РАЗДЕЛ I. АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА II. ДРЕВНЕЙШИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ
1. Гомеровский эпос
4) Время и место создания гомеровских поэм
Время создания гомеровских поэм можно определить лишь приблизительно,
на основании той картины общественного устройства и материальной культуры
«героического века», которая в этих поэмах нарисована.
Энгельс, анализируя структуру «гомеровского общества», приходит к
следующему выводу: «Мы видим, таким образом, в греческом общественном
строе героической эпохи еще в полной силе древнюю родовую организацию,
но, вместе с тем, и начало ее разрушения: отцовское право с наследованием
имущества детьми, что благоприятствует накоплению богатств в семье и
усиливает семью в противовес роду; влияние имущественных различий на
общественный строй путем образования первых начатков наследственного
дворянства и монархии; рабство, сперва одних только военнопленных, но
уже подготовляющее возможность порабощения собственных соплеменников
и даже сородичей; совершающееся уже вырождение былой войны между племенами
в систематический разбой на суше и на море в целях захвата скота, рабов
и сокровищ, превращение ее в регулярный промысел; одним словом, восхваление
и почитание богатства как высшего блага и злоупотребление древними родовыми
учреждениями для оправдания насильственного грабежа богатств. Недоставало
только одного: учреждения, которое обеспечивало бы вновь приобретенные
богатства отдельных лиц не только от коммунистических традиций родового
строя, которое не только сделало бы прежде столь мало ценившуюся частную
собственность священной и это освящение объявило бы высшей целью всякого
человеческого общества, но и приложило бы печать всеобщего общественного
признания к развивающимся одна за другой новым формам приобретения собственности,
следовательно и к непрерывно ускоряющемуся накоплению богатства; не
хватало учреждения, которое увековечивало бы не только начинающееся
разделение общества на классы, но и право имущего класса на эксплуатацию
неимущих и господство первого над последними.
И такое учреждение появилось. Было изобретено государство».[1]
Гомеровский эпос являет, таким образом, картину позднеродового общества,
находящегося уже в процессе разложения. Имущественное расслоение внутри
племени зашло уже довольно далеко, — общество разделено на «худых» и
«лучших»; рядом с племенным вождем («царем»)[2]
вырастает наследственная знать, расширяющая свою власть за счет «царя»
и народа. Упомянутый уже (стр. 32) эпизод с Ферситом свидетельствует
о зарождении социального антагонизма в среде родового общества. Родовой
строй, однако, еще не .сломлен, и рабство продолжает сохранять патриархальный
характер, не образуя основы производства. «Гомеровское» общественное
устройство отвечает в основных чертах состоянию Греции в последние века
перед революциями VII — VI вв., приведшими к окончательному оформлению
классового общества и созданию государства, — хотя соответствие это
и не является полным: пользуясь архаическим материалом сказаний, эпос
сохраняет ряд моментов, относящихся к общественному строю более раннего
времени (черты «микенской» эпохи, следы матриархата), а, с другой стороны,
не все явления современности переносились эпическими певцами в «героический
век».
Эти соображения подтверждаются и анализом «гомеровской» материальной
культуры, которая особенно интересна тем, что допускает сопоставление
с сравнительно точно датируемыми вещественными памятниками. Культура
эта оказывается неоднородной. Эпическая традиция сохранила многие особенности
«микенского» времени, вплоть до бронзового вооружения воинов, однако
эпос уже отлично знаком с употреблением железа, а одежда и прическа
гомеровских героев воспроизводят восточные моды, проникшие в IX — VIII
вв. в Малую Азию и в греческие области. Большинство исследователей признает
поэтому V1I1 — VII вв. временем завершения гомеровских поэм. При этом
«Одиссея» несколько моложе «Илиады» и в своих бытовых зарисовках ближе
отражает современную ей действительность, начальный период развития
греческой торговли и мореплавания. «Хитроумный» и «многострадальный»
Одиссей представляет собой фигуру, весьма отличную по умственным и нравственным
качествам от большинства героев «Илиады», и вторая гомеровская поэма
в известной мере уже затронута тем углублением нравственного момента
в религиозных представлениях, с которым мы впоследствии встретимся у
Гесиода (стр. 61, 64) и в греческой лирике VII — VI вв.
Местом создания гомеровских поэм является Иония: об этом свидетельствует
язык поэм. «Илиада» и «Одиссея» написаны на ионийском диалекте, с значительной
примесью эолийских, т. е. североахейских форм. «Эолизмы» эпического
языка имеют не случайный характер, они тесно связаны с привычным ритмическим
ходом стиха и часто встречаются в традиционных эпических формулах. Отсюда
можно сделать вывод, что «смешение» диалектов в гомеровском языке отражает
историю эпоса у греков: ионийской стадии эпического языка предшествовала
более ранняя эолийская стадия. Сказания об ахейских героях «микенского»
времени разрабатывались североахейскими певцами в Фессалии и в эолийских
областях Малой Азии, а затем ионяне, осваивая уже развитое искусство
эолян, создали специфический литературный язык эпоса. Этот исторический
путь греческой героической саги объясняет и спайку южногреческих элементов
предания (Агамемнон и его крут) с фессалийскими (Ахилл), которую мы
находим в «Илиаде». В начале пути лежит устное творчество «микенской»
эпохи, от которого сохранились довольно точные воспоминания об исторической
обстановке XIV — XII вв., в конце — гомеровский эпос VIII — VII вв., и продолжительность этого пути не
менее пятисот лет.
Характерно, что несмотря на малоазийское происхождение «Илиады» и
«Одиссеи», в них никогда не упоминается о малоазийских городах греков.
Это свидетельствует о том, что, воспевая события древности, эпические
певцы стремились сохранить некоторую историческую перспективу, поскольку
она им была доступна: возникновение малоазийских колоний относилось
к заведомо более поздним временам, чем поход на Трою. Таким же стремлением
к архаизации -продиктовано, вероятно, почти полное отсутствие указаний
на письменность, которая в эпоху завершения гомеровского эпоса была
уже широко развита (только один раз в 6-й книге «Илиады», ст. 168, упоминается
о «злосоветных знаках», но и здесь неясно, имеются ли в виду действительные
письмена или условные знаки иного рода).
[1] Фр. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства.
Соч., т. XVI, 1, 1937, стр. 86 — 87.
[2] Греческий термин «басилевс» обычно переводят, в соответствии с позднейшим
значением этого термина, словом «царь», но современному значению слова
«царь» древнегреческое «басилевс» «совершенно не соответствует» (Энгельс,
там же, стр. 86). В этом отношении переводы зачастую искажают подлинный
смысл гомеровского текста, придавая ему «монархический» оттенок; особенно
злоупотребляет термином «царь» Жуковский в переводе «Одиссеи».
|