной Европы. В этом смысле мы имеем право оказать, что
без античного рабства не было бы и современного социализма».[6]
Однако прогрессивная роль рабства ограничивается первыми ступенями
его развития, когда оно, разлагая первобытно-общинный строй, способствует
более широкому разделению труда. Овладев производством, рабство
становится помехой для его дальнейшего развития, создает технический
застой и презрение к труду среди свободного населения. «Наиболее
цветущую пору существования» античного общества составляет тот
период, когда «первоначальная восточная общинная собственность
уже разложилась, а рабство еще не успело овладеть производством)
в сколько-нибудь значительной степени», когда экономической основой
античного общества было «как мелкое крестьянское хозяйство, так
и независимое ремесленное производство».[7]
Античное, греческое и римское общество прошло через все этапы развития
рабовладельческого способа производства. История Греции и Рима показывает
нам и становление рабовладельческого строя, и его рост, и его упадок,
и переход от рабовладельческого строя к строю феодальному. Вместе с тем античное общество имеет
свои специфические особенности, отличающие его от других рабовладельческих
обществ, например восточных.
Основу специфики античного развития Маркс усматривал в особенностях
античной формы собственности.[8]
Исторической предпосылкой античной частной
земельной собственности является концентрированная в городе община,
связанная племенным родством или представляющая собой объединение племен.
Базисом ее служит город, «как уже созданное место поселения (центр)
земледельцев (земельных собственников). Пашня является здесь территорией
города» («Формы», стр. 11). «История классической древности — это история
городов, но история городов, основанных на земельной собственности и
земледелии» (стр. 15). На своей территории община допускает частную
собственность только у своих членов, но старается предоставить ее всем
своим членам. Так, в Риме «частный земельный собственник является таковым
только как римлянин, но как римлянин он обязательно — частный земельный
собственник» (стр. 13). «Община (как государство), с одной стороны,
есть взаимное отношение между этими свободными и равными частными собственниками,
их объединение против внешнего мира; в то же время она их гарантия»
(стр. 12). Частная земельная собственность, таким образом, опосредствована
государственной (стр. 16). В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс характеризуют
«античную общинную и государственную собственность» как «совместную
частную собственность активных граждан государства, вынужденных перед
лицом рабов сохранять эту естественно возникшую форму ассоциации» («Немецкая
идеология», стр. 12). Это отношение между индивидом и общиной является
основой античного общества, но в дальнейшем развитие рабства и концентрация
землевладения разрушают эту основу. «...все основывающееся на этом фундаменте
строение общества, а вместе с ним и власть народа приходят в упадок
в той же мере, в какой развивается преимущественно недвижимая частная
собственность» (там же, стр. 12 — 13).
Особенности «античной формы собственности» чрезвычайно важны
для уяснения структуры античного общества, его идеологии и законов
его движения.
Государственным выражением античной собственности служит полис, «государство-город»,
община свободных граждан, которая, вырастая из родового общества, в
принципе сохраняет «естественный» характер племенного объединения, основанного
на предполагаемом кровном родстве. В развитом античном обществе рабами
были только иноземцы, и коллектив «граждан» является вместе с тем племенем,
«народом». В силу этого своеобразия государственной формы античный полис
и организационно и идеологически воспроизводит многие черты предшествовавшего
ему родового строя. Сохраняя «естественно возникшую форму ассоциации»,
полис никогда не мог отказаться от скрепляющего эту ассоциацию религиозно-мифологического
освящения, «..."истинной религией" древних был культ их собственной
"национальности", их "государства"».[9]
Подобно роду, каждый полис имеет свое божество, культ которого справляется
у «общего очага» и является обязательным для всех граждан; подобно роду
полис требует почитания предков, в особенности тех, которые считаются
«основателями» или «благодетелями» полиса, «героев». Чужестранец политических
прав в общине не имеет; гражданин полиса, переступая на чужую территорию,
становится бесправным. Основными эксплуатируемыми группами в античной
общине являлись рабы и неграждане. Однако на фоне этого основного антагонизма
развертывалась очень интенсивная борьба внутри «граждан». Ибо тот же
рабовладельческий строй, который создавал полис как организацию «граждан»,
противостоящую рабам и негражданам, приводил в процессе развития рабского
производства к росту недвижимой частной собственности и товарных отношений,
к накоплению противоречий между отдельными группами граждан, наконец
к разорению мелких собственников, живой силы полиса. Этот процесс, протекавший
в обостренных формах политической и идеологической борьбы, имел своим
результатом разложение полиса и переход к военной монархии, которая
стала типичной государственной формой античного общества периода упадка.
В античных условиях «немыслимо свободное и полное развитие ни
индивида, ни общества, так как такое развитие находится в противоречии
с первоначальным отношением (между индивидом) и обществом» («Формы»,
стр. 18). Античный индивид ограничен рамками своих отношений к
полису, но в этих ограниченных рамках он получает широкие возможности
для выявления своих творческих дарований, будучи поставлен «в
такие условия для добывания жизненных средств, чтобы целью его
было не стяжание, а самостоятельное обеспечение своего существования,
воспроизводство себя как члена общины» (там же, стр. 13). В античном
воззрении человек «всегда выступает как цель производства», в
отличие от буржуазного мира, «где производство выступает как цель
человека, а богатство как цель производства» (стр. 18 — 19). Создание
идеала человека, хотя еще в ограниченной, статической форме; является
всемирно-исторической заслугой античной мысли и античного художественного
творчества. Античная личность освободилась от общинно-родовых
связей, сковывавших ее развитие в доклассовом обществе, но в период
расцвета полиса эта возросшая самостоятельность личности не переходила
в обособление, в отрыв от коллектива. Тесная связь личности, достигшей
известной самостоятельности, с общественным целым составляет одну
из важнейших предпосылок античного художественного творчества
периода расцвета.
Античное художественное творчество никогда не порывало со своими народными,
фольклорными истоками. Образы и сюжеты мифа и обрядовых игр, драматические
и словесные фольклорные формы продолжают играть огромную роль в античной
литературе на всех этапах ее развития. «Предпосылкою греческого искусства,
— пишет Маркс, — является греческая мифология, т. е. природа и общественные
формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом в народной
фантазии. Это его материал».[10] Новые проблемы, возникающие в процессе развития античного
мира, переосмысляют этот материал, сообщают ему новое содержание, но
преодоление мифологического материала и фольклорных форм остается невозможным
для общества, основанного на «античной общинной и государственной собственности».
Сохранение фольклорных форм придает античной литературе известную консервативность,
облегчая вместе с тем преемственность выучки и мастерства, с другой
стороны, интенсивность классовой борьбы, многообразно развертывавшейся
на различных этапах истории античного общества, предохраняла эти формы
от окостенения и давала возможность развивать в их пределах значительную
гибкость и разнообразие.
[1] Фр. Энгельс. Происхождение семьи, собственное и и государсгва. Соч.
т. XVI. 1, 1937, стр. 137.
[2] Фр Энгельс. Анти-Дюринг. Соч. т. XIV, Гиз, 1931. стр. 183.
[3] И. Сталин. Вопросы ленинизма. Изд. 11, 1939, стр. 555.
[4] И. Сталин. Вопросы ленинизма. Изд. 11, 1939. стр. 555.
[5] Фр. Энгельс. Анти-Дюринг. Соч. т. XIV. Гиз. 1931, стр. 183 - 184.
[6] Там же, стр. 183.
[7] К. Маркс. Капитал т. I Соч. т.XVII 147 стр. 368, прим. 24.
[8] К. Маркс. Немецкая идеология. Соч., т. IV, 1933, стр. 12 — 13. Рукопись
«Grundriss d. Kritik-d. politischen Oеkonomie», опубликованная в 1939
г.; перевод главы из этой рукописи — «Формы, предшествующие капиталистическому
производству», напечатан в журнале «Пролетарская революция», 1939, № 3
и частично перепечатан в журнале «Вестник древней истории». 1940, № 1
(г. дальнейшем цитируется по «Вести, др. ист.»).
[9] К. Маркс Передовица в № 179 «Кельнской
газеты». Соч., т. I, 1938, стр. 180.
[10] К. Маркс К критике политической экономии. Введение Соч. т XII, 1, 1933,
стр. 203.
|