Глава 4. ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIV — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВЕКА
Во второй половине XIV — первой половине XV в., при. преемниках Ивана Калиты, Москва все активнее выступает
как центр, объединяющий княжества Северо-Восточной Руси. Уже в это время она
начинает играть роль города, возглавляющего процесс образования Русского централизованного
государства. Борьба Москвы за первенство с соперничающими областями происходила
в обстановке непрерывных столкновений с внешними врагами — с Ордой и с великим
княжеством Литовским. Наиболее ярко значение московской великокняжеской власти
как единственно реальной силы, способной возглавить объединение разрозненных
русских земель и дать организованный отпор Орде, проявилось в 70—80-х гг.
XIV в.
С 1359 по 1389 г. московский
великокняжеский стол занимал внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович, при котором
происходит политическое и экономическое усиление Москвы. Внутри Орды в это
время обострились междоусобные распри, что вело к ее ослаблению и благоприятствовало
борьбе Руси с монголо-татарским гнетом. Москва фактически перестала платить
Орде дань.
Для восстановления пошатнувшегося
господства Орды монголо-татары предпринимают решительные меры. Темник (военачальник)
Мамай, захвативший в ходе междоусобиц власть в Орде, посылает в 1378 г. на
Москву большое войско. В сражении на реке Воже силы великого князя московского
разгромили врага. Это было первое серьезное поражение монголо-татар со времени
установления ига. Через два года, в 1380 г., произошла грандиозная Куликовская
битва. Под предводительством Мамая его полчища и отряды наемников двинулись
на Московское княжество. Как и в сражении на Воже, русские вышли навстречу
Мамаю. В союзе с Москвой против неприятеля выступили многие удельные княжества
Северо-Восточной Руси. Сражение, окончившееся победой русских, произошло на
Дону (отсюда прозвание Дмитрия Ивановича — Донской), на Куликовом поле.
Мамаево побоище продемонстрировало
ведущую роль Московского княжества и великого князя московского в Северо-Восточной
Руси, выявило военное превосходство объединенных сил русских княжеств над
врагом. Куликовская битва имела огромное национально-патриотическое значение:
она обусловила подъем национального самосознания,
вселила уверенность в то, что русские могут свергнуть ненавистное монголо-татарское
иго. В 1382 г., через два года после Куликовской битвы, на Москву совершил
набег хан Тохтамыш. Москва была разгромлена, и выплата дани Орде возобновилась.
Но ни Тохтамышево нашествие, ни последующие набеги монголо-татар не поколебали
главенствующего значения Москвы и великого князя московского в политической
жизни страны. Знаменательно, что, завещая великое княжество старшему сыну
Василию, Дмитрий Иванович Донской действовал уже независимо от Золотой Орды.
В конце XIV
— первой половине XV в., одновременно с объединением земель вокруг Москвы, в пределах
самого Московского княжества, вследствие разделения территории между князьями-наследниками,
возрастало количество уделов. Князья — владельцы уделов подчинялись великому
князю. Великокняжеская власть стремилась превратить их в обязанных службой
привилегированных вотчинников. Это привело к вспышке феодальной войны во второй
четверти XV в., продолжавшейся почти 30 лет. В этой войне столкнулись
реакционные силы удельнокняжеской и боярской оппозиции с растущей силой власти
великого князя московского. Помимо удельных князей, в борьбе с Москвой приняли
активное участие Тверское княжество и Новгородская боярская республика. Эта
феодальная война носила тяжелый, жестокий характер, осложнялась не прекращающейся
борьбой с Ордой. В конечном счете восторжествовали прогрессивные для данного
исторического этапа силы: удельнокняжеская и боярская оппозиция потерпела
поражение, а власть великого князя московского укрепилась.
Все наиболее важные
исторические события эпохи нашли отражение в литературных памятниках этого
времени.
В той или иной степени
развитие человеческой культуры связано с усилением в ней и обогащением личностного
начала. Смены исторических формаций знаменуют собой этапы освобождения человека.
Человек в эпоху феодализма освобождается от власти рода, затем, в период Возрождения,
— от власти корпорации и сословия, позднее он стремится освободить себя от
угнетения класса. Этому соответствуют различные формы «открытия человека»,
ценности человеческой личности.
Древнерусская литература
эпохи раннего феодализма была связана с освобождением человека из-под власти
рода и племени. Становясь частью феодальной корпорации, человек осознает свое
могущество. Герой литературных произведений этого периода — член феодальной
корпорации, представитель своего сословия. Это князь, монах, епископ, боярин,
и в качестве такового он изображается во всем своем величии, корпоративном
достоинстве. Отсюда монументальный характер изображения человека.
Насколько в период раннего
феодализма, в X-XI вв., ценилось достоинство человека как члена корпорации,
дает представление «Русская Правда», где оскорбление рукоятью меча, мечом
плашмя, удар рогом или чашей считались в несколько раз оскорбительнее, чем
«синяя» или кровавая рана, так как выражали крайнее презрение к противнику [1].
Но вот в русской истории
наступает период, когда человек начинает цениться независимо от своей принадлежности
к средневековой корпорации. Происходит новое «открытие человека» — его внутренней
жизни, его внутренних достоинств, его исторической значимости и т. д. На Западе
это открытие совершилось с развитием товарно-денежных отношений. Деньги, закабаляя
человека, в других отношениях освобождали его от власти корпорации. Деньги,
в принципе, мог приобрести всякий, и они давали власть над окружающим. Деньги
ломали корпоративные преграды и делали ненужным понятие корпоративной чести.
В России условия для
освобождения личности из-под власти корпорации создавались, с одной стороны,
экономическим ростом, развитием торговли, ремесел, что привело к возвышению
«городов-коммун» — Новгорода и Пскова, а с другой стороны, тем, что в условиях
постоянных военных тревог и тяжелых нравственных испытаний монголо-татарского
ига все больше и больше ценились внутренние качества человека: его стойкость,
преданность родине и князю, способность морально противостоять тем соблазнам
возвышения, которые обильно предлагала чужеземная власть, пытавшаяся опереться
на изменников. Княжеская власть выдвигает достойных по их качествам военачальников,
способных администраторов и т. д., не считаясь с их происхождением и принадлежностью
к корпорации. Как мы увидим в дальнейшем, летопись отмечает купцов-сурожан,
стоявших за оборону Москвы при нашествии Тохтамыша, описывает подвиг простого
ключаря Успенского собора во Владимире, не выдавшего врагам церковных сокровищ,
все чаще отмечает активность населения, и в частности горожан, в жизни государства.
Вот почему в литературе,
и особенно житийной, раскрывающей внутреннюю жизнь одного человека, все большее
и большее внимание уделяется эмоциональной сфере, литература интересуется
психологией человека, его душевным состоянием. Это приводит к экспрессивности
стиля, к динамичности описаний.
В литературе развивается
экспрессивно-эмоциональный стиль, а в идейной жизни все большее значение приобретает
«безмолвие», уединенная молитва, совершаемая вне церкви, уход в пустыню —
в скит. Это уединение личности, уход ее из общества также соответствовали
в тех условиях духу развивающегося личностного начала.
Все эти явления не могут
быть отождествлены с Возрождением, так как в духовной культуре Древней Руси
религия доминировала вплоть до XVII в. В XIV-XV вв. еще далеко до секуляризации жизни и культуры; освобождение
личности совершается на Руси в пределах религии. Это начальный период того
процесса, который, развиваясь в благоприятных условиях, обычно переходит в
Возрождение, это — Предвозрождение.
Внимание к внутренней
жизни человека, демонстрировавшее текучесть происходящего, изменчивость всего
сущего, было связано с пробуждением исторического сознания. История уже не
представлялась только в формах простых смен событий. В сознании людей конца
XIV-XV
вв. сменялся самый характер эпохи, и в первую очередь это проявлялось в отношении
к иноземному игу. Наступает пора идеализации эпохи независимости Руси. Мысль
обращается к идее независимости, искусство — к произведениям домонгольской
Руси, архитектура — к зданиям эпохи независимости, а литература — к произведениям
XI-XIII
вв.: к «Повести временных лет», к «Слову о законе и благодати» митрополита
Илариона, к «Слову о полку Игореве» и пр.
Таким образом, для русского
Предвозрождения Русь периода независимости, Русь домонгольская стала как бы
«своей античностью».
Всей средневековой литературе
было свойственно явление абстрагирования — генерализация описываемых явлений,
стремление выявить в действительности общее вместо единичного, духовное вместо
материального, внутренний, религиозный смысл каждого явления. Средневековый
метод абстрагирования приобретает особое значение в эпоху русского Предвозрождения,
определяет особенности изображения человеческой психологии. Д. С. Лихачев
определил эту черту литературы русского Предвозрождения как «абстрактный психологизм».
«В центре внимания писателей конца XIV
— начала XV
в. оказались отдельные психологические состояния человека, его чувства, эмоциональные
отклики на события внешнего мира. Но эти чувства, отдельные состояния человеческой
души не объединяются еще в характеры. Отдельные проявления психологии изображаются
без всякой индивидуализации и не складываются в психологию. Связующее, объединяющее
начало — характер человека — еще не открыто, индивидуальность человека по-прежнему
ограничена прямолинейным отнесением ее в одну из двух категорий — добрых или
злых, положительных или отрицательных» [2].
Предвозрожденческие
явления в культурной жизни страны, пробудившиеся в начале — первой половине
XIV в., с особой силой дали себя знать в конце столетия — первой
половине XV в. Подъем национального самосознания после Куликовской битвы
способствовал расцвету культуры, вызвал повышенный интерес к прошлому, пробудил
стремление к возрождению национальных традиций, одновременно усилив культурное
общение русских земель с другими государствами. Возобновляются традиционные
связи Руси с Византией и южнославянскими странами.
Возродившееся в первой
половине XIV в. монументальное каменное строительство к концу столетия
приобретает широкий размах. Особого расцвета в конце XIV — первой половине XV в. достигает изобразительное искусство, где наиболее ярко
проявились предвозрожденческие идеи. В конце XIV — самом начале XV в. на Руси работает замечательный художник средневековья
Феофан Грек, в творчестве которого предвозрожденческие идеалы нашли блестящее
воплощение. Феофаном Греком были расписаны церкви Новгорода, Москвы и других
городов Северо-Восточной Руси. Фрески Феофана Грека и теперь поражают своим
величием, динамичностью, значительностью и суровостью изображенных им персонажей.
В самом конце XIV
— первой четверти XV в. протекало творчество великого русского художника Андрея
Рублева. Его деятельность связана с Москвой и с близкими к Москве городами
и монастырями. Андрей Рублев вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором расписывал
Благовещенский собор Московского кремля (1405 г.). Вместе с Даниилом Черным
(своим неизменным другом) он создавал фрески и писал иконы в Успенском соборе
во Владимире (1408 г.) и в Троицком соборе в Троице-Сергиевом монастыре (1424-1426
гг.). Ко времени работы Андрея Рублева в Троице-Сергиевом монастыре относится
его знаменитая «Троица». Творчество Андрея Рублева отличается глубоким гуманизмом,
человечностью.
«Живопись этой поры,
— пишет Д. С. Лихачев, имея в виду главным образом фрески, — обогатилась новыми
темами, ее сюжеты значительно усложнились, в них много повествовательности,
события трактуются психологически, художники стремятся изобразить переживания
действующих лиц, подчеркивают страдания, скорбь, тоску, страх или радость
и экстатическое волнение. Священные сюжеты трактуются менее торжественно,
интимнее, обыденнее» [3].
Общий подъем просвещения,
пробуждение стремлений к рациональному объяснению явлений природы обусловили
возникновение рационалистических движений в городах. В конце XIV в. в Новгороде появляется ересь стригольников. Стригольники
отвергали церковную иерархию и церковные обряды, некоторые из них, по-видимому,
не верили в учение о воскресении мертвых и божественную сущность Христа. В
их выступлениях звучали социальные мотивы.
Культурный расцвет в
конце XIV-XV в. способствовал расширению культурных связей русских земель
с Византией и южнославянскими странами (Болгарией, Сербией). Русские монахи
часто и подолгу бывали в монастырях Афона и Константинополя, ряд южнославянских
и греческих деятелей переселялись на Русь. Среди лиц, сыгравших большую роль
в русской литературе конца XIV — первой половины XV в., должны быть названы болгары Киприан и Григорий Цамблак,
серб Пахомий Логофет. На Руси в рассматриваемый период появилось большое число
южнославянских рукописей и переводов. Русская литература тесно взаимодействовала
с литературой Византии и стран южного славянства.
[1] См. подробнее: Лихачев Д. С. Возрождение в средневековье.
«Русская литература», 1973, № 4.
[2] Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII
веков. Эпохи и стили. Л., 1973, с. 91. Подробно о русском Предвозрождении
и его особенностях см. данную работу Д. С. Лихачева и его исследования: Поэтика
древнерусской литературы. Изд. 3-е. М., 1979; Человек в литературе Древней
Руси, Изд. 2-е. М., 1970.
[3] Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания
Премудрого. М.-Л., 1962, с. 116.
|