ПРЕДКЛАССИЦИЗМ
Реформы Петра I
История России XVIII в. открывается реформами Петра I. Преобразования,
проведенные им, были вызваны неотложными задачами, возникшими перед
Русским государством в конце XVII — начале XVIII в. Для торговых и оборонительных
целей Россия должна была выйти к ее естественным границам — к берегам
Балтийского и Черного морей. Между тем на западе и юге ей угрожали сильные
и опасные соседи: Швеция, Польша, Турция и Персия. Необходимо было в
кратчайший срок ликвидировать отставание от передовых европейских стран
в военной, экономической и культурной областях. Поэтому открывались
заводы, мануфактуры, строился флот, создавалась регулярная армия. Реорганизуется
и само государственное управление: вместо боярской думы и приказов учреждаются
Сенат и подчиненные ему коллегии.
По-новому решается вопрос о качествах, определяющих достоинство человека
и его место в обществе. Упраздняются боярские привилегии. Продвижение
по службе зависит теперь не от древности рода, а от личных заслуг
дворянина, от его ума, знаний, усердия. В 1722 г. была введена «табель
о рангах». Все чины, как гражданские, так и военные, были разделены
на 14 степеней, или рангов. Прохождение службы в обязательном для всех
порядке начиналось с низшего, 14-го ранга. Дальнейшее повышение в чинах
ставилось в прямую зависимость от личных успехов каждого. Не делал себе
поблажек и сам Петр, начавший службу с чина барабанщика и закончивший
ее в звании генералиссимуса.
Ряд мероприятий Петром I был проведен и в области церкви. В 1721 г.
патриаршество уничтожается. Вместо него создается духовная коллегия
— Святейший правительствующий синод. В состав синода было введено специальное
гражданское лицо — оберпрокурор. Тем самым церковь и ее действия оказались
в полной зависимости от правительства. Для четкого размежевания светской
и церковной литературы вводится гражданский шрифт, после чего старым
шрифтом печатались только богословские и богослужебные книги.
Коренные изменения произошли в области образования и науки. В допетровской
Руси просвещение носило сугубо церковный характер и было рассчитано
на подготовку духовенства и немногочисленных правительственных чиновников.
В начале XVIII в. картина резко меняется. Московское заиконоспасское
училище преобразуется в Славяно-греко-латинскую академию. Большое внимание
уделяется в ней изучению древних языков: греческого и латинского. Образование
в подавляющей массе учебных заведений отличается ярко выраженным светским
и даже профессиональным характером. Стране нужны были инженеры, врачи,
строители, мореплаватели. С этой целью в Москве в 1712 г. открывается
инженерная школа. Здесь же, при военном госпитале, создается первая
в России медицинская школа. В 1715 г. в Петербурге была организована
Морская академия. Во многих городах появляются «цифирные» школы. Для
нужд образования пишутся учебники. Магницкий и Копиевский были авторами
«Арифметик», Поликарпов — «Грамматики». Старое буквенное обозначение
чисел было заменено арабскими цифрами. Появляются буквари. Осуществляются
различные научные мероприятия. Для обследования природных богатств России
организуется специальная экспедиция. Составляются географические карты,
в том числе — Каспийского моря. Берингу поручается определить, есть
ли пролив между Азией и Америкой. По приказу Петра в Петербурге была
открыта Кунсткамера, где экспонировались минералы, старинное оружие,
одежда, посуда. Незадолго до смерти Петр составил проект организации
в России Академии наук, которая открылась уже после его смерти. Работать
и ней были приглашены иностранные, в основном немецкие, ученые. Для
подготовки отечественных кадров при Академии наук были созданы гимназия
и университет.
Новые веяния властно вторгались не только в государственную и научную
области, но и подчас насильственно в повседневную жизнь дворянства,
в его быт. Долгополая одежда сменяется кафтанами, сшитыми по европейской
моде. За ношение бороды устанавливался специальный налог. Разрушаются
домостроевские теремные порядки. Молодым женщинам и девушкам предписывается
появляться в обществе. Для этой цели в частных домах организовывали
так называемые ассамблеи, где встречались молодые люди обоего пола.
В главной комнате танцевали. В соседних помещениях играли в шахматы
и карты, курили трубки. Нормы поведения регламентировались специальным
«политесом», за нарушение которого полагались соответствующие наказания.
Издаются руководства, рассчитанные на воспитание правил хорошего тона.
Так, в книге «Юности честное зерцало» молодым людям давались многочисленные
советы: как следует вести себя с родителями, гостями, слугами, как полагается
сидеть за обеденным столом, пользоваться столовыми приборами и т. п.
В другом руководстве — «Приклады, како пишутся комплименты» собраны
образцы писем: официальных, интимных, поздравительных, «сожалетельных»
и иного содержания. С конца 1702 г. начинает выходить первая в России
газета «Ведомости», имевшая информационный и пропагандистский характер.
В кратких извещениях в ней сообщались сведения об очередных успехах
России в экономической, военной и дипломатической областях.
Новые веяния коснулись и изобразительного искусства. В Древней Руси
живопись была представлена только иконами, и лишь в XVII в. появляются
так называемые «парсуны», т. е. портреты. Совершенствуется техника живописи.
Темперную краску сменяет масляная, открывающая художникам неизмеримо
большие возможности. Появляются талантливые живописцы — А. Матвеев,
И. М. Никитин. По распоряжению Петра I Никитин был отправлен в Италию,
где обучался у лучших профессоров. Петр был доволен его успехами и писал,
что «есть и из нашего народа добрые мастеры»[1]. Кисти Никитина принадлежат портреты членов царской фамилии,
представителей русской аристократии. Ему же было заказано изображение
Петра I на смертном ложе. Кроме портретов Никитин написал две батальные
картины — изображение Полтавской и Куликовской битв.
Серьезные сдвиги происходят в архитектуре. Древнюю столицу Русского
государства Москву украсили церкви, соборы, монастыри. В новой столице
— Петербурге воздвигаются здания военного и административного назначения
— Петропавловская крепость, Адмиралтейство, здание двенадцати коллегий.
Светским характером отличается и музыка петровского времени: марши,
победно-патриотические «канты», танцевальные мелодии. Литература первой
трети XVIII в. — сложное, противоречивое явление. Возникшая на переломном
этане русской истории, она несет на себе отпечаток двух эпох с преобладанием
новых тенденций. С древнерусской литературой ее связывает рукописный
способ распространения и анонимный характер большинства произведений,
силлабическая система стихосложения, некоторые традиционные жанры: бытовая
повесть, школьная драма, панегирик, проповедь. Вместе с тем в этом пёстром,
неупорядоченном литературном материале формируются идеологические и
художественные явления, подготавливающие русский классицизм. Среди них
следует отметить четко выраженный государственный пафос многих произведений.
Мысль о государстве как высшей ценности настойчиво пропагандировалась
в это время в правительственных документах, распоряжениях и письмах
Петра I. Поведение человека определялось степенью его полезности обществу.
Художественная литература активно поддерживала эти идеи. Важное место
занимает в ней образ Петра I. О нем слагаются народные песни, ему посвящаются
школьные драмы, церковные проповеди. Так постепенно подготавливалась
характерная для классицизма тема просвещенного абсолютизма. Существенную
роль начинает играть в это время античная культура. Выходит перевод
басен Эзопа, печатаются с краткими пояснениями иллюстрации к «Метаморфозам»
Овидия, публикуется средневековая «История о разорении града Трои».
На сцене иностранного театра в Москве ставятся пьесы, героями которых
были Александр Македонский, Сципион Африканский, Юлий Цезарь. В 1725
г. выходит сочинение древнегреческого писателя Аполлодора «Библиотека,
или О богах», в котором содержался пересказ почти всех античных, мифологических
сюжетов. В 1705 г. в качестве одного из руководств для живописи и поэзии
была издана книга под названием «Symbola et emblemata», содержавшая
840 аллегорических картин — «символов» и афористических надписей к ним
— «эмблем». Впоследствии такого рода символикой будут широко пользоваться,
особенно в одах, писатели-классицисты.
[1] Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве
художников. Восемнадцатый век. М., 1952. С. 18.
|