ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Предметом курса античной литературы является литература греко-римского
рабовладельческого общества. Этим определяются хронологические и территориальные
рамки, отделяющие античную литературу от художественного творчества
доклассового общества, с одной стороны, от литературы Средних веков,
— с другой, а также от прочих литератур древнего мира, каковыми являются
литературы древнего Востока. Особое выделение греко-римской античности,
как специфического единства, отличного от других древних обществ, не
является произвольным; свое полное научное обоснование оно получило
в учении Маркса и Энгельса об «античном обществе», как особой ступени
развития в истории человечества.[1] Что же касается терминов «античность», «античный», происходящих
от латинского слова antiquus — «древний», то их исключительное применение
к греко-римскому обществу и его культуре условно и может быть признано
справедливым лишь с ограниченно-«европейской» точки зрения. Действительно,
греко-римская цивилизация является древнейшей цивилизацией Европы, но
развилась она значительно позже, чем цивилизация Востока. Это же соотношение
имеет место и в области литературы: литература Египта, Вавилонии или
Китая гораздо «древнее», чем «античная», греко-римская литература. Ограничительное
употребление терминов «античность», «античный» установилось у народов
Европы в силу того, что греко-римское общество было единственным древним
обществом, с которым они были связаны непосредственной культурной преемственностью;
мы продолжаем пользоваться этими установившимися терминами как краткими
обозначениями социального и культурного единства греко-римского рабовладельческого
общества.
Античная литература, литература древних греков и римлян, также представляет
собою специфическое единство, образуя особую ступень в развитии мировой
литературы. При этом римская литература начала развиваться значительно
позже греческой. Она не только чрезвычайно близка к греческой литературе
по своему типу (это вполне естественно, поскольку однотипными были и
те два общества, которые породили эти литературы), но и связана с нею
преемственно, создавалась на ее основе, используя ее опыт и ее достижения.
Греческая литература — древнейшая из литератур Европы и единственная
развивавшаяся вполне самостоятельно, не опираясь непосредственно на
опыт других литератур. С более древними литературами Востока греки стали
ближе знакомы лишь тогда, когда расцвет их собственной литературы лежал
уже далеко позади. Это не значит, что восточные элементы не проникали
и в более раннюю греческую литературу, но они проникали устным, «фольклорным»
путем; греческий фольклор, как фольклор всякого народа, обогащался от
соприкосновения с фольклором соседей, но греческая литература, вырастая
на почве этого обогащенного фольклора, создавалась уже без непосредственного
воздействия литератур Востока. А по своему богатству и разнообразию,
по своей художественной значительности она далеко опередила восточные
литературы.
В греческой и родственной ей римской литературе уже имелись налицо
почти все европейские жанры; большая часть их и поныне сохранила свои
античные, главным образом греческие названия:
эпическая поэма и идиллия, трагедия и комедия, ода, элегия, сатира
(латинское слово) и эпиграмма, различные виды исторического повествования
и ораторской речи, диалог и литературное письмо, — все это жанры, которые
успели достигнуть значительного развития в античной литературе; в ней
представлены и такие жанры, как новелла и роман, хотя и в менее развитых,
более зачаточных формах. Античность положила также начало теории стиля
и художественной литературы («реторика» и «поэтика»).
Историческое значение античной литературы, ее роль в мировом литературном
процессе заключаются, однако, не только в том, что в ней «возникли»
и от нее ведут свое начало многие жанры, подвергавшиеся впоследствии
значительным трансформациям в связи с потребностями позднейшего искусства;
гораздо существеннее неоднократные возвращения европейской литературы
к античности, как к творческому источнику, из которого черпались темы
и принципы их художественной обработки. Творческое соприкосновение средневековой
и новой Европы с античной литературой, вообще говоря, никогда не прекращалось,
оно имеется даже в принципиально враждебной античному «язычеству» церковной
литературе средних веков как в западноевропейской, так и в византийской,
которые сами в значительной мере выросли из поздних форм греческой и
римской литературы; следует, однако, отметить три периода в истории
европейской культуры, когда это соприкосновение было особенно значительным,
когда ориентация на античность являлась как бы знаменем для ведущего
литературного направления.
1. Это, во-первых, — эпоха Возрождения («Ренессанс»), противопоставившая
богословскому и аскетическому мировоззрению Средних веков новое, посюстороннее
«гуманистическое» мировоззрение, утверждающее земную жизнь и земного
человека. Стремление к полному и всестороннему развитию человеческой
природы, уважение к индивидуальности, живой интерес к реальному миру
— существеннейшие моменты этого идеологического движения, освобождавшего
мысли и чувства от церковной опеки. В античной культуре гуманисты находили
идеологические формулы для своих исканий и идеалов, свободу мысли и
независимость морали, людей с резко выраженной индивидуальностью и художественные
образы для ее воплощения. Все гуманистическое движение проходило под
лозунгом «возрождения» античности; гуманисты усиленно собирали списки
с произведений античных авторов, хранившиеся в средневековых монастырях,
и издавали античные тексты. Еще предшественница Ренессанса, поэзия провансальских
трубадуров XI — XIII вв. «воскресила даже среди глубочайшего средневековья
отблеск древнего эллинства».[2]
Зародившись в Италии в XIV в., гуманистическое движение приобрело
общеевропейское значение со второй половины XV в. «В спасенных при гибели
Византии рукописях, — пишет Энгельс в старом введении к «Диалектике
природы», — в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным
Западом предстал новый мир — греческая древность; перед... светлыми
образами ее исчезли призраки средневековья; в Италии достигло неслыханного
расцвета искусство, которое явилось точно отблеск классической древности
и которое в дальнейшем никогда уже не подымалось до такой высоты. В
Италии, Фракции, Германии возникла новая, первая современная литература;
Англия и Испания пережили вскоре затем свою классическую литературную
эпоху».[3] Эта «первая современная литература» Европы создавалась в
непосредственном общении с античной литературой, преимущественно с позднегреческой
и с римской; одно время (XV — XVI вв.) гуманисты культивировали поэзию
и красноречие на латинском языке, стараясь воспроизводить античные стилевые
формы («ново-латинская» литература в отличие от средневековой литературы
на латинском языке).
2. Другой эпохой, для которой ориентация на античность являлась литературным
лозунгом, был период классицизма XVII — XVIII вв., ведущего течения
в литературе этого времени. Представители классицизма обращали преимущественное
внимание уже не на те стороны античной литературы, которые были близки
по духу эпохе Возрождения. Классицизм стремился к обобщенным образам,
к строгим незыблемым «правилам», которым должна быть подчинена композиция
каждого художественного произведения. Писатели этого времени искали
в античной литературе и в античной литературной теории (особым вниманием
пользовалась здесь «Поэтика» Аристотеля) таких моментов, которые были
бы родственны их собственным литературным задачам, и старались извлечь
оттуда соответствующие «правила», не останавливаясь зачастую и перед
насильственным истолкованием античности. К числу таких «правил», насильственно
приписанных античности теоретиками классицизма, относится и знаменитый
«закон трех единств» в драме, единства места, времени и действия. Рассматривая
свои «правила», как вечные нормы истинно-художественной литературы,
классицисты ставили своей задачей не только «подражать» древним, но
и соревноваться с ними, для того чтобы превзойти их в следовании этим
«правилам». При этом классицизм, как и Ренессанс, опирался главным образом
на позднегреческую и римскую литературу. Произведения более ранних периодов
греческой литературы, например гомеровские поэмы. казались недостаточно
утонченными для придворного вкуса абсолютной монархии; нормативной эпической
поэмой считалась «Энеида» Вергилия. Наибольшего расцвета классицизм
достиг во французской литературе XVII в. Его главным теоретиком и законодателем
был Буало, автор поэмы «Поэтическое искусство» (L'art poetique, 1674
г.).
[1] К. Маркс. Наемный труд и капитал.
Соч., т. V, 1929, стр. 429.
[2] Фр. Энгельс. Прения по польскому вопросу
во Франкфурте. Соч., т. VI, 1930, стр. 407.
[3] Фр. Энгельс. Диалектика природы. Соч.,
т XIV, 1931, стр. 475- 476.
|