«ХОЖЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ» АФАНАСИЯ НИКИТИНА
Конец XV
— начало XVI
в. — время великих географических открытий. Это время Христофора Колумба и Васко
да Гама. Тот же интерес к открытию еще неизведанных стран был характерен и для
России. Русские «землепроходцы» еще в XV в. проникли в Персию и в Сибирь.
Особенно интенсивны были в конце XV в. поиски торгового пути в Индию
— притягательный центр средневековья. Мечтою об «Индии богатой» жило
все европейское средневековое общество. В Западной Европе и на Руси
бытовало много сказаний об Индии, о ее богатствах, о ее фантастическом
идеальном государстве. Десятки предприимчивых людей стремились открыть
путь в Индию. В Индию же пытался проникнуть и Христофор Колумб. Морской
путь в Индию был открыт португальцем Васко да Гама в 1498-1502 гг. Однако
еще в 1466-1472 гг. тверской купец Афанасий Никитин кратчайшим, сухим
путем прошел в Индию и оставил о ней деловитые и обстоятельные записки
— «Хожение за три моря». Записки Афанасия Никитина не отличаются литературностью,
как она понималась в Древней Руси. В них нет украшенности, нет заботы
о стиле. Он пишет просто, и в этой простоте их особое очарование.
На основании небольшой
заметки историко-изыскательного характера, которая обычно помещается в летописи
перед записками Афанасия Никитина, и сведений, имеющихся в самих записках, можно
установить следующее: купец Афанасий Никитин выехал в 1466 г. из Москвы вместе
с русским послом Василием Папиным в Шемаху. Афанасий Никитин спустился вместе
с посольством вниз по Волге до Астрахани, где один из его кораблей был захвачен
разбойниками, а другой разбила буря у берегов Каспийского моря. Несмотря на
потерю кораблей и товаров, Никитин с товарищами продолжал путешествие «голыми
головами». Сухим путем Никитин добрался до Дербента, перебрался в Персию и морем
проник в Индию. В Индии Афанасий пробыл три года и через турецкие земли (через
Трапезунд) и Черное море вернулся в 1472 г. в Россию, но, не доезжая Смоленска,
умер. Его записки («тетради») были доставлены купцами в Москву к дьяку великого
князя Ивана III — Василию Мамыреву и включены в летопись.
Персидские земли описаны Афанасием Никитиным кратко: по-видимому, они были хорошо
известны русским купцам и не представляли особого интереса для путешественника.
В Чувиле (Чауле), куда Афанасий Никитин прибыл морем, он получил первые впечатления
от Индии: люди ходят нагие, не покрывая ни головы, ни груди, волосы заплетают
в одну косу. Князь их носит покрывало на голове и на бедрах; бояре ходят с фатой
на плече, а другой на бедрах; слуги княжеские с фатой на бедрах, со щитом и
мечом в руках, а иные с копьями, с ножами или с луками и стрелами. Жонки не
покрывают волос, ходят с голыми грудями, все голы, босы и черны: «яз хожу куды,
ино за мною людей много, дивятся белому человеку».
Афанасий Никитин объездил
всю Индию. Он побывал и в священном городе Индии Парвате, описал местные религиозные
обычаи.
Побывал Никитин не раз
и в столице тогдашней Индии — Бедере (Бидар): здесь торгуют конями, камкой, шелком и другим
подобным товаром, черными людьми, съестными вещами, овощами — для русской земли
товара тут нет. Двор бедерского султана окружен стенами с семью воротами. В
воротах сидят по сто сторожей да по сто писцов, которые записывают имена всех
входящих и выходящих; иностранцев не пускают. Двор чудесный, все в нем украшено
изваяниями и золотом, и последний камень изваян и покрыт золотом. Ночью город
стерегут 1000 человек: они ездят в доспехах, со светочами в руках.
Описывает Никитин выезд
султана на прогулку во время байрама. Султан выехал с 12 великими визирями.
С ними выехали 300 слонов, наряженных в булатные доспехи и в окованные городки
(кабинки на спине слона). На каждом слоне по 6 человек в доспехах с пушками
и пищалями, а на «великом» слоне — 12 человек. На всяком слоне два больших знамени
(«прапорца»). К клыкам слонов привязаны огромные мечи весом по кентарю, а к
«рылам» (хоботам) — по три железные гири. Между ушей посажен человек в доспехе
с большим железным крюком для управления. Кроме слонов выехали 1000 коней без
всадников, все в золоте, 100 верблюдов с барабанами, 300 трубачей, 300 плясунов,
300 наложниц. Султан ехал на коне, убранном в золото, в золотом седле. На султане
кафтан весь «сажен» яхонтами, на его шапке-шишаке большой алмаз. Лук его («сагайдак»)
— из золота с яхонтами. Три сабли его кованы золотом. Перед султаном «скакал»
(то есть плясал) пеший индиец, играя «теремцом» (зонтиком), и за ним двигалось
много пеших индийцев. Тут был и бешеный («благой») слон, весь наряженный в камку,
с железною цепью во рту, идет и «обивает» коней и людей, чтобы не приступили
близко к султану. Брат султана выехал на золотой «кровати» под бархатным балдахином
(«теремом оксамитным») и т. д.
Так же подробно и точно
описаны Афанасием Никитиным выезды хана Махмута, выезды на охоту султана и его
братьев, выезды бояр и т. д.
В записках Никитина имеются
также расспросные сведения о других местностях, где он сам не побывал: он упоминает
Каликот (Каликут, в то время главная гавань на западном берегу Индии), Силян
(остров Цейлон), Певгу (область Пегу на Индокитайском полуострове), Чин да Мачин
(южная часть Китая) и Китай.
Умной и разносторонней
наблюдательностью записки Афанасия Никитина выделяются среди других европейских
географических сочинений XV-XVI вв. Выдающийся востоковед И. П. Минаев, рассматривая
труд Никитина, находит в нем «не один драгоценный факт, важный для понимания
староиндийской жизни и просмотренный его современниками, заходившими в Индию» [1].
С места на место странствует
Афанасий Никитин по Индии в торговых заботах. В городе Чунере Никитин остановился,
чтобы продать жеребца, которого купил за 100 рублей. Местный хан ездит на людях,
хотя у него есть много слонов и хороших лошадей. Хан взял жеребца, но узнав,
что Никитин русский, стал склонять его перейти в магометанство: «а не станешь
в веру нашу, и жеребца возьму и тысячу золотых на голове твоей возьму». К счастью
для Никитина, в Чунер приехал некий хорасанин (господствующее племя в Индии),
который заступился за него: освободил Афанасия и возвратил ему жеребца. Но Афанасий
пришел к печальному выводу. «Ино, братья русьстии, — восклицает он по этому
поводу, — кто хочеть пойти в Ындейскую землю, и ты остави веру свою на Руси,
да воскликну Махмета, да пойди в Густаньскую землю». Любопытно, что итальянец
Никола де Конти, побывавший в Индии в конце XV в., так и поступил: он принял магометанство и обзавелся семьей
в Индии. Но Афанасия Никитина тянет на Родину, он любит Русскую землю: «Да сохранит
бог землю русскую, — восклицает Никитин, — Боже сохрани! Боже сохрани! На этом
свете нет страны, подобной ей! Некоторые вельможи Русской земли несправедливы
и не добры. Но да устроится Русская земля!.. Боже! Боже! Боже! Боже! Боже!»
Из этих пяти призываний имени божьего первое написано им по-арабски, второе
по-персидски, третье и четвертое по-русски, пятое по-татарски. На всех языках
славит Никитин Русскую землю. Отличает Афанасия Никитина и необычная для средних
веков веротерпимость. «А правую веру, — пишет он, — бог ведает, а правая вера
бога единого знати, имя его призывати на всяком месте чисте чисту».
Таков был смелый, настойчивый,
наблюдательный, предприимчивый русский путешественник Афанасий Никитин, умевший
по достоинству оценить чужие обычаи и не изменивший своим.
На этом отношения русских с Индией не оборвались.
В сентябре 1532 г. в Москву явилось посольство индийского султана Бабура, основателя
империи Великих Моголов. Бабур через своего посла Хази Уссеина (хаджи Хусейна)
желал вступить в «дружбу и братство» с московским государем. В Москве ответили
согласием на установление торговых сношений Индии и России, но, к несчастью,
султан Бабур умер еще тогда, когда посольство ехало в Москву, и оно закончилось
ничем [2].
[1] Старая Индия. Заметки на «Хожение
за три моря» Афанасия Никитина. // ЖМНП. 1881, № 6. С. 166.
[2] Текст и исследование «Хожения» см.:
«Хожение за три моря» Афанасия Никитина. 1466-1472 гг. Изд. 2-е, доп. М.;
Л., 1958.
|