РАЗВИТИЕ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
И НАЧАЛО ЕГО КОРЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Вопросы и задания
1. Какими новыми жанрами обогатили журналы
Н. И. Новикова сатирическую литературу в России?
2. Установите на конкретных примерах связь между
просветительской идеологией и журнальной сатирой Новикова.
3. Приведите из журналов Новикова примеры светского
жаргона щеголей и щеголих XVIII в.
4. Познакомьтесь с журналом И. Д. Крылова «Почта
духов» и сатирическими, журналами Н. И. Новикова «Трутень» и «Живописец», а
также журналом Ф. А. Эмина «Адская почта». Сделайте из них выписки, свидетельствующие
о преемственности этих журналов.
5. Об авторстве «Отрывка путешествия в *И**Т**»
до сих пор ведутся споры. Изучите эту литературу. Чья точка зрения кажется вам
более убедительной? Попробуйте предложить свои доводы, сопоставив документальное
и художественное, реальное и условное в описании крестьянского быта у автора
«Отрывка...» и в «Письмах к Фалалею», а также в «Путешествии из Петербурга в
Москву».
6. В чем основные причины расцвета сатирической
журналистики в конце 60-х — начале 70-х годов? Мотивируйте свой ответ ссылками
на исторические факты из жизни русского общества.
7. Определите основные виды комического в журналах
Новикова. Как оно взаимодействует с дидактикой и морализированием? Выпишите
примеры, подтверждающие многообразие форм комического в жанровом, и в идейно-эмоциональном
плане.
8. Обозначьте ведущие моменты собственно литературной
полемики в журналах Новикова.
9. Какие связи между сатирической журналистикой
Новикова и процессами в западной литературе первой половины XVIII в. могут быть установлены?
10. Объясните возрастание роли бытового анекдота
и сказочной новеллы в массовой повествовательной литературе второй половины
XVIII в.
11. Каково соотношение отечественных и иностранных
источников в сатирических журналах Крылова?
12. Выпишите из текстов журнальных произведений
Крылова материалы, раскрывающие его отношение к сентиментализму. Выявите основные
виды пародий в этих текстах.
13. Какие новые жанры появляются в сатирической
журналистике Крылова? В чем вы видите жанровое своеобразие «философских» писем
Крылова в «Почте духов»?
14. Как повлияла поэтика сатирических журналов на повесть
Крылова «Каиб»?
15. Кого, как, с каких позиций пародирует Крылов
в «Каибе»?
16. Определите соотношение сказочных мотивов и «восточного
колорита» в повести Крылова «Каиб».
17. В чем заключается двуплановость пародии Крылова
в шутотрагедии «Трумф»? Укажите, какие трагедии Сумарокова и Княжнина он пародирует.
18. Какие новые стилистические приемы пародирования
использует Крылов в шутотрагедии «Трумф»?
19. В чем особенность расстановки персонажей в комедии
Фонвизина «Недоросль»? Как меняются их функции в процессе сюжетного развития?
Определите роль авторских ремарок и реплик персонажей в развитии сюжетных перипетий
«Недоросля».
20. Как проявляются в сюжетике «Недоросля» жанровые
тенденции психологической «серьезной» драмы и любовно-бытовой комедии?
21. Какова позиция современных ученых по вопросу
о художественном методе Фонвизина?
22. Укажите основные разногласия между Тредиаковским
и Херасковым в вопросе о содержании эпических поэм. Необходимые вам тексты приведены
в сб: Русская литературная критика XVIII века. Сост. В. И. Кулешов. М., 1978. С. 98 и 281.
23. Проследите историю развития героекомической
поэмы в русской литературе XVIII — начала XIX
в. Материал найдите в сб: Ироикомическая поэма / Сост. Б. В. Томашевский. Л.,
1933.
24. Какие художественные средства античных поэм
пародировал В. Майков в своем произведении «Елисей, или Раздраженный Вакх»?
25. Лучшие иллюстрации (64 рисунка) к поэме И. Ф.
Богдановича «Душенька» принадлежат художнику и граверу Ф. П. Толстому. Некоторые
из них вы найдете в сб: Русская поэзия XVIII века. М., 1972. В каком стиле исполнены эти рисунки?
26. Сравните стихотворение Державина «Памятник»
с одноименным стихотворением Пушкина. В чем между ними сходство и различие?
27. Сравните первую и вторую редакции стихотворения
Державина «Властителям и судиям». Какая из них лучше? Оба текста вы найдете
в кн.: Г. Р. Державин. Стихотворения. М., 1958. С. 41, 477.
28. Скульптору М. И. Козловскому принадлежит памятник
А. В. Суворову. Сравните работу Козловского со стихотворением Г. Р. Державина
«Снегирь» и сделайте соответствующие выводы.
29. Кто и как из государственных деятелей эпохи
Екатерины II изображен в оде Державина «Фелица»?
30. Как реализуется в творчестве Державина ансамблевый
принцип построения оды?
31. Какие новые формы выражения авторского начала
присущи стихотворениям Державина? Проследите эволюцию авторского начала в одах
Державина.
32. Определите особенности звукописи, цветописи
и ритмики в одной из од Державина.
33. В чем причины активизации «легкой поэзии» во
второй половине XVIII в.? Какова роль львовско-державинского
кружка в ее становлений и в последующем утверждении?
34. В чем существо поэтических «открытий» представителей
«легкой поэзии»? Определите жанровый состав поэзии Муравьева и Львова.
35. Как проявляются предромантические начала автобиографизма,
психологизма и субъективизма в «легкой поэзии»?
36. Какова роль поэтического эксперимента в практике
поэтов новой художественной ориентации? Приведите примеры таких экспериментов
в области ритмики, метрики, строфики, рифм, звукописи.
|