РАЗДЕЛ III.
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ И РИМСКИЙ ПЕРИОДЫ
ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА V.
ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
7. Поэзия
При решительном преобладании прозаических форм во всех отраслях литературы
поэзия перестает привлекать к себе в рассматриваемый период значительные
литературные дарования. Она рассматривается как менее серьезный вид
творчества и становится уделом любителей или литераторов второго ранга,
поставщиков стихотворной продукции для «мусических состязаний». В пышных
мраморных театрах греческих общин этого времени справлялись бесчисленные
празднества, на которых выступали исполнители самых разнообразных жанров
музыки и поэзии, и где, наряду с классическим репертуаром, требовались
также и новые произведения. Культовая традиция требовала даже новых
трагедий и комедий, и спрос порождал соответствующих литераторов. Но
это творчество оставалось за порогом серьезной литературы, а на живой
сцене господствовал мим (стр. 210) и пантомим (балет).
Очень скоро была предана забвению и эпическая продукция первых трех
веков нашей эры. Уцелели лишь очень немногие произведения (например
басни Бабрия, I или II вв. н. э.). Только с IV в. замечается некоторый
подъем, но уже ученого, эпигонского характера. Квинт Смирнский составляет
в IV в. на основании мифологических учебников длинный эпос, продолжение
Илиады, своего рода замену киклических поэм. Новая поэтическая школа
создается в Египте, который менее всего был затронут аттикистическими
тенденциями и сравнительно долго сохранял традиции эллинизма. Главный
представитель этой школы — Нонн (V в.), автор огромной поэмы о Дионисе,
в которой собран разнообразнейший мифологический материал. Интересно,
что автор — христианин; наряду с поэмой о Дионисе, он составляет стихотворное
переложение евангелия от Иоанна. Виртуоз стиха, Нонн объединяет в себе
мифологическую ученость александрийцев с напыщенной реторикой «азианизма».
Из школы Нонна вышел ряд эпических поэтов; упоминания заслуживает только
поэма Myсея «Геро и Леандр», разрабатывающая эллинистическую любовную
новеллу, которая уже была использована в римской литературе Овидием
(стр. 411).
Полнее всего нам известна история эпиграммы. Первый век римской империи
еще дал ряд изящных эпиграмматистов (Кринагор, Антифил и др.) и расширил
область эпиграммы введением в нее насмешливой, сатирической тематики
(Лукиллий, во времена императора Нерона). В дальнейшем и здесь наступает застой; творчество, однако,
не замирает, и эпиграммическая поэзия вплоть до VI в. (Павел Силентиарий,
Агафий) продолжает питаться перепевами старинных мотивов. Другой распространенный
вид лирики в это время — анакреонтические стихи (ср. стр. 87), перепевы
из Анакреонта и эллинистической лирики, прославляющие в легкой, грациозно-непритязательной
форме радости любви, вина, цветов и весны, — жанр, вызывавший многочисленные
переводы и подражания и в западноевропейской и в русской литературе
(Ломоносов, Державин, Батюшков, Пушкин и др.).
Вся эта поэзия как легкая, так и в особенности ученая, была мертва
уже тем, что она оперировала старым принципом античного стихосложения,
чередованием долгих и кратких слогов, между тем как в живой речи разница
между долгими и краткими гласными уже исчезла. Христианская поэзия гимнов
оказалась ближе к жизни и отошла от этого устаревшего принципа. С изменением
стихосложения произошло и другое знаменательное нововведение в области
стиховой формы. В стих были перенесены приемы реторической ритмизованной
речи с ее принципом звукового повтора в конце отдельных членов фразы.
Рифма — таково последнее завещание греческой ритмики, воспринятое затем
поэзией Средних веков.
|