РАЗДЕЛ I. АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПЕРИОД
СТАНОВЛЕНИЯ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
1. Греческое общество и культура VII — VI вв.
VII — VI вв. до н. э. — эпоха социальной революции, которая положила
конец греческому родовому обществу и привела к созданию классового рабовладельческого
общества. Старые родовые связи разрушались ростом полисов, развитием
торговли и ремесла, денежными отношениями, нараставшими в рамках родового
строя классовыми противоречиями. «Столкновение новообразовавшихся общественных
классов взрывает старое общество, покоящееся на родовых союзах; его
место заступает новое общество, организованное в государство, подразделениями
которого служат уже не родовые, а территориальные объединения, — общество,
в котором семейные отношения полностью подчинены отношениям собственности
и в котором отныне свободно развертываются классовые противоречия и
классовая борьба, составляющие содержание всей предыдущей писанной истории»
(Энгельс).[1]
Проявляясь с разной силой в различных областях Греции в
соответствии с их экономическим уровнем и расстановкой классовых сил,
переворот охватил все стороны греческой жизни.
Чрезвычайно расширилась территория, населенная греками. Расширение
торговли и ухудшение условий жизни свободного крестьянства, страдавшего
от хронического малоземелья, привели к организации колоний в широком
масштабе. Густой сетью греческих колоний покрылась Сицилия и южная Италия
(так называемая «Великая Греция»), ряд колоний был основан на севере
Балканского полуострова, на берегах Мраморного и Черного морей, в западном
Средиземноморье и в северной Африке. В связи с этим расширились и культурные
связи греков с другими народами.
Выдвигался новый общественный слой, зажиточные горожане — купцы и
ремесленники — незнатного происхождения, ядро будущего рабовладельческого
класса; в связи с этим слоем шло революционное движение закабаленного
крестьянства (против родовой аристократии. Революция, охватившая все
передовые области Греции, протекала в острых, даже ожесточенных формах
и нередко приводила к временной «тирании», т. е. господству одного лица
(«тирана»), насильственно захватившего власть для борьбы с аристократической
оппозицией. В результате революции уничтожались родовые привилегии,
отменялась долговая кабала, устанавливались писаные законы взамен старинных
родовых норм. «Классовый антагонизм, на котором покоились теперь общественные
и политические учреждения, был уже не антагонизм между аристократией
и простым народом, а между рабами и свободными, между неполноправными
жителями: и гражданами» (Энгельс).[2] Распад родовых связей имел своим
последствием, с одной стороны, выработку нового, полисного чувства коллектива,
с другой — развитие индивидуальных сил. рост самосознания личности,
которая старается определить себя и свои задачи; перед лицом природных
и общественных условий своего существования.
Социальные движения VII — VI вв. идеологически оформлялись в нравственной
проповеди, в религиозных брожениях, в кризисе олимпийской религии и
мифологии. «Правда» (dike), «справедливость», занимавшие столь значительное
место уже в миросозерцании» Гесиода (стр. 61, 63), становятся лозунгами
борьбы за писаное законодательство, а затем — в передовых общинах —
и за более радикальное переустройство полисной жизни и уничтожение преимуществ
знати. В «законе» греческая мысль начинает усматривать основу общества.
«Закон — царь», — говорит впоследствии поэт Пиндар. Первая обязанность
гражданина — повиновение законам полиса. Соответственно меняется и идеал
«доблести» (arete), содержащий в себе всю сумму граждански ценных качеств,
физических. и моральных. На обладание этими качествами претендует прежде
всего аристократия, обосновывающая ими свои традиционные права. Аристократическая
«доблесть» рассматривается как переходящая? по наследству и поддерживается
системой воспитания, основанного на гимнастической тренировке и «мусическом»
образовании, т. е. усвоении дидактической поэзии аристократии и ее сказаний
об «образцовых» поступках мифологических героев. У идеологов аристократий
термин «добрый» становится почти равносильным «знатному», «дурной» —
«незнатному». В противоположность этому аристократическому идеалу создаются
другие понимания «доблести», выдвигающие на первый план «справедливость»
или «мудрость» (sophia).
Зарождение идеала «мудрости» связано уже с критикой традиционной религиозно-мифологической
системы. Наиболее радикальные формы эта критика приняла к концу рассматриваемого
периода» в местах наиболее полной победы рабовладельческого класса,
в малоазийских ионийских городах. Очеловеченные боги олимпийской религии
стали представляться нелепым и безнравственным вымыслом, стали появляться
попытки привести явления природы в систему на основе внутреннего развития
самой природы, без предположения о воздействии богов. Идея «упорядоченности»
(«космоса») переносится с полиса на природу. Так создались в Ионии греческая
наука и философия. С другой стороны, крестьянские волнения в европейской
Греции сопровождались религиозными движениями, выдвигавшими на первый
план земледельческую религию подземных сил, почитание умирающих и воскресающих
богов, культ Деметры и Коры (стр. 19), в особенности же бога Диониса,
приобщение к божеству в священном действе, «мистерии». В то время как
аристократическая религия отделяла человека от бога пропастью, обосновывая
этой фантастической гранью реальную грань между знатью («питомцами Зевса»,
т. е. потомками богов, «царями») и народом, религия мистерий уподобляла
божеству всякого участника священного действа и тем самым имела более
демократический характер. Тираны в борьбе с аристократией усиленно вводили
культ Диониса, стараясь при этом политически обезвредить и нейтрализовать
религиозные брожения в массах: так, в Афинах тиран Писистрат установил
праздник «Великих Дионисий», сыгравший значительную роль в развитии,
греческой» драмы (стр. 107).
Аристократия в свою очередь перевооружалась, обновляя традиционную
идеологию ради большего укрепления своей внутренней солидарности. Средоточием
аристократического идейного движения был храм Аполлона в Дельфах. Дельфийская
религия боролась со старинным обычаем кровной мести, создававшим бесконечные
раздоры между аристократическими родами, требовала «чистоты» от всякой
«скверны» и призывала блюсти аристократическую «доблесть». Из Дельфов
исходила проповедь «умеренности» («ничего слишком»), «благоразумия»
и борьбы с «чрезмерностью». «Познай самого себя», т. е. свою ограниченность,
начертано было на храме. Если в какой-либо общине происходило «преступление»,
дельфийский оракул «очищал» город от «скверны», а за отпущение греха
предписывал вводить аристократические культы новых «героев».
Своеобразное сочетание религии мистерий с нравственной проблематикой
мы находим в проповеди орфиков, возводивших свое учение к мифическому
певцу Орфею (стр. 17), и у близкой к ним школы пифагорейцев, основанной
в VI в. философом и математиком Пифагором из Самоса. Для обоих этих
учений характерен мрачный взгляд на земную жизнь: тело — «темница» или
«могила» для божественной души, получившей телесную оболочку в результате
своего рода грехопадения. Божественное «дионисическое» начало объединено
в человеке со злым «титаническим», подлежащим умерщвлению помощью нравственно-аскетической
жизни. В связи с этим орфики и пифагорейцы развивали сложное и туманное
учение о загробном возмездии, о переселении душ, о грядущем царстве
правды; согласно пифагорейцам, чем более грешен человек, тем более низменно
то животное, в которое после смерти переселится душа грешного. Особенным
успехом пользовалось пифагорейское учение в западноэллинском мире, в
греческих колониях Италии и Сицилии.
Революция привела к огромным сдвигам в сфере искусства: усложнилась
музыка; быстро стало развиваться изобразительное искусство, в различных
стилях которого отражалось многообразие новых общественных и личных
идеалов: то же имело место в области словесного художественного творчества.
Старинный эпос, изображавший общество, «где не существовало еще отделенной
от народа общественной власти», и «подвиги» героев, не знающих государственного
принуждения (стр. 53), начал терять актуальность. Становление классового
общества, «спаянного в государство», напряженная политическая и идеологическая
борьба — породили новую поэтическую тематику, и она уже не укладывалась
в рамки эпического рассказа о прошлом, стремившегося сохранить бытовой
колорит «героических» времен. «Герой» продолжал сохранять значение образца,
но в этом образце подчеркивались уже иные умственные и нравственные
качества, иные стороны судьбы героя. Между тем при-малой дифференцированности
идеологических форм и видов словесного творчества, стихотворение остается
еще важнейшим средством литературного выражения мыслей. В стихи облекаются
размышления на моральные и государственные темы, политическая агитация,
призывы к борьбе. Афинский законодатель Солон излагает программу своих
реформ в стихах и в стихах же полемизирует с противниками. Даже философы
на первых порах нередко пользуются стихом для изложения своих учений.
Одновременно с этим поэзия становится орудием для выражения чувств и
настроений осознающей себя личности. Но личность осознает себя прежде всего в связи с какой-либо группой, с малым
коллективом, возникшим в результате социального расслоения в классовом
обществе; по меткому замечанию Веселовского, «прогресс личности» происходит
на почве «группового движения», и личное излияние еще сливается с нравственным
учительством и обычно имеет наставительный, «дидактический» характер.
В своем литературном оформлении эта злободневная тематика примыкает
к различным видам фольклорной песни, обогащая ее новым содержанием.
Ведущим литературным жанром эпохи становится лирика. В литературу вводится
огромное количество новых стиховых форм, связанных с местными культовыми
и народными песнями и с (местными диалектами, надолго прикрепляющимися
к определенному виду песен. Почти все области Греции, включая и новые
колонии в Сицилии и южной Италии, принимают участие в этом литературном
движении, и ионийский язык теряет свою преобладающую роль общегреческого
поэтического языка.
Отражая идеологическую борьбу эпохи, лирические жанры отличались большим
многообразием. Наряду с песенными формами, рассчитанными на отдельного
исполнителя, развивалась и торжественная хоровая лирика, поэзия гимнов
на праздниках и гимнастических состязаниях, и аристократические государства
пользовались хоровой лирикой для своих политико-педагогических целей.
Мифологические темы сохранили большое значение и в лирике, но изменилась
и литературная функция мифа, и способ его рассказа, и в значительной
мере идеологическая направленность мифов. Миф становится по преимуществу
иллюстрацией к лирическим размышлениям и наставлениям, сюжет излагается
не последовательно, а лишь в нескольких основных моментах, интересующих
поэта, и приспособляется к новой классовой этике и к новым религиозным
движениям (религия Аполлона, религия Диониса).
Иония и в VII — VI вв. продолжала оставаться наиболее передовой в
культурном отношении областью. Параллельно с критикой олимпийской мифологии
в Ионии начинают развиваться, кроме лирики, также и новые виды повествовательной
литературы, в которой мифологическая тематика заменяется исторической
и бытовой. Создается литературная проза, с одной стороны, научно-философская,
с другой, — повествовательная — басня, бытовой и исторический рассказ,
историография. По сюжетам и стилю эти новые жанры повествовательной
прозы примыкают к фольклорным формам прозаического сказа, в частности
к сказке, и являются их дальнейшим развитием в условиях классового общества,
подобно тому как литературная лирика была дальнейшим развитием фольклорной
песни.
Таким образом, важнейшими литературными процессами рассматриваемого
периода являются: 1) упадок и отмирание старинного эпоса, 2) расцвет
лирики и 3) зарождение литературной прозы. К VI в. относятся также зачатки
драмы, но свое литературное развитие драма получила уже в следующий
период.
[1]Фр. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства.
Соч., т. XVI, 1, 1937, стр. 8.
[2]Там же, стр. 97.
|