РАЗВИТИЕ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
И НАЧАЛО ЕГО КОРЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
ЖУРНАЛЬНАЯ САТИРА 1769-1774 гг.
И. А. Крылов (1768-1844)
Традиция сатирических изданий
1769-1774 гг. нашла продолжение в журнальной деятельности молодого Крылова.
Баснописцем он стал в XIX в., а в XVIII
был известен как мастер сатирической прозы. По своим общественным взглядам Крылов
принадлежал к демократическому лагерю русского просветительства, чему немало
способствовало общественное положение писателя, сына бедного армейского офицера.
Раннее творчество Крылова представлено самыми разнообразными жанрами. Начал
он с антикрепостнической комической оперы «Кофейница». Затем им были написаны
«классические» трагедии «Клеопатра» и «Филомела», комедии «Сочинитель в прихожей»
и «Проказники». После неудачи с постановкой своих пьес на сцене Крылов обращается
к стихотворным жанрам. В 1793 г. в «Санктпетербургском Меркурии» появилось стихотворение
«К другу моему А. И. К.». Это дружеское послание, адресованное писателю Александру
Ивановичу Клушину, бедняку и неудачнику. В ряде лирических стихотворений, таких,
как «Утешение», «Мое оправдание», «К Анюте», «Вечер», появляется образ возлюбленной
поэта — Анюты, за которым скрывается, видимо, какой-то реальный прототип. Это
имя обычно давалось в литературе девушкам демократического происхождения. Дружеские
и любовные послания Крылова представляют ранние образцы так называемой легкой
поэзии, характерной для творчества Батюшкова и молодого Пушкина.
Однако комические оперы, классические
трагедии, оды и лирические стихотворения не могли выразить своеобразие глубоко
критического, сатирического таланта Крылова, «Это проказы молодости, это грехи
прошлых лет», [1] — обмолвился он
как-то о ранних своих произведениях. В неизмеримо большей степени дарование
Крылова проявило себя в сатирическом журнале, который издавал сам автор под
названием «Почта духов».
Ежемесячный сатирический журнал «Почта
духов» выходил в 1789 г. в течение восьми месяцев. Он продолжил традицию сатирической
журналистики 1769 г., причем даже название его перекликается с «Адской почтой»
Ф. Эмина. Содержание журнала представлено перепиской водяных, воздушных и подземных
духов — эльфов и гномов — с волшебником Маликульмульком. Выбор фантастических
персонажей рассчитан прежде всего на преодоление цензурных рогаток. Но вместе
с тем обращение к вездесущим духам, способным проникать и в лачугу бедняка,
и во дворец монарха, облегчало и чисто художественные задачи писателя. Страна,
о которой пишут духи, не названа, но читатель легко догадывался, что речь идет
о России и об ее столице Петербурге.
Просветительская установка журнала раскрывается
в четком делении героев на два лагеря. Маликульмульк и его корреспонденты выступают
как воплощение «здравого» смысла, «естественного» разума. Люди, с которыми они
встречаются, — носители разнообразных пороков. Причиной пороков объявлена глупость,
скудоумие героев. «Как мудрость в представлении писателя-просветителя, — пишет
о журнале Крылова Н. Д. Кочеткова, — неразрывно связана с добродетелью, так
неразумие — неизбежный спутник и причина порока». [2]
Круг героев, выведенный Крыловым, широк
и многолик. Он представлен дворянами, купцами, судьями, вельможами. Объединяет
их одна черта — это скопище глупцов, огромный сумасшедший дом. Одним из таких
«безумцев» представлен молодой дворянин Припрыжкин. Вся его жизнь проходит в
светских забавах, сплетнях, карточной игре. Он готовится к свадьбе с развратной
модницей Неотказой, ни разу не встретившись с ней, не испытывая к ней никаких
чувств. На вопрос гнома Зора, чем оправдывается столь странный брак, Припрыжкин
сообщает, что за невестой он получит тридцать тысяч приданого, а это даст ему
возможность содержать любовницу, приобрести цуг английских лошадей и купить
дорогого мопса. Таковы же представления о браке у невесты Припрыжкина — Неотказы.
«Тот, кто мне мил, — признается она своему любовнику Промоту, — никогда не будет
моим мужем. Если б я и овдовела, то ты не прежде можешь назвать меня неверною,
как разве тогда, когда предложу я тебе мою руку». [3]
Гном Буристон, попав в суд, встречается
там с нелепостями другого рода. Бедняка, приговоренного к смертной казни за
кражу носового платка, спасает от смерти высокопоставленный вор, похитивший
из государственной казны несколько миллионов. Располагая столь крупной суммой,
он легко оправдался и занимается теперь благотворительностью. «Мне удивительно,
— признается Буристон, — как можете вы жить в такой земле, где чуть было не
засекли розгами бедняка, не евшего трое суток... и где преступникам, обворовавшим
государственную казну... судьи кланяются чуть не в землю» (Т. 1. С. 78).
На улице гном Буристон был свидетелем
того, как десять мастеровых тащили на своих плечах огромный камень, в то время
как шестерка лошадей везла карету, в которой сидел высохший от старости богач.
«Не лучше ли было бы... — размышляет Буристон, — хотя по нескольку бесполезно
припряженных лошадей употребить... на вспоможение этим беднякам везти камень»
(Т. 1. С. 153).
Продолжая традиции новиковских журналов,
Крылов показывает корыстолюбивых и невежественных французских учителей, которым
столь же невежественные родители отдают на воспитание своих детей. «Почта духов»
говорит о пренебрежении русских дворян к отечественным художникам и ремесленникам,
о предпочтении, которое они оказывают иноземным товарам и модам. Эта порча,
по словам гномов, проникла даже в ад, где богиня Прозерпина, побывав на земле,
переодела всех адских жителей во французское платье и заставила их отплясывать
модные танцы. Так параллельно высмеиванию своих реальных современников Крылов
подвергает травестированию, в духе бурлескных поэм, античных богов и героев.
Литературные источники «Почты духов»
связаны прежде всего с русскими журналами 1769-1774 гг. «Трутнем», «Живописцем»,
«Кошельком», «Адской почтой». Кроме того, как считает крупнейший современный
советский исследователь М. В. Разумовская, в журнале Крылова представлен материал,
почерпнутый у французского просветителя д'Аржана. Ею установлено, что 23 письма
переведены Крыловым из его романов «Кабалистические письма» и «Еврейские письма». [4] Судьба первого сатирического
журнала Крылова оказалась сходной с его предшественниками. После восьмимесячного
существования он был закрыт.
В 1792 г. Крылов совместно с писателем
Клушиным и актерами Дмитревским и Плавильщиковым заводит частную типографию
и начинает издавать журнал «Зритель». Самым интересным произведением
Крылова в новом журнале была «восточная повесть» «Каиб». Термин «восточная повесть»
употреблялся в европейских литературах XVIII в. в нескольких
значениях: во-первых, так назывались произведения сказочного характера, переведенные
с восточных языков, например многотомный сборник «Тысяча и одна ночь», изданный
во Франции в 1704-1717 гг.; во-вторых, подражания восточным повестям и сказкам
и, в-третьих, просветительские повести, чаще всего сатирического содержания,
в которых восточный колорит носил условный, маскировочный характер. Во Франции
к этому последнему типу произведений принадлежали «Персидские письма» Монтескье,
«Нескромные сокровища» Дидро, «Задиг» и «Принцесса Вавилонская» Вольтера и ряд
других. В России к этому типу следует отнести повесть Крылова «Каиб», объектом
сатиры в которой служит деспотический образ правления, т. е. самодержавие.
Главный герой повести — правитель Каиб.
События происходят в одной из восточных стран. Об этом свидетельствуют и сераль,
евнухи, и государственный совет, носящий название «диван», и многие другие черты
«местного» колорита. Но природа деспотизма во всех странах одинакова, что дает
возможность автору, под видом безымянного «восточного» государства, изображать
деспотический строй в России. Главным средством, поддерживающим деспотические
порядки, служит страх. И поэтому Каиб, вынося на диван то или иное предложение,
обычно добавлял: «...кто имеет на сие возражение, тот может свободно его объявить:
в сию же минуту получит он пятьсот ударов воловьей жилой по пятам, а после мы
рассмотрим его голос» (Т, 1. С. 365). Желающих не находилось.
Деспоты не любят правды, боятся споров,
возражений и поэтому окружают себя льстецами, трусами и глупцами. «Каиб был
расчетлив, — указывает Крылов, — обыкновенно одного мудреца он сажал между десяти
дураков; умных людей он сравнивал со свечами, которых умеренное число производит
приятный свет, а слишком большое может причинить пожар» (Т. 1. С. 361). В диване
Каиба почетное место занимают хитрые и глупые вельможи с колоритными именами
Дурсан, Ослошид и Грабилей.
Жалкое существование влачит в деспотическом
государстве искусство. Оно вынуждено лгать и приукрашать действительность. Поэт,
с которым случайно познакомился Каиб во время своего странствия, сообщает, что
пишет оды и взяточникам и казнокрадам, лишь бы хорошо за них платили. «Ода,
— признается стихотворец, — как шелковый чулок, который всякий старается растянуть
на свою ногу» (Т. 1. С. 365).
В пространных и льстивых речах, обращенных
к Каибу, Крылов тонко пародирует стиль похвальных слов. Вслед за одой и похвальными
словами он высмеивает идиллии, авторы которых изображали жизнь крестьян в самых
радужных красках. Читая их, Каиб часто завидовал безмятежной участи пастушков
и пастушек. Но когда он повстречался с истинным, а не книжным пастухом и увидел
перед собой грязное, голодное, одетое в лохмотья существо, то дал себе слово
никогда не судить о судьбе подданных по произведениям стихотворцев.
Важное место отведено в повести изображению
бесправия народа. Когда Каиб решил на время оставить столицу, он, опасаясь народных
волнений, которые могло вызвать его отсутствие, обратился за советом к вельможам.
Речи Дурсона, Ослошида и Грабилея исполнены глубокого пренебрежения к народу.
Так, Ослошид советует Каибу на виду у всех выехать из города и при этом сказать,
что остается в столице. Он уверен, что никто не усомнится в правоте этого объявления,
поскольку подданные должны верить словам государя больше, нежели своим собственным
глазам.
Повесть Крылова перекликается с главой
«Спасская Полесть» из «Путешествия» Радищева, где также изображены и самодержавный
правитель, и его угодливые царедворцы, и бесправный народ. В обоих произведениях
важное место занимает «прозрение» государя, помогающее ему увидеть окружающий
мир в его истинном виде. Не исключено и прямое влияние на повесть Крылова книги
Радищева, вышедшей всего за три года до журнала «Зритель». Но обличительный
пафос в каждом из произведений различен. Повествование Радищева отличается гневными,
патетическими интонациями. Крылов в полном соответствии со своим сатирическим
талантом пользуется другими художественными средствами. Его обличение прячется
под покровом похвалы, вследствие чего выступает ирония, т. е. скрытая насмешка
над уродливыми нравами деспотического государства.
Кроме «Каиба» в «Зрителе» была напечатана
«Похвальная речь в память моему дедушке, говоренная его другом в присутствии
его приятелей за чашею пунша». В данном случае объект сатиры не деспотическое
правление, а нравы помещиков-крепостников. Своеобразие произведения в том, что
сатира облечена в форму панегирика. Такой прием обогащает ее более тонкими ироническими
интонациями и вместе с тем дает автору возможность пародировать один из ведущих
жанров классицистической прозы — похвальное слово: «Любезные слушатели! В сей
день проходит точно год, как собаки всего света лишились лучшего своего друга,
а здешний округ разумнейшего помещика; год тому назад, в сей точно день с неустрашимостью
гонясь за зайцем, свернулся он в ров и разделил смертную чашу с гнедою своею
лошадью прямо по-братски... О ком из них более должно нам сожалеть? Кого более
восхвалять?» (Т. 1. С. 337). По своему содержанию «Похвальная речь» Крылова
генетически связана с сатирической журналистикой Н. И. Новикова.
Шутотрагедия «Трумф»
Сатирическое осмеяние уродливых сторон
деспотического правления преподносилось иногда в форме пародии на высокий жанр
трагедии. Таково одно из последних в XVIII в. произведений Крылова — его «шутотрагедия» «Трумф» (другое
ее название — «Подщипа»). Пьеса была написана в 1800 г. в имении князя Голицына,
находившегося при Павле I в опале. Сатирическое острие произведения направлено против
самодержавия. Государственный совет царя Вакулы, как и диван Каиба, состоит
из жалких, бесполезных для общества вельмож. Один из них слеп, другой — нем,
третий — глух. Разумеется, эти недостатки следует понимать не в прямом, а в
переносном смысле. Во время заседания члены совета играют в кубари. Не лучше
и другая разновидность самодержавия, воплощенная в образе «немчина» Трумфа,
грубого солдафона, завоевавшего владения Вакулы и требующего себе в жены его
дочь Подщипу. В лице Трумфа высмеяны прусские порядки, насильственно вводимые
Павлом I.
Политическая сатира облечена Крыловым
в форму классицистической трагедии, что дает ему возможность пародировать этот
жанр. Отсюда и определение пьесы как «шутотрагедии». Образы в ней четко соотносятся
с персонажами «классической» трагедии. Таков прежде всего любовный треугольник,
представленный царевной Подщипой, князем Слюняем и наглым соперником Слюняя
— немецким принцем Трумфом. Написана пьеса александрийским стихом. Высокий строй
мыслей и страстей классической трагедии помогает высмеять ее героев. Царь Вакула
глуп и беспомощен. Его дочь Подщипа — обжора и неряха. Ее возлюбленный, князь
Слюняй — трус и хвастун. Немец Трумф — грубиян и невежда. Крылов пародирует
типично трагедийные сцены. Так, Подщипа призывает Слюняя покончить вместе с
ней жизнь самоубийством, но трусливый Слюняй под разными предлогами уклоняется
от ее предложения. Глупости правителей противопоставлена смекалка простых людей.
Находчивая цыганка избавляет Вакулу от Трумфа.
Литературная позиция
Крылов прошел длинный и сложный путь
формирования его как писателя. «Не скоро, — писал о нем Белинский, — сознал
он свое назначение и долго пробовал свои силы не на своем поприще». [5] Отношение Крылова к классицизму сложно, неоднозначно.
Он не принимает высоких жанров, которые кажутся ему ходульными, риторическими,
далекими от действительности. Отсюда пародийный характер многих его произведений.
В «Каибе» он высмеял оду и идиллию. В «Зрителе» поместил ряд пародийных похвальных
речей. В «Трумфе» осмеял классическую трагедию.
Наиболее органично дарование Крылова выразилось
в XVIII в. в журнальной сатире. И здесь он оказался
продолжателем традиций низких жанров классицизма — сатиры, комедии, басни, художественные
принципы которых распространяются во второй половине XVIII
в. на сатирическую прозу. Герои Крылова — Припрыжкины, Неотказы, Плуторезы,
Ослошиды, Дурсаны и Грабилеи задуманы как носители того или иного «порока».
Недостатки героев объясняются их «глупостью», «непросвещенностью». Сатирические
зарисовки «Почты духов» подготавливали переход Крылова к жанру басни. Прямолинейное
осуждение уступит там место тонкой иронии. Язык обогатится пословичными выражениями.
Образы приобретут бытовую и национальную окраску. Но это произойдет уже за пределами
XVIII в.
[1] Крылов Я. А. Полн. собр. соч.
/ Под ред. В. В. Каллаша. Пг., 1918. Т. 1. С. VI.
[2] Кочеткова Н. Д. Сатирическая
проза Крылова // Иван Андреевич Крылов. Проблемы творчества. Л., 1975. С.
81.
[3] Крылов И. А. Полн. собр. соч.
М., 1945. Т. 1. В дальнейшем ссылки на это издание приводятся в тексте.
[4] Разумовская М. В. «Почта духов»
И. А. Крылова и романы маркиза д'Аржана /Русская литература. 1978.
№ 1. С. 103.
[5] Белинский В. Г. Полн. собр.
соч. Т. 8. С. 579.
|