С. Г. Лазутин
Поэтика русского фольклора
Учеб. пособие для студентов филологических специальностей

Оглавление
 

2
ЯЗЫК И ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Метафоры в загадках
Каждый жанр фольклора имеет свои излюбленные стилистические приемы, в нем получают наибольшее применение те или иные поэтические тропы. Так, гиперболы чаще встречаются в былинах, символы — в традиционных лирических песнях, сравнения — в пословицах и поговорках. Особенно широкое употребление какого-нибудь тропа в том или ином жанре объясняется тем, что этот троп больше всего отвечает специфическим особенностям данного жанра в художественном отражении действительности.
Излюбленным стилистическим средством загадки является метафора. «Загадка может быть определена, — писал акад. Ю. М. Соколов,— как замысловатый вопрос, выражаемый обычно в форме метафоры» [1]. Есть, конечно, загадки, в которых ее нет.
Но все же следует признать, что подавляющее число загадок являются метафорическими.
В качестве метафор в загадках чаще всего выступают существительные. Например: «Скатерть бела весь свет одела» (снег) [2]; «Синенька шубенка — весь мир покрыла» (№ 8 — небо); «На одном быку семь шкур» (№ 2488 — лук) и т. д. Однако метафорами в загадках могут быть также глаголы: «На горе шумит, а под горой молчит» (№ 1713 — лес), и прилагательные: «Зубасты, а не кусаются» (№ 2147 — грабли). Нередко в загадках в качестве метафор одновременно выступают различные части речи. Например: «Старый дед, ему сто лет, мост намостил во всю реку. А пришла молода — весь мост развела» (№ 362 — мороз и весна).
Часто предметы и явления неживого мира сопоставляются с живыми существами, и тогда возникают олицетворения. Так, например, ведра сравниваются в загадках с двумя братцами, которые пошли на речку купаться (№ 3858); умывальник — со щукой, тело которой находится в воде, а хвост снаружи (№ 3950); челнок — с летающей уткой (№ 4647) и т. д. Олицетворения, оживляя и одухотворяя неживой мир, придают загадке большую поэтичность, создают яркие образы и картины. Однако функции метафор этим далеко не ограничиваются.
Метафора в загадках характеризует специфику их содержания и формы, лежит в основе их стилистической и композиционной организации, определяет сами творческие принципы художественного отражения действительности. Метафора — душа загадки. Понять метафору — значит понять саму загадку, раскрыть ее суть, определить ее жанровые особенности.
Но прежде несколько слов о метафоре вообще. Напомним, что в основе ее, как и в основе сравнения, лежит сопоставление двух явлений (предметов). Метафора, как и сравнение, по своему содержанию двучленна. Разница лишь в том, что эта двучленность в сравнении грамматически оформлена, внешне выражена, а в метафоре она внешне не выражена. Если в сравнении указываются оба члена (и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается), то в метафоре умалчивается то, что сравнивается, и называется лишь то, с чем сравнивается. Пример сравнения: «Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака» (Лермонтов). Пример метафоры: «Пчела из кельи восковой летит за данью полевой» (Пушкин).
В подавляющем большинстве загадок загадываемый предмет не называется. Вместо него — его метафорический эквивалент. Народ говорит о загадке: «Без лица в личине». «Лицо» — это загадка, «личина» — ее метафора. В ней мысль выражается не открыто и прямо, а переносно-метафорически. Так, например, вместо прямого выражения мысли «Корни хмеля в земле, его ветки на дереве, а плоды (цветы хмеля) используются для приготовления свадебного напитка», находим метаформу — «ноги в земле, кишки на дереве, голова на свадьбе» (№ 2672). А вот еще один пример: «На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках» (№ 1738 — березки). Здесь тоже вместо реального мира — его метафорическое обозначение.
Составить загадку — это значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот — разгадать загадку — ее метафорам найти жизненно реальную расшифровку, т. е. ее образы метафорические заменить образами реальными. Так, в приведенной выше загадке нужно произвести следующие замены: на поле не девчонки, а березки, у березок не белая рубашка, а белая кора, у них зеленые не полушалки, а листья.
Следовательно, повторяем, разгадать загадку — это значит найти реальную расшифровку ее метафорическим образам. Как будто все ясно и просто: ключ к отгадыванию загадок найден. Но на практике это осуществить нелегко. Как правило, отгадать загадку очень трудно. Трудно по двум причинам. Во-первых, для этого нужно обладать довольно развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением и, во-вторых, нужно быть очень сообразительным, способным преодолеть немалые, нарочито, искусственно создаваемые загадкой трудности логического порядка.
На второй стороне вопроса остановимся несколько подробнее. Загадка — это не просто метафорически заданный вопрос, а, мы бы сказали, это еще и очень хитро заданный вопрос. Загадка -это не просто метафора, а часто совершенно необыкновенная метафора. Так, нас, например, удивляет намек на существо, которое «без рук, без ног, а рисовать умеет» (№ 336 — мороз). Мы не можем себе представить, как это может быть, чтобы «в одном бочонке — два сорта вина» (№ 903 — яйцо) и т. д. Совершенно ясно, что цель любой загадки удивить человека, намекнуть на какие-то необычные, из ряда вон выходящие, практически невозможные явления.
Уже Аристотель заметил, что загадка, «говоря о действительно существующем, соединяет вместе с тем совершенно невозможное» [3]. Буквальное понимание метафорических загадок не только необычно и удивительно, но и часто просто нелепо, алогично, абсурдно. Многие загадки состоят из метафорических образов (если их понимать буквально), совершенно не совместимых, представляющих собой логическую несообразность. Они построены приемами парадокса, или оксюморона. В связи с этим проф. М. А. Рыбникова писала: «Загадка как нельзя больше подходит к жанру считалки, и та и другая играют несообразностями.
Потребность в подобном психологическом раздражителе велика, это — нечто вроде вольных движений сознания, которые выводят мысль из рамок обычных, вяло текущих ассоциаций. В загадке этот же самый процесс оформлен приемом оксюморона, поэтическим парадоксом:

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
Утка в море,
Хвост на заборе.

Эти известнейшие загадки осуществляют именно игру в несообразности. Оксюморон, вообще говоря, основа загадки. Дерзость сочетаний, смелость комбинаций — вот что влечет нас чаще всего к загадке, что и смешит в конечном итоге, при разгадке» [4].
Однако в загадке ставится вопрос не только затруднительно, но и нередко «коварно»: «коварство» его в том, что человек, пытающийся отгадать загадку, нарочно уводится в сторону, его мысль направляется по ложному пути, перед ним ставится своеобразная логическая ловушка, он заводится в тупик. Например, есть такая загадка:

Что за зверь:
В зиму ест, а летом спит,
Тело тепло, а крови нет,
Сесть на него сядешь,
А с места не свезет.
(№ 3315)

Всей своей сутью эта загадка заставляет нас подыскивать именно зверя: во-первых, прямо поставлен вопрос: «Что за зверь?»; во-вторых, замечания «в зиму ест, а летом спит», «тело тепло, а крови нет» заставляют нас вспомнить медведя и рыбу и в то же время искать животное, им противоположное. Одним словом, так или иначе, но загадка направляет нас на поиски подходящего зверя. Но потом оказывается, что это шутка. Причем, шутка, заводящая в тупик. Нет в природе зверя с такими качествами, о которых говорит загадка. Оказывается, имеется в виду не зверь, а обыкновенная крестьянская печь, которая, метафорически выражаясь, действительно «в зиму ест, а летом спит», у нее в самом деле «тело тепло, а крови нет» и т. д.
Приведем еще одну загадку. «Снесли птички синеньки яички, развесили по дереву: скорлупка мяконька, белок сладенький, а желток костяной» (№ 1812). Первая часть загадки нас сознательно уводит в сторону от отгадки, прямо говорит, что речь идет о птичьих яичках. И мы начинаем подыскивать подходящую птичку. Но сколько бы мы ни думали, мы не смогли бы вспомнить птичку, которая несла бы такие необыкновенные яички («скорлупка мяконька, белок сладенький, а желток костяной»). Но все сразу становится на свое место, если мы вместо слова «яички» подставим слово «сливы».
Таким образом, загадки очень трудны для отгадывания. Они подбирают такие метафоры, так их связывают между собой, что мы при их расшифровке невольно уходим в сторону, направляемся по ложному пути. Об этой стороне загадок очень хорошо сказал А. П. Квятковский. «Загадка, — писал он, — замысловатое поэтическое выражение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном, уводящем в сторону виде. Загадка является своеобразной формой отстранения и строится обычно на принципе замедленной метафоры (вернее — симфоры), каламбурного алогизма и затрудненного параллелизма» [5].
Касаясь вопроса отгадывания загадок, В. В. Митрофанова пишет: «Отгадать помогает качество, свойство предмета загадывания, приписанное замещающему его предмету. Получается довольно своеобразное построение: предмет загадывания, названный в отгадке, в самой загадке заменен другим предметом или явлением, которому приписаны свойства и качества предмета загадывания» [6]. В приведенных примерах отгадать загадку помогают выражения «в зиму ест, а летом спит», «тело теплое, а крови нет» (о печке) и «скорлупка мяконькая, а желток костяной» (о сливе).
Такова жанровая суть загадки. Таковы принципы ее составления и основной ключ к ее отгадыванию.
Остановимся теперь на различных типах и видах загадок. Прежде всего заметим, что по своему содержанию загадки могут быть очень простыми, когда они рисуют какой-нибудь один несложный образ — картину (напр.: «Стоит старик над водой, качает бородой» (№ 1898) — камыш), и более сложными, когда эта картина приобретает форму сюжета, напоминает небольшой рассказ. Вот, например, загадка, в которой рассказывается о подвозе снопов к овину:

Скрипит скрипица,
Едет царица,
Просится ночевать:
«Мне не век вековать,
Одну ночку ночевать,
Придут растопорщики,
Разложат мои косточки,
Тело в вал бросят,
А душу в рай стащат». (№ 2284)

В загадке о горшке — его подробная (очеловеченная) биография:

Был я копан, был я топтан,
Был я на пожаре, был я на кружале,
Сто голов кормил,
Сделался стар — пеленаться стал,
Выбросили в окно — и собакам не надобно. (№ 3701)

По способу создания, соотношению образов, реальных и метафорических, загадки отчетливо делятся на четыре группы.
К первой группе относятся такие, в которых один загадываемый предмет сопоставляется с каким-нибудь одним же метафорическим предметом. Например: «Стоит старичок — красный колпачок» (№ 1870 — гриб); «Маленький шарик под лавкой шарит» (№ 1211 — мышь).
Вторую группу составляют загадки, в которых один загадываемый предмет выражается через несколько метафорических предметов. Например: «Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла» (№ 1056 — корова); «Стоят два пня, на пнях бочка, а на бочке кочка, а на кочке лес, а в лесу бес» (№ 1364 — человек).
К третьей группе можно отнести загадки, в которых, наоборот, несколько загадываемых предметов выражаются через один условный метафорический образ. Например: «Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит» (№ 193 — солнце, туча, река, сердце). В созданном условном метафорическом образе отмечаются качества солнца, тучи, реки и сердца. Загадки этого типа встречаются очень редко.
И, наконец, четвертую группу составляют загадки, в каждой из которых несколько загадываемых предметов сопоставляются с несколькими метафорическими предметами. Например: «Белые силачи рубят калачи, красный говорун подкладывает» (№ 1513) — зубы и язык; «Щука двинет, лес вянет, на том месте город встанет» (№ 2179) — коса, трава, копны; «Летит птица без крыла, бьет охотник без ружья, повар жарит без огня, баран ест безо рта» (№ 265) — туча, гром, солнце, земля.
Есть загадки, в которых метафорический заменитель загадываемого предмета не называется, а лишь подразумевается. Например: «Маленький, пузатенький, весь день стережет» (№ 2173 — замок); «Маленький, удаленький, все дорожки знает» (№ 2761 — посошок); «Без рук, без ног, а в подворотню ползет» (№ 209 — ветер) и т. п.
По форме выражения загадки могут быть, условно говоря, положительными и отрицательными. В положительных — загадываемые предметы и их метафорические эквиваленты, хотя и сопоставляются только по каким-то своим отдельным сторонам, признакам и качествам, в целом же в известном смысле они уравниваются, отождествляются. Например: «Сидит на ложке, свесивши ножки» (№ 4313) — лапша; «Дяденька смеется, на нем шубенка трясется» (№ 4317) — кисель и т. п. В отрицательных же — наоборот, хотя загадываемые предметы и их метафоры по каким-то признакам сближаются, в целом же они противопоставляются друг другу. Примером может служить следующая загадка о козе:

С бородой, а не мужик,
С рогами, а не бык,
С пухом, а не птица,
Лыко дерет, а лаптей не плетет. (№ 1153)

Однако следует подчеркнуть, что положительные и отрицательные загадки отличаются друг от друга только по внешней форме. По своей же внутренней организации они аналогичны: и в тех и в других загадках предметы сопоставляются только по каким-нибудь отдельным качествам и признакам. Можно предположить, что загадки отрицательные нередко возникают после положительных загадок на ту же тему. Разъясним это на примерах. Вот положительная загадка о моркови: «Сидит девица в темнице, коса на улице» (№ 2563). Но это — метафора, которую нельзя понимать буквально. Мы должны ее расшифровать, догадаться, что в самом деле речь идет не о девице, а о моркови. И еще загадка о моркови: «Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло» (№ 2571). А вот соответственно отрицательные формы загадок о моркови: «Красна, да не девица, зелена да не дуброва» (№ 2574); «Красна да не девка, хвостата, да не мышь» (№ 2573).
Таким образом, в основе построения загадок лежит сопоставление различных предметов по их отдельным качествам и признакам. И этим определяются все возможные пути метафорических образований.
На наш взгляд, можно выделить шесть основных наиболее распространенных типов или способов образования метафорических загадок.
1. Предметы сопоставляются на основе их общего внешнего сходства. Например: «Как во поле, во кургане стоит девушка с серьгами» (№ 2086) — овес. Эта загадка составлена на основе того, что свисающие кисти овса напоминают висящие в ушах девушки сережки. А вот пространная загадка о человеке, вернее, о человеческой фигуре. «Стоят вилы, на вилах грабли, над граблями ревун, над ревуном сапун, над сапуном глядун, над глядуном поле, а за полем дремучий лес» (№ 1338). Расшифровка такая: вилы — ноги, грабли — руки, поле — лоб, лес — волосы и т. д.
2. Предметы сопоставляются по цвету. Например: «На поляне девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках» (№ 1738) — березы; «Под лесом, лесом красна пенька висит» (№ 1810) — рябина.
3. Предметы (явления) сближаются на основе признаков их внутренней организации. Например: «В одном бочонке два сорта вина» (№ 903) — яйцо;. «Стоит дом в двенадцать окон, в каждом окне по четыре девицы, у каждой девицы по семь веретен, у каждого веретена разное имя» (№ 4939) — год, месяц, недели, дни.
4. Предметы (образы) сравниваются по их функции, роли в бытовой жизни народа. Например: «Висит болтается, всяк за него хватается» (№ 3505) — рукомойник; «Прилетел капитан — всех людей напитал» (№ 3950) — половник.
5. Предметы сопоставляются по особенностям их движения, соотношению подвижного и неподвижного. Например: «Бурко бежит, а оглобли стоят» (№ 481) — река и берега. Здесь важно не внешнее сходство предметов, а похожесть в их действиях, их, так сказать, динамические отношения. Поэтому метафорические предметы в таких загадках легко заменяются. Так, в одном варианте приведенной загадки вместо «бурки» фигурируют «сани», и получилась такая загадка: «Сани бегут, а оглобли стоят» (№ 480).
6. Предметы, явления и образы могут сближаться на основе некоторых одинаковых черт и признаков в их поведении. Например: «Круглолица, белолица, во все зеркала глядится» (№ 96) — луна. «Сам Самсон сам мост мостил без топора, без клина, без подклина» (№ 341) — мороз.
Как правило, загадываемый предмет и его метафора сопоставляются в загадках по какому-нибудь одному признаку (или по внешнему виду, или по функциям, или по особенностям движения и т. д.). Однако нередки случаи, когда два или более предметов в загадках сопоставляются не по одному, а по нескольким признакам. Так, например, незаменимое сельскохозяйственное орудие коса в одной загадке сравнивается со щукой и по цвету, и по внешнему виду (серая, тонкая), и по характеру действия (ныряет в траву): «Щука ныряет — трава прилегает» (№ 2174) — коса. Образы загадок могут одновременно сравниваться и по внешнему виду, и по их силе. Характерна в этом отношении загадка, в которой человек в различные годы своей жизни сравнивается с яйцом, медведем и курицей: «Три года — яйцо, тридцать лет — медведь, шестьдесят лет — курица» (№ 1336).
Итак, совершенно очевидно, что в загадках перед нами выступают два мира: реальный и метафорический.
Что же представляет собою мир реальный? О чем создаются загадки ? «Большинство загадок, — справедливо пишет В. В. Митрофанова, — загадывается о предметах быта и обихода, труда, природы, окружающей крестьянина. Загадок сугубо городских мало. Изучая загадки, мы можем составить представление о том, как и какими орудиями трудился крестьянин, какие животные и птицы окружали его в домашнем хозяйстве и с какими дикими животными он чаще всего сталкивался, что росло в поле и огороде, как выглядела деревня, как строилась изба, как обставлялась, какая домашняя утварь, предметы труда и обихода окружали крестьянина, что и как изготовлялось в натуральном крестьянском хозяйстве (шились сапоги, делалась посуда, прялся лен) и т. д.» [7]
Действительно, бытовая жизнь крестьянина в загадках отражена очень полно. Причем следует отметить, что отражена она в самых конкретных формах проявления, иногда в мелких деталях. В этом специфика загадки. М. А. Рыбникова подчеркивала: «Видовое, а не родовое — вот что отмечает загадка. Морковь, свекла, лук, а не овощи; овца, баран, корова, лошадь, кот, а не домашнее животное» [8].
В народе бытует много загадок о совершенно конкретных видах животных: о быке или воле (№ 1052-1054), о корове (№ 1056-1091), лошади (№ 1117-1126), свинье (№ 1141-1148) и т.д., о крестьянской избе, отдельных частях избы и домашней утвари. См., например, загадки об избе (№ 2975-2980), бревнах и мхе избяных (№ 2987-2996), поле и потолке (№ 3015-3020), полатях (№ 3065-3068), крыше (№ 3078-3082), окнах (№ 3097-3100), двери и косяке (№ 3121-3137), пороге (№ 3147-3150), горшке (№ 3681-3743), чугуне (№ 3744-3747), подойнике (№ 3776-3779), кадке (№ 3799-3810), кувшине (№ 3819) и т. д.
Возникают загадки не только об отдельных конкретных предметах, но и о тех или иных их качествах, признаках, состояниях и положениях. Здесь конкретизация еще более углубляется. Так, существуют загадки не вообще о лошади, а о пегой лошади (№ 1127), не вообще о собаке, а о собаке, привязанной на цепь (№ 1179). Встречаются загадки о красной смородине (№ 1858), о скошенном луге (№ 2221), о стоге с подпорками (№ 2270), об углах дома (№ 2981-2983), о горшке на столе (№ 3758), о котле с водой (№ 3773), о ведрах на коромысле (№ 3836-3852), о сковороде на углях (№ 3980-3982) и т. д. Так представлен реальный, т. е. загадываемый, мир в загадках.
А что же представляет собою метафорический мир загадок? Исследования показали, что он по своей тематике принципиально ничем не отличается от реального мира. Метафоры из того же круга явлений, что и предметы и образы загадывания.
Как же создаются загадки? Как в них сравниваются различные явления и предметы реального и метафорического мира?
Картина получается довольно разнообразная. Когда, например, создаются загадки о различных предметах быта, то в качестве метафор в них выступают те же явления быта (№ 2368, 4996), домашние животные (№ 1958, 2150), звери (№ 1960), рыбы (№ 2170), птицы (№ 3244) и др. Нередко в качестве метафоры в загадках о бытовых предметах выступает человек. Например: «Маленький Фанасик лычком подпоясан» (№ 2226) — сноп; «Два брата Данилы дорогу до глины пробили» (№ 1982) — сошники; «Долгий мужик в траве лежит» (№ 1947) — межа. Иногда судьба того или иного бытового предмета метафорически представляется как судьба человеческая. Примером может служить загадка о горшке: «На горе родился, огнем крестился, а умер — прах валяется в кустах» (№ 3690).
В загадках о животных в качестве метафор выступают люди (№ 1120, 1141, 1312), сельскохозяйственные предметы (№ 1057), птицы (№ 1288), растения (№ 1285) и т. д. Иногда в одной загадке о животных в качестве метафор одновременно могут выступать человек, животное и птица. Вот, например, загадка о козле: «С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица, лыко дерет, а лаптей не плетет» (№ 1153).
Много загадок создано о близком человеку растительном мире и различных явлениях природы. В качестве метафор здесь могут выступать звери (№ 2078), птицы (№ 250), насекомые (№ 64), домашние животные (№ 80, 2641), орудия сельскохозяйственного труда (№ 480) и т. д. Нередко для метафоризации тех или иных явлений природы в загадках одновременно используются и человек, и животное: «Поле не меряно, овцы не считаны, пастух, рогат» (№ 70) — небо, звезды, месяц; звери, животные и птицы: «Турски поскоки, оленьи поглядки, шерсть черна соболя, очи ясна сокола» (№ 263) — туча грозовая; человек, животное, различные бытовые явления: «Есть у дедушки конек — всему свету не догнать, есть у бабушки новинка — всему свету не скатать» (№ 208) — ветер и дорога.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в загадках всевозможные предметы и явления реальной действительности вступают в самые разнообразные отношения и раскрываются с самых разных сторон. Рассмотрев несколько загадок об одном каком-либо предмете, мы увидим, какими сторонами, качествами или признаками он сопоставляется с другими предметами, т. е. перед нами раскроется сама логика и творческая лаборатория создания загадок. Возьмем, к примеру, загадки о снопе, которые создаются на основе его сопоставления с другими предметами по внешнему виду. Если хотят подчеркнуть, что сноп в середине туго перевязан, то создают загадку: «Маленький Фанасик лычком подпоясан» (№ 2226), а если акцентируется внимание на внешнем виде верхней части снопа, то создается другой метафорический образ: «Стоит Федосья — растрепаны волосья» (№ 2238).
Большое количество загадок сложено о человеке, о различных его органах. Особенно много их — о глазах. И это вполне понятно, так как в глазах наиболее полно выражаются человеческая суть, индивидуальные особенности каждого, его характер, настроение и т. д. Глаза в загадках сравниваются с очень многими предметами. По внешнему виду (отмечается, что они круглые) и подвижности они сопоставляются с горошинами: «Под порожком катаются два горошка» (№ 1411); яичками: «На поле в кошличке лежат два яичка» (№ 1416); яблочками: «Под дугами, дугами, дугами ходят яблочки с кругами» (№ 1406); клубками: «Два клубка через грядку висят» (№ 1418). По цвету — сравниваются с синими камешками: «Ящики-плющички, синие камешки» (№ 1436); по неразлучной совместной жизни, обязательной парности — с двумя друзьями: «Живут два друга, глядят в два круга» (№ 1425); по миловидности — с куколками: «Под крышечкой две куколки играют» (№ 1417); по влажности — с озерками: «Круглое озеро никогда не замерзает» (№ 1424); по блеску — со звездами: «Две звездочки маленьких все поле мне светят» (№ 1409); по живости и игривости — с молодыми собольками: «Под мостом, мостищем, под соболем, соболищем два соболька разыгрались» (№ 1404) и т. п.
Из всего сказанного выше видно, как детально и всесторонне обрисовываются различные предметы в загадках. Причем все эти предметы даются в них не изолированно, а в их взаимосвязи. «Загадка,— пишет М. А. Рыбникова, — играет соединением предметов, их взаимодействием, соотношением» [9].
Как мы уже отмечали выше, мир реальный и мир метафорический в загадках по своей тематике в принципе адекватны. Однако метафорический мир более разнообразен по своей предметности. Исследовав этот вопрос, В. В. Митрофанова пишет: «Мир предметов замещения несколько более широк и в охвате, и в разнообразии, а также во времени, чем мир предметов загадывания» [10].
Однако метафорический мир в загадках не только более разнообразен, чем мир реальный. Он еще и более значим в поэтическом отношении. Именно этот метафорический мир создает художественную образность, поэтичность загадок, именно он делает их явлениями народного искусства.
Как показало изучение, метафоричность загадок основана на сопоставлении различных предметов и явлений по их второстепенным признакам, на перенесении качеств и признаков одного предмета на другой. Цель его — не только затруднение отгадывания загадки (о чем мы говорили выше), но и создание яркой поэтической картины.
Сопоставляя загадываемые предметы с предметами, выполняющими функции метафоры, загадка усиливает тот или иной признак какого-то реального предмета, делает его более укрупненным и значительным. Это происходит потому, что реальный предмет всегда сравнивается с таким метафорическим, в котором отмечаемый признак выражается значительно резче и отчетливее. Так, например, чтобы обратить внимание на то, что лесной светлячок ночью светится (а свет этот очень слабый, его могут и не заметить), его сравнивают (правда, в отрицательной форме) с солнцем: «Не солнце, не огонь, а светит» (№ 699). В этих же целях копание в земле жука сравнивается в загадке с энергичной работой воина, роющего окоп, а маленькие рожки жука — с рогами быка: «Идет воин, землю роет, на ногах без копыт, есть рога, да не бык» (№ 729); арбуз в загадке сравнивается с просторной горницей: «Без окон, без дверей — полна горница людей» (№ 2400). Чтобы подчеркнуть тяжесть крестьянской работы, загадка сравнивает плечи человека с горами, а воду в ведрах с морями: «Два моря, два горя на крутых горах на дуге висят» (№ 3841) — ведра на коромыслах.
Метафора в известном смысле гиперболизует загадываемый реальный мир. Посредством ее этот мир выступает в загадках более значительным и сильным. Так, например, в загадке о таком ничтожном и неприятном насекомом, как таракан, подчеркиваются признаки, как-то «сближающие» его с конем, медведем и птицей:

Вороно — не конь, черно — не медведь,
Крылато — но не птица, шесть ног без копыт. (№ 819)

Нередко гиперболизация в загадках имеет ощутимую юмористическую окраску. Например, кот в загадке юмористически сравнивается со «зверем богатырским», храбрым турком:

На горе на Брынской
Лежит зверь богатырской.
Усы как у турка,
Гладенькая шкурка. (№ 1182)

С улыбкой произносится и загадка, в которой петух по своему убранству сравнивается с князем или, по меньшей мере, с бравым наездником:

— Не княжеской породы, а ходит с короной,
Не ратный ездок, а с ремнем на ноге,
Не сторожем стоит, а всех рано будит. (978)

Итак, перед нами в загадках очень реальный, жизненный и в то же время яркий поэтический мир.
Выше уже говорилось об отражении взгляда народа на различные явления бытовой жизни. Но ограничивается ли этим содержание загадки? Некоторые исследователи склонны утвердительно ответить на этот вопрос.
Думается, с этим нельзя согласиться. Загадки достаточно полно выражают мировоззрение народа. Они кроме бытовых затрагивают проблемы философские, социальные и исторические. В загадках со всей отчетливостью звучит демократическая мысль о полном равенстве перед лицом природы людей всех сословий — от простого мужика до царя (№ 954, 1134, 1226, 2328, 2581, 3298, 3440, 3921, 5088). Явно сатирическую направленность имеют загадки о попах (№ 5009, 5096, 5097, 5101).
И решают они философские, нравственные и другие мировоззренческие проблемы в специфической загадочно-метафорической форме. Проиллюстрируем это на загадках, в которых выражается вековечная мечта народа о счастливой, безбедной жизни. Вот, например, как в них рисуется идеальная, по крестьянским понятиям, жизнь. Крестьянин хорошо одет: «Легкий мужичок в золотом кафтане, подпоясан, а не поясом, не поднимешь — так не встанет» (№ 2230) — сноп. Хлебные скирды напоминают крестьянину золотые горы: «Золотые горы растут в летнюю пору» (№ 2261). Доступные для некоторой части крестьян куриные яйца — не хуже любой царской еды: «В белом городе, в темном подвале, стоят в одной бочке царево вино, царицын мед, розно — не смешано» (№ 901) — яйцо. Обыкновенная крестьянская свадьба в изображении загадки напоминает царскую свадьбу: «Под полом полищем, под городом городищем, два царя царило, два короля королило, две свечи горело, два соловья играло» (№ 1680) и т. д.
Трудно переоценить и эстетическое значение загадок. «Конечно, — справедливо пишет В. П. Аникин, — художественные образы любого фольклорного произведения независимо от жанра воспитывают поэтическое восприятие мира, но ни один из фольклорных жанров не ставит своей специальной целью развивать у человека поэтический взгляд на действительность, а загадка занята этим» [11].
В основе загадок — поэтическое (метафорическое) мышление. В них образно-поэтический талант народа проявляется, пожалуй, в наибольшей степени, чем в других жанрах фольклора. Загадки как раз и возникают из необходимости максимально удовлетворить поэтические потребности народа. Загадывание и отгадывание загадок — это своеобразное поэтическое состязание, игра в метафорические образы, проверка человека на его способность мыслить поэтически. Процесс загадывания и отгадывания загадок доставляет несомненное эстетическое наслаждение: мы наслаждаемся красотой народного поэтического мышления, восхищаемся яркими метафорами, смелыми поэтическими ассоциациями загадок, их тонким юмором.
Богатое и глубоко жизненное содержание загадок всегда имеет яркую поэтическую форму выражения. Загадки отличает подлинная и высокая художественность, которая в значительной степени достигается их метафоричностью. Метафоры в загадках выполняют самые разнообразные идейно-художественные стилистические и композиционные функции.


[1] Соколов Ю. М. Русский фольклор. М., 1941, с. 217.
[2] Загадки. Издание подготовила В. В. Митрофанова. Л., 1968, с. 27, № 363. В дальнейшем все примеры приводятся из этого издания с указанием в тексте номера загадки.
[3] Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957, с. 114.
[4] Рыбникова М. Л. Загадки. М.-Л., 1932, с. 57. 98
[5] Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966, с.110.
[6] Митрофанова В. В. Русские народные загадки. Л., 1978, с. 107.
[7] Митрофанова В. В. Художественный образ в загадках. — В кн.: Современные проблемы фольклора. Вологда, 1971, с. 142.
[8] Рыбникова М. А. Загадки. М.-Л., 1932, с. 15.
[9] Рыбникова М. А. Загадки. М.-Л., 1932, с. 22.
[10] Митрофанова В. В. Русские народные загадки. Л., 1978, с. 105.
[11] Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1956, с. 55.
 
Главная страница | Далее

2012-11-20 14:54:40 Катрин Гайчонок

Извените но тут должны быть стехи а не загадки




Оставить комментарий:
Ваше Имя:
Email:
Антибот: *  
Ваш комментарий: