РАЗДЕЛ I. АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА II. ДРЕВНЕЙШИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ
2. Гесиод
Героический эпос, создававшийся малоазийскими ионийцами, отражал мировоззренческие
сдвиги, происходившие в передовой части греческого мира в эпоху разложения
позднеродового общества. Странствующие исполнители эпических песен,
рапсоды, распространяли ионийское искусство по различным областям материковой
Греции, и это являлось уже одним из признаков приобщения ее к новой
культуре, зарождавшейся в Ионии. Язык ионического эпоса стал первым
общегреческим литературным языком, воспринятым и в тех местностях, где
население говорило на других греческих диалектах; эпический гексаметр
сделался основным орудием литературного выражения мыслей. Жрецы важнейшего
святилища греков, храма Аполлона в Дельфах, пользовались эпическим стихом
для составления оракулов.
Языком гомеровского поэта пишет и древнейший известный нам поэт материковой
Греции Гесиод.
Время жизни Гесиода поддается лишь приблизительному определению: конец
VIII или начало VII в. до н. э. Он является, таким образом, младшим
современником гомеровского эпоса. Но в то время как вопрос об индивидуальном
«творце» «Илиады» или «Одиссеи» представляет собой, как мы видели, сложную
и не решенную проблему, Гесиод — первая ясно выраженная личность в греческой
литературе. Он сам называет свое имя и сообщает о себе некоторые биографические
сведения. Отец Гесиода покинул из-за жестокой нужды Малую Азию и поселился
в Беотии, около «горы Муз» Геликона.
... в деревне нерадостной Аскре,
Тягостной летом, зимою плохой, никогда не приятной.
«Работы и дни», ст. 639 — 640.
Беотия принадлежала к числу сравнительно отсталых земледельческих
областей Греции с большим количеством мелких крестьянских хозяйств,
со слабым развитием ремесла и городской жизни. В эту отсталую
область уже проникали денежные отношения, подтачивавшие замкнутое
натуральное хозяйство и традиционный быт, но беотийское крестьянство
еще долго отстаивало свою экономическую самостоятельность. Сам
Гесиод был мелким землевладельцем и вместе с тем рапсодом. Как
рапсод, он, вероятно, исполнял и героические песни, но его собственное
творчество относится к области дидактического (наставительного)
эпоса. В эпоху ломки старинных общественных отношений Гесиод выступает
как поэт крестьянского труда, учитель жизни, моралист и систематизатор
мифологических преданий.
От Гесиода сохранились две поэмы: «Теогония» (Происхождение богов)
и «Работы и дни». Во вступлении к «Теогонии» Гесиод рисует свое
поэтическое «посвящение».
Музы, обитательницы Геликона, проходили в ночной пляске и пели
чудесные песни, прославляя племя бессмертных богов.
Песням прекрасным своим обучили они Гесиода
В те времена, как овец под священным он пас Геликоном.
Прежде всего обратились ко мне со словами такими
Дщери великого Зевса — царя, олимпийские Музы:
«Эй, пастухи полевые, — несчастные, брюхо сплошное!
«Много умеем мы лжи рассказать за чистейшую правду.
«Если, однако, хотим, то и правду рассказывать
можем».
Ст. 22 — 28.
Вырезав из пышного лавра жезл (знак отличия рапсода, см. стр.
44), Музы подарили его Гесиоду, вдохнули в него дар божественных
песен и приказали прославлять богов.
Гесиод, таким образом, не безличный эпический певец; он чувствует
себя носителем и учителем истины, которую он противопоставляет
ложным песнопениям других певцов, введенных в заблуждение Музами.
В «Работах и днях» он ставит себе ту же задачу — «говорить правду».
Поэмы Гесиода представляют собой попытку систематического осмысления
мира и жизни с позиций свободного земледельца, обрабатывающего
в упорном труде свой небольшой участок и притесняемого «царями-дароядцами»,
насильничающими и творящими неправый суд. Средства осмысления
мира у Гесиода еще чисто фольклорные — мифы, притчи, поговорки,
правила народной мудрости, но систематизация этого материала продиктована
уже потребностью в выработке сознательного миросозерцания, противопоставленного
идеалам родовой знати, и стремлением углубить нравственные понятия.
В этом отношении особенно показательна поэма «Работы и дни».
Она написана в форме «увещания», обращенного к брату поэта Персу,
который вел с Гесиодом тяжбу о наследстве, выиграл ее с помощью
«царей-дароядцев» и затем, обеднев, имел намерение завести новую
тяжбу. Такие «увещания» с мотивирующими их надобность повествовательными
моментами хорошо известны нам из литератур древнего Востока (например
из египетской литературы).[1] Несправедливые притязания Перса и
его бедственное положение служат у Гесиода предлогом для развертывания
целого кодекса нравственных правил и хозяйственных наставлений.
Гесиод убеждает Перса не рассчитывать на неправду и советует искать
обогащения в труде. Однако разработка темы «справедливости» и
«труда» выходит далеко за пределы предполагаемого судебного процесса,
и обращение и Персу является лишь формой, обычной для жанра «наставлений»:
в действительности поэма Гесиода рассчитана на гораздо более широкую
аудиторию.
Миросозерцание Гесиода сурово. Беотийское крестьянство страдало
от малоземелья, задолженности, притеснений со стороны знати, было
расщеплено конкуренцией и взаимным недоверием. Жизнь представляется
Гесиоду непрерывной борьбой, проходящей в соперничестве между
представителями одинаковой профессии. «Гончар смотрит с гневом
на гончара, плотник на плотника, нищий завидует нищему, певец
певцу». «Работы и дни» открываются противопоставлением двух «Эрид» — двух видов соперничества. Есть злая Эрида,
порождающая раздоры и войну, и добрая Эрида — соревнование в труде.
Гесиод, таким образом, отвергает гомеровский идеал воинской удали,
как источника славы и добычи. Но и в труде Гесиод видит лишь тяжелую
необходимость, ниспосланную людям разгневанным Зевсом.
Скрыли великие боги от смертных источники пищи,
Ст. 42.
Условия жизни все ухудшаются; эта мысль иллюстрируется двумя
мифами — о том, как женщина Пандора, посланная людям Зевсом в
наказание за то, что Прометей похитил для них огонь, открыла сосуд
с бедствиями и выпустила их на волю, и о пяти «родах» людей, последовательно
сменявших друг друга на земле. Золотой «род», не знавший ни труда,
ни горестей, сменился серебряным, серебряный — медным. За медным
поколением по мифу должно было бы непосредственно следовать железное,
но Гесиод вводит между ними еще поколение героев, связывая таким
образом фигуры героического эпоса с мифом о смене поколений. Но
время героев также относится к области минувшего, как и золотой
век; сам Гесиод ощущает себя принадлежащим к пятому, железному
«роду» людей, который теряет все привычные нравственные устои
и движется к своей гибели.
Произвол знати Гесиод изображает в притче о ястребе и соловье,
обращенной к «царям». Ястреб держит соловья в когтях и обращается
к нему с речью:
«Что ты, несчастный, пищишь?
Ведь намного тебя я сильнее!
Как ты ни пой, а тебя унесу я, куда мне угодно.
И пообедать могу я тобой и пустить на свободу.
Разума тот не имеет, кто меряться хочет с сильнейшим:
Не победит он его, — к униженью лишь горе прибавит!»
Ст. 207 — 211.
О политической борьбе против родовой знати Гесиод даже не мечтает.
Правда, он находится в преддверии революционного движения VII
— VI вв., которое сломило мощь аристократии во всех передовых
областях Греции, но движение это было возглавлено не крестьянством,
а нарождающимися рабовладельческими элементами города, и вовсе
не коснулось отсталой Беотии. Гесиод угрожает «царям-дароядцам»
лишь божественным возмездием, гневом Зевса, карающего за насилие
и неправедный суд. Образ Зевса приобретает у Гесиода черты всемогущего
божества, блюстителя справедливости: по земле бродит тридцать
тысяч «бессмертных стражей»; они, вместе с «девой Правдой», сообщают
Зевсу о неправых поступках людей. Таким образом, Гесиод, хотя
и углубляет традиционные религиозные представления, подчеркивая
в них нравственные моменты, все же остается всецело в рамках мифологических
образов. Само божественное воздаяние мыслится у него по-старинному,
в виде голода или чумы, постигшей всю общину за вину власть имущих,
«царей».
В эту картину миропорядка автор вводит свой морально-хозяйственный
материал. Гесиод консервативен и не ищет путей изменения социального
строя; цель наставлений — показать, каким образом при существующих
условиях небогатый человек может честно достигнуть благосостояния
и почета. В образных афоризмах Гесиод рисует трудолюбивого крестьянина, расчетливого, бережливого, строящего
свои отношения с людьми на основе строгой взаимности услуг, благочестивого
в расчете на ответную благосклонность богов. Цель жертвоприношений
и возлияний богам — обогащение:
Чтоб покупал ты участки других, а не твой бы —
другие.
Ст. 341.
Для мировоззрения Гесиода очень характерен взгляд его на семью.
От любовных увлечений Гесиод предостерегает:
Ум тебе женщина вскружит и живо амбары очистит.
Ст. 374.
Жениться он советует в тридцатилетнем возрасте на молодой девушке,
которую легко обучить «благонравию»; следует иметь не: больше
одного сына, чтобы не дробить земельного участка.
Важнейшим средством к обогащению является у Гесиода земледельческий
труд. Труд этот должен быть систематическим и упорядоченным:
... для смертных порядок и точность
В жизни полезней всего, а вреднее всего беспорядок.
Ст. 471 — 472.
Гесиод разбирает одну за другой все работы земледельческого года,
начиная с осеннего посева, указывает сроки этих работ; указания
хозяйственного и технического порядка перемежаются с нравственными
сентенциями и описаниями природы в различные времена года. Все
наставления рассчитаны на небольшое, но зажиточное хозяйство,
прибегающее в страдную пору к использованию также и наемного труда;
центр тяжести лежит, однако, на личном труде хозяина.
Другим источником обогащения может служить морская торговля;
однако к мореплаванию беотийский крестьянин относится с большим
недоверием. Гесиод сам лишь один раз в жизни ездил по морю на
состязание рапсодов и признает свое незнакомство с морским делом;
тем не менее и здесь он стремится указать «сроки», т. е. те времена
года, когда плавание сопряжено с наименьшим риском.
Заключительная часть поэмы представляет собой рассмотрение «-дней».
Здесь излагаются поверья, связанные с определенными числами месяца,
рассматривавшимися как «счастливые» или «несчастливые» для различных
работ. Наличие этой заключительной части отмечено в традиционном
заглавии поэмы (вряд ли восходящем к самому автору): «Работы и
дни».
Размышления и наставления Гесиода группируются, таким образом,
вокруг нескольких тем: установленные богами условия человеческого
существования, справедливость и насилие, труд земледельца, мореплавание,
«дни». Изложение, однако, не отличается строгой последовательностью;
основной материал обрамлен отдельными афоризмами и правилами поведения
на разные случаи жизни. Мысль лишь с трудом облекается в отвлеченные
формулы и чаще всего получает образное выражение, порой очень
меткое и реалистическое, в стиле народных пословиц и поговорок.
Поучения развертываются в небольшие, но наглядные бытовые картинки.
Наряду с этим Гесиод, который пользуется гомеровским диалектом
и стихотворным размером героического эпоса — гексаметром, имеет
в своем распоряжении богатый запас выразительных средств, выработанных эпической традицией; архаический язык эпоса с его «постоянными»
эпитетами и формулами придает некоторый характер торжественности
моральному пафосу «Работ и дней» и той «истине», которую поэма
возвещает.
Еще сильнее пронизана элементами эпического стиля другая поэма
Гесиода — «Теогония» («Происхождение богов»). Смена общественных
укладов в доклассовом обществе (например переход от матриархата
к патриархату) находила мифологическое отражение в сказаниях о
борьбе между старшими и младшими богами и победе молодых богов
над старыми; греческие боги оказывались отнесенными к различным
поколениям, и очеловеченные боги эпоса были в этой системе самыми
«молодыми». Поэма Гесиода представляет собой обширную родословную
богов, которая одновременно является историей происхождения мира.
Вначале, по Гесиоду, были Хаос («зияющая пустота»), Земля и Эрот
(«любовь»), властный над бессмертными и смертными. От Хаоса и
Земли возникли в разных поколениях прочие части мироздания — Эреб
(Мрак), светлый Эфир, Небо, Море, Солнце, Луна и т. д. Эта система
любопытна тем, что показывает, как в недрах мифологии созревали
философские понятия: мифологические образы Хаоса, Земли и Эрота
являются предшественниками философских понятий пространства, материи
и движения. У Гесиода, однако, они еще в полной мере сохраняют
свой мифологический характер. Хаос и Земля — это божественные
существа, которые порождают из себя новые существа, в свою очередь
вступающие между собой в браки и становящиеся родителями других
богов. В систему родословной Гесиода входят не только те боги,
которые служили предметом реального почитания в греческом культе,
но и олицетворение тех сил, которые представлялись ему воздействующими
на поведение людей: Труд, Забвение, Голод, Скорби, Битвы, Убийства,
Раздоры, Лживые речи и т. п. Гесиод стремится к полноте своей
родословной, и в его поэме значительное место занимает голое перечисление
имен, «каталоги» мифологических фигур. С большой подробностью
он останавливается на моментах перехода верховенства от одного
божественного поколения к другому. Мифы, сообщаемые Гесиодом о
«старых» богах, содержат много архаических черт, которые из гомеровского
повествования обычно устраняются как слишком грубые, например
миф о Кроне, оскопляющем своего отца Урана (Небо) и пожирающем
собственных детей из боязни потерять владычество. Венцом повествования
является победа Зевса над Титанами и другими чудовищами прошлого.
Укрепив свою власть, Зевс берет в жены Метиду (Премудрость), затем
Фемиду (Правосудие), которая рождает ему Законность, Справедливость,
Мир и богинь судьбы Мойр. Таким образом и здесь намечается образ
Зевса, как всемогущего блюстителя справедливости. Характерно,
что о тех потомках Зевса, которые вошли в систему олимпийских
богов и играют огромную роль в гомеровском эпосе, как например
Аполлон или Афина, Гесиод упоминает только вскользь, в порядке
перечисления. Между тем именно вокруг этих образов в эпоху Гесиода
развертывалось свежее мифотворчество, связанное с разложением
родового строя и процессами образования классов: религия Аполлона
Дельфийского приобретала аристократическую окраску, Афина становилась
покровительницей ремесленной демократии. Крестьянину Гесиоду эти
боги остаются чуждыми; дельфийские, а в известной части и гомеровские, мифы представлялись ему, вероятно, той «ложью»
певцов, от которой он предостерегает во вступлении к «Теогонии»
(стр. 60).
Продолжением «Теогонии» была поэма «Каталог женщин», которая
также приписывалась Гесиоду. В ней излагались сказания о «героинях»,
«прародительницах», к которым возводили себя греческие роды. Представление
о прародительницах, восходящее, по всей вероятности, к эпохе матриархата,
было переосмыслено в патриархальный период таким образом, что
родоначальником признавался «герой», происшедший от сочетания
мужского божества со смертной женщиной, прародительницей. Подобно
тому, как «Теогония» приводила богов в систему единой родословной,
«Каталог» содержал обширную родословную героических родов и являлся
как бы сводом героических преданий различных областей Греции.
Предания излагались кратко, в порядке перечня, без установления
сюжетной связи между ними. От «Каталога» сохранились лишь отрывки,
значительно обогатившиеся в недавнее время, благодаря папирусным
находкам.
Деятельность Гесиода, как систематизатора мифологии, проникнута
теми же тенденциями, что «Работы и дни». Гесиод не стремится ни
к каким реформам в области религиозных и мифологических представлений,
он старается упорядочить, закрепить традиционные взгляды на божественный
миропорядок, выдвигая на первый план нравственные моменты, отложившиеся
в народных преданиях. Однако самое подчеркивание нравственных
проблем и стремление к систематическому осмыслению мира свидетельствуют
уже о начинающейся ломке традиционного миросозерцания, об идеологическом
сдвиге, происходившем в период распада родового общества.
Гесиод нашел ряд последователей и продолжателей в области как
«каталогического», так и чисто «наставительного» эпоса, и его
дидактика является предшественницей наставительной лирики и философской
поэзии VII — VI вв.
Античная критика, отмечая в произведениях Гесиода некоторую сухость
изложения (особенно в «каталогических» частях), высоко ценила
воспитательное значение его поэм. Историк Геродот (V в. до н.
э.) утверждал, что Гесиод и Гомер «составили для эллинов родословную
богов, снабдили имена божеств эпитетами, поделили между ними достоинства
и занятия и начертали их образы». Восхваление мирного труда у
Гесиода дополняло, в глазах древних, воинскую героику Гомера.
С другой стороны, противопоставление Гомера и Гесиода нашло выражение
в легенде о «состязании» между обоими поэтами, на котором присутствовавшие
эллины отдали предпочтение Гомеру, а царь Панед, председатель
состязания, «увенчал Гесиода, сказавши, что победа по праву принадлежит
тому, кто призывает к земледелию и миру, а не тому, кто повествует
о войнах и побоищах».[2] Однако произведения Гесиода не могли соперничать
с гомеровским эпосом ни по силе, ни по длительности своего влияния,
и легендарный Панед вошел в позднейшую греческую пословицу, как
воплощение слабоумия.
[1]Б.А. Тураев. Египетская литература,
т. I. М., 1920, стр. 76- 78. У Гесиода наблюдаются также и тематические
соприкосновения с древневосточными представлениями (например в мифе о
«поколениях»), но вопрос этот еще недостаточно исследован.
[2]«Состязание Гомера и Гесиода» дошло
до нас в поздней редакции II в. я. э., с упоминанием об императоре Адриане
(117- 138 и. э.), но имеется папирусный отрывок «Состязания», относящийся
к III в. до н. э., а самый рассказ возник значительно раньше (ср. стр.
96).
|