Глава 1. ЛИТЕРАТУРА XI — НАЧАЛА XIII ВЕКА
8. «Хождение» Игумена Даниила
«Хождениями» в древнерусской
литературе назывались произведения, в которых описывались путешествия в Палестину,
на Восток или в Византию, Древнейшим из памятников этого жанра является «Хождение»
игумена Даниила [1].
О самом Данииле мы знаем
очень мало. Он был игуменом одного из русских монастырей, расположенного,
как полагают, на Черниговщине. Свое путешествие Даниил совершил в начале XII
в.: по некоторым историческим фактам, им упоминаемым, можно считать, что он
находился в Палестине (точнее, в существовавшем на территории, отвоеванной
у арабов крестоносцами, Иерусалимском королевстве) в 1106-1108 гг.
По пути в Палестину
Даниил посетил Константинополь, Эфес, остров Кипр. В самой Палестине Даниил
провел 16 месяцев. Он жил в монастыре св. Саввы (под Иерусалимом), но выезжал
в различные районы королевства; был в городах Иерихоне, Вифлееме, Галилее,
на Тивериадском озере. Даниила сопровождал некий монах «стар денми и книжен
велми» (т. е. начитанный и знающий). Разумеется, Даниила, как паломника [2], прежде всего интересовали святыни — достопримечательные места или
памятники, которые церковная традиция связывала с именем Иисуса Христа или
библейских персонажей. Он описывает водоем, у которого Христос исцелил «расслабленного»,
камень, на котором был водружен крест с распятым Христом, пещеру, где на «лавице»
(скамье) лежало его тело после распятия, и т. д. При этом Даниил не только
перечисляет увиденные им достопримечательности, но тут же вспоминает и кратко
пересказывает связанные с ними ветхозаветные и евангельские сюжеты, обнаруживая
знакомство не только с каноническими библейскими книгами, но и с апокрифическими
легендами.
Даниил в своих описаниях
стремится быть точным, создает своего рода путеводитель для будущих паломников.
Он указывает направление, по которому следует двигаться к тем или иным памятным
местам, и весьма наглядно сообщает о расстояниях до них: «От камени того яко
можеть дострелити добр стрелец», или: «И есмь от стены градныя яко довержет
муж камением малым». Подробно описывает Даниил архитектурные сооружения, их
убранство: церковь та, пишет он, «столпов же имать 8 облых (толстых) мраморяных,
помещена же есть досками мрамора белаго»; «Храмина создана красно, — говорится
о другом храме, — яко на столпии и с верхом исписана мусиею» (покрыта мозаикой).
Однако, благоговейно
осматривая «желанную ту землю и места святаа», где Христос «претерпе страсти
нас ради грешных», Даниил не остается равнодушным и к природе Палестины. Он
восхищается плодородием ее земли, на которой «родиться пшеница и ячмень изрядно:
едину бо кадь всеяв и взяти 90 кадей», он описывает сады, где «овощнаа (фруктовые)
древеса многоплодовита — смокви (инжир), и агодичия, и масличие (маслины)».
Любопытно описание реки Иордан, которую Даниил сравнивает с рекой Сновь (в
Черниговщине): один берег Иордана «прикрут», другой «полог», течение быстрое,
«вода же мутна велми и сладка пити»; «всем же есть подобен Иордан к рече (реке)
Сновьстей: и вшире и вглубле и лукаво (извилисто) течет и быстро, якоже Сновь
река».
Скупо описывает Даниил
свою жизнь в Палестине и быт Иерусалимского королевства. Он лишь вскользь
говорит о горных дорогах, на которых путников поджидают разбойники-сарацины,
отмечает, что в город Тивериаду он смог попасть лишь благодаря тому, что примкнул
к войску иерусалимского короля Балдуина. Относительно подробно рассказан лишь
один эпизод. Во время богослужения король с почетом провел Даниила через толпу
поломников («разгнаша люди насилие, и створиша яко улицю... и тако могохом
пройти сквозе люди»), но эту честь Даниил приписал не себе, а уважению к Руси,
которую он представляет. Даниил подчеркивает, что он ощущал себя в Палестине
посланцем всей Русской земли, и выражает свою заботу о ней, разумеется, в
естественных для паломника формах возжигает лампады в храмах и «во всех местах
святых», поручает «молиться за русских князей и княгинь, и детей их, за епископов
и игуменов, бояр, детей своих духовных и за всех христиан Руси».
В. Л. Янин обратил внимание
на следующий факт. Даниил, сообщая о «поминаниях» русских князей, княгинь
и бояр — всего им отслужено 90 литургий, — называет лишь несколько княжеских
имен. Исследователь реконструировал первоначальный вид этого перечня князей
и установил, что для Даниила имел смысл и сам отбор имен, и даже последовательность,
в которой они приведены: он называет девятерых князей, составлявших «ту верховную
коалицию, которая решала общерусские дела и направляла политическое развитие
государства». Даниил, заключает В. Л. Янин, «был русским игуменом в высоком
понимании этого термина и, вспоминая князей, служил литургии за ту систему
взаимоотношений, которая была разработана на княжеских съездах рубежа XI-XII
вв., видя в ней средство от усобиц, разорения Русской земли и братоубийственных
войн» [3].
Остается тем не менее
неясным вопрос, при каких обстоятельствах состоялось путешествие Даниила:
упоминание его многочисленных спутников, нестесненность его в деньгах и, наконец,
те безусловные знаки уважения, которые оказывал Даниилу король Балдуин, —
все это давало основание предположить, что Даниил в той или иной степени являлся
представителем Русской земли, прибыл в Палестину с какими-то дипломатическими
или церковно-организационными полномочиями, и во всяком случае не был рядовым
паломником [4].
Популярность «Хождения»
игумена Даниила в древнерусской письменности была исключительно велика, о
чем свидетельствует хотя бы тот факт, что до нас дошло около сотни списков
этого произведения.
[1] Лучшее издание
«Хождения» см. в кн.: Житье и хожение Данила, Русьскыя земли игумена 1106-1107
гг. Под ред. М. Е. Веневитинова. — В кн.: Православный палестинский сборник,
т. I. Спб., 1885, вып. 3 и 9.
[2] Наименование
паломник связано с тем, что посещавшие Палестину по обычаю приносили
с собой на родину пальмовую ветвь.
[3] См.: Янин
В Л. Междукняжеские отношения в эпоху Мономаха и Хождение игумена Даниила».—«ТОДРЛ».
М.-Л., 1960, т. XVI,
с. 130-131.
[4] См.: Данилов
В. В. К характеристике «Хождения» игумена Даниилa. — «ТОДРЛ», М.-Л., 1954,
т. X, с. 92-94.
|