1
СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ
Композиция частушек
Специфика композиции частушки всецело обусловлена особенностями родовой
природы, содержания, условий бытования и назначения этого жанра.
Частушки относятся к лирическому роду поэзии. Их главное назначение
не в том, чтобы подробно рассказать о тех или иных фактах (хотя жизненные
события и отражаются в частушках), а в том, чтобы дать этим фактам и
событиям определенную идейно-эмоциональную оценку, выразить те или иные
мысли или чувства.
Жанр частушки возник и развивался в пору, когда в фольклоре заметно
усилилась роль личного, индивидуального. Еще Е. В. Аничков справедливо
отметил, что в частушке лирическое начало выражено более отчетливо,
чем в других песенных жанрах фольклора. Если в отдельных жанрах народной
лирики исследователь отмечал обрядовую условность, элемент эпического,
то частушки он назвал «строго-лирическими песнями», которые выражают
то или иное чувство «в самый момент его пробуждения»
[1].
В частушках с большей силой, чем в других жанрах народной поэзии,
проявился импровизационный, экспромтный характер фольклора. Об этих
ее особенностях говорили уже первые собиратели и исследователи. Так,
например, собиратель саратовских частушек Н. А. Арефьев, деятельность
которого высоко ценил А. М. Горький, характеризуя содержание собранных
им частушек, говорил, что это «свод всего того, что экспромтом вырывается
в то или другое время, при тех или иных условиях из человеческой души» [2]. По определению В. Н. Перетца, частушки в большинстве
своем — «...это экспромты, в массе нарождающиеся и в массе гибнущие» [3].
В. И. Симаков в экспромтном характере возникновения частушки видел
ее главную, определяющую жанровую особенность. В неопубликованной, написанной
незадолго до смерти статье «О частушке, об ее значении в народном быте»
он писал: «Говоря о частушке, как об экспромте, мы ближе всего приближаемся
к ее определению как особого народного типа народной поэзии»
[4].
В силу отмеченных жанровых качеств и особенностей возникновения частушки
необыкновенно многогранны по своему содержанию, необычайно разнообразны
по выражаемым ими мыслям, чувствам и настроениям. В отличие от других
песенных жанров фольклора, содержание которых всегда в той или иной
мере ограничено определенным кругом тем и образов, тематический диапазон
частушек поистине безграничен. Частушка и касается тем большего общественного
значения, и «откликается на каждую малость жизни» (Г. Успенский)
[5]. В ней находят яркое выражение и острая публицистическая мысль,
и интимное любовное чувство, и едкая, убийственная сатира, и мягкий
дружеский юмор.
По широте тематики, особенностям содержания и возникновения частушки
очень напоминают пословицы. В. И. Даль писал, что пословица «не сочиняется,
а вынуждается силою обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшийся
с души» [6]. Каждая пословица представляет
собой изречение, выражающее определенное обобщение народных мыслей и
чувств. «Сборник же пословиц — свод народной опытной премудрости и суемудрия,
это стоны и вздохи, плач и рыдания, радость и веселие, горе и утешение
в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная
правда, своего рода судебник, никем не судимый. „Что не болит, то и
не плачет»; что не дошло до народа, не касалось житья-бытья его. то
не шевелило ни ума, ни сердца его, и того в пословицах нет; что впуталось,
добром либо лихом, в быт его, то найдете и в пословице»
[7].
Все сказанное В. И. Далем о пословице можно полностью отнести и к
частушке. По характеру своего содержания, особенностям возникновения
и назначения частушки во многом приближаются к пословицам и поговоркам.
Поэтому заслуживает внимания такое замечание В. И. Симакова: «По своему
типу частушка всех больше подходит к поговорке, к пословице, скороговорке,
но никак не к песне» [8].
Однако частушки имеют и существенные отличия от пословиц. Прежде всего
отметим, что частушки — не прозаический, а песенный жанр. Оригинальность
жанра частушек проявляется также в условиях их создания и исполнения.
Частушки предназначены для публичного исполнения в кругу молодежи. В
них говорится решительно обо всем, что как-то взволновало или просто
было замечено в жизни, в быту исполнителем и что будет небезынтересно
знать другим, слушателям частушки. Публичное исполнение частушек — это
выражение своих личных мыслей и чувств и одновременно их общественная
апробация. В этом — жанровая специфика частушек. В. П. Аникин справедливо
пишет о частушке: «Предельная концентрация немногих, но выразительных
и сильных художественных приемов подчинена стремлению донести до слушателей
новость, нечто злободневное, некую новизну, повеселить слушателей, погрустить
с ними, вызвать участие — словом, пробудить у них сочувствие, сделать
их свидетелями чего-либо. Частушка создается для публичного исполнения
и утрачивает свой настоящий смысл вне такого исполнения»
[9].
Все сказанное о жанровых особенностях содержания и исполнения частушек
отразилось на специфике их построения, формах и приемах их композиции.
В композиции частушек своеобразно сочетаются элементы поэтической традиции
и новаторства.
Как мы отмечали выше, основными композиционными формами традиционных
лирических песен являются формы монолога, диалога и форма схемы «описательно-повествовательная
часть + монолог (диалог)». Все эти формы можно найти и в частушках.
Однако степень их распространенности в традиционных лирических песнях
и частушках различная.
Если композиционная форма «описательно-повествовательная часть + монолог
(диалог)» в традиционных лирических песнях является основной, самой
распространенной, то в частушках, по причине их миниатюрного размера
и повышенного лиризма, она встречается крайне редко. Можно привести
только отдельные образцы. Например:
Сел милашка на машину,
Потупил головушку:
— Ты вези меня, машина,
На чужу сторонушку [10].
(Елеонская, № 134)
Я стояла у ворот,
Мил спросил: «Который год?»
— Совершенные лета —
Сижу, никем не занята.
(Елеонская, № 37)
Подавляющее число частушек имеет форму монолога. И это вполне объяснимо,
так как монолог является самой естественной и самой простой формой выражения
мыслей и чувств. В. И. Симаков, учитывая эмоционально-тематическое содержание
частушек-монологов, в своем сборнике выделил такие разделы: «Думы девичьи»
(№ 457-472), «Любовные муки» (№ 551-582), «Тоска девичья» (№ 614-645),
«Отчаяние» (№ 1096-1098), «Дума о замужестве» (№ 1641-1648), «Жалобы
на раннее замужество» (№ 1937-1942), «Тоска по милому» (№ 2068-2090),
«Молодец о своих любовных муках» (№ 758-774), «Молодец о рекрутчине»
(№ 2324-2329) [11] и др.
Как видим, большинство из названных циклов составляют девичьи частушки.
И это не случайно, так как создателями бытовых частушек были главным
образом девушки. Именно мысли и чувства девушек, особенно их любовные
переживания, получили в частушках очень полное выражение. Вот примеры
таких частушек-монологов:
Светит месяц вдоль дорожки,
А звезда-то поперек;
Полюбила я милашку,
Да раздумьицо берет.
(Симаков, № 462)
Возьму белый платок в руки,
Разгоню в поле туман;
Неужели цветок аленький
Гуляет на обман?
(Симаков, № 460)
Приведенные частушки представляют собой примеры монологических частушек
— размышлений. Монологи-размышления — самая распространенная композиционная
форма частушек, но не единственная.
Монологическую форму имеют также частушки-повествования и частушки-описания.
В частушках-повествованиях также выражаются всевозможные мысли и чувства,
различные эмоции. Но они выражаются не прямо, а посредством сообщения
о каких-то небольших жизненных событиях. Н. П. Колпакова о частушках-повествованиях
пишет: «В такие частушки может быть вложен оттенок радости, грусти,
любования, сожаления, разочарования, но общий их характер одинаков:
это маленькие рассказы о маленьких фактах — сжатые, лаконичные, преследующие
цель отразить какой-то мелкий эпизод из жизни лирических героев»
[12]. Вот примеры таких частушек-повествований, частушек-рассказов:
Шел я полем-поличком,
Тальянка с колокольчиком;
Шел я песни припевал,
Милашке голос сподавал.
(Симаков, № 26)
На беседу я пришел,
Кругом поклонился,
Увидал: милашки нет —
Назад воротился.
(Симаков, № 228)
В огороде я косила
Зеленую травушку,
За реку платком махала
Дорогому Санюшке.
(Симаков, № 176)
Шел деревней, приустал —
На камушек садиться стал,
Белой платочек вынимал,
Тебя, хороша, вспоминал.
(Симаков, № 236)
В приведенных частушках-рассказах сюжеты совсем не занимательны. Это
даже и не сюжеты, а небольшие сюжетные ситуации. Интерес представляют
лишь отдельные детали, раскрывающие те или иные чувства и переживания
лирических героев. Так, в первой частушке важен не рассказ о том, как
молодец шел полем, играл на тальянке и пел частушки, а последние слова
о желании встретиться с любимой девушкой. Из информации второй частушки
важно не то, что девушка в огороде косила зеленую травушку, а то, что
она при этом за реку платком махала дорогому Санюшке. В третьей частушке
важно признание, что, не увидев милой на беседе, молодец сразу же ушел
домой. И в четвертой важно сообщение, что отдыхающий на камушке молодец
вспоминал о своей милой. То есть, повествовательные частушки интересны
не своими «эпическими сюжетами», а лирическим содержанием.
То же самое можно сказать и об описательных частушках, которые можно
разделить на две группы: а) частушки, рисующие картины быта и природы,
и б) частушки — портретные характеристики. Эти частушки не только рисуют
те или иные картины, но и при этом выражают определенные мысли и чувства
лирических героев. Так, например, одна девушка грустит в связи с тем,
что ее милый беден, а другая радуется богатому строенью возлюбленного:
У миленка во избушке
Нет ни скобочек, ни дужки;
Дырочка провернута,
Веревочка продернута.
(Симаков, № 1166)
Как у милого домок,
Семь окошек во рядок;
Супротив зеленый сад,
Растет малина, виноград.
(Симаков, № 1740)
В приводимых ниже частушках не только ярко рисуются портреты молодца
и девушки, но и одновременно высказывается к ним любовное отношение.
Сочинители и исполнители частушек явно любуются своими возлюбленными:
Девки, ой! Девки, ой!
Вам знаком игривый мой:
Белый — оборотистой
Красивой, разговористой.
(Симаков, № 170)
Милая, заветная,
По косе приметная,
Рожку жнет на полосе,
Алеет ленточка в косе.
(Симаков, № 309)
Какие же приемы внутренней организации материала используются в частушках-монологах?
Как уже отмечалось, в традиционных лирических песнях довольно широкое
применение имели такие композиционные приемы, как «ступенчатое сужение
образов» и «выделение единичного из многого». В частушках эти приемы
используются очень редко. Вот пример построения частушек приемом «выделения
единичного из многого»:
Девушки песен не поют —
Об кавалерах думают,
Только я одна пою —
Ни о ком не думаю.
(Симаков, № 354)
Воробьи и галочки
Все летят по парочке,
А я молодешенька
Тоскую одинешенька.
(Симаков, № 615)
Совсем единичны случаи использования в частушках приема «ступенчатого
сужения образов». Два таких образца приводит в своей статье о композиции
частушки З. И. Власова:
На горе березка бела.
На нее кукушка села,
Золотые перушки,
Снеси поклон Егорушке!
(Елеонская, № 1662)
Не деревня меня сушит,
Сушит кругленький домок,
Где крашенные окошки,
Тут хороший паренек.
(Симаков, № 637) [13]
Особое значение для частушек имеет композиционный прием обращения.
Обращения можно найти и в традиционных лирических песнях. Но их там,
во-первых, не так много, как в частушках, и, во-вторых, они в песнях
не выполняют столь разнообразных функций. В частушках же обращения очень
распространены, выполняют роль важного композиционного приема и в определенной
мере выражают специфику жанра. Остановимся на этом несколько подробнее.
Являясь жанром непременно публичного исполнения, каждый раз рассчитанная
на обязательную реакцию частушка всегда имеет смысловую и эмоциональную
обращенность. В частушках можно встретить и риторические обращения.
Например:
Ты, ретивое, не ной,
Когда мил сидит со мной,
Ты тогда, сердце, заной,
Когда он пойдет домой.
(Симаков, № 645)
Попляшите-ка, сапоженьки,
Вам не долго поплясать;
Придет времячко такое,
Что на полочке лежать.
(Елеонская, № 335)
В приведенных примерах, как и во многих других частушках, риторические
обращения служат средством усиления выражаемой мысли.
Однако несравненно чаще в частушках употребляются не риторические,
условно поэтические, а прямые, реальные обращения. В зависимости от
того, к кому обращена частушка и каково ее конкретное содержание, В.
И. Симаков в своем сборнике выделяет такие разделы, как «Речи милому»
(№ 441-456), «Признание в любви» (№ 536-550), «Упрекимилому» (№ 646-603),
«Наказ милому» (№ 2038-2039), «Девичьи упреки молодцу, изменщику»(№
1554-1517), «Совет милому» (№ 3030-3044),«К подружкам» (№ 1887-1891),
«Любовь — девушке» (№ 1003-1017), «Прощальные речи молодца к милой»
(№ 2006-2016), «Речи рекрута к милой»(№ 2330-2339), «Обращение к родителям»
(№ 1451-1452), «Просьба к родителям не отдавать замуж»(№ 1832-1844),
«Обращение к отцу и матери» (№ 2216-2220) и др. Приведем примеры частушек,
использующих прием прямого обращения:
Тебе, милая подружка,
Скажу горюшко свое:
Не за любого родной батюшка
Меня замуж отдает.
(Симаков, № 1887)
Полно, милые родители,
За ягодку бранить;
По любви выхожу замуж —
Меня нечего корить.
(Симаков, № 1416)
Обращения, включенные в частушку, конкретизируют выражаемое ею содержание,
точно называют образ, в адрес которого направлены те или иные мысли
и чувства. Они во время исполнения облегчают восприятие частушки, говорят
о том, кого частушка касается прежде всего, кто ее должен слушать особенно
внимательно, кто при желании может на услышанную частушку ответить своей
частушкой.
Нередко частушки-монологи содержат вопросы к тому, к кому они обращены.
Например:
Что сидишь невесело
И качаешь головой?
Разве чует твое сердце,
Что расстанемся с тобой?
(Симаков, № 929)
Мы сидели по секрету;
Кто любовь нашу узнал?
Ты не сам ли, сероглазенький,
Товарищу сказал?
(Симаков, № 1406)
В приведенных примерах вопросы обращены к милому. Но вопросы могут
и не иметь конкретного адресата. В таком случае они предназначены для
всех, кто их слушает. Однако и в том и в другом случае вопросы, включенные
в частушки, заинтересовывают, интригуют, приковывают внимание слушателей.
Так, например, если девушка пропоет: «Мы сидели по секрету, кто любовь
нашу узнал?» (Симаков, № 1406), то это заинтересует не только молодца,
к которому обращена эта частушка, но и многих других. В самом деле,
кто и как мог узнать о любви молодца и девушки, если она была тайной?
С нескрываемым интересом все девушки будут ждать ответ на вопрос одной
девушки, с которым она обратилась к своей замужней подруге: «Скажи,
милая, подружка, хороша ли бабья жизнь?» (Симаков, № 1891) и т. д.
Нередко задающий вопрос как бы ждет ответа на него, советуется с людьми
по очень важному для него делу. Например:
У меня миленка три —
За которого идти?
Один мал, другой велик,
Третий немо говорит.
(Симаков, № 1668)
Неужели пересохнет
Наша Северна Двина?
Неужели замуж выйдет
Заруценная моя?
(Елеонская, № 79)
Иногда вопросы частушек риторические. На них не ожидается никакого
ответа, это, так сказать, размышления вслух, публично, на народе. Например:
Не мои ли белы рученьки
На солнышке горят?
Не про меня ли, про молоденьку
Неправду говорят?
(Симаков, № 1064)
Не последнее ли лето
Эту травушку кошу?
Не последнюю ли зимушку
Во девушках сижу?
(Симаков, № 1661)
Такие риторические вопросы усиливают психологизм, эмоциональную выразительность
частушки.
Нередко в частушке мы находим не только вопрос, но и ответ на него,
причем вопросы также могут быть и прямыми, и риторическими. Вот пример
частушек с прямыми вопросами:
— Миленький, милеюшка,
Велика ли семеюшка?
— Не бойся, дорогушка,
Только я да мамушка.
(Елеонская, № 133)
А вот пример сатирических частушек с риторическими вопросами, в которых
парни одного села просмеивают девушек другого села:
— Как Медведково деревня
Чем она украшена?
— Пеньями, колодами
Да девками уродами.
(Симаков, № 1177)
— Как Размесово деревня
Чем она украшена?
— Ведрами, лопатами
Да девками горбатыми.
(Симаков, № 1178)
В данном случае это уже частушки не монологической, а иной — диалогической
формы. Мы приводили примеры частушек-диалогов, когда в них находили
какой-то вопрос (прямой или риторический) и ответ на него. Но диалогические
частушки могут и не содержать в себе вопросов. Например:
— Дорогой, мой родненькой,
Купи конфетку с барынькой!
— Все лавочки обошел —
Такой конфетки не нашел.
(Симаков, № 317)
— Сядь-ко, сядь-ко со мной рядом,
Земляниченка моя!
— Я не сяду с тобой рядом —
Я сердита на тебя.
(Симаков, № 319)
Диалогическая форма менее распространена в частушках, чем монологическая.
Но тем не менее и она в частушках встречается довольно часто и также
является для них вполне органичной.
Как отмечалось выше, частушки всегда исполняются «на люду», при народе,
во время различных молодежных гуляний (на улице, на сельском «пятачке»,
на беседах, вечеринках и т. п.). Их исполнение нередко представляет
своеобразный, поэтический диалог (или полилог). Эта особенность исполнения
частушек своеобразно отразилась на композиционной форме частушек-диалогов.
Каждая такая частушка исполняется одним лицом, хотя композиционно она
распадается на две части, выражающие мысли и чувства различных людей.
Такие диалогические частушки содержат определенные элементы драматизации,
заметно выделяются из всей остальной массы частушек. В. И. Симаков в
своем сборнике большое количество диалогических частушек объединил в
раздел «Разговоры милых» (№ 316-338), однако встречаются они и в других
разделах сборника.
Таким образом, по своей внешней форме большинство частушек являются
монологами или диалогами. А что представляют собой частушки по своей
внутренней организации?
По своей внутренней композиционной структуре они делятся на одночастные
и двучастные.
Одночастными мы называем частушки, все строки которых представляют
собою единое, нераздельное художественное целое. Первая и вторая пары
строк таких частушек не имеют не только относительной смысловой самостоятельности,
но даже и синтаксической законченности. Такая одночастная частушка нередко
представляет собой одно законченное предложение. Например:
Я за то люблю Ивана,
Что головушка убрана,
Лицо бело, румяно,
Разговаривает умно.
(Елеонская, № 117)
Я поеду в Питер жить
По узенькой дорожке,
Привезу себе часы,
Дроле — полсапожки.
(Елеонская, № 101)
Приведенные примеры являются частушками-размышлениями. Но одночастные
частушки могут также быть повествованиями (см. Симаков, № 98, 166, 236)
и описаниями (Симаков, № 170, 1268, 1744).
Исследователи отмечают в одночастных русских частушках «принцип нанизывания
образов». «Этот принцип, — пишет И. Клагге, — основан на объединении
нескольких понятий (образов) одним, более общим, в котором и заключается
суть высказывания» [14]. Свою мысль
она поясняет следующими примерами:
Я, бывало, горилась,
Бывало, беспокоилась,
Бывало, кудри завивала,
К вечеру готовилась.
(Архангельская, с. 127, № 619)
Через поле яровое,
Через десять деревень,
Через сорок три дорожки
Ходит милый каждый день.
(Рождественская, Жислина, с. 427, № 95)
Композиционный принцип создания одночастных частушек — четырехстрочных
куплетов, в которых выражалась бы единая, поэтически законченная мысль,
на наш взгляд, выработался под влиянием как традиционной песни, так
и литературной поэзии. Однако следует заметить, что значительно большее
распространение в частушках получил принцип их двучастного построения.
Все строчки таких частушек (как и частушек одночастных) объединены в
единое художественное целое. Но при этом первая и вторая пары строк
(в отличие от одночастных частушек) имеют синтаксическую законченность
и относительную смысловую самостоятельность, как, например:
Ты играй, играй, тальяночка,
Играть бы тебе век;
Не тальянка завлекает,
Завлекает человек.
(Симаков, № 37)
Золото мое колечко
Изнутри-то с пробою.
Поздравляю тебя, милый,
С новою зазнобою.
(Елеонская, № 20)
Словесно-композиционная двучастность частушек, на наш взгляд, всецело
обусловлена ее музыкально-ритмической двучастностью: в исполнении каждая
частушка состоит из двух совершенно аналогичных музыкальных фраз. А
в народном песнопении музыкальной законченности, как правило, отвечает
словесно-поэтическая законченность.
Среди двучастных частушек в особую группу выделяются частушки, построенные
по принципу синтаксического параллелизма.
В том случае, когда в частушку входят символические образы и их реальные
соответствия из бытовой жизни, синтаксический параллелизм переходит
в композиционный символико-реальный параллелизм. Вот примеры такого
композиционного параллелизма, возникшего на использовании символических
образов, заимствованных частушкой из традиционных лирических песен:
Полно, полно, полетала,
Сизокрыла пташечка;
Полно, полно, погуляла,
Свет моя милашечка.
(Симаков, № 243)
Не убитую тетерешку
Хотели ощипать;
Нелюбимую девчоночку
Хотели замуж взять.
(Симаков, № 1489)
Полно, белая береза,
Над водою бушевать;
Полно, глупая девчонка,
Надо мной озоровать.
(Симаков, № 1003)
Не кукуй, кукушечка,
|