«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» (Продолжение)
Выше мы видели, что «Сказание о первоначальном распространении
христианства» не знало расположения материала по годам и не заботилось о точности
датировок событий [1]. На появление современных событиям
записей о них в приписках к «Сказанию» указывает точность датировок, которая
начинает проявляться с 60-х гг. XI в. С 1061 г. (то есть с года организации
Печерского монастыря) летопись начинает указывать даты событий — месяц, число,
иногда день недели. Такая точность свидетельствует о том, что к «Сказанию» уже
в самом начале 60-х гг. начинают прибавляться записи о текущих событиях. Появляется
забота о своевременном записывании фактов истории; «Сказание» продолжается,
и, по существу, возникает летопись с ее наиболее типичным признаком — породностью
записей. Под 1061 г. указан день поражения Всеволода Ярославича впервые напавшими
на Русь половцами — 2 февраля. Под 1066 г. отмечен день кончины Ростислава Владимировича
в Тмуторокани — 3 февраля. Под следующим, 1067 г. отмечены день битвы на Немиге
— 3 марта и захвата Всеслава Ярославичами — 10 июля. Под 1068 г. определен день
освобождения из поруба Всеслава — 15 сентября и день победы Святослава над половцами
— 1 ноября; под 1069 г. — день возвращения Изяслава в Киев — 2 мая. Начиная
с 1072 г. точные хронологические указания становятся все чаще.
Биография летописца Никона
дает основания понять точность этих дат: все датированные киевские события произошли
именно тогда, когда Никон был в Киеве, все же тмутороканские события, которые
отмечены точными датами, относятся ко времени пребывания Никона в Тмуторокани.
Никон отбыл в Тмуторокань
в первых числах февраля 1061 г. О поражении Всеволода 2 февраля Никон узнал
еще в Киеве. С февраля 1061 г. по февраль 1067 г. Никон вынужден был провести
в Тмуторокани. Показательно, что в летописных статьях 1062-1066 гг. почти вовсе
нет событий, которые относились бы к Киеву. Напротив, в них отмечены три события,
относящиеся к Тмуторокани. 3 февраля 1067 г. умер при нем от отравы Ростислав
Тмутороканский. В марте 1067 г. Никон был уже на Руси; вот почему в летописи
определенно отмечены события 3 марта (битва на Немиге) и 10 июля (захват Всеслава
Ярославичами), а затем точно отмечены события 1068, 1069 и последующих годов.
Точность датировок определенно
свидетельствует о том, что Никон придавал большое значение хронологии и строил
изложение событий, располагая их по годам. Эти годовые статьи ясно определяются
уже в летописном рассказе 60-х гг.
Причины этого перелома
в летописании заключаются в том, что Никон стоял на более высокой ступени исторического
сознания, чем автор «Сказания». Автор, кто бы он ни был, понимал исторический
процесс весьма ограниченно: в нем еще сильно чувствуется составитель церковных
житий, занятый благочестивыми размышлениями хотя бы и по поводу исторических
судеб целой страны. Он интересуется главным образом осмыслением фактов. Напротив
того, автор первой летописи понял свои задачи гораздо глубже. Он уже поднялся
до сознания необходимости точной хронологии и хронологического расположения
исторического материала. Для него существует ценность исторического факта самого
по себе и непрерывность исторического процесса.
Самая же форма погодных записей могла явиться у
Никона под влиянием пасхальных таблиц (то есть таблиц, указывающих даты празднования
пасхи в каждом году). В этих таблицах нередко делались краткие летописные отметки
(например, в пасхальной таблице в рукописи б. Синодальной библиотеки № 325 —
теперь в Государственном Историческом музее). На связь погодной формы изложения
в летописях с пасхальными таблицами было указано еще акад. М. И. Сухомлиновым
[2], отметившим и то, что именно от пасхальных таблиц могла произойти
и такая черта русских летописей, как встречающееся в них иногда обозначение
годов без описания событий. Например:
В лето 6519. Преставися
царица Володимеряя Анна.
В лето 6520.
В лето 6521.
В лето 6522. Ярославу
же сущу Новегороде.
Ср. в пасхальной таблице б. Синодальной библиотеки:
В лето 6805.
В лето 6806. Дмитрий родился.
В лето 6807.
В лето 6808.
В лето 6809.
В лето 6810. Борис преставися князь.
Итак, на основании вышеизложенного
можно думать, что Никон приступил к собиранию материала еще в начале 60-х гг.
XI в. Он продолжал собирать этот материал и в Тмуторокани, и
затем снова в Киеве. Замечательно, что Никон заносил в свою летопись не только
современные ему события, но и прошлые и восполнял
недостаток письменных материалов устными источниками. Так, например, только
Никон мог записать в свою летопись целый ряд тмутороканских событий, случившихся
как раз в те годы, когда Никон был в Тмуторокани. Таков рассказ Никона о борьбе
из-за Тмуторокани Ростислава Владимировича с Глебом Святославичем Черниговским;
таков рассказ об отравлении Ростислава греческим наместником («котопаном») и
о том, как затем жители Корсуни побили этого наместника камнями. Никон же воспользовался
в Тмуторокани и местным преданием: какими-то фольклорными данными о поединке
тмутороканского князя Мстислава Владимировича с косожским князем Редедею (эпизод
этот помнил впоследствии и автор «Слова о полку Игореве»), затем каким-то местным
рассказом о том, как хазары собирали с полян дань мечами и как старцы хазарские
увидели в этом недобрый знак: предвестие того, что когда-нибудь русские сами
будут собирать дань с хазар.
Использование фольклора Причерноморья привело Никона,
как догадывался В. Л. Комарович [3], и к переработке рассказа «Сказания
о крещении Руси». Никон ввел в свою летопись так называемую Корсунскую легенду,
рассказывавшую о взятии Корсуни Владимиром, о сватовстве Владимира и, наконец,
о крещении его именно в Корсуни (а не в Киеве или Василеве): «Се же, не сведуще
право, глаголютъ, яко крестился есть в Киеве, инии же реша в Василеве», — пишет
Никон («Повесть временных лет», 987 г.), опровергая версию своего предшественника
— составителя «Сказания о первоначальном распространении христианства». В этом
рассказе Никона есть ряд фольклорных мотивов, свидетельствующих об устном происхождении
легенды. По топографической точности легенда несомненно принадлежала Причерноморью.
В ней указаны детали устройства водопровода в Корсуни из колодца вне города;
указано место, где стояла церковь святого Василия, в которой крестился Владимир:
«в Корсуне граде... иде же торг деють корсуняне»; указано место, где стояла
палата Владимира: «с края церкви» Василия; о палатах Владимира отмечено, что
они сохраняются «и до сего дне» и т. д.
Чтобы внести Корсунскую
легенду в рассказ «Сказания», Никону пришлось прибегнуть к целому ряду искусственных
приемов, оттянувших крещение Владимира до корсунского похода.
Отмечу как ошибку попытку А. А. Шахматова
[4] и особенно М. Д. Приселкова [5] истолковать Корсунскую легенду
как греческий памфлет на Владимира. Действительно, при взятии Корсуни Владимир-язычник
бесчестит дочь корсунского князя на глазах родителей, отдает ее в жены своему
дружиннику, а затем убивает и корсунского князя, и княгиню; Владимир не сразу
исполняет свое обещание креститься, за что бог «наказывает» его слепотою, от
которой он исцеляется только при крещении. Но каковы бы ни были грехи Владимира-язычника,
они не могли ставиться с христианской точки зрения в укор Владимиру-христианину.
Наоборот, чем ниже был нравственный уровень Владимира до крещения, тем выше,
с точки зрения автора, становился его подвиг принятия христианства, тем резче
выступал происшедший в нем перелом, тем более величественным становился самый
акт крещения. Этим лишь подчеркивалась идея спасительности крещения. Не случайно
христианская литература настойчиво описывает случаи нравственного перелома,
которые приносило крещение (например, в житиях Константина Великого, с которым,
кстати, Владимир и сопоставлялся).
Никон встретился в Тмуторокани
с новгородцем Вышатой, рассказами которого воспользовался в своей летописи.
По-видимому, все новгородские известия «Повести временных лет», имеющиеся в
ней как раз до 1064 г. — года встречи Вышаты и Никона, — вставлены в летопись
именно Никоном на основании рассказов Вышаты. Неточные хронологически и несистематические,
они носят на себе все признаки устного происхождения.
Как утверждают А. А. Шахматов и М. Д. Приселков,
Никон ввел в свою летопись целый ряд сказаний о первых русских князьях. В рассказ
о крещении Ольги Никон ввел эпизод о состязании в хитрости Ольги с константинопольским
царем, затем рассказ о каком-то длительном стоянии Ольги в кораблях под Константинополем,
ввел героические эпизоды борьбы Святослава с греками
[6] и т.д. Можно думать, что все вообще рассказы о походах русских
на Константинополь были впервые введены в летопись именно Никоном. Они были
бы неуместны в повествовании «Сказания», где рассказывалось о крещении русских
от греков, но были понятны в летописи Никона, раздраженного попытками греков
установить греческую гегемонию на Руси. К тому же его снабжал своими рассказами
Вышата, возможно, ослепленный в плену греками вместе с другими русскими пленниками
[7] и, уж во всяком случае, порядочно раздраженный против них. Участник
последнего похода на Царьград, Вышата, конечно, слышал много рассказов о предшествующих
более удачных походах русских. Вот почему в летописи так подробно и красочно
рассказывалось о походах русских князей против Византии и ничего не сообщалось
о походах на восток и юго-восток, к берегам Каспийского моря, о которых мы знаем
из других источников.
Наконец, Никон поместил
в своей летописи ряд киевских известий и известий, касающихся истории Киево-Печерского
монастыря.
Соединив устные предания
— киевские, киево-печерские, северночерноморские, новгородские — с данными «Сказания
о первоначальном распространении христианства», Никон создал первую систематическую
историю русского народа. Именно он придал своему произведению ту форму погодного
изложения летописи, которая стала затем отчасти традиционной; именно он расположил
материал по годовым статьям и воспользовался многими особенностями формы устных
произведений, которые он так широко привлекал для восполнения недостатка письменных
источников по истории Руси.
Никон в значительной мере
был создателем самой формы летописного повествования, но он же сыграл огромную
роль и в формировании идейной стороны летописания.
Идеям «Сказания о первоначальном
распространении христианства» Никон придал публицистическую остроту. Идее равноправия
всех народов он придал ясно выраженную антигреческую направленность. С темпераментом
политического борца Никон полемически заострил историческое изложение, сделал
его откровенно тенденциозным, внес в него общественный размах и патриотический
подъем.
Идею «Сказания» о том, что Русская земля не нуждается
в греческой опеке, а имеет собственную славную христианскую историю, Никон продолжил
тем, что дал не только церковную историю Руси, но и ее светскую историю. Русь
не нуждается в опеке Византии ни церковной, ни государственной. Русский народ
имеет за собой много славных побед, в том числе и над самой Византией. Именно
с этой целью Никон ввел рассказы о походах русских князей на Царьград — Аскольда
и Дира, Олега, Игоря и Святослава. Никон ввел в летопись рассказ о хазарской
дани, характеристику Святослава и рассказ о его подвигах и т. д. Даже в истории
Киево-Печерского монастыря Никон подчеркнул те же стороны: Печерский монастырь
основался без помощи киевского митрополита-грека. Антоний нашел забытый в Византии
студитский устав, по которому и была организована жизнь монахов Печерского монастыря.
Под 1071 г. Никон дал обширное повествование о волхвах на основании рассказов
Вышаты, непосредственного участника борьбы с волхвами
[8]. И опять-таки, как и в предыдущих случаях, это было сделано
все с тою же антигреческою целью: Никон стремился доказать, что русские сами
способны бороться с язычеством.
Замечательна та настойчивость, с которой Никон подчеркивает
роль народа в обороне Русской земли. В рассказе о восстании киевлян 1068 г.
Никон приводит слова, сказанные киевлянами князю Изяславу, потерпевшему поражение
от половцев: «Дай, княже, оружье и кони, и еще бьемся с ними»
[9]. Эти слова по смыслу почти буквально совпадают с тем, что, по
рассказам Вышаты, говорили новгородцы Ярославу, потерпевшему поражение от Святополка
и Болеслава, запрещая ему бежать дальше за море: «Хочем ся и еще бити с Болеславом
и с Святополкомь» («Повесть временных лет», 1018 г.); или с тем, что говорили
новгородцы Ярославу на Ракоме при известии о тревожных событиях в Киеве: «Аще,
княже, братья наша исечена суть, можем по тобе бороти» («Повесть временных лет»,
1015 г.).
Точку зрения Печерского
монастыря выразил Никон и в своем осуждении княжеских распрей. Выше мы говорили
о том, что Киево-Печерский монастырь вмешивался в порядок наследования киевского
стола, требуя точного соблюдения принципа наследования по старшинству. Никон
вложил в уста умирающего Ярослава обращение к сыновьям, в котором он просит
их быть «в любви межю собою», потому что они «братья единого отца и матере»,
и не погубить «землю отець и дед своих, юже налезоша трудомь своимь великым».
Никон призывал русских князей «не преступати предела братня, ни сгонити» («Повесть
временных лет», 1054 г.). Нарушение этой заповеди Ярослава «и божьей» Никон
видел в событиях 1073 г., когда «дьявол» воздвиг «котору» (распрю) между братьями
и Святослав изгнал Изяслава из Киева. Это событие вставлено Никоном в раму всемирной
истории: так точно поступили потомки Хама, покусившись на землю Сима, так поступил
и Исав, нарушив «заповедь отца своего» («Повесть временных лет», 1073 г.).
Образцом идеи княжеского
«братолюбия» выставляет Никон и тех князей, которые пользовались его сочувствием.
Так, например, о тмутороканском князе Ростиславе Никон
замечает, что он ушел из Тмуторокани не из страха перед Святославом, но потому,
что не хотел «противу строеви (то есть стрыеви — дяди по отцу) своему оружья
взяти» («Повесть временных лет», 1064 г.). Образцом «братолюбия» выставляет
Никон и Мстислава Владимировича, также бывшего одно время тмутороканским князем.
Мстислав по-братски разделил с Ярославом Русскую землю. Несмотря на то, что
Мстислав победил Ярослава, он все же предлагает ему киевское княжение: «понеже
ты еси старейшей брат» («Повесть временных лет», 1024г.). Никон вставил рассказ
об ужасной смерти братоубийцы Святополка в пустыне «межю Ляхы и Чехы», которую
бог «сотворил» нарочно «на наказанье (то есть на поучение) князем русьскым»
(«Повесть временных лет», 1019 г.).
Можно думать, что на основании рассказов Вышаты
было вставлено Никоном в свою летопись и новгородско-изборско-белозерское предание
о призвании трех братьев-варягов. Вышата, живший в Новгороде, бывавший на Белоозере
(в 1064 г.) и, возможно, в Изборске, рассказывал Никону местные предания Изборска
о родоначальнике русских князей Труворе, затем новгородские предания о родоначальнике
русских князей Рюрике и белозерские — о родоначальнике князей Синеусе. Никон,
заинтересованный в проведении идеи братства князей, объединил все эти местные
предания утверждением, что Рюрик, Синеус и Трувор были братьями и были призваны
для того именно, чтобы прекратить местные раздоры
[10].
Такое объединение местных
преданий тем легче было сделать, что эпические предания о трех братьях — основателях
городов или родоначальниках правящей династии — были широко распространены и,
в частности, в Киеве, знавшем легенду об основании его Кием, Щеком и Хоривом.
После смерти братьев Рюрик
остается единственным властителем. Власть его переходит к сыну — Игорю. Игорь
— уже лицо историческое. Также историчен и другой князь — Олег. Но, чтобы не
создавать других династических линий, Никон отрицает княжеское достоинство Олега
и утверждает, что Олег был воеводой Игоря. Олег, правивший первоначально в Новгороде,
овладевает Киевом. Игорь провозглашает киевских князей Аскольда и Дира незаконными
захватчиками: «Вы неста князя, ни роду княжа, но аз есмь роду княжа» («Повесть
временных лет», 882 г.). Со свержением Аскольда и Дира на Руси установилась
единая княжеская власть Игоря, затем перешедшая к его роду. Таким образом, вновь
подчеркнуто единство княжеского рода.
Итак, мы видим, что сравнительно
с автором «Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси» Никон
стоит как историк значительно выше. К тому же он представляет более широкую
точку зрения на русскую историю. Автор «Сказания» выражал точку зрения Ярослава
и его ближайшего окружения. Никон, представитель Киево-Печерского монастыря,
выражал точку зрения господствующих классов киевского общества более широко.
Он сочувствует «кыянам», поднявшим восстание 1068 г., он вводит в свою летопись
народные предания — по преимуществу дружинные; не случайны его связи с Вышатой.
Точнее всего, Никона следует отнести к верхам городского общества, тесно связанным
с княжеской дружиной.
Все эти различия между
автором «Сказания» и Никоном говорят против гипотезы М. Д. Приселкова, отожествившего
Илариона и Никона. Перед нами — представители разных политических убеждений,
хотя и сходных в их отношении к грекам и в церковном вопросе.
Никон тем более замечателен
и значителен для нас, что именно ему принадлежит та форма изложения исторического материала по годам от «сотворения мира», которая столь
отлична от изложения истории в византийской хронографии и которая составляет
яркую отличительную особенность русского летописания. Никон — создатель жанра
летописи. Исторические записи до него велись в иной форме: в форме записей для
поминания в церкви, сказания о первоначальном распространении христианства,
прибавлений к различным произведениям и т. д.
Менее ясно, чем работа
Никона, выступает вся дальнейшая история Киево-Печерского летописания в XI в.
Не подлежит, однако, сомнению,
что заветы Никона по ведению летописания с общерусскою направленностью твердо
выполнялись. Никон сумел внушить в монастыре сознание важности летописной работы.
Забота о ведении летописания перешла из рук умершего Никона к монастырю в целом.
Мы увидим в дальнейшем, как сознание важности летописной работы распространяется
и за пределами монастырских стен, вызывая неоднократные вмешательства княжеской
власти в летописание. Авторитет летописи неуклонно растет во всех слоях киевского
общества.
Вновь и вновь, со все
возрастающей настойчивостью обращаются киево-печерские летописцы к идее единства
княжеского рода — единственного, с их точки зрения, связующего Русскую землю
политического устройства. Они требуют от князей активной борьбы с половцами
— далеких степных походов.
В особенно резкие отношения вступил монастырь с
князем Святополком (1093-1113 гг.) в начале его княжения. Киево-Печерский патерик
свидетельствует, что Святополк «много насилие людям сътвори», что он богатства
«многы отъим» (отнял) и тем самым ослабил русских: «и быша брани многы от половець,
к сим же и усобица бысть в та времена, глад крепок, и скудость велиа при всем
в Руской земли» [11]. Игумен Иоанн открыто обличил
Святополка «несытства ради, богатства и насилия ради»
[12]. Те же обличения Святополка в разорении людей и в отсутствии
крепкого отпора степи, в результате чего половцы укрепились «и много насильствующем
нам», встречаем мы и у составителя рассказа о чуде Бориса и Глеба, якобы освободивших
невинно заключенных Святополком [13].
Именно к этим первоначальным годам княжения Святополка,
отмеченным резкими конфликтами с ним Киево-Печерского монастыря
[14], относится составление нового печерского летописного свода,
названного А. А. Шахматовым Начальным. Его состав устанавливается А. А. Шахматовым,
как мы уже говорили, на основании новгородских летописей.
Начальный свод имел особое название: «Временник,
еже нарицается летописець рускых князь и како избра бог страну нашу на последнее
время, и гради почаша быти по местом [15]... и о статии
Киева, како въименовася Киев» [16]. За заглавием
следовало предисловие, содержание которого замечательно. Оно начинается с патриотических
высказываний летописца. Киев назван по имени Кия, подобно тому как Рим назван
по имени царя Рома, Антиохия по имени Антиоха, Селевкия по имени Селевка, а
Александрия по имени Александра. Промыслу божию было угодно, чтобы на месте,
где прежде приносили жертвы бесам, возникли златоверхие каменные церкви и монастыри,
наполненные черноризцами, проводящими время в молитвах. Если и мы, говорит автор
предисловия, прибегнем к святым церквам, то получим большую пользу душе и телу.
Автор предисловия пишет, что в его задачу входит рассказать о начале Русской
земли и о русских князьях — как и откуда они явились. Затем автор обращается
с просьбою к читателям с любовью внимать его рассказу о том, каковы были древние
русские князья и их мужи, как они обороняли Русскую землю и покоряли другие
страны. Противопоставляя тех князей нынешним, автор пишет: те князья не собирали
себе большого имения и не теснили людей вирами (денежными пенями) и продажами
(поборами). А дружина князя кормилась, воюя другие
страны, и не обращалась к князю с жалобой на то, что ей мало предложенного жалованья.
Автор предисловия приводит речи, с которыми обращались старые дружинники к своим
князьям. Они говорили: «Братие! Потягнем по своем князи и по Руской земли»,
а теперешние говорят: «Мало мне, княже, 200 гривен»
[17]. Старые не воскладали на своих жен золотых обручей, как нынешние,
а ходили жены их в серебряных. Те, старые, «расплодили» Русскую землю, теперь
же за наше «несытство» навел бог на нас поганых. Скот, села, богатства — все
взяли поганые, а мы злых своих дел не прекращаем. Далее следуют благочестивые
увещания.
Текст предисловия Начального
свода дошел до нас в новгородских летописях не в полном виде. Можно предполагать,
что в предисловии были пропущены упреки князьям за междоусобные войны и плохую
оборону Русской земли. Упреки эти были чрезвычайно существенны для Начального
свода, идеи которого воспроизводило предисловие, но они были невыгодны новгородцам
в XII в., когда это предисловие было пересажено в новгородскую
летопись и применено там в целях антикняжеской пропаганды. Новгород в XII
в. выигрывал от ослабления княжеской власти, но он существенно страдал от поборов,
конфискаций, вир и других тягот, которыми князья облагали население. Поэтому
новгородцы сохранили в предисловии упреки князьям в «несытстве», но устранили
все, что относилось к слабости князей: критику их междоусобий и плохой обороны
Русской земли. А что такая критика когда-то имелась в предисловии, видно из
заключительной части Начального свода. В нем под 1093 г. читались строки, во
многом повторявшие мысли предисловия
[18]. Читалось в заключении и проникновенное описание разорения
Русской земли от половцев. Отдельные элементы этого описания относятся к самым
трогательным строкам русской летописи; таково, например, описание мучений русских
в половецком плену [19].
Таким образом, Начальный
свод ставил себе публицистические задачи. Примером древних русских князей он
стремился исправить новых. Русская история рассматривалась как назидательное
и воспитывающее патриотизм чтение.
Такое же значение, какое имели для Никона рассказы
Вышаты, для составления Начального свода имели рассказы сына Вышаты — Яня, о
котором уже говорилось выше. Впервые приводит летописец сведения о Яне Вышатиче
под 1071 г. Он записывает со слов Яня об усмирении им восстания волхвов в Белозерье,
куда Янь прибыл от князя Святослава для сбора полюдья. К Святославу черниговскому
Янь, очевидно, попал на службу из Тмуторокани, пользуясь теми тесными связями,
которые существовали между Тмутороканью и Черниговом. Затем Янь появился в Киеве,
очевидно опять-таки в дружине Святослава, когда последний стал киевским князем.
Здесь, в Киеве, Янь достиг при Всеволоде поста тысяцкого («Повесть временных
лет», 1089 г.), но уже в конце правления Всеволода его положение стало непрочным:
он жалуется на то, что Всеволод стал «любить смысл уных» дружинников и отстранять
«первых» (то есть прежних), к которым принадлежал сам
[20]. При Святополке Янь был вовсе отставлен от политической деятельности,
примкнул к числу недовольных и делился с печерским летописцем своей досадой.
Чем так недовольны были
старые дружинники и почему Всеволод и Святополк отстранили Яна Вышатича? Ответ
на этот вопрос дает М. Д. Приселков: «Такое единомыслие в дружинном вопросе
двух князей, представителей двух враждебных ветвей княжеского дома, представителей
двух сменявших друг друга поколений, нельзя, конечно, отнести к личному капризу
их, как казалось это Яню, а проистекло из того, что условия жизни круто менялись
и новые условия требовали новых исполнителей. Легко догадаться, сопоставляя
этот факт с «Правдою» Ярославичей, что князья «Русской
земли» переходили от сборов полюдья и даней к феодальной эксплуатации, что,
конечно, существенно меняло весь строй жизни и князей и дружинников, из которых
«первые» не умели и не могли приспособиться к условиям новой жизни, упрекая
князей в том, что они «вирами и продажами» разоряют население, забыв о былых
покорениях чужих земель как лучшем средстве содержания себя и дружины.
Янь, как и все старики, срывал свой гнев на «юных»
дружинниках тем, что в рассказе о завещаниях дружины Святополка (1093 г.) делил
дружину (как, смягчая выражения Яня, записал летописец) на «смысленных» (т.
е. стариков) и «несмысленных» (т. е. новых дружинников)
[21].
Трижды ссылается печерский
летописец на речи «смысленных людей», состав которых определяется самим летописцем
так: «Янь и прочий». В уста этих «смысленных людей» летописец влагает совет
Святополку не выступать против половцев в одиночку, а только сообща, соединившись
с войском Владимира Мономаха. «Смысленные люди» говорили Святополку: «Не кушайся
противу им (не пытайся выступать против половцев), яко мало имаши вой». Но Святополк
отвечал: «Имею отрок своих 700, иже могуть противу им стати». Его поддержали
«несмысленные»: «пойди княже». Снова и снова настаивают «смысленные» на необходимости
соединенных военных усилий против степи: «Аще бы их пристроил и 8 тысячь, не
лихо то есть: наша земля оскудела есть от рати и от продажь. Но послися к брату
своему Володимеру (Мономаху), да бы ти помогл». «Смысленнии мужи», и между ними
Янь, обращаются к русским князьям с призывом: «Почто вы распря имата межи собою?
а погании губять землю Русьскую. Последи (потом) ся уладита, а ноне поидита
противу поганым, любо с миром, любо ратью».
Личное чувство раздраженных
своим отстранением от дел представителей старой дружины перерастает у них в
широкий протест общественного значения. Призывы «смысленных мужей» к согласованному
отпору степным кочевникам роднят заключительную часть Начального свода со «Словом
о полку Игореве». Именно это широкое общерусское содержание речей «смысленных
людей», и между ними в первую очередь, конечно, Яня, а не только личное чувство
обиженного, заставляло прислушиваться к их речам составителя Начального свода,
очевидно отбиравшего из «речей» Яня для своих записей лишь то, что имело широкий
общественный интерес, и опускавшего все то, что было продиктовано только личной
обидой. Этим умением отобрать материал, умением придать своей критике княжеских
раздоров и княжеской политики по отношению к степи характер широкого общественного
протеста, высокой оценкой русской истории в целом летописание Печерского монастыря
приобретало все больший и больший авторитет.
Святополк воспринял, очевидно,
составление Начального свода как политическое выступление монастыря против него
и в защиту его врага — Владимира Мономаха. Во всяком случае, игумен монастыря
Иван был сослан в Туров — город, где княжил Святополк до занятия им киевского
стола. Этот разрыв Святополка с монастырем продолжался до 1098 г.
В 1098 г. состоялось примирение Печерского монастыря
и Святополка. Как произошло это примирение и каковы были его причины — все это
еще далеко не выяснено. Во всяком случае, Святополк откликнулся на антигреческое
направление монастыря. Ему удалось ослабить формы греческой церковной гегемонии.
Он поддерживает русский культ князей Бориса и Глеба и добивается частичной [22] канонизации Феодосия Печерского.
Святополк сделал Печерский
монастырь своим княжим монастырем. Он имел обыкновение заходить в него перед
походами, приписывал свои победы заступничеству Феодосия Печерского и добился
для Печерского монастыря признания его архимандритией, то есть первым из других
монастырей, что давало монастырю некоторую независимость от киевской митрополии.
Наконец, что особенно важно, Святополк начинает поддерживать печерское летописание,
и княжеская поддержка поднимает авторитет печерских летописцев. Политическое
значение летописи хорошо осознавалось Святополком, и он сделал все, чтобы летопись
не походила более на антикняжеский свод 1093 г., а служила бы в первую очередь
его целям.
По-видимому, около 1113
г. в Печерском монастыре составляется новый памятник русского летописания —
«Повесть временных лет».
Выполнителем нового исторического труда явился,
по всей вероятности, монах Киево-Печерского монастыря — Нестор. В непосредственном
виде труд Нестора не сохранился. Он сохранился лишь в переделках и доработках
последующих редакторов. Эти редакторы, принадлежавшие к другой политической
ориентации и к другому, враждебному печерянам, монастырю, изъяли имя Нестора
из заглавия летописи. Но в одном из списков — так называемом Хлебниковском —
имя Нестора все-таки сохранилось: «Нестора, черноризца Федосьева монастыря Печерьского» [23]. Можно думать, что это не позднейшая вставка,
так как еще в XIII в. имя Нестора связывали с созданием «Повести
временных лет»: в своем послании к епископу Симону 1232 г. Поликарп в числе
прочих постриженников Печерского монастыря упоминает и Нестора, «иже написа
Летописець» [24].
Правда, признание Нестора
составителем «Повести временных лет» встречало в науке неоднократные возражения.
Исследователи ссылались на противоречия между отдельными сведениями, читающимися
в «Повести временных лет» о Киево-Печерском монастыре, и теми, которые даются
о том же монастыре в достоверно принадлежащих Нестору произведениях, в частности,
в Житии Феодосия. Однако противоречия эти отнюдь не могут свидетельствовать
против авторства Нестора: «Повесть временных лет», как доказывает А. А. Шахматов,
была составлена Нестором на 25 лет позднее Жития Феодосия, и противоречащие
в ней Житию Феодосия места не принадлежат Нестору: они находятся в ней в составе
той части, которая целиком была заимствована Нестором из предшествующего летописного
свода.
В пользу авторства Нестора следует привести и следующее
соображение; уже два ранних житийных произведения Нестора — «Чтение» о князьях
Борисе и Глебе и «Житие Феодосия Печерского» — характеризуют его как писателя,
склонного к большим историческим обобщениям и к тщательной проверке исторического
материала. Он называет лиц, со слов которых записаны им события или у которых
можно было бы проверить сообщаемые им сведения. В Житии Феодосия он ссылается
на свидетельство не только монахов своего Печерского монастыря — современников
Феодосия, но и на лиц сторонних: на черниговского игумена Павла, на выдубицкого
игумена Софрония, на боярина Гегуевича Здеслава и др. Характеризуя историческую
работу Нестора в Житии Феодосия, М. Д. Приселков писал: «Все произведение может
вызвать во внимательном читателе чувство удивления перед тем искусством автора,
с каким сшивает он этот ковер пестрых и отрывочных эпизодов жизни Феодосия в
связное и живое произведение, в котором соблюдены, однако, внутренняя хронология
и большая точность» [25].
Исключительный интерес
для выяснения исторических взглядов Нестора представляет собою его «Чтение»
о Борисе и Глебе. Так же, как и русская часть летописи Нестора, «Житие Бориса
и Глеба» вставлено Нестором в общеисторическую раму. В «Чтении» о Борисе и Глебе
Нестор проводит идею, близкую к концепции Илариона, но осложненную публицистическим
стремлением убедить князей прикончить губительные для русского народа усобицы.
История человеческого рода, с точки зрения Нестора,
есть история борьбы добра и зла. Дьявол, искони ненавидевший добро, соблазнил
Адама и Еву, и они были изгнаны из рая. По наущению дьявола потомки Адама и
Евы предались язычеству и стали поклоняться идолам. Бог послал пророков, но
люди «и тех не послушаша, нъ и тем досадиша, а инех побиша»
[26]. Тогда милосердный бог послал своего сына для спасения человечества,
и апостолы разнесли его учение по всем странам света. Но Русская земля осталась
без апостольского просвещения: бог хранил Русскую землю до последнего часа.
В этот последний час бог призвал Русскую землю. Князь Владимир просветил учением
Христа русский народ, крестившийся без сопротивления и ропота. Перед русским
народом стояла великая историческая миссия: как последний из призванных, он
должен был стать первым в историческом процессе. Но дьявол решил поразить Русскую
землю в самое сердце — в «корень» крестившего ее Владимира. Он воздвигает распрю
в семье Владимира, в которой среди многих сыновей, как «две звезде светле»,
сияли Борис и Глеб. По наущению дьявола брат Святополк убивает их. Однако безропотная
смерть Бориса и Глеба, оставшихся верными и покорными своему старшему брату
— убийце Святополку, разрушает замыслы дьявола. Борис и Глеб подали своею смертью
всем русским князьям пример братской любви и покорности. Их устами провозглашен
принцип старшинства: «Не отъиду, ни отбежю от места сего, ни пакы супротивлюся
брату своему, старейшому сущю», — говорит Борис; «Ни пакы смею противитися старейшому
брату», — вновь и вновь повторяет Борис
[27].
Таким образом, культу
Бориса и Глеба Нестором придано широчайшее историческое значение. С этим культом
связано торжество Русской земли над кознями дьявола, пытающегося посеять раздоры
среди князей. Распри князей, князей-братьев (русские князья — все потомки одного
родоначальника, Рюрика), — последняя надежда дьявола воспрепятствовать торжеству
добра в мире. Однако Борис и Глеб собственной смертью защитили Русскую землю
от покушений дьявола, подали спасительный пример всем русским князьям и после
смерти продолжают оказывать покровительство Русской земле.
Так идея братолюбия князей
и их «покорения» старшему в роде выдвигалась Нестором как центральное звено
исторических событий последних лет. Публицистические идеи печерских летописцев
были, таким образом, соединены Нестором в его «Чтении» с всемирно-исторической
концепцией первых официальных произведений времени Ярослава Мудрого. То же соединение
философско-исторической схемы, по которой Русской земле отводилось первое место,
с публицистическими тенденциями и страстной злободневностью было характерно
и для крупнейшего из произведений Нестора — «Повести временных лет».
[1] Отмечу, что аналогичным образом
из житийных материалов возникли и чешские хроники. См.: Кралик О. Повесть
временных лет и легенда Кристиана о святых Вячеславе и Людмиле // ТОДРЛ. Т.
XIX. 1963. С. 192 и др.
[2] Сухомлинов М. И. О древней русской
летописи как памятнике литературном // СОРЯС. Т. 85, № 1. СПб., 1908. С. 32
и след.
[3] См.: История русской литературы.
М.; Л., 1941. Т. 1. С. 271
[4] Шахматов А. А. Разыскания... С. 396.
[5] Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской
Руси X-XII
вв. С. 274 и след.
[6] См. об этом: Приселков М. Д. История
русского летописания XI-XV
вв. С. 33.
[7] Так догадывается об этом М. Д. Приселков.
// См.: Приселков М. Д. История русского летописания XI-XV вв. С. 18.
[8] См. подробнее: Приселков М. Д. История русского летописания
XI-XV вв. С. 33.
[9] Лаврентьевская летопись, 1068 г.
[10] В отличие от А. А. Шахматова, мы
полагаем, что новгородские известия «Повести временных лет», в том числе и
легенда о призвании варягов, восходят не к новгородскому своду 1050 г., где
новгородские записи были уже соединены с киевскими, а принадлежат рассказам
Вышаты, который сообщил Никону свои родовые предания, рассказы о походах русских
князей на Царьград, новгородские известия и легенду о призвании трех братьев-варягов
(Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов // Изв. ОРЯС. 1904, Т. IX, С. 284-365).
[11] См.: Абрамович Д. Киево-Печерський
патерик. С. 149.
[12] Там же.
[13] Успенский сборник XII в. Моск. Синод, библиотека, № 175/18;
теперь в Гос. Историческом музее. Сказание о Борисе и Глебе издано Бодянским
(ЧОИДР, 1870, кн. 1) и А. А. Шахматовым и П. А. Лавровым (Сборник XII в. Московского Успенского собора. Вып.
I // ЧОИДР, 1899, кн. 2). Новейшее издание: Успенский сборник
XII-XIII
вв. Изд. подгот. О. А. Князевская, В. Г. Демьянов, М. В. Ляпон. Под ред. С.
И. Коткова. М., 1971. С. 42-71.
[14] Ср.: например, конфликт на почве
продажи соли (см. в Киево-Печерском патерике рассказ о Прохоре Лебеднике).
[15] Дальнейшие слова, читающиеся теперь
в новгородских летописях — «прежде новгородьская власть и потом Киевьская»,
— считаю вставленными в Новгороде. Мысль эта была типична для Новгорода XII-XIII вв. В 1206 г. Всеволод III говорил: «а Новгород Великий старейшинство имать княженью
во всей Русьской земли» (Лаврентьевская летопись, 1206 г.).
[16] Софийская первая летопись // ПСРЛ.
Т. V, вып. 1. Л., 1925. С. 8.
[17] Софийская первая летопись //
Там же. С. 9.
[18] Ср. в заключении Начального свода:
«Да никто же дерзнеть реши, яко ненавидими богомь есмы! Да не будеть. Кого
бо тако бог любить, яко же ны взлюбил есть? Кого тако почел есть, яко же ны
прославил есть и възнесл? Никого же» («Повесть временных лет», 1093 г.); и
в предисловии: «Велик бо есть промысл божий, еже яви в последняя времяна:
куда же древле погании жряху бесомь на горах, тогда же ныне святыя церкви
стоят златоверхия, каменозданныя, и монастыреве, исполнени чернори-зець, беспрестани
славяще бога в молитвах, в бдениих, в постех, в слезах. Их же ради молитв
мир стоит» (Софийская первая летопись // Там же. С. 9).
[19] «Стражюще, печални, мучими, зимою
оцепляеми, в алчи, и в жажи, и в беде, опустневше лици, почерневше телесы;
незнаемою страною, языком испаленым, нази ходяще и боси, ногы имуще сбодены
терньем; со слезами отвещеваху друг к другу, глаголюще: «Аз бех сего города»,
и други: «Яз сея вси (села)»; тако съупрашаются со слезами, род свой поведающе
и въздышюче» («Повесть временных лет», 1093 г.).
[20] Приселков М. Д. История русского
летописания XI-XV
вв. С. 19.
[21] Приселков М. Д. История русского
летописания XI-XV
вв.
[22] Голубинский Е. История русской церкви. Т. I, ч. 2. М., 1904.
С. 389.
[23] След от старого заглавия «Повести
временных лет» с именем Нестора остался в Ипатьевской летописи и сходных с
нею списках, где нет имени Нестора, но сказано, что она принадлежит «черноризцу
Федосьева монастыря».
[24] См.: Абрамович Д. Киево-Печерський патерик. С. 126, 133.
[25] Приселков М. Д. Нестор летописец. С. 99.
[26] Памятники древнерусской литературы:
Жития... Бориса и Глеба. Под ред. Д. И. Абрамовича. Вып. 2. Пг., 1916. С.
2.
[27] Памятники древнерусской литературы.
С. 9, 10.
|