ВВЕДЕНИЕ
Восемнадцатый век открывает новую страницу истории русской художественной
литературы. Изменения, происшедшие в ней буквально за несколько десятилетий,
можно сравнить по их важности с такими событиями, как появление письменности,
возникновение критического реализма. В литературном процессе всегда
имеют место две взаимосвязанные тенденции: преемственность и новаторство.
Каждая из них немыслима без другой, но соотношение между ними в разные
эпохи неодинаково. В XVIII в. потребовалось радикальное обновление всех
сфер общественной и духовной жизни, в том числе и литературы. Историческим
рубежом между старой и новой Россией были реформы. Петра I, затронувшие
самые разнообразные области политики русского государства, в том числе
и идеологическую сферу. Рождалась культура, резко отличавшаяся от предшествующей.
Семь с половиной веков древнерусской письменности создали произведения,
для которых высший авторитет заключался в религиозных верованиях и представлениях.
«Догматы церкви, — писал о средневековой идеологии Энгельс, — стали
одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили
во всяком случае силу закона... Это верховное господство богословия
во всех областях умственной деятельности было в то же время необходимым
следствием того положения, которое занимала церковь в качестве наиболее
общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя»[1].
Реформы Петра I подорвали авторитет церкви в политической жизни страны,
что, в свою очередь, отразилось на художественной литературе, которая
становилась сугубо светским искусством. На смену житиям, апокрифам,
проповедям, летописям и воинским повестям приходят ода, сатира, комедия,
трагедия, поэма, роман. Такого рода обновление почти всей жанровой системы
литературы свидетельствовало о глубоких изменениях и в самой общественной
мысли. Обмирщение сознания оказало свое влияние и на литературный язык,
его основой становится не церковнославянский, а русский. Церковнославянизмы
используются теперь как стилеобразующие средства преимущественно в так
называемых высоких жанрах. Новшества проникают и в область стихотворства.
На смену силлабике, унаследованной от XVII в., приходит новый тип стихосложения
— силлабо-тонический. В своих поисках русские писатели использовали
опыт и западноевропейских авторов. «Россия вошла в Европу, — писал Пушкин,
— как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек... Европейское
просвещение, причалило к берегам завоеванной Невы... Новая словесность,
плод новообразованного общества, скоро должна была родиться»[2].
Но это было не подражание, не копирование, а смелое, творческое освоение
чужого, светского наследия. Прогресс в искусстве, как и в науке, всегда
достигается в результате совместных усилий разных народов. Всякая изоляция
ведет к застою и отставанию. Обновление русской литературы протекало
интенсивно, стремительно. Путь от классицизма к романтизму, который
во Франции продолжался более чем полтора столетия, был проделан в России
за восемьдесят лет. Конечно, столь резкие изменения не могли сразу же
принести должные результаты.
В своем историческом развитии русская литература XVIII в. прошла три
этапа. Первый начинается в 1700 г. и продолжается до конца 20х годов.
В основном он совпадает с царствованием Петра I. Его можно назвать предклассицистическим.
Произведения этого периода отличаются большой жанровой и стилистической
пестротой и во многом еще связаны с предшествующим периодом. Еще не
был выработан ни общий творческий метод, ни стройная жанровая система,
но в нем уже вызревают основные идеологические предпосылки русского
классицизма: защита государственных интересов, прославление Петра I
как «просвещенного» монарха. Значительно усиливается в этот период интерес
к античной культуре, важной составной части новой художественной системы.
Следующий этап относится к 30-50-м годам XVIII в. Это время становления
русского классицизма. Его основоположники — Кантемир, Тредиаковский,
Ломоносов, Сумароков — целиком принадлежат восемнадцатому веку. Они
родились в Петровскую эпоху, с детства дышали ее воздухом и своим творчеством
стремятся защитить и утвердить Петровские реформы в годы, наступившие
после смерти Петра I. В литературе происходят радикальные преобразования.
Создаются новые классицистические жанры, реформируются литературный
язык и стихосложение, появляются теоретические трактаты, обосновывающие
эти нововведения. Но пока это еще только первые шаги русского классицизма.
Заключительный этап связан с завершающими четырьмя десятилетиями XVIII
в. В 60-90-е годы большую роль начинает играть просветительская идеология.
Под ее влиянием русский классицизм поднимается на новую ступень своего
идейного и художественного развития. Представителями второго поколения
русского классицизма стали Фонвизин, Державин, Княжнин, Капнист. Но
время расцвета классицизма было вместе с тем и временем начала его трансформации.
На той же просветительской основе параллельно классицизму в последнюю
треть XVIII в. складывается еще одно направление — сентиментализм. Оно
зарождается в 60-е и достигает своего апогея в 90-е годы в творчестве
Радищева и Карамзина.
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7.
С. 360-361.
[2] Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т.
М.; Л., 1951. Т. 7. С.307-308.
|