ПРЕДКЛАССИЦИЗМ
Любовные вирши
Любовная лирика в допетровской Руси была представлена только фольклорной
песней. Реформы начала века благоприятствовали раскрепощению личности,
освобождению ее от церковной и домашней опеки. Общение молодых людей
на ассамблеях, свободное изъявление любовного чувства вызвали потребность
в интимной лирике. Распространение грамотности облегчало решение этой
задачи. Так, наряду с фольклорной песней создаются рукописные любовные
вирши, испытавшие влияние книжной европейской литературы. Любовные вирши
писались как силлабическими, так и тоническими стихами, заимствованными
из фольклора и немецкой поэзии. Любовные стихи сочиняли, например, адъютант
Петра I Виллим Монс, его секретарь Столетов и ряд других знатных лиц.
Авторами любовных произведений могли быть не только мужчины, но [и]
женщины. Большая часть любовных виршей осталась анонимной. Содержание
их, как правило, было минорным. Неизвестные поэты горестно жаловались
на мучительные страдания, которые им причиняет любовь, или на обстоятельства,
препятствующие соединению с любимым человеком. Художественные образы
черпались как из устной, так и книжной поэзии. Из античной мифологии
пришли Купида (т. е. Купидон), Фортуна, Венера. «Фортуна злая, что так
учиняешь, //Почто с милою меня разлучаешь»,[1]
— читаем в одном из стихотворений. «О коль велию радость аз есмь обретох:
//Купида венерину милость принесох»,[2] — говорится в другом произведении. Часто упоминаются «стрелы»,
пронзающие сердца любовников. Страдания, причиненные любовью, уподобляются
физическим мукам, сравниваются с «раной» или «язвой», сама же любовь
— с огнем, сжигающим «сердце» и даже «утробу» любящего. Все эти образы,
ставшие впоследствии литературными шаблонами, воспринимались тогда как
подлинно поэтическое открытие.
[1] Вирши: Силлабическая поэзия XVII-XVIII веков.
Л., 1935. С. 275.
[2] Там же. С. 279.
|