РАЗДЕЛ II. АТТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ДРАМЫ
1. Обрядовые истоки греческой драмы
При рассмотрении греческого фольклора уже было указано (стр 19) на
огромное значение подражательной («мимической») игры в обрядовой системе
первобытных народов, охотничьих и земледельческих, а также в фольклоре
цивилизованных народов. Игры эти, как известно, не являются простой
забавой и связаны с первобытными магическими представлениями о том,
что разыгрывание какого-либо действия способствует реальному осуществлению
его. Наличие обрядовых игр мимического характера установлено почти у
всех народов земного шара; они подчас представляю г собой сложное массовое
действо, развернутую обрядовую драму. Такова, например, «медвежья драма»
народов севера (эскимосов, чукчей, камчадалов и др.), она составляет
целую систему мимических обрядов, группирующихся вокруг умерщвления
священного животного — медведя.
Характерной чертой обрядовой драмы является ряжение, надевание маски
какого-либо бога, демона или зверя. Этот обычай также коренится в первобытном
мировоззрении: считают, что человек, надевающий маску, получает свойства
того существа, которое маска изображает. Особенно широким распространением
пользуются у первобытных народов звериные маски, а также маски духов
и мертвецов («предков»). На основе таких масок вырастают различные примитивные
формы театра, как например кукольный театр (театр марионеток) или театр
теней (силуэтов).
Мимические игры с ряжением очень обычны в земледельческих культах
и входят в состав празднеств, посвященных умирающим и воскресающим демонам
плодородия. Изображая победу светлых сил жизни над темными силами смерти,
земледельцы рассчитывали на богатый урожай, на плодородие скота. На
праздниках этого типа за трауром, постом, воздержанием следует воспроизведение
животворящих сил в форме разгула, обжорства, половой разнузданности,
сквернословия. Многие черты этих древних празднеств сохранились в обрядности
русской масленицы или западноевропейского карнавала. Древним обычаем
является и «карнавальная вольность», установление особого карнавального
порядка, временно заменяющего нормальный общественный порядок, и свобода
издевки над отдельными лицами или профессиями, изображаемыми в мимических
сценках.
Многочисленные указания античных авторов свидетельствуют о распространенности
обрядов карнавального типа в Греции. Они примыкали к культам сельских
божеств и превращались иногда в обширное драматическое действо. Образцом
греческой культовой драмы может служить священная игра во время мистерий
(таинств, доступных лишь посвященным), справлявшихся в Элевсине, около
Афин. Здесь изображались похищение Коры (стр. 19) подземным богом Плутоном,
блуждания ее матери Деметры в поисках за исчезнувшей дочерью, возвращение
Коры на землю; изображалось также бракосочетание Зевса и Деметры За
смертью следовала жизнь,
за плачем — ликование. Роли божеств исполнялись жрецами. Представление
повторялось из года в год в застывших, неизменных «формах.
Очень богат мимическими элементами был также культ Диониса. Дионис
(Вакх) — бог творческих сил природы. Его воплощениями считались растения
— деревья, виноградная лоза — или животяые — бык, конь или козел; символом
Диониса был фалл, орган плодородия. Наиболее примитивные формы культа
Диюниса сохранились во Фракии: поклонники бога, чаще всего женщины,
совершали коллективные ночные радения, при свете факелов, под звуки
флейт и тимпанов; одетые в звериные шкуры, иногда с рогами на голове,
они изображали свиту Диониса, в возбужденной пляске доводили себя до
исступления, разрывали на части живо гное, воплощавшее бога, и пожирали
его в сыром виде, «приобщаясь» таким образом к божеству. В этом состоянии
«богоодержимости» мужчины становились «вакхами», женщины — «вакханками»
или «мэнадами» (исступленными). Растерзав своего бога, они затем пестовали
его, как вновь родившегося и лежащего в колыбели младенца, потрясая
при этом корзинкой с находящимся в ней фаллом. В собственной Греции
широкое распространение религии Диониса относится к эпохе революции
VII — VI вв.(стр 65); о том месте, которое новая религия занимала в
социальной борьбе этого времени, уже было оказано выше (стр. 66-67);
здесь необходимо прибавить, что «страсти» Диониса получили теперь нравственное
осмысление: вокруг растерзанного и оживающего бога развертывалась проблематика
борьбы добрых и злых сил в нравственной жизни, невинного страдания и
конечного торжества справедливости. Первобытные формы фракийского культа
были значительно смягчены. Дионис был введен в систему «олимпийских»
богов, как сын Зевса и фиванки Семелы, и в гражданском культе греческих
общин за ним была закреплена функция бога плодородия, в частности бога
вина и опьянения, а также владыки душ умерших Культ Диониса легко впитывал
в себя как различные обряды карнавального типа, так и поминки в честь
«предков» или местных «героев». Многогранность образа Диониса нашла
выражение в установлении ряда празднеств, в которых выдвигалась то одна,
то другая сторона этого образа.
В связи с культом Диониса, как одна из составных его частей, развилась
аттическая драма в ее трех ответвлениях: трагедия, комедия и драма сатиров.
Истоки трагедии отражали «страстную» сторону дионисийской религии в
ее нравственном переосмыслении, комедия была связана с ее карнавальной
стороной. В своем развитом виде оба эти жанра далеко отошли от непосредственных
форм обрядовой игры и сделались важнейшим орудием для постановки проблем,
волновавших афинскую демократию; что касается драмы сатиров (лесных
демонов, спутников Диониса), то она не играла самостоятельной роли и
являлась лишь привеском к представлению трагедии Трагедия получила литературное
развитие раньше комедии и в течение всего V в. оставалась важнейшей
отраслью афинской драмы.
|