РАЗВИТИЕ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
И НАЧАЛО ЕГО КОРЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
ПОЭЗИЯ
В иерархической поэтике классицизма вершиной и даже предметом национальной
гордости считалась эпическая поэма. Классицисты пытались создать русскую эпопею,
но ни один из опытов не был доведен до конца. Освоение жанра поэмы шло в трех
направлениях: эпопеи, герое-комической и сказочной поэмы. Первый образец завершенной
русской эпопеи создал М. М. Херасков, опубликовавший в 1779 г. поэму «Россияда».
В 70-е же годы В. И. Майков выпускает герое-комическую поэму «Елисей, или Раздраженный
Вакх». А в 1783 г. И. Ф. Богданович написал сказочную поэму «Душенька».
М. М. Херасков (1733-1807)
Творчество М. М. Хераскова, одного из учеников
Сумарокова, обширно и разнообразно. Он выступает и как продолжатель традиций
классицизма, и как один из зачинателей русского сентиментализма. Как классицист
он писал оды, трагедии, басни, поэмы. Как сентименталист — слезную драму «Друг
несчастных» и ряд других произведений. Кроме того, ему принадлежит несколько
политико-философских романов: «Нума, или Процветающий Рим», «Кадм и Гармония», «Полидор, сын Кадма и Гармонии».
«Россияда»
Лучшее произведение Хераскова — эпическая
поэма «Россияда» (1779). Ей предшествовала другая, меньшая по объему поэма «Чесменский
бой», посвященная победе русского флота над турецким в 1770 г. в Чесменской
бухте.
В отличие от «Тилемахиды», сюжет «Россияды»
не мифологический, а подлинно исторический — завоевание Иваном Грозным Казанского
царства в 1552 г. Это событие Херасков считал окончательным избавлением Руси
от татарского ига. Военные действия против Казани осмыслены в поэме в нескольких
планах: как борьба русского народа против своих угнетателей, как
спор христианства с. магометанством и, наконец, как поединок просвещенного
абсолютизма с восточным деспотизмом. Иван Грозный выступает в поэме не как самодержавный
правитель XVI в., а как монарх, представленный автором
в духе просветительских идей XVIII в. Прежде чем начать
поход, он боярскую думу и выслушивает различные мнения о своем решении. Разгорается спор. Лукавый царедворец боярин Глинский лицемерно советует
царю не. рисковать своей жизнью. Решительный отпор Глинскому дают Курбский и
Адашев. Чувствуя поддержку умных и честных сподвижников, Грозный открывает военные: действия. В совершенно ином свете выступают правители Казани. Деспотически
правя татарами, они, еще более жестоко обращаются с порабощенными народами.
«Казань, — пишет Херасков, — рукою меч несет, другой — звучащу цепь». [1]
По жанру «Россияда» — типичная эпическая, героическая
поэма XVIII в. Сюжетом для нее служит событие государственной
и даже национально-исторической значимости. Начинается поэма традиционной фразой:
«Пою от варваров Россию свобожденну...» [2] Большое место в ней занимает описание
битв, которые изображены то как грандиозное сражение, то как единоборство двух
воинов. Симметричность композиции достигается непеременным перенесением действия
то в русский, то в татарский лагерь, во главе которого стоит татарская царица
Сумбека. Ивана IV и Сумбеку окружают вельможи, военачальники, священнослужители.
Помощниками русских выступают ангелы, татар — волшебники и мифологические чудовища.
Контрастно изображена героика в каждом из враждующих
станов. У русских она лишена эгоистического начала и всецело подчинена общей,
национальной цеди. В татарском лагере в нее вплетаются личные, своекорыстные
мотивы: борьба за власть, любовное соперничество (например, три рыцаря, влюбленные
в персиянку Рамиду и посланные ее. отцом на помощь казанцам). Обильно представлены
в поэме параллели с античными образцами. Мстительная Сумбека сравнивается то
с Медеей, то с Цирцеей, Прощание Ивана Грозного с женой напоминает сцену расставания
Гектора с Андромахой. Из «Энеиды» перенесена сцена чудесного видения, открывающего
герою будущее его отечества. В священной книге русский царь видит «смутное время»,
и Минина с Пожарским, и Петра I, и его преемников, вплоть
до Екатерины II.
И все же, несмотря на иностранные источники, перед
нами произведение русского классицизма, имеющее корни в национальной литературе.
Среда русских источников «Россияды» на первом месте стоит «Казанский летописец».
Из воинской повести в поэму перенесен традиционный образ «смертной чаши». Из
исторической песни об Иване Грозном взята автором сцена подкопа под Казанские
стены. Былинами подсказан образ огнедышащего змея, олицетворяющего татарский
стан. Грозный и его сподвижники напоминают князя Владимира и его богатырей.
Литературная слава «Россияды» оказалась недолговечной. Встреченная восторгом
современников, она уже в начале XIX в. подверглась критике и постепенно утратила свой авторитет
у читателей.
[1] Херасков М. М. Россияда. М., 1779. С. 5.
[2] Там же. С. 1.
|