РАЗДЕЛ I. АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА II. ДРЕВНЕЙШИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ
1. Гомеровский эпос
3) «0диссея»
Такое же стремление к концентрации обширного материала в рамках короткого
действия наблюдается и во второй «гомеровской» поэме — «Одиссее», но
материал этот не столько «героический», сколько бытовой и сказочный.
Темой «Одиссеи» являются странствия и приключения «хитроумного» Одиссея,
царя Итаки, возвращающегося из троянского похода; в это время к его
верной жене Пенелопе сватаются многочисленные женихи, и сын Одиссея
Телемах отправляется на поиски отца. Основной сюжет «Одиссеи» относится
к широко распространенному в мировом фольклоре типу сказаний о «возвращении
мужа»: муж после долгих и чудесных странствий возвращается домой к моменту,
когда его жена уже готова выйти замуж за другого, и — мирным или насильственным
путем — расстраивает новую свадьбу. С этим сюжетом в «Одиссее» объединена
часть другого сюжета, не менее широко распространенного у разных народов,
— о «сыне, отправляющемся на поиски отца»; сын, родившийся в отсутствие
отца, отправляется искать его, отец и сын встречаются и, не зная друг
друга, вступают в бой, заканчивающийся в одних вариантах трагически
— гибелью отца или сына, в других — примирением сражающихся. В греческих
сказаниях об Одиссее сюжет этот представлен полностью, но «гомеровская»
поэма дает лишь часть сюжета, не доводя его до боя отца с сыном.
«Одиссея» в известной мере является продолжением «Илиады»;. действие
поэмы отнесено уже к 10-му году после падения Трои, но в рассказах действующих
лиц упоминаются те эпизоды, время которых приурочивалось к периоду между
действием «Илиады» и действием «Одиссеи». Все важнейшие герои греческого
стана «Илиады», живые и мертвые, выведены и в «Одиссее». Как и «Илиада»,
«Одиссея» была разбита античными учеными на 24 книги.
Поэма открывается, после обычного обращения к Музе, краткой характеристикой
ситуации: все участники троянского похода, избегшие гибели, благополучно
вернулись уже домой, один Одиссей томится в разлуке с домашними, насильно
удерживаемый нимфой Калипсо. Дальнейшие подробности вложены в уста богов,
обсуждающих вопрос об Одиссее на своем совете: Одиссей находится на
далеком острове Огигии, и прельстительница Калипсо желает его оставить
при себе, надеясь, что он забудет о родной Итаке,
...но, напрасно желая
Видеть хоть дым, от родных берегов вдалеке восходящий,
Смерти единой он молит.
Кн. 1, ст. 5&-68.
Боги не подают ему помощи из-за того, что на него разгневан Посидон,
сын которого, киклоп Полифем, был в свое время ослеплен Одиссеем. Покровительствующая Одиссею Афина предлагает послать к Калипсо
вестника богов Гермеса с приказом отпустить Одиссея, а сама отправляется
на Итаку, к сыну Одиссея Телемаху. На Итаке в это время женихи, сватающиеся
к Пенелопе, ежедневно пируют в доме Одиссея и расточают его богатства.
Афина побуждает Телемаха отправиться к вернувшимся из-под Трои Нестору
и Менелаю разузнать об отце и подготовиться к отмщению женихам (кн.
1).
Вторая книга дает картину народного собрания итакийцев. Телемах приносит
жалобу на женихов, но народ бессилен против знатной молодежи, которая
требует, чтобы Пенелопа остановила на ком-либо свой выбор. Попутно встает
образ «разумной» Пенелопы, при помощи хитростей затягивающей согласие
на брак. С помощью Афины Телемах снаряжает корабль и тайно уезжает из
Итаки в Пилос к Нестору (кн. 2). Нестор сообщает Телемаху о возвращении
ахейцев из-под Трои и о гибели Агамемнона, но за дальнейшими вестями
направляет его в Спарту к Менелаю, возвратившемуся домой позже других
ахейских вождей (кн. 3). Радушно принятый Менелаем и Еленой, Телемах
узнает, что Одиссей томится в плену у Калипсо. Меж тем женихи, испуганные
отъездом Телемаха, устраивают засаду, чтобы погубить его на возвратном
пути (кн. 4). Вся эта часть поэмы богата бытовыми зарисовками: изображаются
пиры, праздники, песнопения, застольные беседы. «Герои» предстают пред
нами в мирной домашней обстановке.
Начинается новая линия ведения рассказа. Следующая часть поэмы переносит
нас в область сказочного и чудесного. В 5-й книге боги посылают Гермеса
к Калипсо, остров которой изображен чертами, напоминающими греческие
представления о царстве смерти (самое имя Kalypso — «покрывательница»
— связано с образом смерти). Калипсо нехотя отпускает Одиссея, и он
отправляется по морю на плоту. Спасшись, благодаря чудесному вмешательству
богини Левкофеи, от бури, поднятой Посидоном, Одиссей выплывает на берег
о. Схерии, где живет счастливый народ — феаки, мореплаватели, обладающие
сказочными кораблями, быстрыми, «как легкие крылья иль мысли», не нуждающимися
в руле и понимающими мысли своих корабельщиков. Встреча Одиссея на берегу
с Навсикаей, дочерью феакийского царя Алминоя, пришедшей к морю стирать
белье и играть в мяч с прислужницами, составляет содержание богатой
идиллическими моментами 6-й книги. Алкиной, со своей женой Аретой, принимает
странника в роскошном дворце (кн. 7) и устраивает в его честь игры и
пир, где слепой певец Демодок поет о подвигах Одиссея и вызывает этим
слезы на глазах гостя (кн. 8). Картина счастливой жизни феаков очень
любопытна. Есть основания думать, что по исконному смыслу мифа феаки
— корабельщики смерти, перевозчики в царство мертвых, но этот мифологический
смысл в «Одиссее» уже забыт, и корабельщики смерти заменены сказочным
«веслолюбивым» народом мореплавателей, ведущих мирный и пышный образ
жизни, в котором, наряду с чертами быта торговых городов Ионии VIII
— VII вв., можно усмотреть и воспоминания об эпохе могущества Крита.
Наконец, Одиссей открывает феакам свое имя и рассказывает о своих
злосчастных приключениях по дороге из Трои. Рассказ Одиссея занимает
9 — 12-ю книги поэмы и содержит целый ряд фольклорных сюжетов, нередко
встречающихся и в сказках Нового времени. Форма рассказа в первом лице
также является традиционной для повествований о сказочных приключениях мореплавателей и известна нам
из египетских памятников II тысячелетия до н. э. (так наз. «рассказ
потерпевшего кораблекрушение»). Первое приключение еще вполне реалистично:
Одиссей со своими спутниками грабит город киконов (во Фракии), но затем
буря в течение многих дней носит его корабли по волнам, и он попадает
в отдаленные, чудесные страны. Сначала это — страна мирных лотофагов,
«пожирателей лотоса», чудесного сладкого цветка; вкусив его, человек
забывает о родине и навсегда остается собирателем лотоса. Потом Одиссей
попадает в землю киклопов (циклопов), одноглазых чудовищ, где великан-людоед
Полифем пожирает в своей пещере нескольких спутников Одиссея. Одиссей
спасается тем, что опаивает и ослепляет Полифема, а затем выходит из
пещеры, вместе с прочими товарищами, повиснув под брюхом длинношерстых
овец. Мести со стороны других киклопов Одиссей избегает, предусмотрительно
назвав себя «Никто»: киклопы спрашивают Полифема, кто его обидел, но,
получив ответ — «никто», отказываются от вмешательства; однако ослепление
Полифема становится источником многочисленных злоключений Одиссея, так
как отныне его преследует гнев Посидона, отца Полифема (кн. 9). Для
фольклора мореплавателей характерно сказание о живущем на плавучем острове
боге ветров Эоле. Эол дружелюбно вручил Одиссею мех с завязанными в
нем неблагоприятными ветрами, но уже недалеко от родных берегов спутники
Одиссея развязали мех, и буря снова отбросила их в море. Затем они опять
оказываются в стране великанов-людоедов, лестригонов, где «сближаются
пути дня и ночи» (до греков доходили, очевидно, отдаленные слухи о коротких
ночах северного лета); лестригоны уничтожили все корабли Одиссея, кроме
одного, который затем пристал к острову волшебницы Кирки (Цирцеи). Кирка,
как типичная фольклорная ведьма, живет в темном лесу, в доме, из которого
над лесом подымается дым; она превращает спутников Одиссея в свиней,
но Одиссей с помощью чудесного растения, указанного ему Гермесом, преодолевает
чары и в течение года наслаждается любовью Кирки (кн. 10). Затем, по
указанию Кирки, он направляется в царство мертвых, для того чтобы вопросить
душу знаменитого фиванского прорицателя Тиресия. В контексте «Одиссеи»
необходимость посещения царства мертвых совершенно не мотивирована,
но этот элемент сказания содержит, невидимому, в обнаженной форме основной
мифологический смысл всего сюжета о «странствиях» мужа и его возвращении
(смерть и воскресение; ср. стр. 19). В «Одиссее» он использован для
того, чтобы свести героя с душами близких ему в прошлом людей. Получив
предсказание Тиресия, Одиссей беседует со своей матерью, с боевыми товарищами,
Агамемноном, Ахиллом, видит различных героев и героинь прошлого (кн.
11). Возвращаясь из царства мертвых. Одиссей снова посещает Кирку, плывет
со своим кораблем мимо смертоносных Сирен, которые завлекают мореплавателей
волшебным пением, а затем губят их, проезжает около утесов, вблизи которых
обитают пожирающая людей Скилла и всепоглощающая Харибда. Заключительный
эпизод повествования Одиссея рисует жестокость богов и их презрение
к людскому горю. На о. Тринакэрии, где паслись стада бога Гелиоса (солнца),
Одиссей и его спутники вынуждены были задержаться из-за неблагоприятных
ветров, и их съестной запас истощился. Однажды, когда Одиссей молился
богам о опасении, боги ниспослали ему сон, и спутники Одиссея, томимые жестоким голодом, нарушили его запрет
и стали убивать священных животных. По жалобе Гелиоса, Зевс послал бурю,
которая уничтожила корабль Одиссея со всеми его спутниками. Спасся один
Одиссей, выброшенный волнами на о. Огигию, где он затем находился у
Калипсо (кн. 12).
Феаки, богато одарив Одиссея, отвозят его на Итаку, и разгневанный
Посидон обращает за это их корабль в утес. Отныне феаки уже не будут
развозить странников по морям на своих быстроходных. кораблях. Царство
сказки кончается. Одиссей, превращенный Афиной. в нищего старика, отправляется
к верному свинопасу Эвмею (кн. 13). «Неузнаваемость» героя — постоянный
мотив в сюжете о «возвращении мужа», но в то время как традиционный
сюжет не требует сколько-нибудь сложного действия между моментом возвращения
мужа и его узнанием, в «Одиссее» неузнанность использована для введения
многочисленных эпизодических фигур и бытовых картин. Перед слушателем
проходит вереница образов, друзей и врагов Одиссея, причем и те и другие
изверились в возможности его возвращения. В столкновении неузнанного
Одиссея с этими фигурами вновь вырисовывается образ «многострадального»,
но стойкого в испытаниях. и «хитроумного» героя. Пребывание у Эвмея
(кн. 14) — идиллическая картинка; преданный раб, честный и гостеприимный,
но искушённый тяжелым жизненным опытом и несколько недоверчивый, изображен.
с большой любовью, хотя и не без легкой иронии. У Эвмея Одиссей встречается
со своим сыном Телемахом, благополучно избежавшим засады женихов на
обратном пути из Спарты; сыну Одиссей открывается (кн. 15 — 16). В виде
нищего бродяги является Одиссей в свой дом и, подвергаясь всевозможным
оскорблениям со стороны женихов и слуг, готовится к мщению. «Узнание»
Одиссея неоднократно подготовляется и вновь отодвигается. Лишь старая
няня Эвриклея узнает Одиссея по рубцу на ноге, но он принуждает ее к
молчанию. Ярмо изображено насильничание надменных и «буйных» женихов,
которое должно повлечь за собой кару со стороны богов; знамения, сны,
пророческие видения — все предвещает близкую гибель женихов (кн. 17
— 20).
С 21-й книги начинается развязка. Пенелопа обещает свою руку тому,
кто, согнув лук Одиссея, пропустит стрелу через двенадцать колец. Женихи
оказываются бессильными выполнить это задание, но нищий пришелец легко
справляется с ним (кн. 21), открывается женихам и с помощью Телемаха
и богини Афины убивает их (кн. 22). Лишь после этого происходит «узнание»
Одиссея Пенелопой (кн. 23). Завершает поэму сцена прибытия душ женихов
в преисподнюю, свидание Одиссея с его отцом Лаэртом и заключение мира
между Одиссеем и родственниками убитых (кн. 24).
По композиции «Одиссея» сложнее «Илиады». Сюжет «Илиады» подан в линейной
последовательности, в «Одиссее» эта последовательность сдвинута: повествование
начинается со средины действия, а о предшествующих событиях слушатель
узнает лишь позже, из рассказа самого Одиссея о его странствиях. Центральная
роль главного героя выдвинута в «Одиссее» резче, чем в «Илиаде», где
одним из организующих моментов поэмы являлось отсутствие Ахилла, его
безучастное отношение к ходу военных действий. В «Одиссее» отсутствием
героя определяется только первая линия рассказа (кн. 1 — 4), показ обстановки
на Итаке и путешествие Телемаха, а с 5-й? книги внимание концентрируется почти исключительно вокруг Одиссея:
мотив неузнаваемости возвращающегося мужа использован, как мы видели,
в той же функции, что и отсутствие героя в «Илиаде», а между тем слушатель
не теряет Одиссея из виду, — и это также свидетельствует о совершенствовании
искусства эпического повествования.
|