СОЧИНЕНИЯ ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ГРОЗНОГО
О произведениях Грозного
писать нелегко. Это во всех отношениях крайне своеобразный автор. Надо преодолеть
немало трудностей, чтобы определить даже то, что принадлежит Грозному, и надо
испытать не меньше затруднений, чтобы раскрыть особенности его творчества. Но
зато дойдя до существа его писательской натуры, мы открываем необыкновенно интересную
творческую личность — личность в своем роде единственную и ни на кого не похожую,
экспрессивную и все-таки загадочную, как бы выступающую из теней и полутеней,
подобно лицам стариков на картинах Рембрандта.
Большинство произведений Грозного, как и многих
других памятников древнерусской литературы, сохранилось только в поздних списках
— XVII в., и это очень мешает определению его стиля. К счастью, некоторая часть
сочинений Грозного, очень для него характерных, сохранилась все же в списках
XVI в.: письмо Василию Грязному [1] , послания Симеону Бекбулатовичу,
Стефану Баторию 1581 г., Сигизмунду II Августу, Гр. Ходкевичу, английской королеве
Елизавете I, список его спора о вере с Яном Рокитой
[2] .
Другое затруднение с определением
полного состава его произведений сложнее: трудно отличить то, что им самим писалось,
от того, что им только подписывалось или что ему приписывалось. Многие официальные
речи Грозного, занесенные в летопись, передают лишь содержание сказанного и
не сохраняют своеобразного стиля Грозного. Другие документы, направлявшиеся
от его лица, писались другими, а им только исправлялись. Что в этом случае считать
принадлежащим ему? Для того, чтобы отличить принадлежащие Грозному сочинения
от тех, что были составлены от его лица, существует только один признак: его
стиль, его манера, характерные для него слова и выражения. По счастью, стиль
его произведений резко выделяется в общей массе сочинений того времени, а это
не мало.
Произведения Грозного принадлежат эпохе, когда индивидуальность
уже резко проявлялась у государственных деятелей, и в первую очередь у самого
Грозного, а индивидуальный стиль писателей был развит еще очень слабо [3] , и в этом отношении стиль произведений самого
Грозного — исключение. На фоне общей, характерной
для средневековья безликости стиля литературных произведений стиль сочинений
Грозного резко своеобразен, но он далеко не прост и представляет трудности для
его характеристики. На первый взгляд стиль произведений Грозного может показаться
даже лишенным единства. В нем как бы борются разные стихии языка, различное
отношение к действительности; необычайная и очень горячая искренность — со зловещим
притворством, чувство собственного превосходства над читателями — со сменяющим
это чувство отношением к читателю как к равному. В сочинениях Грозного сочетается
стремление исправлять и наказывать силой — с желанием переубеждать и опровергать
доводами разума, торжественность обращений — с просторечием и грубой бранью,
сдержанность — с запальчивостью.
Присмотримся ближе к личности
Грозного, к его поведению в жизни и к его стилю в его посланиях. Все сферы его
деятельности очень тесно связаны между собой и составляют некое выразительное
единство.
Конец XV
века и век XVI
— это период укрепления русского централизованного государства. С появлением
централизаторских устремлений на смену старым пришли новые взгляды на власть
«великого князя всея Руси», да и сами «великие князья всея Руси» по-новому начинают
рассматривать свою деятельность, свои задачи и самое свое положение в государстве.
Вместо ограниченных в
своих владельческих заботах русских князей периода феодальной раздробленности
появились государственные деятели более широкого размаха, реформаторы государственной
и социальной жизни России. Под влиянием назревших экономических потребностей
начинают ломаться старые порядки в государственном управлении и в быту, в религиозных
установлениях местных церковных организаций и в культурной жизни. Усиливающаяся
классовая борьба и борьба внутри класса феодалов между старым боярством и поднимающимся
дворянством требовали усиления централизованного государственного управления.
Сознание необходимости
реформ достигло крайнего напряжения в царствование Грозного. Деятельность Грозного
очутилась в центре внимания русской литературы. Она подверглась страстному обсуждению.
Грозного осуждали одни, одобряли другие, третьи стремились подсказать новые
реформы. Споры вокруг деятельности Грозного не умолкали и во все последующее
время. Сам царь спешит поддержать переписку со своими друзьями и врагами, главным
образом со своими врагами. В чем-либо переубедить его невозможно, он запальчиво
отстаивает свои убеждения и всю свою политическую деятельность. В его посланиях
чувствуется та же вера в силу убеждения, в силу мысли, которая отличала и его
корреспондентов. Грозный — политический деятель, темпераментно доказывающий
разумность и правильность своих поступков, стремящийся действовать силой убеждения
не в меньшей мере, чем террором и приказами. В его писательской деятельности
сказалась его исключительная талантливость, но отразилось и его положение безраздельного
владыки, неизбежно мертвящее всякое живое творчество и в себе самом, и в подвластной
ему среде.
Вряд ли существует в средневековье
еще другой писатель, который бы так мало сознавал себя писателем, как Грозный,
и вместе с тем каждое литературное выступление которого обладало бы с самого
начала таким властным авторитетом. Все написанное написано по случаю, по конкретному
поводу, вызвано живой необходимостью современной ему политической действительности.
И именно это наложило сильнейший отпечаток на его произведения. Грозный нарушает
все литературные жанры, все литературные традиции, как только они становятся
ему помехой, и, наоборот, широко пользуется ими, когда ему нужно воздействовать
на своего читателя эрудицией, образованностью, торжественностью слога. Он заботится
о стиле своих произведений не ради его выдержанности, красоты,«приличия» и пр.,
а лишь постольку, поскольку это ему нужно, чтобы высмеять или убедить своих
противников, доказать то или иное положение, поразить и психологически подавить
своих идейных врагов. Грозный — политик, государственный человек прежде всего,
и он вносит политическую запальчивость и в свои произведения. Все написанное
им стоит на грани литературы и деловых документов, на грани частных писем и
законодательных актов. В его письмах излагаются не только его мнения, но и государственные
распоряжения. И всюду он резко проявляет себя: в стиле, в языке, в темпераментной
аргументации и, самое главное, в постоянно дающих себя знать его политических
убеждениях. Письма Грозного — неотъемлемая часть его поведения и деятельности
в целом; каждое из них — его общественный поступок.
Во всех областях своей кипучей деятельности Грозный был человеком,
стремившимся сбросить груз многовековых традиций «удельной» Руси, хотя одновременно
и незаметно для себя во многом этим же традициям следовавший. В дипломатической
практике, дерзко нарушая условные формы посольских обычаев своего времени, Грозный
впервые стал лично вести переговоры с иностранными послами. Грозный непосредственно
сам, а не через своих дьяков и бояр обращался и к литовскому послу Ходкевичу
в 1563 г., и к польским послам Кротошевскому и Роките в 1570 г. Речь его к польским
послам была столь обширна, что секретарь польских послов сказал Грозному: «Милостивый
государь! таких великих дел запомнить невозможно: твой государский от бога дарованный
разум выше человеческого разума». Минуя обычаи своего времени, Грозный сам непосредственно
вел спор о вере с Яном Рокитой и Поссевином. По свидетельству англичанина Горсея,
царь отличался в этих выступлениях «большим красноречием» и «употреблял смелые
выражения». Не удивительно, что и в своих литературных произведениях Грозный
властно ломал стилистические традиции и «литературный этикет» своего времени.
Нельзя думать, что Грозный
нарушал современные ему литературные приличия «по невежеству», как это изображал
его литературный и политический противник князь Андрей Курбский. Грозный был
одним из образованнейших людей своего времени. Воспитателями Грозного в юности
были выдающиеся книжники: поп Сильвестр и митрополит Макарий. Оба были составителями
наиболее значительных книжных предприятий своего времени: первый — «Домостроя»,
второй — двенадцатитомных «Великих четьих миней» (наиболее полного собрания
всех читавшихся на Руси произведений). По программе Макария была расписана в
воспитательных целях для молодого Ивана Золотая палата Московского кремля.
Об образованности Грозного
свидетельствуют многие источники — русские и иностранные, современные Грозному
и посмертно его характеризующие.
Русские источники говорят, что он был «в словесной
премудрости ритор, естествословен и смышлением быстро-умен», утверждают, что
«в мудрости никим побежден бысть» [4] . По свидетельству венецианца Фоскарини,
Грозный читал «много историю Римского и других государств... и взял себе в образец
великих римлян». В его сочинениях встречается множество ссылок на произведения
древней русской литературы. Он приводил наизусть библейские тексты, места из
хронографов и из русских летописей. Он цитировал наизусть целыми «паремиями
и посланиями», как выразился о нем Курбский. Он читал «Хронику Мартина Бельского»
(данными которой он, по-видимому, пользуется в своем послании к Курбскому).
По списку Библии, сообщенному Грозным через Михаила Гарабурду князю Острожскому,
была напечатана так называемая Острожская библия — первый в славянских странах
полный перевод Библии. Он знал «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия,
сложную в философском отношении «Диоптру» инока Филиппа и многое другое.
Книги и отдельные сочинения
присылали Ивану Грозному из Англии (доктор Яков — изложение учения англиканской
церкви), из Константинополя (архидиакон Геннадий— сочинения Паламы), из Рима
(сочинения о Флорентийском соборе), из многих монастырей его царства. Каспар
Эберфельд представлял царю изложение в защиту протестантского учения, и царь
охотно говорил с ним о вере. Отправляя архидиакона Геннадия на Ближний Восток,
Грозный приказывал «обычаи в странах тех писати ему». Он заботился о составлении
тех или иных новых сочинений и принимал участие в литературных трудах своего
сына царевича Ивана Ивановича. К нему обращались со своими литературными произведениями
с очевидным расчетом на его просвещенное внимание Максим Грек, митрополит Макарий,
архимандрит Феодосии, игумен Артемий, Иван Пересветов и многие другие.
Грозный знал цену слова
и широко пользовался пропагандой в своей политической деятельности. В 1572 г.
литовский посол жаловался, что Грозный распространяет глумливые письма на немецком
языке против короля Сигизмунда-Августа, и русские не отрицали этого. Если Грозный
и не был непосредственным автором этих листков, то, во всяком случае, он был
их инициатором и редактором, как он редактировал летопись времени своего царствования
и мн. др.
Грозный вмешивался в литературную
деятельность своего времени и оставил в ней заметный след, далеко еще не учтенный
в историческом и литературном отношении.
Как у многих эмоциональных
писателей, стиль Грозного сохранял следы устного мышления. Он писал — как говорил.
Возможно, он диктовал свои послания. Отсюда не только следы устной речи в его
писаниях, но и характерное для устной речи многословие, частые повторения мыслей
и выражений, отступления и неожиданные переходы от одной темы к другой, вопросы
и восклицания, постоянные обращения к читателю как к слушателю.
Грозный ведет себя в своих
посланиях совершенно так, как в жизни. В нем не столько сказывается манера писать,
сколько манера себя держать с собеседником. За его писаниями всегда стоит реальность:
реальная власть, реальная жестокость, реальная насмешка. Он не только пишет,
но действует: способен привести в исполнение свои угрозы, сменить гнев на милость
или милость на гнев.
В своих посланиях Грозный
постоянно играет какую-либо роль. Стиль их меняется в зависимости от взятой
им на себя роли. От этого стиль его посланий очень разнообразен. Игра в посланиях
— отражение игры в жизни.
Чаще всего для Ивана Грозного
было характерно притворное самоуничижение, иногда связанное с лицедейством и
переодеванием.
Притворно-самоуничижительный
тон вкраплен в его гневное послание в Кирилло-Белозерский монастырь игумену
Козме «с братией». Оно написано по следующему случаю. Несколько опальных бояр,
в том числе Шереметев и Хабаров, забыв свои монашеские обеты, устроились в монастыре,
как «в миру», и перестали выполнять монастырский устав. Слухи и сообщения об
этом доходили и до Грозного, составившего в связи с этим свое обширное послание
в Кирилло-Белозерский монастырь.
Начинается послание нарочито
униженно, просительно. Грозный артистически подражает тону монашеских посланий,
утрирует монашеское самоуничижение, иронически притворяется монахом (известно,
однако, что Грозный действительно подумывал постричься в Кирилло-Белозерский
монастырь). «Увы мне грешному! горе мне окаянному! ох мне скверному, — пишет
Грозный. — Кто есмь аз на таковую высоту дерзати (то есть на высоту благочестия
Кирилл о-Белозерского монастыря)? Бога ради, господне и отцы, молю вас, престаните
от такового начинания... А мне, псу смердящему, кому учити и чему наказати и
чем просветити?» Грозный как бы преображается в монаха, ощущает себя чернецом:
«и мне мнится, окаянному, яко исполу (то есть наполовину) есмь чернец». И вот,
став в положение монаха, Грозный начинает поучать. Он поучает пространно, выказывая
изумительную эрудицию и богатство памяти. Постепенно нарастают и его природная
властность, и его скрытое раздражение. Он входит в азарт полемики и в азарт
актерской игры.
Письмо Грозного в Кирилло-Белозерский
монастырь — это развернутая импровизация, импровизация вначале ученая, насыщенная
цитатами, ссылками, примерами, а затем переходящая в запальчивую обвинительную
речь — без строгого плана, иногда противоречивую в аргументации, но написанную
с горячей убежденностью в своей правоте и в своем праве учить всех и каждого.
Грозный иронически противопоставляет
святого Кирилла Белозерского (основателя Кирилло-Белозерского монастыря) боярам
Шереметеву и Воротынскому. Он говорит, что Шереметев вошел со «своим уставом»
в монастырь, живущий по уставу Кирилла, и язвительно предлагает монахам: «Да
Шереметева устав добр, — держите его, а Кирилов устав не добр, оставь его».
Он настойчиво «обыгрывает» эту тему, противопоставляя посмертное почитание умершего
в монастыре боярина Воротынского, которому монахи устроили роскошную могилу,
почитанию Кирилла Белозерского: «А вы се над Воротыньским церковь есте поставили!
Ино над Воротыньским церковь, а над чюдотворцом (Кириллом) нет! Воротыньской
в церкви, а чюдотворец за церковию! И на Страшном спасове суди-щи Воротыньской
да Шереметев выше станут: потому Воротыньской церковию, а Шереметев законом,
что их Кирилова крепче».
Вспоминая прежние крепкие
монастырские нравы, Грозный мастерски рисует бытовые картинки. Он рассказывает,
что видел он собственными очами в один из своих приездов к Троице. Дворецкий
Грозного, князь Иван Кубенской, захотел поесть и попить в монастыре, когда этого
по монастырским порядкам не полагалось — уже заблаговестили ко всенощной. И
попить-то ему захотелось, пишет Грозный, не для «прохлады» (то есть не для веселья),
а потому только, что жаждал. Симон Шубин и иные с ним из младших монахов, а
«не от больших» («большия давно отошли по келиам», — разъясняет Грозный) не
захотели нарушить монастырские порядки и «как бы шютками молвили: князь Иван-су,
поздно, уже благовестят». Но Иван Кубенской настоял на своем. Тогда разыгралась
характерная сцена: «сидячи у поставца (Кубенской) с конца ест, а они (монахи)
з другово конца отсылают. Да хватился хлебнуть испити, ано и капельки не осталося:
все отнесено на погреб». «Таково было у Троицы крепко, — прибавляет Грозный,
— да то мирянину, а не черньцу!»
Не то что с боярами, с самим царем монахи не стеснялись,
если дело шло о строгом выполнении монастырских обычаев. И правильно делали!
— утверждает Грозный. Он вспоминает, как в юности он приехал в Кириллов монастырь
«в летнюю пору»: «мы испоздали ужинати, занеже у вас в Кирилове в летнюю пору
не знати дня с ночию (ибо стояли белые ночи. — Д. Л.)». И вот спутники
Грозного, которые «у ествы сидели», «попытали (то есть попросили) стерьлядей».
Позвали подкеларника Исайю («едва с нужею привели») и потребовали у него стерлядей,
но Исайя, не желая нарушать монастырских порядков, наотрез отказался принести.
Грозный с похвалою передает безбоязненные слова, сказанные ему Исайей: «о том,
о-су (то есть государь) , мне приказу не было, а о чом мне был приказ, и яз
то и приготовил, а нынеча ночь, взяти негде; государя боюся, а бога надобе больши
того боятися».Эта неожиданная смелость монаха понравилась Грозному: она дала
ему повод изобразить из себя великодушного и справедливого государя, не склонного
к личной злобе, и он хвалит Исайю за смелость. Настойчиво внушает Грозный монахам
смелую для государя мысль, что для них не существует никаких сословных и вообще
светских различий. Святые Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский «не гонялись
за бояры, да бояре за ними гонялись». Шереметев постригся из боярства, а Кирилл
и «в приказе у государя не был», но все равно простец Кирилл стоит выше боярина
Шереметева. Он напоминает, что у Троицы (в Троице-Сергиевом монастыре) в постриженниках
был Ряполовского холоп «да з Бельским з блюда едал», как равный. Грозный высказывал
мысль, что монах в духовном отношении, в личной жизни выше даже его — царя:
двенадцать апостолов были «убогими», а на том свете будут на двенадцати престолах
сидеть и судить царей вселенной. Самоуслаждение этим притворным смирением достигло
здесь высшей степени. Но свою игру в смирение Грозный никогда не затягивал.
Ему важен был контраст с его реальным положением неограниченного властителя.
Притворяясь скромным и униженным, он тем самым издевался над своей жертвой.
Он любил неожиданный гнев, неожиданные, внезапные казни и убийства
[5] .
Приходя все в большее
и большее раздражение, царь требует наконец, чтобы монахи оставили его в покое,
не писали ему больше и сами справлялись бы со всеми своими непорядками. «Отдоху
нет, — пишет он с гневом, — а уж больно докучило»; «а яз им отец ли духовный
или начальник? Как собе хотят, так и живут, коли им спасение душа своея не надобеть»;
«а отдоху от вас нет о Шереметеве». И чего ради, в самом деле, тревожат его
монахи — «злобеснаго ради пса Василья Собакина... или бесова для сына Иоанна
Шереметева, или дурака для и упиря Хабарова?»
Речь Грозного поразительно
конкретна и образна. Свои рассуждения он подкрепляет примерами, случаями из
своей жизни или зрительно наглядными картинами. Монаха, принявшего власть, он
сравнивает с мертвецом, посаженным на коня (монах действительно почитался «непогребенным
мертвецом», а принятие власти символизировалось посажением на коня — «посагом»).
Описывая запустение Сторожевского монастыря, Грозный говорит: «тово и затворити
монастыря некому, по трапезе трава ростет».
Его письмо в Кирилло-Белозерский
монастырь, пересыпанное вначале книжными, церковнославянскими оборотами, постепенно
переходит в тон самой непринужденной беседы: беседы страстной, иронической,
почти спора, и вместе с тем преисполненной игры, притворства, актерства. Он
призывает в свидетели бога, ссылается на живых свидетелей, приводит факты, имена.
Его речь нетерпелива. Он сам называет ее «суесловием». Как бы устав от собственного
многословия, он прерывает себя: «что ж много насчитати и глаголати», «множае
нас сами весте...» и т. д.
Наибольшей известностью
из сочинений Грозного пользуется переписка с князем Курбским, бежавшим от Грозного
в Литву в 1564 г. Здесь также явно ощущается живая перемена тона письма, вызванная
нарастанием гнева. Но переходы и здесь своеобразны. Грозный не повторяется даже
в своем эмоциональном отношении к действительности. В первом письме к Курбскому,
написанном им в ответ на письмо Курбского, Грозный гораздо сдержаннее, чем в
своем послании игумену Козме в Кирилло-Белозерский монастырь. Между царем и
изменником не могло быть той непосредственности, какая была в его послании кирилло-белозерским
монахам. Грозный выступает здесь с изложением своих взглядов как государственный
человек. Он стремится дать понять Курбскому,
что ему пишет сам царь — самодержец всея Руси. Свое письмо он начинает пышно,
торжественно. Он пространно говорит о своих предках. Он не допускает здесь,
разумеется, того издевательски приниженного тона, что в послании в Кирилло-Белозерский
монастырь.
Курбский верно почувствовал
этот тон письма Грозного, назвав его в своем ответе «широковещательным и многошумящим».
Но и здесь, в конце концов, дает себя знать темпераментная натура Грозного.
Постепенно, по мере того как он переходит к возражениям, тон письма его становится
оживленнее. «А и жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же есмя!»
Бояре — такие, как Курбский, — похитили у него в юности власть: «от юности моея
благочествие, бесом подобно, поколебасте, еже от бога державу, данную ми от
прародителей наших, под свою власть отторгосте». Грозный резко возражает против
мнения Курбского о необходимости ему иметь мудрых советников из бояр. В полемическом
задоре Грозный называет бояр своими рабами. Повторяющиеся вопросы усиливают
энергию возражений. «Ино се ли совесть прокаженна, яко все царьство во своей
руце держати, а работным своим владети не давати? И се ли сопротивен разумом,
еже не хотети быти работными своими обладанному и овладенному? И се ли православие
пресветлое, еже рабы обладанну и повеленну быти?» «А Российское самодерьжьство
изначяла сами владеют своими государьствы, а не боляре и не вельможи». «Царь
— гроза не для добрых, а для злых дел: хочешь не бояться власти — делай добро,
а делаешь зло, бойся, ибо царь не в туне носит меч — в месть злодеям».
Постепенно тон письма
становится запальчивым. Он с азартом издевается и высмеивает Курбского, отпускает
такие насмешки, которые уже лишены всякой официальности. Так, например, в первом
письме к Грозному, «слезами омоченном», Курбский перечислял свои обиды и все
преследования, которым подвергся. В обличительном порыве Курбский в конце концов
обещал положить свое письмо с собою в гроб и явиться с ним на Страшном судище,
а до того не показывать Грозному своего лица. Грозный подхватил и вышутил это
самое патетическое место письма Курбского: «Лице же свое, пишешь, не явити нам
до дне Страшнаго суда божия? — Кто же убо восхощет таковаго ефиопского лица
видети!»
Грозный мог быть торжественным
только через силу. На время вынужденный к торжественности тона, Грозный в конце
концов переходит к полной естественности. Можно подозревать Грозного иногда
в лукавстве мысли, иногда даже в подтасовке фактов, но самый тон его писем всегда
искренен. Он был искренен даже тогда, когда впадал в скомороший тон. Это было
актерство азарта, а не притворство из расчета. Начав со стилистически сложных
оборотов, с витийственно-цветистой речи, Грозный рано или поздно переходил в
свой тон, становился самим собой: смеялся и глумился над своим противником,
шутил с друзьями или горько сетовал на свою судьбу.
Это был поразительно талантливый
человек. Казалось, ничто не затрудняло его в письме. Речь его текла совершенно
свободно. И при этом какое разнообразие лексики, какое резкое смешение стилей,
просторечия и высоких церковнославянизмов, какое нежелание считаться с какими
бы то ни было литературными условностями своего времени! И это сразу после того,
как сам же ими пользовался в полной мере.
Еще больше непосредственности
во втором, кратком письме Грозного Курбскому, написанном им после взятия русскими
войсками Вольмера — города, в котором жил некоторое время, спасаясь от Грозного,
Курбский. Вспомнив опять своего противника, Грозный не мог не пошутить и не
поиздеваться над Курбским по этому случаю. Он писал ему между прочим: «И где
еси хотел успокоен быти от всех твоих трудов, в Волмере, и тут на покой твой
бог нас принес».
Наиболее ярко литературный
талант Ивана Грозного сказался в его письме к своему бывшему любимцу — «Васютке»
Грязному, сохранившемуся в списке XVI в.
Переписка Ивана Грозного
и Василия Грязного относится к 1574-1576 гг. В прошлом Василий Грязной — ближайший
царский опричник, верный его слуга. В 1573 г. он был направлен на южные границы
России — в заслон против крымцев. Грязной должен был отправиться в глубь степи
с отрядом в несколько сот человек и добыть языков. Но крымцы «подстерегли» отряд
Грязного и настигли его. Поваленный наземь Грязной отчаянно сопротивлялся, до
смерти перекусав «над собою» шесть человек и двадцать два ранив, о чем не только
писал впоследствии сам Василий Грозному, но что подтверждали и очевидцы. Грязного
«чють жива» отвезли в Крым к хану, и здесь, лежа перед ним, он вынужден был
признаться, что он у Грозного человек «Беременный» — его любимец. Узнав об этом,
крымцы решили выменять его на Дивея Мурзу— знатного крымского воеводу, захваченного
в плен русскими. Из плена Василий Грязной и написал Грозному свое первое письмо,
прося обмена на Дивея. Осенью 1574 г. Василий получил ответ царя через гонца
Ивана Мясоедова. С этим гонцом царь передал Грязному свое государево жалование
и сообщил ему, чтобы он не беспокоился о семье: сына его Грозный пожаловал поместьем
и деньгами. Но самое письмо Грозного содержало решительный отказ выкупить его
за большие деньги или обменять на Дивея Мурзу. После этого Василий Грязной еще
дважды писал царю, но крымцы не получили за Грязного Дивея Мурзу. В 1577 г.
Грязной был выкуплен за умеренную сумму, но что сталось с ним после выкупа,
неизвестно.
Переписку Ивана Грозного
и Василия Грязного, казалось бы, охватывает общее настроение, общий дух ядовитой
шутки: с одной стороны, от царя — властной и открытой, а с другой — от Грязного,
подобострастной, переходящей в намеки, вызывающей на близость, стремящейся найти
опору к возвращению прежних отношений. Василий чувствует, что расположение Грозного
уходит от него, и стремится поддержать его интимной, но уже осторожной шуткой,
соединенной с самой беззастенчивой лестью. Грозный как бы идет на этот вызов,
принимает его тон. Но положение изменилось. Дело ведь происходило не за столом
во время веселого пира: Грязной в плену, и ему грозит смерть. Шутка, как мяч,
перелетает в этой переписке от одного к другому, демонстрируя находчивость обоих
и слаженность выработавшейся еще за столом, «за кушанием» в покоях у царя, остротной
игры, но характер отношений обоих радикально изменился. Грозный играет, делая
вид, что шутки продолжаются по-прежнему, но в этой ситуации для Василия Грязного
продолжение прежнего тона было резким издевательством над его критическим положением.
Эта жестокая ирония усиливалась тем, что царь отказывается дать за Грязного
требуемый выкуп.
Первое письмо Грязного,
в котором он просит царя об обмене на Дивея Мурзу, не сохранилось. Но ответ
Грозного дошел до нас в своем первоначальном виде в списке XVI
в. Как и всегда, Грозный не только принимает решения, но и объясняет их. Грозный
не желает рассматривать этот обмен как его личную услугу Грязному. Будет ли
«прибыток» «крестьянству» от такого обмена? — спрашивает Грозный. «И тебя, вед,
на Дивея выменити не для крестянства на крестьянство». «Васютка», вернувшись
домой, лежать станет «по своему увечью», а Дивей Мурза вновь станет воевать
«да несколько сот крестьян лутчи тебя пленит! Что в том будет прибыток?» Обменять
на Дивея Мурзу — это, с точки зрения государства, «неподобная мера». Тон письма
Грозного начинает звучать наставлением, он учит Грязного предусмотрительности
и заботе об общественных интересах.
И вместе с тем, несмотря
на всю наставительность этого письма, оно полно вызывающей искренности, соединенной
с артистическим притворством, притворством, не ставящим себе практических целей,
использующим ситуацию для лукавой и безжалостной шутки. Царское письмо, по выражению
Грязного в его втором письме царю, «жестоко и милостиво»; «милостиво» — это
уже интерпретация Василия Грязного, стремящегося усмотреть эту милостивость.
Грозный смеется над тем, как неосмотрительно попал Василий в плен к крымцам.
Он напоминает ему о былых охотничьих забавах и шутках за столом: «ты чаял, что
в объезд (то есть на охоту) приехал с собаками за зайцы — ажио крымцы самого
тебя в торок ввязали. Али ты чаял, что таково ж в Крыму, как у меня стоячи за
кушаньем шутити? Крымцы так не спят, как вы, да вас, дрочон, умеют ловити...»
Постепенно раздражаясь,
Грозный впадает в тон жестокой насмешки. Он напоминает Василию, что, с государственной
точки зрения, он самый обычный пленник: «а доселева такие по пятидесят рублев
бывали». Разве стоит обменивать его на Дивея Мурзу, ставить их в одну меру:
«У Дивея и своих таких полно было, как ты».
Васютка Грязной, умевший
понимать царские шутки и, когда нужно, обращать их себе на пользу, подхватывает
напоминание Грозного о былых веселых шутках за столом: «А шутил яз, холоп твой,
у тебя, государя, за столом, тешил тебя, государя, а нынеча умираю за бога,
да за тебя же, государя, да за твои царевичи, за своих государей...» Он принимает
и другой упрек Грозного — о своем увечье — и опять-таки обращает его себе на
пользу, напоминая Грозному, что добыл он эти раны на службе ему: «А яз, холоп
твой, не у браги увечья добыл, ни с печи убился». Хоть он и будет лежать, но
постарается и лежа служить своему государю: «Мы, холопы, бога молим, чтоб нам
за бога и за тебя, государя, и за свои царевичи, а за наши государи, голова
положити: то наша и надежда...» Он отвечает и на упрек Грозного за попытку сравнять
себя с Дивеем Мурзой. Но в ответе своем он уже не шутит: он смиренно молит о
пощаде — «не твоя б государская милость, и яз бы што за человек?»
Ничто не напоминает в
этой переписке витийственно поднятой на ходули риторики XVI
в. Читая переписку «Васютки» Грязного и Ивана Грозного, забываешь, что оба были
разобщены огромным по тому времени расстоянием, что письма доставлялись с трудом
и доходили через многие месяцы. Перед нами свободная беседа, словно записанный
разговор: мастера лихой потехи, шутника и балагура, «Беременного» человека —
и царя, ядовитого, жестоко ироничного, умевшего играть роль и разыгрывать человека
простого и справедливого.
Естественно, что на основе
перемен в писательской позиции Грозного вырастали и многочисленные варианты
его стиля. Грозный предстает перед нами величественным монархом и бесправным
подданным (в послании к царю Симеону Бекбулатовичу), безграничным монархом и
униженным просителем (во втором послании к Стефану Баторию), духовным наставником
и грешным иноком (в послании в Кирилло-Белозерский монастырь) и т. д. Поэтому
для произведений Грозного характерно чередование церковнославянского языка и
разговорного просторечия, иногда переходящего в запальчивую брань.
Грозный употребляет разговорные выражения и слова:
«дурость», «дурует», «аз на него плюнул», «а он мужик очюнной врет, а сам не
ведает что». Он пользуется поговорками: «Дати волю царю, ино и псарю; дати слабость
вельможе, ино и простому». Его речь полна восклицаний: «ох!», «увы, увы мне!»,
«горе, ей!». Он часто обращается к читателям и слушателям: «видите ли?», «а
ты, брат, како?», «ты же како?», «милые мои!». Он прерывает свою речь вопросами,
останавливает себя. Он смешивает церковнославянизмы и просторечие. Он делает
смелые сопоставления библейских лиц и событий с современными ему — с тою же
иронической целью. Богатство его лексики поразительно. Язык его гибок. Живость
языка и близость к устной речи вносит в его произведения яркий национальный
колорит [6] .
Грозный был не только
талантливым и, я бы сказал, искренним актером, но и своеобразным мистификатором.
Он писал от имени своих бояр (И. Д. Бельского, И. Ф. Мстиславского, М. И. Воротынского,
И. П. Федорова), но особенно интересны его произведения, подписанные именем
некоего Парфения Уродивого (то есть Юродивого). История этого псевдонима такова.
Грозному принадлежит ответ в споре о вере члену Общины чешских и моравских братьев
Яну Роките, относящийся к 1570 г. Этот ответ, дошедший до нас в списках XVI в., нередко надписывается именем царя и, кроме того, имеет
ряд внутренних признаков, по которым можно установить авторство Грозного. Но
позднее произведение было сокращено, все признаки его принадлежности царю исключены
из текста, и изложение его стало вестись от имени Парфения Уродивого. В отброшенной
части ответа Грозный выступает против тех, кто женится после смерти жены. Ко
времени своего спора с Яном Рокитой Грозный был уже женат три раза. В апреле
1572 г. собрался церковный собор, разрешивший Грозному жениться четвертый раз
после смерти третьей жены, но наложил на него епитимию и указал, чтобы никто
из «прочих человек от мирских царьского синглита и до простых» никак не дерзали
на четвертый брак под угрозой «пригрозного» проклятия. В этих условиях выступать
царю против многоженства было неудобно. Грозный любил распространять свои сочинения,
и он убрал в своем «Ответе» всю ту часть, где он выступал против многоженства,
а сам себя насмешливо назвал Парфением, то есть девственником.
Под именем Парфения Грозный написал еще «Канон»
Ангелу Грозному воеводе, то есть архангелу Михаилу, считавшемуся ангелом смерти
(вспомним, что царская усыпальница в Московском кремле — Архангельский собор
был посвящен архангелу Михаилу) [7] . Настроение страха смерти пронизывает
этот «Канон» от начала и до конца. Грозный называет ангела: «грозный и смертоносный
ангел», «страшный посланниче», «великий хитрец», «страшный воин», «святый ангеле
огнеобразный» и т. д. О себе же автор «Канона» говорит так: «злосмрадный», «окаянный»,
«и мене помилуй, грешного и окаянного», «душу мою, наполненную смрадом», и т.
д.
Черты жестокости, воинственности,
грозности архангела Михаила необычно сгущены в «Каноне» Парфения Уродивого и
в последующей «Молитве», также принадлежащей Парфению — Грозному. Многократно
повторяется, что ангел — «грозный воевода», что «возхождение» его за душой умирающего
«грозно». Грозный говорит о нем: «несть сильнее тебя и крепчайши во брани».
Он просит «весело» взглянуть на него: «да не ужаснуся твоего зрака». Ангел у
Грозного «смертоносный», «страшный воин», «грозный посланиче». Он говорит о
нем как о воителе: «скоро пленяеши и не замедлиши николи же. Всюду готов стоиши,
и храбруеши, и зла не убоишися, ни стара отриеши, ни млада отступиши»; «великий,
мудрый хитрец, никто же может твоея хитрости разумети, дабы скрылся от твоея
нещадости». Грозный просит Ангела: «Мудрый ангеле и светлый, просвети ми мрачную
мою душу своим светлым пришествием, да во свете теку во след тебе». Восхваляя
Ангела Грозного воеводу, Грозный называет его «мудрым оружником», и «грозным
полчеником», и «победителем вражиим силам». В «Молитве» к архангелу Михаилу
Грозный просит его: «Запрети всем врагом борющимся со мною. Сотвори их яко овец,
и сокруши их яко прах пред лицеи ветру». Грозный боялся «сглаза» и просил Михаила
соблюсти его «от очию злых человек».
Грозный страдал страхом
смерти и страхом преследования.
С каким трудом, но как
властно и требовательно входила в литературу личность писателя, его индивидуальный
стиль и собственное мировоззрение. Понадобился Иван Грозный, чтобы разрушить
трафареты и каноны жанровых позиций.
Грозный пишет челобитную,
но эта челобитная оказывается пародией на челобитные. Он пишет наставительное
послание, но послание больше напоминает сатирическое произведение, чем послания.
Он пишет всерьез реальные дипломатические письма, которые отсылаются владетельным
лицам за пределы России, но они написаны вне традиций дипломатической переписки.
Он не стесняется писать не от своего имени, а от имени бояр или просто берет
себе псевдоним «Парфения Уродивого». Он вступает в воображаемые диалоги, стилизует
свою речь или вообще пишет, как говорит, нарушая характер письменного языка.
Он подделывается под стиль и мысли своих оппонентов, создавая в своих произведениях
воображаемые диалоги, подражает им и высмеивает. Он необычайно эмоционален,
умеет сам себя возбуждать и «раскрепощать» от традиций. Он дразнит, насмехается
и бранится, театрализует ситуацию, а иногда притворяется высоким вероучителем
или недоступным и мудрым государственным деятелем. И при этом ему ничего не
стоит переходить от церковнославянского языка к грубому просторечию.
Казалось бы, он не имеет
своего стиля, ибо пишет по-разному, «во всех стилях» — как вздумается. Но именно
в этом свободном отношении к стилю и разрушаются стилистические, жанровые трафареты,
а на смену им постепенно приходит индивидуальное творчество и личностное начало.
По своему свободному отношению
к литературному творчеству Грозный значительно опередил свою эпоху, но писательское
дело Грозного не осталось без продолжателей. Во второй половине XVII в., через сто лет, его талантливым последователем в чисто
литературном отношении явился протопоп Аввакум, недаром так ценивший «батюшку»
Грозного царя. Крайний консерватор по убеждениям, Аввакум был, однако, таким
же, как и Грозный, мятежником против всяких литературных традиций, извлекал
особые эффекты из смешения церковнославянизмов с просторечием. В чем Аввакум
следовал за примером Грозного, а в чем их позиции были общими — независимо друг
от друга, — предстоит решить исследователям.
Смелый новатор, изумительный
мастер языка, то гневный, то лирически приподнятый (как, например, в своем завещании
1572 г.), мастер «кусательного» стиля, самодержец всея Руси, любивший игру в
смирение, изображавший себя обиженным или приниженным, пренебрегавший многими
литературными традициями ради единой цели: убедить и высмеять своего противника,
— таков Грозный в своих произведениях.
[1] Это и другие послания в дальнейшем
цитирую по изданию: Послания Ивана Грозного. Подгот. текста Д. С. Лихачева
и Я. С. Лурье. М.; Л., 1951. Послания Грозного переведены и изданы на английском,
французском, чешском, итальянском и других языках.
[2] Tsar
Ivan IV's Reply to Jan Rokyta by Valerie A. Tumins. The
Hague, 1971.
[3] Лихачев Д. С. Развитие русской
литературы X-XVII веков. Л., 1973. С. 134, 143, 169, 171, 182, 216.
[4] Временник Ивана Тимофеева. Подгот. к печати, перевод и коммент.
О. А. Державиной. М.; Л., 1951. С. 12.
[5] См. об этом: Веселовский С. Б. Синодик
опальных царя Ивана Грозного как исторический источник. // Проблемы источниковедения.
Т. 3. М.; Л., 1940.
[6] Подробнее о языке см.: Лихачев Д.
С. Смех в Древней Руси. Наст, том, с. 370 и след.
[7] См. об этом подробнее и текст «Канона»:
Лихачев Д. С. Канон и Молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого
(Ивана Грозного). // В кн.: Рукописное наследие Древней Руси (По материалам
Пушкинского Дома). Л., 1972. С. 10-27.
|