«ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ»
О времени возникновения «Повести о Петре и Февронии Муромских»
идут споры. Одни исследователи относят ее к XV в., другие — к началу XVI-го.
Судя по тому, что церковный культ Петра и Февронии в Муроме сложился
уже во второй половине XV в., вероятнее, что «Повесть» в каком-то неизвестном
нам первоначальном виде была составлена уже в это время. Однако свой окончательный
вид «Повесть» приобрела, как это доказала сейчас Р. П. Дмитриева, под пером
Ермолая Еразма — писателя, работавшего в середине XVI в.
«Повесть о Петре и Февронии» представляет
собой соединение двух фольклорных сюжетов: одного о змее-соблазнителе и другого
— о мудрой деве. Сюжеты эти в «Повести» соединены
и приурочены к Мурому, а вся повесть претендует на историческую достоверность.
Очарование «Повести» —
в простоте и ясности изложения, в степенной неторопливости рассказа, в способности
повествователя не удивляться удивительному, в
гармонирующей со спокойствием рассказчика простоте и беззлобии действующих лиц.
Героиня повести — дева
Феврония. Она мудра народной мудростью. Она загадывает мудрые загадки и умеет
без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет
их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого — преподать
безобидный урок: ее противники сами догадываются о своих ошибках. Она творит
чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвесть в большое дерево воткнутые
для костра ветви. Ее животворящая сила распространяется на все окружающее. Крохи
хлеба в ее ладони превращаются в зерна благоуханного ладана.
Князь Петр пытается обмануть
ее только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему
обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает
ее во всем и, обвенчавшись, живет с нею в согласии, их любовь переступает и
за порог смерти.
«Сей убо в Рустей земли
град, нарицаемый Муром» — так просто начинается повесть. В граде этом, как рассказывают,
говорит повествователь, княжил благоверный князь Павел. И стал к его жене летать
змий-насильник. Для посторонних он принимал облик Павла. Жена Павла поведала
мужу о своем несчастии, и стали оба думать, как избавиться от насильника.
Однажды, когда змий снова
прилетел к жене Павла, она спросила змия «с почтением»: «Многое ты знаешь, знаешь
ли ты кончину свою: какая она буде и от чего?» Прельщенный «добрым прельщением»
жены Павла, змий ответил: «Смерть моя — от Петрова плеча, от Агрикова меча».
Брат Павла, Петр, решает
убить змия, но не ведает, где ему достать Агриков меч. Он находит этот меч в
одной из своих поездок для уединенной молитвы в загородном храме в алтаре между
«керамидами», то есть керамическими плитками, обычно закрывавшими погребения.
Удостоверившись, что в
храмине у жены Павла сидит не Павел, а змий, принявший облик Павла, Петр ударяет
его Агриковым мечом. К змию возвращается его подлинный облик, и он «трепеща»
умирает, обрызгав Петра своею кровью. От этой крови Петр покрывается струпьями.
Болезнь его невозможно вылечить. Страшная болезнь Петра служит завязкой второй
части повести, где появляется мудрая дева Феврония, излечивающая князя. Есть
что-то общее в деталях этой части повести с западноевропейским средневековым
повествованием о Тристане и Изольде.
Феврония подобна тихим
ангелам Рублева. Она «мудрая дева» сказочных сюжетов. Внешние проявления ее
большой внутренней силы скупы. Она готова на подвиг самоотречения, победила
свои страсти. Ее любовь к князю Петру потому и непобедима внешне, что она побеждена
внутренне, ею самой, подчинена уму. Вместе с тем ее мудрость — не только свойство
ее ума, но в такой же мере — ее чувства и воли. Между ее чувством, умом и волей
нет конфликта: отсюда необыкновенная «тишина» ее образа.
Первое появление в повести
девушки Февронии запечатлено в зрительно отчетливом образе. Ее находит в простой
крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови
убитого им змея. В бедном крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком
и занималась «тихим» делом — ткала полотно, а перед нею скакал заяц, как бы
символизируя собой слияние ее с природой. Ее вопросы и ответы, ее тихий и мудрый
разговор ясно показывают, что «рублевская задумчивость» не бездумна. Феврония
изумляет посланца своими вещими ответами и обещает помочь князю. Сведущая в
целебных снадобьях, она излечивает князя, как Изольда излечивает Тристана, зараженного
кровью убитого им дракона.
Несмотря на социальные
препятствия, князь женится на крестьянской девушке Февронии. Как и любовь Тристана
и Изольды, любовь Петра и Февронии преодолевает иерархические преграды феодального
общества и не считается с мнением окружающих. Чванливые жены бояр невзлюбили
Февронию и требуют ее изгнания, как вассалы короля Марка требуют изгнания Изольды.
Князь Петр отказывается от княжества и уходит вместе с женой.
Животворящая сила любви
Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по
ее благословению. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных
ею людей. В силе любви, в мудрости, подсказанной ей этой любовью, Феврония оказывается
выше даже своего идеального мужа — князя Петра.
Их не может разлучить
сама смерть. Когда Петр и Феврония почувствовали приближение смерти, они стали
просить у бога, чтобы умереть в одно время, и приготовили себе общий гроб. После
того они приняли монашество в разных монастырях. И вот, когда Феврония вышивала
для храма богородицы «воздух» для святой чаши, Петр послал ей сказать, что он
умирает, и просил ее умереть с ним вместе. Но Феврония просит дать ей время
дошить покрывало. Вторично послал к ней Петр, велев сказать: «Уже мало пожду
тебя». Наконец, посылая в третий раз, Петр говорит ей: «Уже хочу умереть и не
жду тебя». Тогда Феврония, которой осталось дошить лишь ризу святого, воткнула
иглу в покрывало, обвертела о нее нитку и послала сказать Петру, что готова
умереть с ним вместе. Так и Тристан оттягивает час своей кончины. «Срок близится,
— говорит Тристан Изольде, — разве мы не испили с тобою все горе и всю радость.
Срок близится. Когда он настанет, и я позову тебя, Изольда, придешь ли ты?»
«Зови меня, друг, — отвечает Изольда, — ты знаешь, что я приду».
После смерти Петра и Февронии
люди положили тела их в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказались
в общем, заранее приготовленном ими гробу. Люди второй раз попытались разлучить
Петра и Февронию, но снова тела оказались вместе, и после этого их уже не смели
разлучать. Так же точно в победе любви над смертью Тристан спускается на могилу
Изольды цветущим терновником (в некоторых вариантах романа о Тристане и Изольде
тела их оказываются в одном гробу). Образы героев этого рассказа, которых не
могли разлучить ни бояре, ни сама смерть, для своего времени удивительно психологичны,
но без всякой экзальтации. Их психологичность внешне проявляется с большой сдержанностью.
Отметим и сдержанность повествования, как бы вторящего
скромности проявления чувств. Жест Февронии, втыкающей иглу в покрывало и обвертывающей
вокруг воткнутой иглы золотую нить, так же лаконичен и зрительно ясен, как и
первое появление Февронии в повести, когда она сидела в избе за ткацким станком,
а перед нею скакал заяц. Чтобы оценить этот жест Февронии, обвертывающей нить
об иглу, надо помнить, что в древнерусских литературных произведениях нет быта,
нет детальных описаний — действие в них происходит как бы в сукнах. В этих условиях
жест Февронии драгоценен, как и то золотое шитье, которое она шила для «святой»
чаши [1].
[1] Тексты и исследования повести: Изборник
(сборник произведений литературы Древней Руси). М., 1969; Скрипиль М. О. Повесть
о Петре и Февронии (тексты). // ТОДРЛ. Т. VII. 1949; Скрипиль М. О. Повесть
о Петре и Февронии Муромских в ее отношении к русской сказке. // Там же; Повесть
о Петре и Февронии. Подгот. текста и исслед. Р. П. Дмитриевой. Л., 1979.
|