ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основным источником для изучения античной литературы являются, конечно,
самые памятники, т. е. литературные произведения греческих и римских
писателей, поскольку они сохранились и дошли до нашего времени. Сохранилось,
однако, далеко не все, а то, что дошло, далеко не всегда дошло в полном
виде. Известно очень большое количество имен античных авторов, от которых
мы не имеем ни одной строчки; но и от тех авторов, произведения которых
сохранились, в большинстве случаев дошло не все Так, из многочисленных
известных по имени поэтов греческой трагедии цельные произведения дошли
только от трех наиболее выдающихся — Эсхила, Софокла и Эврипида, при
этом из 90 пьес Эсхила сохранилось полностью 7, из 120 драм Софокла
— тоже 7, из 92 произведений Эврипида — 19, в том числе одна пьеса,
по всей вероятности, ему не принадлежащая. Многовековая литературная
продукция античности была очень велика, и произведения, дошедшие до
нас в цельном виде, составляют количественно ничтожную ее часть.
В том, что одни произведения античной литературы сохранились, а другие
погибли, есть известный элемент случайности; но не случай играл здесь
решающую роль. В основной своей массе состав дошедших до нас памятников
является результатом последовательного отбора, производившегося и в
самой античности и в начале Средних веков рядом поколений, которые сохраняли
из литературного наследия прошлого лишь то, что продолжало вызывать
к себе интерес. Лежать века «под спудом» античная книга не могла уже
в силу физико-химических свойств того материала, который в греко-римской
древности употреблялся для литературных записей. Основным писчим материалом
служил, начиная с VII в до н. э., египетский папирус, тростниковое растение,
из волокна которого изготовлялись листы и широкие полосы, свертывавшиеся
затем в виде свитка; папирусные листы, способные тысячелетиями сохраняться
в сухом климате Египта, сравнительно быстро измочаливаются в климатических
условиях Европы Ко II — I вв. до н. э. с папирусом стал конкурировать
пергамен[1] из животной кожи, но пергаменная книга (так называемый «кодекс»,
привычной нам книжной формы) вытеснила папирусный свиток лишь в эпоху
перехода к Средним векам. Античный текст, записанный на папирусе, мог сохраняться лишь в том
.случае, если его время от времени переписывали. Произведения, терявшие
интерес для потомства, неизбежно погибали. Количество утерянного возрастало
с веками, особенно в связи с резким понижением культурного уровня в
период гибели античного общества. Между тем, именно эта эпоха, когда
папирусные свитки переписывались на более долговечный в европейских
условиях пергамен, имела решающее значение для дальнейшего сохранения
памятников античной литературы. Античные тексты, уцелевшие в первые
столетия средневековья, в подавляющем большинстве случаев дошли и до
нас, так как с IX в. н. э. интерес к ним стал возрастать.
В отношении художественной литературы отбор, произведенный поздней
античностью, исходил преимущественно из потребностей школы, обучавшей
литературному языку и стилистическому искусству. В эпоху распада рабовладельческого
общества литературный язык господствующего класса резко отличался от
живого языка народных масс, и литературному языку надо было учиться
на старинных памятниках, греческих в восточной половине римской империи,
латинских — в западной. Школа в своих целях отбирала наиболее выдающихся
писателей прошлого и сохраняла их творчество, но обычно не в виде полного
собрания сочинений, а только отдельные произведения, образцы. При этом
отборе классиков литературы отдельные отрасли и даже целые эпохи могли
выпадать из сферы школьных интересов, и это обстоятельство сильно отразилось
на составе дошедших до нас памятников. Особенно пострадали греческая
лирика, литература эллинистического периода и ранняя римская литература.
В целом, однако, тенденция отбора была направлена к сохранению наиболее
ценного в качественном отношении материала.
Кроме этой основной массы памятников, переписывавшихся в Средние века,
имеются и литературные тексты, дошедшие непосредственно от античности.
В песках южного Египта обнаружено, особенно за последние 50 лет, большое
количество кусков папируса, относящихся к эллинистической и римской
эпохе; в большинстве случаев — это документы, письма и т. п., но некоторые
содержат литературный материал. И хотя среди этих папирусов очень мало
свитков с законченными произведениями, и они обычно представляют собой
незначительные лоскутки, находки папирусов с каждым годом обогащают
наши сведения об античной литературе, особенно о тех областях ее, которые
пострадали от позднеантичного отбора. Приращение материала, доставляемое
папирусами, относится почти исключительно к греческим текстам; произведения
римской литературы редко попадали на юг Египта.
История античной литературы не может, однако, ограничиться рассмотрением
тех произведений, которые дошли полностью; существенное значение имеют
и фрагменты («отрывки») несохранившихся памятников. Фрагменты бывают
двоякого рода. Это, во-первых, действительные лоскутки, кусочки папируса
или пергамена, поврежденные свитки и кодексы, тексты, переписанные в
незаконченном виде и т. д. Во-вторых, — и сюда относится огромное большинство
наличных в настоящее время фрагментов, — это цитаты из не дошедших до
нас произведений, которые имеются в сохранившихся текстах, например
в дошедших от античности ученых трактатах, комментариях к классическим
произведениям литературы, словарях, хрестоматиях, школьных руководствах.
В поздней античности и в начале Средних веков составлялись с разной
целью специальные выборки (так наз. эксцерпты) из старинных писателей,
и некоторые из произведений этого рода сохранились. Кроме дословных
цитат, имеется и ряд пересказов, сокращенных изложений различных литературных
памятников. Фрагменты дошли в огромном количестве и от очень многих
авторов; благодаря им можно составить представление о литературном облике
писателей, произведения которых сами по себе не сохранились, а в иных
случаях даже восстановить в общих чертах содержание не дошедших до нас
памятников.
Значительную помощь в изучении греческой и римской литературы оказывают
те сведения о писателях и об их творчестве, которые дошли до самой античности
(так наз. свидетельства, testimonia), как то: биографии писателей, списки
их произведений, хронологические данные, критические отзывы, исследования
о происхождении и развитии литературных жанров. Пользование этой категорией
источников требует, однако, известной осторожности, так как в них зачастую
содержатся недостаточно проверенные материалы (например биографические
анекдоты), а также собственные, не всегда основательные предположения
античных ученых. Большую ценность имеют архивные документы (в форме
надписей на камне или мраморе) о времени постановки театральных пьес
(так наз. дидаскалии), но таких документов сохранилось немного.
Источниковедческая работа над памятниками античной письменности, их
издание и комментирование, исправление и дополнение искаженных переписчиками
или поврежденных текстов, собирание и упорядочение фрагментов, разбор
подлинности памятников и достоверности свидетельств — все это составляет
содержание специальной научной дисциплины — античной (или классической)
филологии.[2]
[1] Часто встречающаяся форма «пергамент» — ошибочна.
[2] Термин «классическая филология» употребляется иногда и в более широком
смысле, означая «науку о древности», т. е. комплекс научных дисциплин,
предметом которых является культура античного общества во всех ее проявлениях.
|