РАЗДЕЛ II. АТТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. ГРЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА V — IV вв.
2. Распад полисной системы (IV в.)
IV век — период распада полиса. Все греческие общины вышли из Пелопоннесакой
войны ослабевшими и разоренными. Рабовладельческая система по-прежнему
толкала греческие государства к экспансии, но ни одно из них не обладало
достаточной мощью, чтобы создать большую державу, наподобие афинской
V в. В экономически развитых частях Греции невозможность внешнего распространения
приводит к интенсификации производства, рабский труд все более вытесняет
свободных ремесленников, денежное хозяйство проникает глубоко в деревню,
обнищание мелких собственников достигает небывалых еще размеров, захватывая
и экономически более отсталые области. Поэтому, наряду с постоянными
мелкими войнами в IV в. почти всюду происходит ожесточенная борьба между
беднотой и богатыми слоями населения, и борьба эта в сущности является
совершенно безысходной. «Там, где рабство является господствующей формой
производства, — пишет Энгельс в «Диалектике природы»,[1]
— там труд становится рабской деятельностью, т. е. чем-то бесчестящим
свободных людей. Благодаря этому закрывается выход из подобного способа
производства, в то время как, с другой стороны, требуется устранение
его, ибо для развития производства рабство является помехой. Всякое
покоящееся на рабстве производство и всякое основывающееся на нем общество
гибнут от этого противоречия. Разрешение его дается в большинстве случаев
насильственным покорением гибнущего общества другими, более сильными
(Греция была покорена Македонией, а позже Римом). До тех пор, пока эти
последние, в свою очередь, покоятся на рабском труде, происходит лишь
перемещение центра, и весь процесс повторяется на высшей ступени...
Греция погибла от рабства, в связи с чем еще Аристотель оказал, что
общение с рабами деморализует граждан, не говоря уже о том, что они
лишают граждан работы».
Характерная черта эпохи — резкое падение полисного патриотизма. «Отечество
— всюду, где дела идут хорошо», звучит распространенная в это время
поговорка. Большая часть греческих общин прибегает к помощи наемных
войск, не имея возможности опереться на своих «граждан». Наемный солдат,
поступающий на службу в чужое государство, — типичная фигура для Греции
в конце V и в IV в. Вопросы текущей политики перестают интересовать
широкие слои населения; даже афинская демократия вынуждена ввести плату
за посещение народных собраний, т. е. за исполнение важнейшей гражданской
обязанности. В зажиточных слоях этот индифферентизм к интересам полиса
сопровождается тягой к монархическому строю, к военной диктатуре, которая
объединила бы греческие полисы для экспансии на восток и устранила бы
опасность внутренних революций. Македонские завоеватели опирались на
имущие слои самых различных областей Греции.
Распад полисных связей, отрыв индивида от полиса ощущаются во всех
областях идеологии Слабеет традиционная религия с ее богами, покровителями
полиса; высшей силой, управляющей миром, становится, в глазах рядового
грека, «Тиха» (см. стр. 147), богиня «случая», «удачи», переменчивого
счастья. В философии вырабатывается идеал мудреца-созерцателя, далекого
от общественной жизни и строго охраняющего невозмутимость своего душевного
спокойствия; для философских проектов переустройства полиса (Платон,
отчасти Аристотель) характерна полная отрешенность от политической практики.
Изобразительное искусство теряет народность и монументальность, которые
являлись его отличительными чертами в период расцвета афинской демократии
V в. В архитектуре преобладает теперь частный заказ, строительство роскошных
зданий для богачей; скульптура и живопись отходят от идеальных фигур
в сторону изысканной патетики или приближения к быту. Искусство ставит
своей задачей более глубокое раскрытие субъективного мира, изображение
душевных аффектов и индивидуальных характеров. Развивается искусство
индивидуального портрета, и, наряду со статуями богов и героев, появляются
— как в публичных местах, так и в частных помещениях — скульптурные
изображения философов и поэтов, государственных деятелей и коммерсантов,
вплоть до работорговцев и гетер.
В Афинах V в. поэзия являлась еще важнейшим орудием литературной постановки
общественных вопросов. Начиная с периода софистики, положение изменилось,
и культурная функция поэзии в значительной мере переходит к прозе. Старые
поэтические жанры с их потерявшими кредит богами и мифами лишаются своей
ведущей роли.
IV век — время преобладания прозаических жанров. Эпос еще в Ионии
уступил место историографии. В условиях сицилийской и афинской демократии
широко развивается красноречие — судебное, политическое и так называемое
«торжественное», т. е. речи на публичных собраниях во время праздников,
поминок, пиров и т. п., и различные виды «торжественных» речей (хвалебные,
поминальные и пр.) вытесняют соответствующие виды хоровой лирики. Искусство
красноречия известно было в Греции издавна, еще в гомеровские времена,
но даже в V в. знаменитые ораторы, например Перикл, не записывали и
не издавали своих речей; теперь красноречие становится литературным
жанром. IV век — время наивысшего расцвета греческой ораторской речи.
Старая полисная культура требовала знания мифов и традиций; новая, подготовленная
софистикой культура, отвергая значительную часть этих традиций, основана
на теоретическом знакомстве с вопросами нравственности и государства
и требует умения красиво и убедительно излагать свои мысли. Эта потребность
вызывает к жизни новую дисциплину, реторику (в позднейшем произношении
«риторику»), содержанием которой, с одной стороны, является искусство
красноречия и убедительной аргументации, с другой стороны, — популярное
изложение основ этики и 'политики. Но в то время как старые мифы являлись
общенародным достоянием, реторическое обучение было доступно лишь верхушке
(рабовладельческого общества и ориентировалось на ее идеологические
запросы.
Характерной чертой прозы, заступающей во многих отношениях то место,
которое в культурной жизни Греции занимала поэзия, является установка
на художественную речь. Художественная форма с IV в. становится обязательной
не только в красноречии, но и в историографии; приемы художественной
речи применяются даже в научных и философских произведениях. Создается
специальная форма художественно-философского изложения — философский
диалог. Греческая историография и философия представляют собой поэтому
жанры художественной прозы и с этой стороны подлежат рассмотрению в
истории греческой литературы, хотя по содержанию своему они и относятся
к другим областям нашего исторического знания.
Хоровая лирика и драма, закрепленные в культе и обряде, всегда были
в первую очередь рассчитаны на определенное исполнение перед определенными
слушателями; новые жанры прозы имеют книжный характер и рассчитаны на
неопределенного читателя. Это относится не только к историографии и
философии, но в значительной мере и к красноречию. «Речь оратора» часто
являлась лишь литературной формой, в которую облекались публицистические
и популярно-философские произведения, совсем не предназначавшиеся для
действительного произнесения перед какой-либо аудиторией. Афины IV в.
становятся первым значительным центром книжного дела в Греции.
[1] Фр. Энгельс. Соч., т. XIV, 1931, стр
450-451.
|