«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
Летописец сравнил книги с реками: «Се бо суть рекы,
напаяюще вселеную» («Повесть временных лет» под 1037 г.). Это сравнение
летописца как нельзя более подходит к самой летописи. Величавое и логическое
изложение летописью русской истории действительно может быть уподоблено торжественному
и могущественному течению большой русской реки. В этом течении летописного
повествования соединились многочисленные притоки — произведения разнообразных
жанров, слившиеся здесь в единое и величественное целое. Тут и предшествующие
летописи, и сказания, и устные рассказы, и исторические песни, созданные в
различной среде: дружинной, монастырской, княжеской, а порой ремесленной
и крестьянской. Из всех этих истоков — «исходищ мудрости» — родилась и «Повесть
временных лет» — создание многих авторов, произведение, отразившее в себе и
идеологию верхов феодального общества, и народные воззрения на русскую историю,
народные о ней думы и народные чаяния, произведение эпическое и лирическое одновременно
— своеобразное мужественное раздумье над историческими путями нашей родины.
Истоки «Повести временных
лет» в значительной степени определили и направление ее изложения. Мощное логически
стройное, проникнутое патриотическим подъемом повествование «Повести временных
лет» в своем неуклонном движении от прошлого к настоящему несло в себе широкое
осмысление политической действительности своего времени. «Повесть временных
лет» сама стала «исходишем мудрости» для последующих летописцев. С нее они начинали
свое изложение, ее идеи продолжали, в ее содержании видели в пору феодальной
раздробленности и «злой татарщины» живое свидетельство единства Русской земли.
«Повесть временных лет» — произведение родное для всякого русского человека.
Она повествует о начале Русской земли, о начале русского народа голосом далеких
и вместе с тем близких нам русских людей XI
— начала XII
в. К ее спокойному изложению мы не раз возвращаемся и всегда находим в нем новые
и новые, не замеченные нами прежде глубины содержания.
Высокие достоинства «Повести
временных лет» возникли на плодотворной почве русской культуры начала XII в., когда «Повесть временных лет» была создана. Эти высокие
достоинства были связаны с повышенным интересом к родной истории во всех слоях
общества Киевской Руси и с высокими качествами русского литературного языка,
оказавшегося способным выразить и тонкость отвлеченной мысли, и многочисленные
реальные понятия чрезвычайно усложнившейся в XI в. исторической действительности.
В самом деле, «Повесть
временных лет» принадлежит эпохе, в которой ясно определились характерные черты
феодализма, но еще живы были и старые традиции эпохи древнерусского государства.
Уже отчетливо деление общества на господствующую феодальную верхушку и закабаленные
низы городского и сельского населения, но еще живо воспоминание о патриархально-общинных
отношениях в рассказах о пирах Владимира, равно открытых для всех. Уже утрачено
политическое единство Русской земли, втянутой в процесс феодализации, уже обособились
Новгород, Полоцк, Галицко-Волынская земля, Смоленское и Владимиро-Суздальское
княжества, но еще действенно сознание единства Руси. Крепнут новые феодальные
полугосударства-княжества, но еще сохраняются традиции единой Киевской державы.
Русская культура уже развивается в областных границах, но еще не замкнута в
них. Еще чувствуется дыхание большого и жизнерадостного искусства в фресках
Георгиевского собора новгородского Юрьева монастыря, собора новгородского Антониева
монастыря, Николо-Дворищенского собора в Новгороде, а позднее — Кириллова монастыря
в Киеве, Мирожского монастыря в Пскове, Георгиевской церкви в Старой Ладоге,
в убранстве Мстиславова Евангелия и многое другое. Еще воздвигаются обширные
и светлые здания, типичные для Киевской державы. Еще не прошла резкая межа между
архитектурными формами Киева, Новгорода, Чернигова... Русская культура еще предстоит
нам во всем величии монументальности, типичной для конца X-XI
в.
Феодальная раздробленность
была неизбежным этапом исторического развития Руси. Начинавшийся с конца XI в. распад Киевского государства был связан с ростом его отдельных
частей, с развитием производительных сил на местах, с образованием новых областных
центров, городов, с подъемом активности городских масс населения. Этот процесс
политического дробления Киевского государства и роста областных центров имел
первостепенное значение в интенсивном культурном развитии Руси XII
века.
Сознание единства Руси
и общерусский размах идей, может быть, еще интенсивнее давали себя чувствовать
именно теперь, когда реальная социально-экономическая и политическая почва для
этого единства уходила из-под ног, когда могущественная держава Владимира отошла
уже в прошлое, хотя еще и сохранялось живое ощущение Русской земли как единого
целого. В этом соединении стремительного движения вперед с сохранением лучших
традиций прошлого — основа творческой мощи этого периода.
«Повесть временных лет»
отражает в своем содержании победу феодального общественного уклада над дофеодальным
— патриархально-общинным. Она создана в эпоху, когда феодальная культура была
явлением прогрессивным, молодым. Летописцы, соединившие свои усилия в создании
«Повести временных лет», несмотря на всю свою грусть по утрате былого единства
Руси, несмотря на весь свой гнев на начавшиеся раздоры князей, полны оптимизма,
они гордятся Русью — ее прошлым и будущим. Это достаточно отчетливо видно на
одном примере. Под 1093 г. летописец рассказывает об одном из самых ужасных
последствий феодальной раздробленности: нашествии половцев. Он дает яркую картину
страданий русских людей, угоняемых в плен половцами: «стражюще, печальни, мучими,
зимою оцепляеми, в алчи и в жажи и в беде, опустневше лици, почерневше телесы;
незнаемою страною, языком испаленым, нази (нагие) ходяще и боси, ноги имуще
сбодены тернием», пленники со слезами обращались друг к другу: «Аз бех сего
города», и другие: «Яз сея вси (деревни)». И сразу же после этой так искусно
выписанной им картины страданий русских летописец восклицает: «Да никто же дерзнеть
рещи, яко ненавидими богомесмы! Да не будеть! Кого бо тако бог любить, яко же
ны возлюбил есть? Кого тако почел есть, яко же ны прославил есть и възнесл?
Никого же!»
Оптимизм и патриотизм
«Повести временных лет» были проявлениями силы нового общественного уклада,
в котором еще не успели в полной мере сказаться печальные политические последствия
раздробленности Руси.
Письменной истории Руси
предшествовала ее устная история. Устная история Руси и впоследствии сопутствовала
письменной, питая ее живительными соками. Своим расцветом летопись непосредственнее
всего обязана этой неписаной истории Руси, хранителем которой был сам народ.
В самом деле, первые русские
летописцы, воссоздавая предшествующую им историю Руси, сумели собрать сведения
о прошлом Русской земли за несколько столетий. Они пишут о походах и о договорах,
об основании городов, дают живые характеристики князьям и рассказывают о расселении
племен. Следовательно, у летописцев были какие-то устные материалы об исторической
жизни народа в течение многих поколений. Вглядываясь в состав тех сведений,
которые сообщают летописцы, мы видим, что этим огромным историческим источником
был для них фольклор. И это не случайно. Исторические песни, предания и легенды
были той великой неписаной историей Русской земли, которая предшествовала летописанию.
В летописи, а также в
житиях и проповедях сохранены многочисленные остатки исторических преданий,
легенд и песен, которыми древнерусские книжники стремились восполнить недостаток
письменного материала по истории своей родины. Они-то и явились подлинной основой
для восстановления русской истории древнейшего периода. В них заключалось то
историческое самосознание народа, которое позволило вырасти русскому летописанию.
Многие из исторических
легенд зародились во времена большой давности. Мерцающий свет этих древнейших
исторических припоминаний, дошедших через столетия до первых русских летописцев,
свидетельствует о существовании в древнейшие времена на территории, занятой
восточнославянскими племенами, интереса к родной истории.
Столетия, непосредственно примыкающие к деятельности первых русских летописцев
— IX и X, — дали им несравненно больше исторического материала, заимствованного
из исторического фольклора, чем предшествующие. Нетрудно различить и
главные типы исторических произведений, использованных летописью. Их
несколько. Один из главнейших — местные легенды, связанные с урочищами,
могильниками, селами и городами всей великой русской равнины
[1].
Могильные насыпи издавна и у всех народов были связаны
с историческими преданиями. Высокие холмы, насыпавшиеся над могилами вождей,
сами по себе свидетельствовали о стремлении сохранить на многие поколения память
об умерших. Но, кроме того, память о погребенных поддерживалась тризнами, совершавшимися
на их курганах, культом, которым были окружены многие из могильных насыпей.
Естественно, что с ними связывались и различные сказания, жившие в окружающем
населении, пока существовали и самые насыпи. Число могильных холмов на территории
Древней Руси было особенно велико. Их было исключительно много в самом Киеве [2]. Со многими из них
были связаны предания, немаловажные для определения исторических судеб восточного
славянства. Недаром летописцы неоднократно ссылаются на могильные холмы как
на достоверных и правдивых свидетелей точности их исторического повествования.
Так, например, завоевание Киева Олегом было связано памятью с могилами Аскольда
и Дира; гибель Игоря — с его могилой «у Искоростеня града в Деревах»; легенда
о Вещем Олеге — с его могилой: «...есть же могила его и до сего дьне, словеть
могыла Ольгова»; смерть Олега Святославича связывалась с его могилой «у града
Вручего» (современного Овруча) и т. д. Обо всех этих могилах летописец замечает,
что они существуют и «до сего дьне», о многих из них он говорит, что они «словут»,
то есть связаны со славой погребенных в них князей. Однако с принятием христианства,
изменившего погребальный обычай, отменившего поминальные празднества, где вспоминались
деяния прошлого, могилы князей перестают быть центрами, к которым была прикреплена
историческая память о погребенных. Христианские могилы редко привлекают внимание
летописца.
Но не только с древними
могилами была соединена народная память о делах минувшего. Города и урочища
прочно хранили память о своем возникновении. Народная память в Новгороде и в
Ладоге связывала определенные места с Рюриком, в Изборске — с Трувором, в Белоозере
— с Синеусом. Местные по своему приурочению, эти предания говорили об общерусских
деятелях, о событиях общерусской истории. Сами по себе эти местные предания
охватывали единой сетью всю Русскую землю, объединяя и собирая ее историческое
прошлое. С княгиней Ольгой были связаны местными воспоминаниями многочисленные
урочища, села, погосты, перевесища (места, где ловились птицы) по Днепру и Десне.
В Пскове сохранились сани Ольги. «И ловища ея суть по всей земли и знаменья
и места и повосты» (погосты), — пишет летописец, отмечая общерусский характер
исторических преданий об Ольге.
Насколько обильными и
подробными были эти исторические воспоминания, показывает хотя бы та точная
топография древнего Киева, которую дает летописец, описывая времена, отстоящие
от него на целое столетие: «Бе бо тогда вода текущи въздоле горы Киевьския,
и на подольи не седяху людье, но на горе. Град же бе Киев, идеже есть ныне двор
Гордятин и Никифоров, а двор княжь бяше в городе, идеже есть ныне двор Воротиславль
и Чюдин, а перевесище бе вне града, и бе вне града двор другый, идеже есть двор
демьстиков за святою Богородицею; над горою двор теремный, бе бо ту терем камен».
Характерно, что наиболее
древние исторические воспоминания самым тесным образом связаны с языческим,
дохристианским культом предков, но чем ближе ко времени, когда уже пишут летописцы,
тем яснее выступают исторические припоминания сами по себе, тем четче выделяется
интерес к истории родной страны. Историческое самосознание народа становится
все более интенсивным, вводится в точные хронологические рамки.
Таким образом, на всем
пространстве Руси от Изборска, Ладоги и Белоозера и до северных берегов Черного
моря, до Корсуни, где показывали летописцу церковь, в которой крестился Владимир,
и до Тмуторокани хранилась историческая память об общерусских героях, о первых
русских князьях, «трудом» своим великим собиравших Русскую землю. Даже вне пределов
Руси, на далеком Дунае, летописец указывает город (Киевец), основанный Кием.
Местные по своему приурочению, но общерусские по своему содержанию, эти предания
свидетельствовали о широте исторического кругозора народа. В этих местных исторических
преданиях говорилось не только о Руси, но и о соседящих с нею народах и странах:
венгры, печенеги, греки, скандинавы, хазары, поляки, болгары, а с другой стороны
Царьград, Тмуторокань, Корсунь составляли тот широкий географический фон, на
котором развертывалось действие легенд, связанных с урочищами. Таким образом,
сама Русская земля с ее многочисленными городами, урочищами, селами, могильными
насыпями была как бы живою книгою ее неписаной истории.
«Повесть временных лет»,
сохранившая нам многие местные легенды, свидетельствует и о других формах устной
исторической памяти.
Внимательный анализ киевского
летописания показывает, что многие записи сделаны в нем на основании рассказов
двух лиц: Вышаты и его сына Яня Вышатича, участие которого в летописании прямо
отмечено под 1106 г.; под этим годом составитель «Повести временных лет» говорит
о Яне, о его смерти и отмечает: «От него же и аз многа словеса слышах, еже и
вписах в летописаньи семь, от него же слышах».
В самом деле, три поколения
летописцев были в дружественных отношениях с Вышатой и его сыном Янем на протяжении
1064-1106 гг.
Янь был сыном Вышаты; Вышата, как это отмечено в
«Повести временных лет» под 1064 г., был сыном новгородского посадника Остромира,
с именем которого связан древнейший из дошедших до нас памятников русской письменности
— знаменитое Остромирово Евангелие 1056-1057 гг. Остромир, как это было установлено
еще известным археологом Д. И. Прозоровским
[3], был сыном новгородского посадника Константина; Константин был
сыном новгородского посадника Добрыни — будущего героя русских былин Добрыни
Никитича. Судьба всех этих представителей рода Яня Вышатича отражена в летописи
на основании устных рассказов Вышаты и Яня.
Эти рассказы, неточные хронологически, как и все
устные припоминания, несут в себе следы сказочных мотивов и окрашены тенденциозной
мыслью: они героизируют этот род, подчеркивают его весомость в общем раскладе
сил Киевского государства, его близость к роду киевских князей
[4]. И Вышата, и Янь упорно говорили летописцам о тех мудрых советах,
какие давали их предки киевским князьям. Нежелание Святослава послушать совета
Свенельда — объехать днепровские пороги и пойти на Русь на конях — привело к
гибели Святослава; печенеги, подстерегавшие русских в этом опасном месте, напали
на Святослава, разбили его дружины и убили его самого. Владимир I Святославич неоднократно следовал советам Добрыни в своих
походах. Добрыня добивается для Владимира руки полоцкой княжны Рогнеды. Слушая
советы сына Добрыни Константина, Ярослав получил киевский стол. Когда Ярослав,
разбитый Святополком и польским королем Болеславом, прибежал в Новгород и собирался
отсюда бежать дальше за море, посадник Константин, сын Добрыни и дед Вышаты,
рассек с новгородцами ладьи Ярослава, заявив: «Хочем ся и еще бити с Болеславом
и с Святополкомь». Новгородцы во главе с Константином собрали деньги на дружину,
и Ярослав разбил Святополка и Болеслава. Как Владимир был обязан княжением Добрыне,
так Ярослав был обязан киевским столом его сыну Константину.
В рассказах Вышаты и Яня
Вышатича о собственных подвигах опять-таки присутствует та же «родовая» тенденция.
Так, например, в рассказе «Повести временных лет» о последнем походе русских
на Царьград в 1043 г. сделаны вставки. Можно считать достоверным, что эти вставки
были сделаны на основании рассказов Вышаты или Яня Вышатича. В этих вставках
подчеркнуто воеводство Вышаты, причем так, точно Вышате принадлежало главное
воеводство, хотя перед этим в рассказе предшествовавшего «Повести временных
лет» Начального свода (о нем ниже) воеводой значился Иван Творимирич.
И Вышата, и Янь рассказывали,
кроме того, летописцам о своей борьбе с волхвами, о сборе полюдья в Белозерской
крае (1071 г.).
В деятельности решительно
всех представителей рода Вышаты и Яня отмечаются их дальние походы, их сборы
даней и полюдья, что должно было служить косвенным упреком современным им князьям,
которые не думают о сборе дани с соседних народов, предпочитая «вирами и продажами»
разорять собственное население. О сборах дани с волжских болгар рассказывается
в летописных статьях о Добрыне. В собственной деятельности Вышата и Янь отмечают
именно эти далекие походы, участниками которых они были: на Константинополь
(Вышата), за сбором полюдья в Белозерье (Янь)
Предания о роде Яня Вышатича
и Вышаты были известны не только в узких пределах этого рода. Они получили широкое
распространение.
Уже в 1128 г., через двадцать два года после смерти Яня, летописец привлек
исторические предания о Добрыне для объяснения родовой вражды полоцких
князей Рогволодовичей с Ярославичами. Изложив под этим годом некоторые
события в Полоцком княжестве, летописец переходит к изложению предания
о Владимире I Святославиче и Рогнеде, в котором в активной роли выступает
и Добрыня. Историческое предание это летописец передает уже не со слов
какого-либо представителя рода Добрыни, а как народную молву. На это
прямо указывают первые же слова рассказа: «О сих же Всеславичих сице
есть, яко сказаша ведущий преж». Далее летописец рассказывает, как Владимир,
княживший еще в Новгороде, послал своего воеводу Добрыню к Рогволоду
просить руки его дочери Рогнеды. Рогнеда не пожелала выходить замуж
за «робичича», — сына рабыни Малуши («она же рече: „Не хочю розути робичича”»).
Владимир гневается и жалуется Добрыне. Добрыня же, «исполнися ярости»,
идет походом на Полоцк, берет город приступом, а Рогволода, жену его
и дочь уводит в плен. Владимир убивает Рогволода и женится на Рогнеде,
назвав ее Гориславой. Дальше сообщается легендарная история ссоры Владимира
и Рогнеды, во время которой малолетний сын их Изяслав вступается за
мать с мечом в руках.
Приведя это историческое
предание о Владимире и Рогнеде-Гориславе, летописец замечает: «И оттоле мечь
взимають Роговоложи внуци противу Ярославлим внуком», мотивируя тем самым вставку
в летописный текст народного сказания.
Ряд признаков заставляет
предполагать, что эти родовые предания не были единичными. Князья постоянно
вспоминали отцов и дедов своих, в широкой степени считаясь с родовыми традициями,
с родовой преемственностью, с правами своего рода. Когда, например, в 1097 г.
Давыд и Олег Святославичи узнали об ослеплении Василька Теребовльского, оба
они «печална быста велми» и сказали: «Сего не было в роде нашем».
Еще одним видом устной
исторической памяти, отраженной в «Повести временных лет», была дружинная поэзия.
Дружинная среда, окружавшая
русских князей, прочнее всего сохраняла память о военных подвигах прошлого.
Она была хранительницей своих дружинных традиций. Именно поэтому Святослав не
решается нарушить заветы старины и принять крещение. Святослав говорит своей
матери Ольге, предлагавшей ему креститься: «Дружина смеятися начнут».
«Повесть временных лет»
сохранила нам от допись-менного периода Руси содержание нескольких героических
преданий именно этой дружинной поэзии. Их основной темой были смелые походы
русских дружин на главный и богатейший центр тогдашней Европы — Константинополь.
Необычайно дерзкие походы русских создали особенно благоприятные условия для
расцвета героической песни. Отголоски этой дружинной поэзии звучат в летописных
рассказах о походах на Царьград Аскольда и Дира, Олега, Игоря, Святослава. Они
присутствуют в рассказе о том, как Олег повелел своим воинам сделать колеса
и поставить на них корабли. С попутным ветром корабли развернули паруса и с
поля подошли к Царьграду. Испуганные греки предложили мир и дань. Дружинные
песни рассказывали о том, как Вещий Олег отказался принять под стенами Царьграда
предложенные ему в знак мира яства и вина, которыми греки собирались его отравить.
Остатки дружинных песен об Олеге можно видеть в рассказе «Повести временных
лет» о щите, который Олег прибил над вратами Царьграда, «показуя победу». Наконец,
и предание о смерти Олега от любимого коня через песни перешло в летопись и
распространилось по всей Северной Европе, в местных преданиях Ладоги и в скандинавских
сагах.
Отголосками дружинных
песен явились и рассказы летописи о знаменитых пирах Владимира Святославича.
Воспоминания об этих пирах, для которых варилось по 300 провар меду, на которых
было «множество от мяс, от скота и от зверины», сохранились в современных былинах.
Сознание дружиной своей силы и значения отчетливо выражено в летописном описании
одного из пиров, составленном летописцем также, очевидно, на основании дружинной
песни. Дружина ропщет на князя за то, что ей приходится есть деревянными ложками,
а не серебряными. Более всего на свете любя свою дружину, Владимир, согласно
этому дружинному преданию, приказал исковать ей серебряные ложки. «Сребромь
и златом не имам налести дружины, — говорит Владимир, — а дружиною налезу сребро
и злато, якоже дед мой и отець мой доискася дружиною злата и сребра».
Особенно рельефна в «Повести
временных лет» созданная на основе дружинных песен характеристика бесстрашного
князя Святослава, всю свою недолгую жизнь проведшего в далеких походах. «Князю
Святославу възрастъшю и възмужавшю, нача вой совкупляти многи и храбры, и легъко
ходя, аки пардус (как гепард) войны многи творяше. Ходя, воз по себе не возяше,
ни котьла, ни мяс варя, но потонку изрезав конину ли, зверину ли, или говядину
на углех испек ядяше, ни шатра имяше, но подъклад постлав и седло в головах;
тако же и прочий вой его вси бяху. И посылаше к странам, глаголя: „Хочю на вы
ити”». Когда побежденные им греки, желая испытать его, прислали ему многочисленные
дары — золото и знаменитые византийские паволоки, Святослав не взглянул на них,
приказав отрокам спрятать принесенное. Когда же греки принесли Святославу меч
и иное оружие, Святослав принял их в свои руки, ласкал, хвалил и просил приветствовать
византийского царя, пославшего ему их. Греческие послы ужаснулись воинственности
Святослава и, вернувшись к царю, сказали: «Лют се мужь хочеть быти, яко именья
не брежеть, а оружье емлеть. Имися по дань». И послал царь своих послов к Святославу,
говоря: «Не ходи к граду, возми дань еже хощеши».
Сходный рассказ, подчеркивающий
воинственность русских, передает летописец и о полянах. Когда хазары обложили
полян данью, поляне выплатили ее оружием: по мечу от дыма. Хазары отнесли эту
дань своему князю, и старцы хазарские ужаснулись воинственности русских: «Не
добра дань, княже! Мы ся доискахомь оружьемь одиною стороною, рекше саблями,
а сих оружье обоюду остро, рекше мечь. Си имуть имати дань на нас и на инех
странах».
Таким образом, дружинная
поэзия дописьменной Руси была поэзией высокого патриотического пафоса. Именно
это делало поэзию дружинников одновременно поэзией народной. Дружина русских
князей была дружиной русской по своему патриотическому сознанию.
Можно было бы привести еще и другие формы исторического
эпоса, послужившего основой создания «Повести временных лет», например своеобразные
сказы, обладавшие диалогической формой
[5]. Нет нужды стремиться исчерпать все формы устной исторической
памяти народа. Необходимо подчеркнуть, однако, что летопись пользовалась устной
народной исторической памятью не только как историческим источником. «Повесть
временных лет» во многом черпала отсюда же свои идеи, самое освещение прошлого
Русской земли.
В самом деле, уже из того,
что было приведено выше, ясно, что народная память об исторических событиях
и исторических лицах не была безразличной и «механической». Факты русской истории
не преподносились в историческом эпосе «россыпью», вне их взаимной связи друг
с другом. Воспоминания о событиях русской истории в русском народе носили героический
характер и были связаны общим, единым представлением о славном начале русской
истории.
Замечательные слова об
исторических знаниях Древней Руси находим мы у Кирилла Туровского (русского
писателя XII в.). Кирилл различает два типа хранителей исторической
памяти — летописцев и песнотворцев, следовательно, творцов истории письменной
и творцов истории устной, но у обоих находит одну и ту же цель их деятельности
как историков: прославление героев и по преимуществу их военных подвигов. Кирилл
предлагает прославлять «героев» церковных так же, как воспевает народ своих
героев светских: «...историци и ветия, рекше летописьци и пес-нотворци, прикланяють
своя слухи к бывшая межю цесари рати и въпълчения, да украсять словесы и възвеличать
мужьствовавъшая крепко по своемь цесари и не давъших в брани плещю врагом (то
есть не показавших врагам спину.— Д. Л.), и тех славяще похвалами
венчають...» [6]
В летописи мы находим
многочисленные свидетельства существования в самом народе живых представлений
о героическом прошлом Русской земли.
В 1097 г. киевляне послали к Владимиру Мономаху со словами:
«Молимся, княже, тобе и братома твоима, не мозете погубити Русьскые земли. Аще
бо възмете рать межю собою, погании имуть радоватися, и возьмуть землю нашю,
иже беша стяжали отци ваши и деди ваши трудом великим и храбрьством, побарающе
по Русьскей земли, ины земли приискываху, а вы хочете погубити землю Русьскую».
Исторические события больше чем через столетия могли
вспоминаться народом с такими деталями, которые свидетельствуют о наличии подобных
устных сказаний или песен о них. Так, например, перед Липицкой битвой 1216 г.
новгородцы говорили Мстиславу Мстиславичу Удалому: «Къняже! Не хочем измерети
на коних, нъ яко отчи (отцы) наши билися на Кулачьскей пеши»
[7]. Битва на реке Кулачьце или Колакше произошла в 1096 г. за сто
двадцать лет до Липицкой битвы. Перед тем, как вступить в сражение на Колакше,
новгородцы сошли с коней и затем выступили против Олега Святославича в пешем
строю. Следовательно, в Новгороде в течение ста двадцати лет народная память
удерживала такую, казалось бы, мелкую деталь Колакшской битвы. Почему-то она
привлекла внимание в начале XII
в. и составителя «Повести временных лет», записавшего о ней: «Мстислав же перешед
пожар с новгородци, и сседоша с коней новгородци, и сступишася на Кулачьце».
Думается, что народная измять не случайно удержала эту живую подробность. В
ней отразилась удаль новгородцев и, следовательно, героическое прошлое Новгорода.
Этот особый характер народной
памяти, отмечавшей прежде всего все героическое в прошлом, придал и первой русской
летописи оттенок героичности и эпичности. Начало русской истории было для летописца
напоено героизмом. Хвала и прославление отчетливо дают себя чувствовать в изображении
первых русских князей — Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира. Напротив
того, обращаясь к князьям — своим современникам, летописец уже не воздает им
хвалы, он нередко противопоставляет им прежних князей. Тем самым героическое
отношение к прошлому превращается под пером летописца в поучительное по отношению
к современности.
Это героическое и учительное
одновременно значение русской истории прямо подчеркнуто, и в тех же выражениях,
что и у киевлян в 1097 г., в предисловии к Начальному своду, предшествовавшему
«Повести временных лет» (см. о нем ниже): «Вас молю, стадо Христово: «С любовию
приклоните ушеса ваша разумно! Како быша древний князя и мужи их. И како отбараняху
Руския земля и иныя страны приимаху под ся: тии бо князи не сбирааху много имения
ни творимых вир (произвольных штрафов); ни продажь (поборов) въскладааху на
люди. Но оже будяаше правая вира, а ту взимааше и дружине на оружие дая». А
дружина его кормяахуся, воюючи иныя страны, бьющеся: «Братие! Потягнем по своемь
князи и по Руской земли». Не жадаху: «Мало мне, княже, 200 гривен!» Не кладяаху
на свои жены золотых обручей, но хожааху жены их в сребре. И росплодили были
землю Рускую...»
Так из устной народной
истории Русской земли летопись заимствует не только факты, но и освещение этих
фактов, заимствует общее представление о русской истории, ставя эти представления
на службу политическим задачам современности.
Ниже мы увидим, что летопись
пошла дальше этих устных представлений о русской истории. Летопись отмечала
не только «славные», героические события, не только фиксировала прошлое, выбирая
из него все примечательное, занимательно-героическое, — она рассказывала о движении
исторических событий, о начале Русской земли, племен, городов, языка, письменности,
княжеского рода, поднимаясь тем самым над устным народным историческим эпосом
X-XI
вв. на новую, высшую ступень исторического сознания.
Но летопись описывала
не только события отдаленного прошлого. Летописец заносил в свою летопись и
события еще не остывшего настоящего, отражая в своих записях не только размышления
историка, но и впечатления современника. Чем дальше, тем больше летописец становился
историком своего настоящего, передавая в летописи общественное мнение своей
среды.
Его политических воззрений
мы коснемся ниже, сейчас же отметим, что в XI-XII
вв. жило историческое отношение не только к событиям прошлого, но и к событиям
современности. И это историческое отношение не было достоянием одних летописцев.
Можно смело сказать, что вся деятельность русских князей и воинов проходила
в обстановке общественных и исторических откликов на нее современников и потомков.
Князья постоянно считаются с тем, как на их деятельность взглянут современники
и потомки, как будут оценены их поступки. Князья стремятся «поревновать» своим
отцам и дедам, «добрые славы добыта», ищут себе «чести и славы».
Существенное значение для летописи имеют при этом
самые представления о том, что считалось в те времена достойным этой «чести»
и «славы». «Ищут славы» и достойны ее в глазах современников по преимуществу
ратники, воины. «Славу» поют князьям по возвращении из победоносных походов.
Тогда народ выходит навстречу князьям и поет славу им перед воротами города.
«Славы» не «ищут» лица духовные, представители церкви, ее и не поют им, но наряду
с князьями ее могут получить и рядовые ратники
[8].
Вот почему летопись до
краев наполнена звоном военной славы. Эта военная слава отражена в летописи
по преимуществу на основании народного эпоса — возможно, тех самых «прославлений»,
которые пелись князьям при их возвращении из победоносного похода (как Александру
Невскому, Даниилу Галицкому и др.), при поставлении на стол (как Всеславу Полоцкому
в 1068 г.) или на пирах.
Важно при этом отметить,
что «ареал» этой славы не мыслится замкнутым только в пределах Русской земли.
Слава князя — не только его личная слава, но также и слава всей Русской земли,
если деятельность князя направлена на пользу Русской земле. Эта патриотическая
точка зрения, с которой рассматриваются героические подвиги князей, свидетельствует
и о высоком историческом сознании.
О славе русских князей говорит митрополит Иларион в своем «Слове о Законе
и Благодати»: «...не в худе бо и не в неведоме земли владычьствоваша,
— обращается Иларион к Владимиру, — но в Руське, яже ведома и слышима
есть всеми четырьми конци земли» [9].
О той же всесветной славе
говорят и летописцы под разными годами. Под 1111 г. в Ипатьевской летописи говорится
о возвращении Владимира Мономаха из победоносного похода на Дон: «...възъвратишася
русьстии князи в свояси с славою великою к своим людем; и ко всим странам, далним,
рекуше к Греком и Угром (венграм), и Ляхом (полякам), и Чехом, дондеже и до
Рима пройде на славу богу, всегда и ныня и присно во веки, аминь».
Эта же всесветная слава
Мономаха вспоминается и в некрологической характеристике, помещенной в Лаврентьевской
летописи под 1125 г. Умер Мономах, говорится там, «прослувый в победах, его
имене трепетаху все страны и по всем землям изыде слух его».
О той же мировой славе русских побед говорит и «Житие
Александра Невского»: «И оттоле прослыся имя святаго во всех странах Латынских
и до моря Хупужьскаго и гор Араратских и обону страну моря Варяжскаго, даж и
до самого того великаго Рима» [10].
Нельзя думать, что перед
нами бессознательный трафарет исторической литературы (в «Слове» Илариона, в
летописи, в «Житии Александра Невского»). Об этой всесветной русской чести и
славе говорят князья дружине и князья между собой. Это понятие было не только
в литературе — оно было в самой жизни и именно из жизни, из действительности
проникло и в летопись, и в «Слово» Илариона, и в «Житие Александра Невского»,
и в «Слово о погибели», и многие другие произведения русской литературы.
В 1152 г. Изяслав Мстиславич говорил своей дружине: «Братья и дружино! Бог
всегда Рускы земле и руских сынов в безчестьи не положил есть; на всих
местех честь свою взимали суть. Ныне же, братье, ревнуимы тому вси,
у сих землях и перед чюжими языкы (народами. — Д. Л.) дай
ны бог честь свою взяти» (Ипатьевская летопись). Под 1170 г. Мстиславу
Изяславичу говорили его братья: «Тако буди, то есть нам на честь и всее
Рускей земли». Эти слова не придуманы летописцем. Летописцы относительно
точно передавали в своих летописях действительно произнесенные речи.
Следовательно, в самой жизни было отчетливое представление о славе и
чести Русской земли среди других стран мира. Именно поэтому в народной
памяти сильнее закрепились походы русских на столицу тогдашнего культурного
мира — Константинополь, чем походы на емь или на хазар.
«Повесть временных лет»
с ее всемирно-историческим введением, с ее широким стремлением обосновать место
русского народа среди других народов мира, с ее особым вниманием к героическому,
к военным подвигам, к славе русского оружия вводит нас в атмосферу эпического
народно-песенного отношения к русской истории. Перед нами в «Повести временных
лет» в значительной мере эпическое, поэтическое отношение к родной истории.
Вот почему «Повесть временных лет» — это не только произведение русской исторической
мысли, но и русской исторической поэзии. Поэзия и история находятся в ней в
неразрывном единстве. Перед нами произведение литературное и памятник исторической
мысли.
Однако, как мы увидим
в дальнейшем, летописец выходит за пределы эпического сознания. Наряду с военной
славой он отмечает мудрое управление князей, расширение ими границ Русской земли,
широко оценивает всю государственную деятельность князей — вплоть до насаждения
книжности и строительства зданий,— в песнях не закреплявшуюся. С другой стороны,
летопись поднимается до критического отношения к деятельности князей.
Летописец взял лучшие
стороны народно-поэтического отношения к русской истории, но присоединил к нему,
как увидим ниже, и первые проблески критического отношения к своим источникам,
первые проблески восприятия истории как связного причинно-следственного ряда,
оценивал события с сословных позиций.
Тем же устным источникам
«Повесть временных лет» обязана и своим великолепным, сжатым и выразительным
языком.
Быстрый рост русской литературы
XI-XII вв. находится прежде всего в связи с тем высоким уровнем
русского устного языка, на котором застает его появление и широкое распространение
русской письменности. Русский язык оказался способным выразить все тонкости
отвлеченной богословской мысли, воплотить в себе изощренное ораторское искусство
церковных проповедников, передать сложное историческое содержание всемирной
и русской истории, воспринять в переводах лучшие произведения общеевропейской
средневековой литературы. И это произошло потому, что созданию письменного литературного
языка предшествовал устный литературный язык, язык «устной литературы», содержание
которой не покрывалось одним только фольклором.
В основе большинства лучших
произведений русской литературы XI-XII
вв. лежат произведения литературы устной. Легенды Киево-Печерского патерика
рассказывались десятки лет, передавались из поколения в поколение, прежде чем
были собраны в письменный свод — патерик. «Житие Бориса и Глеба» составлено
на основании устных рассказов об их гибели. Следы высокой культуры именно устной
речи явственно ощутимы и в «Слове о полку Игореве». Так же точно и в «Повести
временных лет», прежде чем быть записанными, сказания о Вещем Олеге, о походах
русских на Константинополь, северночерноморские легенды, сказания о Премудрой
Ольге и т. п. рассказывались или пелись. Почти всякое известие летописи, прежде
чем быть записанным летописцем, было им услышано, отложилось в устной речи прежде,
чем в письменной.
Но особенное значение
для развития языка летописи имела устная речь, выдержанная в традициях самобытного
русского ораторского искусства: речи, произносившиеся князьями перед битвами,
речи, передававшиеся устно через послов, речи, произносившиеся на вечевых собраниях,
на судах, на пиршествах, на княжеских снемах и т. д. Не подлежит сомнению, что
общественные формы древнерусской жизни XI-XII
вв. давали возможности развития этого ораторского искусства даже в большей степени,
чем в XIV-XVII вв., когда ряд форм этого ораторского искусства отпал совершенно.
В самом деле, те великолепные по своему лаконизму, образности, энергии и свободе
выражения речи, которыми русские князья перед битвами «подавали дерзость»
своим воинам, не выдуманы летописцами: они отражают общую высокую культуру
воинских речей, существовавшую на Руси независимо от всякой письменности.
Вот, например, известные речи князя Святослава Игоревича к своим дружинникам:
«Уже нам еде пасти; потягнем мужьски, братья и дружино!» («Повесть временных
лет», 971 г.); «Уже нам некамо ся дети, волею и неволею стати противу;
да не посрамим земле Руские, но ляжем костьми, мертвый бо срама не имам...»
и т. д. (там же). Эти речи Святослава в известной мере связаны со всей
традицией русского воинского ораторского искусства. «Аще жив буду, то
с ними, аще погыну, то с дружиною», — говорит Вышата своей дружине («Повесть
временных лет», 1043 г.). «Потягнете, уже нам не лзе камо ся дети»,
— говорит Святослав Ярославич перед битвой с половцами («Повесть временных
лет», 1068 г.). «Да любо налезу собе славу, а любо голову свою сложю
за Рускую землю», — говорит Василько Теребовльский («Повесть временных
лет», 1097 г.). С такими же речами обращался впоследствии к своей дружине
и герой «Слова о полку Игореве»» Игорь Святославич Новгород-Северский
перед битвой с половцами: «Братья! Сего есмы искале, а потягнем» (Ипатьевская
летопись, 1185 г.) или: «Оже побегнемь, утечемь сами, а черныя люди
оставим, то от бога ны будеть грех сих выдавше поидемь; но или умрем,
или живи будем на едином месте» (там же).
Все эти речи свидетельствуют
о высокой культуре устной воинской речи. В них чувствуется и княжеская ласка
к дружинникам в назывании их «братьями», и отчетливое представление о воинской
чести и чести родины, и мудрость воина. Поражают они и стройностью и исключительным
лаконизмом выражения.
Особым лаконизмом, выработанностью
формул, отчетливостью и образностью отличались и речи, произносившиеся на вечевых
собраниях. Несомненно, что вече выработало свои формы обращения к массе, умение
сжато и энергично выразить политическую программу в легкодоступной и легко запоминавшейся
формуле. Образность и посло-вичность отличает эти вечевые обращения. В ответ
на зов Мстислава Мстиславича пойти на Киев против Всеволода Чермного новгородское
вече отвечало ему: «Камо, княже, очима позриши ты, тамо мы главами своими вьржем»
(Новгородская первая, Синодальный список, 1214 г.). Так же энергична и речь
посадника Твердислава на новгородском вече: «Даже буду виноват, да буду мертв;
буду ли прав, а ты мя оправи, господи» (Новгородская первая, Синодальный список,
1218 г.).
Летопись донесла до нас
много речей, произносившихся послами. По самому своему содержанию эти речи послов
были гораздо более разнообразны и сложны, чем речи воинские и даже вечевые.
В них меньше традиционных формул, шаблонных оборотов. Вместе с тем они легко
заимствуют отдельные формулы из практики иной устной речи — вечевой, воинской,
даже разговорной. Однако чем сложнее были задачи, ставившиеся дипломатическому
языку, тем более блестяще они разрешались.
По-видимому, яркой выразительностью отличались и
речи, произносившиеся на пирах и тризнах. Пиры были широко распространены в
быту княжеском, церковном, купеческом и крестьянском. О погребальных тризнах
упоминают Ибн-Фадлан и русская летопись в рассказе о третьей мести княгини Ольги
древлянам. О полуязыческих трапезах роду и рожаницам упоминают списки тех исповедальных
вопросов, которые священники обязаны были задавать на исповеди. Сохранилось
немало свидетельств и о мирских братчинах городских и сельских общин. Наконец,
летопись донесла до нас многочисленные свидетельства о пирах князей с их широким
гостеприимством. Они устраивались и по поводу вокняжения нового князя, и по
поводу построения новой церкви или монастырской стены, и по поводу военных побед,
и при дипломатических свиданиях русских князей. На пирах этих произносились
похвальные речи, провозглашались здравицы, произносились поучения «духовным
отцом» за четвертой чашей. «Слово о богатом и убогом» говорит, что на пирах
этих выступали «ласковьци, шьпилеве, праздньнословьцы, смехословьцы». Следов
этого пиршественного ораторства до нас почти не дошло, но о наличии его выразительно
свидетельствует надпись на «круговой» серебряной чаре Владимира Давыдовича (1139-1151
гг.): «А се чара кня(зя) Володимирова Давыдовича, кто из нее пь(ет), тому на
здоровья, а хваля бога своего и осподаря великого кня(зя)». Отзвуком такой хвалы
князьям, может быть, является заключительная здравица в «Слове о полку Игореве»:
«Солнце светится на небесе, Игорь князь въ Руской земли. Девици поютъ на Дунай,
вьются голоси чрезъ море до Киева. Игорь едетъ по Боричеву къ святей Богородици
Пирогощей. Страны ради, гради весели. Певше пъснь старымъ княземъ, а потомъ
молодымъ пъти: Слава Игорю Святъславличю, буй туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу.
Здрави князи и дружина, побарая за христьяны на поганыя плъки! Княземъ слава
а дружинъ».
Слава князьям провозглашалась
не только на пирах. Ее пели победителю на улице или избранному князю на княжом
дворе. Так было в 1068 г., когда киевляне, освободив Всеслава из поруба, «прославиша
и (его) среде двора къняжа» («Повесть временных лет»).
Культура устной речи отчетливо
дает себя чувствовать и в тех речах, которые произносились при погребении князей.
Можно привести много других случаев, в которых сама действительность настойчиво
требовала высокой культуры устной речи. Вспомним речи, произносившиеся при клятвенных
заверениях на кресте (например, крестоцеловальные речи на Любечском съезде 1097
г.), речи на княжеских снемах, в заседаниях совета господ в Новгороде, при судопроизводстве
и т. п.
Вся эта высокая культура
«устной литературной речи» («литературной» — так как приподнятое ораторское
слово нельзя признать речью просто «разговорной») отразилась в «Повести временных
лет» прямо и косвенно: прямо — когда летописец, занося в свою летопись действительно
произнесенные слова, сохранял в своем изложении выражения подлинные, косвенно
— когда летописец для описания явлений исторической действительности прибегал
к тем выработанным формулам, терминам, художественным образам, которые он усвоил
себе в большей мере слухом, чем глазом.
Широкое отражение получила
в летописи и специальная терминология: военная, феодальная, юридическая, охотничья
(особенно в «Поучении Мономаха») и т. д. В основе многих терминов лежала яркая
образность, выработанная народом: «взять град копьем» — взять город приступом
(«Повесть временных лет», 971 г.), «всесть на конь» — выступить в поход («Повесть
временных лет», 968г.), «утереть пот» — вернуться домой с победою («Повесть
временных лет», 1019 г.), «взломить полк» — разбить боевой порядок полка («Повесть
временных лет», 1093 г.), «есть хлеб деден» — княжить в своей отчине и дедине,
«показать путь» — прогнать от себя кого-либо («Повесть временных лет», 1073
г.) и т. д., и т. п. Пользуется летописец и поговорками: «погибоша аки обре»
(«Повесть временных лет», введение), «аще ся въвадить волк в овце, то выносить
все стадо, аще не убьють его» («Повесть временных лет», 945 г.), «беда аки в
Родне» («Повесть временных лет», 980 г.) и др.
Итак, язык летописи и,
в частности, «Повести временных лет» в значительной степени зависит от языка
устного. Отражая действительность, летопись отражает и язык этой действительности,
передает речи, которые были на самом деле произнесены. В первую очередь это
влияние устного языка сказывается в прямой речи летописей, но и речь косвенная,
повествование, ведущееся от лица самого летописца, в немалой степени зависит
от живого устного языка своего времени — прежде всего в терминологии: военной,
охотничьей, феодальной, юридической и т. д.
Таковы были те устные
основы, на которых зиждилось своеобразие «Повести временных лет» как памятника
русской исторической мысли, русской литературы и русского языка.
[1] Обжитая природа страны сохраняет
следы истории, уклада и эстетических представлений того народа, который в
ней живет. Оставляют эти следы могильные насыпи, остатки поселений, дорог,
пристаней, преобразуют пейзаж земледельческие работы, пастбища, посадки и
вырубки. В этом смысле мы можем говорить, что сама природа хранит человеческую
историю, является памятью народа, но и народ помнит свою историю в свой дописьменный
период по местам событий: его страна — его летопись.
[2] Каргер М. К. Древний Киев. Очерки
по истории материальной культуры древнерусского города. Т. 1. М.; Л., 1958.
Гл. II,
III и IV.
[3] Новые разыскания о новгородских
посадниках. СПб., 1892. С. 3.
[4] См. подробнее: Лихачев Д. С. Устные
летописи в составе «Повести временных лет» // Исторические записки.
М., 1945, № 17.
[5] См. о них: Лихачев Д. С. Русские
летописи. М.; Л., 1947. С. 132-143 («Диалог в летописи»).
[6] Слово на собор святых отец: Еремин И. П. Литературное наследие
Кирилла Туровского // ТОДРЛ. Т. XV. 1958. С. 344.
[7] Новгородская первая летопись старшего
и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 56.
[8] Так, например, при осаде Судомира
татарами волынский летописец отмечает подвиг простого воина («не боярин, ни
доброго роду, но прост сый человек») и его подвиг называет достойным памяти:
«створи дело памяти достойно» (Ипатьевская летопись под 1261 г.). Под 1282
г. в той же Ипатьевской летописи отмечен подвиг сына боярского Раха. И снова
говорится: «створиста дело достойно памяти». О смерти этого Раха и некоего
Прусина летописец пишет: «Сии же умроста мужественемь сердцемь, оставлеша
по себе славу последнему веку» (там же).
[9] Памятники древнерусской церковно-учительной
литературы. Вып. I.
СПб., 1894. С. 69. (В дальнейшем: Памятники...)
[10] Мансикка В. Житие Александра Невского. СПб., 1913. С. 42.
|