СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
Во второй половине XVIII
в. во многих европейских странах распространяется новое литературное направление,
получившее название сентиментализм. Его появление было вызвано глубоким кризисом,
который переживал феодально-абсолютистский режим. В сентиментальной литературе
нашло отражение настроение широких слоев европейского общества. По идейной направленности
сентиментализм — одно из явлений Просвещения. Антифеодальный пафос его произведений
особенно четко выражается в проповеди внесословной ценности человеческой личности.
Лучшими образцами сентиментальной литературы были признаны «Сентиментальное
путешествие по Франции и Италии» Стерна, «Векфилдский священник» Голдсмита,
«Юлия, или Новая Элоиза» Руссо, «Страдания юного Вертера» Гете.
В отличие от классицистов, сентименталисты
объявили высшей ценностью не государство, а человека, потребностям которого,
по их мнению, должны отвечать государственные законы и учреждения. Несправедливым
порядком феодального мира просветители-сентименталисты противопоставляли вечные
и разумные законы природы. В связи с этим природа выступает в их произведениях
не только как объект созерцания и любования, но и как высшее мерило всех ценностей,
в том числе и самого человека. «От природы, — писал Руссо, — люди не короли,
не вельможи, не богачи: все родятся нагими и бедными. Начните же изучение человеческой
природы с того, что действительно неразлучно с нею, что составляет суть человечества». Официальным учреждениям абсолютистского государства
сентименталисты противопоставили союзы, основанные на природных, родственных
отношениях или взаимных симпатиях: семью и дружбу. В семье они видели самую
прочную социальную ячейку, а в хорошем домашнем воспитании ребенка — залог его
будущих гражданских добродетелей. «Как будто любовь к ближнему, — недоумевал
Руссо, — не является началом той, которой он обязан по отношению к государству... Как будто доброго гражданина не образует добрый сын, добрый муж, добрый
отец». Следующей
ступенью формирования общественного поведения человека считалась дружба, в которой
главную роль играет сходство взглядов, вкусов, убеждений.
Первостепенное место в представлениях
сентименталистов занимают чувства, или, как говорили в России в XVIII в., чувствительность. От этого слова (по-французски sentiment)
получило название и само литературное направление. В отличие от классицизма,
философской основой которого был рационализм, сентиментализм опирался
на сенсуалистическую философию английского ученого Локка, объявившего отправной
точкой познания — ощущения. Чувствительность понимается сентименталистами не
только как орудие познания, но и как область эмоций, переживаний, как способность
отзываться на радости и страдания других людей, т. е. как основа
общественной солидарности. В Словаре Академии Российской, выпущенном в конце
XVIII в., слово «чувствительность» определялось как
«качество трогающегося человека несчастиями другого».
Как и любой дар природы, чувствительность нуждается
в воспитании и руководстве со стороны родителей и наставников. На чувствительность
влияет и положение человека в обществе. Люди, привыкшие заботиться и думать
не только о себе, но и о других, сохраняют и развивают природную чувствительность;
те, кто огражден богатством или знатностью от труда и обязанностей, быстро утрачивают
ее, становятся грубыми и жестокими.
Политическое устройство общества также
влияет на природу человека: деспотическое правление убивает в людях чувствительность,
ослабляет их солидарность, свободное общество благоприятствует формированию
социальных эмоций. Чувствительность, по учению просветителей-сенсуалистов,
— основа «страстей», волевых импульсов, побуждающих человека к различным, в
том числе и общественным, действиям. Поэтому в лучших произведениях сентиментализма
она — не прекраснодушие, не слезливость, а драгоценный дар природы, определяющий
его гражданские добродетели.
Чувствительность лежит в основе и творческого
метода писателей-сентименталистов. Классицисты типизировали моральные качества
людей, создавали обобщенные характеры ханжи, скупца, хвастуна и т. п. Их интересовал
не конкретный, реальный человек, а черты, присущие типу. Главную роль у них
играл абстрагирующий разум писателя, вычленяющий однотипные психологические
явления и воплощающий их в одном персонаже.
Творческий метод сентименталистов покоится
не на разуме, а на чувствах, на ощущениях, отражающих действительность в ее
единичных проявлениях. Их интересуют конкретные люди с индивидуальной судьбой.
В связи с этим в произведениях сентиментализма часто выступают реально существовавшие
лица, иногда даже с сохранением их имени. Это не лишает сентиментальных героев
типичности, поскольку их черты мыслятся как характерные для той среды, к которой
они принадлежат.
Герои в произведениях сентиментализма
четко делятся на положительных и отрицательных. Первые наделены природной чувствительностью.
Они отзывчивы, добры, сострадательны, способны к самопожертвованию, к высокой,
бескорыстной любви. Вторые — расчетливы, эгоистичны, высокомерны, педантичны,
жестоки. Носителями чувствительности, как правило, оказываются представители
демократических слоев общества: крестьяне, ремесленники, разночинцы, сельское
духовенство. Жестокосердием наделяются представители власти, дворяне, высшие
духовные чины. В этом распределении ролей с наибольшей очевидностью проявил
себя демократический, антифеодальный пафос сентиментализма.
Открытие сентименталистами нового вида
мироощущения было ступенью в поступательном движении литературного процесса.
Вместе с тем его проявление часто приобретало в произведениях сентименталистов
слишком внешний и даже гиперболизированный характер, выражалось в восклицаниях,
слезах, обмороках, самоубийствах. Для сентиментализма характерны, как правило,
прозаические жанры: повесть, роман (чаще всего эпистолярный) , дневник, «путешествие»,
т. е. путевые записки, помогающие раскрыть внутренний мир героев и самого автора.
В России сентиментализм зарождается
в 60е годы, но лучшие его произведения — «Путешествие из Петербурга в Москву»
Радищева, «Письма русского путешественника» и повести Карамзина — относятся
к последнему десятилетию XVIII в. Как и в других литературных направлениях, общность
творческого метода писателей не означает тождества их политических и социальных
взглядов, В русском сентиментализме можно выделить два течения: демократическое,
представленное творчеством А. Н. Радищева и близких к нему писателей — Н. С.
Смирнова и И. И. Мартынова, и более обширное по своему составу — дворянское,
видными деятелями которого были М. М. Херасков, М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев,
Н. М. Карамзин, П. Ю. Львов, Ю. А. Нелединский-Мелецкий, П. И. Шаликов.
В отличие от западноевропейского сентиментализма,
где основной общественный конфликт был представлен взаимоотношениями между третьим
сословием и аристократией, в русском сентиментализме героями-антагонистами стали
крепостной крестьянин и помещик-крепостник. Представители демократического течения,
сочувствуя крепостным крестьянам, настойчиво подчеркивают их нравственное превосходство
над крепостниками. В их произведениях чувствительности крестьян противопоставлено
душевное огрубение, жестокость помещиков. Сентименталисты-демократы не идеализируют
жизнь крестьян, не боятся показать ее антиэстетические подробности: грязь, нищету.
Чувствительность героев представлена здесь наиболее широко и разнообразно —
от умиления и радости до гнева и возмущения. Одним из ее проявлений может быть
суровое возмездие своим обидчикам.
Дворянские сентименталисты также говорят
о моральном превосходстве крестьян над помещиками, но факты насилия, бессердечия
и произвола крепостников представлены в их произведениях в виде исключения,
как своего рода заблуждение обидчика, ж чаще всего завершаются его чистосердечным
раскаянием. С большим удовольствием пишут они о добрых, гуманных помещиках,
о гармонических отношениях между ними и крестьянами. Дворянские сентименталисты
последовательно обходят грубые черты крестьянского быта. Отсюда известный налет
пасторальности на изображаемых ими деревенских сценах. Гамма чувствительности
героев здесь гораздо беднее, чем в демократическом сентиментализме. Сельские
жители, как правило, добры, любвеобильны, смиренны и послушны. И все же было
бы неправильно называть дворянский сентиментализм реакционным явлением. Главная
его цель — восстановить в глазах общества попранное человеческое достоинство
крепостного крестьянина, раскрыть его духовное богатство, изобразить семейные
и гражданские добродетели. И хотя писатели этого течения не отважились поставить
вопрос об отмене крепостного права, но их деятельность подготавливала общественное
мнение к разрешению этой задачи,
Русский сентиментализм прошел в своем
развитии четыре этапа, которые объединяет использование писателями-сентименталистами
одного и того же творческого метода, а разделяет разная степень его глубины
и совершенства. При этом наблюдается следующая закономерность: от первого этапа
к третьему творческий метод обогащается, на четвертом — оскудевает.
Границы первого этапа с 1760 по 1775 г. В 1760 г. появляется журнал
«Полезное увеселение», сплотивший вокруг себя молодых поэтов-сентименталистов
— А. А. Ржевского, С. Г. Домашнева, В. Д. Санковского, А. В. Нарышкина
и некоторых других. Во главе этой группы стоял М. М. Херасков. Продолжением
«Полезного увеселения» (1760-1762) были журналы «Свободные часы» (1763),
«Невинное упражнение» (1763) и «Доброе намерение» (1764). Прозаические
произведения этого периода представлены романом Ф. А. Эмина «Письма
Эрнеста и Доравры», «Дневником одной недели» А. Н. Радищева и «Утренниками
влюбленного» В. А. Лёвшина; драматические — «слезными» пьесами М. М.
Хераскова, В. И. Лукина.
|