РАЗВИТИЕ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
И НАЧАЛО ЕГО КОРЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
ДРАМАТУРГИЯ 60-90-х ГОДОВ XVIII в.
Н. П. Николев (1758-1815)
По своим общественным взглядам Николай Петрович
Николев принадлежал к кругу дворян-оппозиционеров. Он получил воспитание в доме
родственницы — княгини Е. Р. Дашковой. Видимо, Дашкова, не только читавшая,
но лично знавшая и Дидро и Вольтера, первая познакомила Николева с просветительской
литературой. Она же ввела Николева в дом братьев Паниных, известных своим вольнодумством.
В двадцатилетнем возрасте, после тяжелой болезни Николев ослеп. Единственной
его отрадой стала литературная деятельность. Современники называли его российским
Мильтоном, по аналогии с английским поэтом, также слепцом.
Оппозиционность Николева весьма умеренна. Как и
все просветители, он осуждал деспотизм, но его вполне устраивала монархическая
форма правления. Русское государство, писал он, «есть монархическое, а не деспотическое
(так, как иностранные писатели ложно о том думали) паче при владении Екатерины
II, запретившей верноподданым своим называться рабами;
паче после премудрого Наказа, сочиненного сердцем богачеловека».
[1] Обличительные тирады николевских героев в адрес тиранов отличаются
хотя и эффектным, но довольно отвлеченным пафосом. Основой творчества Николева
был классицизм. Он писал оды, сатиры, послания. Лучшими среди его сочинений
признаны классицистическая трагедия «Сорена и Замир» (1784) и сентиментальная
комическая опера «Розана и Любим» (1776).
«Сорена и Замир»
Эта трагедия, впервые поставленная в 1785 г. в Москве,
имела у зрителей большой успех. Пьеса принадлежит к числу тираноборческих произведений
и продолжает традицию «Дмитрия Самозванца» Сумарокова. Вместе с тем в ней чувствуется
влияние трагедии Вольтера «Альзира». В сравнении с пьесой Сумарокова трагедия
ближе к просветительству. В ней противопоставлены не только два типа правителей
— монарх-тиран и монарх«отец», как это было у Сумарокова, но и два общественных
уклада: половецкая земля, где люда живут под защитой законов, и владения русского
князя Мстислава, где подданные отягощены рабством. Половецкая «княгиня» Сорена
с отвращением говорит о подданных Мстислава:
Они невольники; монарх у них тиран,
Так их достоинства
измена и обман,
А извиненье им — оковы их и бедства.
[2]
То же самое повторяет ее муж Замир:
Тиран в моих странах, а рабство мне несносно,
Свободы не лишусь, хоть весь восстанет мир,
С свободою рожден и с ней умрет Замир (Ч. 5. С.
275).
От контраста тирании и свободы берет начало высокая
лексика пьесы, выдержанная в духе антитез: рабство и свобода, граждане и рабы,
монарх и тиран. В своих общих медитациях Николев иногда заявляет смелые мысли
о недопустимости наделять правителей неограниченной властью:
Исчезни навсегда сей пагубный устав,
Который заключен в одной монаршей воле!..
...Где властью одного все скованы сердца,
В монархе не всегда находим мы отца! (Ч. 5. С. 293).
«Но если и цари покорствуют страстям,
Так должно ль полну
власть присваивать царям?» (Ч. 5. С. 310) — размышляет на ту же тему и сам «российский
царь» Мстислав. В уста своих героев Николев вкладывает и еще более дерзкие мысли
— о необходимости уничтожения тиранов:
Тирана истребить есть долг, не злодеянье.
И если б оному внимали завсегда,
Тиранов не было б на свете никогда (Ч. 5. С. 313
—314).
Видимо, от Вольтера воспринята Николевым и идея
веротерпимости. В ответ на решение Мстислава насильственно обратить Замира в
христианство его наперсник Премысл заявляет:
Все веры суть равны, коль бога чтут за бога,
К блаженству истинна для всех одна дорога (Ч. 5.
С. 290).
Но все эти тирады в конечном счете повисают у Николева
в воздухе, поскольку идеальным общественным строем признается просвещенная монархия,
а реальным ее воплощением — правление Екатерины II,
Безвредность николевской трагедии для своего престижа хорошо почувствовала и
сама императрица, охотно выступавшая в своем «Наказе» против монархов-тиранов.
В 1785 г. московский главнокомандующий Я. А. Брюс нашел трагедию Николева опасной
для постановки на сцене и послал свое решение на высочайшее утверждение. Екатерина
не согласилась с мнением ретивого администратора. «Удивляюсь, граф Яков Александрович,
— писала она, — что Вы остановили представление трагедии... Смысл таких стихов,
которые Вы заметили, никакого не имеют отношения к Вашей государыне. Автор восстает
против самовластия тиранов, а Екатерину вы называете матерью».
[3]
Принадлежность Николева к просветительскому лагерю нашла
отражение и в сентиментальной комической опере «Розана и Любим». Пьеса посвящена
злободневной для того времени теме помещичьего произвола. Об этом красноречиво
поет в своей песенке лесник Семен:
Бары нашу братью так
Принимают, как собак,
Нет поклонов, нет речей,
Как боярин гаркнет: бей
В зад, и в макушку, и в лоб,
Для него крестьянин — клоп (Ч. 22. С, 82).
В основу пьесы положен широко распространенный в
европейской литературе сюжет: покушение дворянина на честь девушки-крестьянки
и защита ее доброго имени или женихом, или близкими родственниками, а иногда
и односельчанами. Эта весьма типичная для феодального мира тема открывает перед
авторами самые разнообразные решения, начиная с примирительных и кончая бунтарскими,
как это было, например, в «Овечьем источнике» Лопе де Вега. Главные герои пьесы
Николева — пастушка Розана и рыбак Любим. Писатель поэтизирует и героизирует
любовные чувства крестьян, ставит их выше мимолетных, скоропреходящих увлечений
помещиков. Эта тема специально обыгрывается в песенке Розаны. Обращаясь к дворянам,
она поет:
Да и слух идет об вас,
Что любовь у вас на час;
А крестьянские сердца
В ней не ведают конца (Ч. 29. С. 58).
Так еще до появления повести Карамзина «Бедная
Лиза» было заявлено, что и крестьянки «любить умеют». В пьесе говорится не только
о любовных чувствах, но и о человеческом достоинстве, о чести крестьян. Тем
самым одной из ведущих тем становится просветительская идея внесословной ценности
человеческой личности.
Конфликт пьесы несет на себе печать сентиментальной
литературы. В мир трогательных идиллических отношений вторгается чуждое им начало,
воплощенное в лице развратного крепостника. Такое соотношение сил не в пользу
«детей природы» и таит в себе трагическую развязку. Но здесь все зависит от
смелости писателя и от степени зрелости его политических взглядов. На Розану
обратил внимание помещик Щедров. По его распоряжению девушку похищают на глазах
у жениха и отвозят в помещичий дом. В защиту Розаны выступают ее жених Любим
и ее отец — отставной солдат Излет. Именно ему принадлежит монолог о человеческом
достоинстве крестьянина: «Так вот добродетели-то знатных бояр; коли не разоряют
соседей, так увозят девок, не ставят за грех обесчестить бедного человека, с
тем, чтобы бросить ему деньги... Не знает он (т. е. Щедров. — П. А.),
что честь также дорога и нам... Ах! мне бы легче было видеть её во гробе,
нежели в позоре» (Ч. 22. С. 78).
Наряду с защитниками добродетели, Николев рисует
и другой тип крестьян, у которых под влиянием помещичьего произвола побеждают
рабские чувства и мысли. Таков прежде всего лесник Семен, пьяница и циник, помогавший
похищению Розаны. Он советует Излету безоговорочно подчиниться барской воле:
«Постой, постой, ты, право, брат, тововано с ума спятился: ну куда ты хочешь
итти?.. Нам ли, свиньям, с боярами возиться» (Ч. 22. С. 80). Убедительны образы
псарей помещика Щедрина. Втайне они ненавидят не только своего барина, но и
все дворянское сословие в целом. Об этом красноречиво свидетельствует песенка,
которую они распевают в отсутствие своего господина:
Барское щастье — наше нещастье,
Барское ведра — наше ненастье,
Их забава —
— Наша отрава;
Их беда —
Хлеб да вода;
Хлеб да вода —
Наша еда (Ч. 22. С. 32).
Все это не мешает им безоговорочно выполнять волю
помещика и участвовать в похищении Розаны.
В последнем действии события достигают наивысшего драматизма. В дом Щедрова,
где томится Розана, врываются Любим и Излет. Отец Розаны угрожает помещику
заступничеством Екатерины II: «Я пойду к самой царице просить суда на
твое беззаконие. Она защитит меня: для ее правосудия все подданные равны»
(Ч. 22. С. 100). Розана и Любим, стоя на коленях, умоляют Щедрова сжалиться
над ними. Вся эта сцена глубоко потрясает помещика, не закоренелого
злодея, а легкомысленного, взбалмошного человека, способного не только
на дурные, но и на добрые поступки. Следует умилительно-слащавая развязка,
не вытекающая из общего обличительного содержания пьесы. Щедров отказывается
от своих притязаний на Розану, награждает ее и Любима деньгами, а Излета
благодарит за преподнесенный ему урок: «Ты научил меня своим примером,
что добродетель неравенства не знает... Тщетно наша гордость присваивает
все преимущества: природа везде одинакова» (Ч. 22. С. 103).
[1] Николев Н. П. Творения. М., 1796. Т. 3. С. 296.
[2] Российский театр. Спб., 1787. Ч.
5. С. 241. Далее все ссылки на это издание будут даны в тексте.
[3] Цит. по: Чебышев А. А. Н. П. Николев
(Историко-литературный очерк). Воронеж, 1891. С. 38.
|