1
СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ
Особенности сказочного сюжета
Сказка является одним из важнейших жанров фольклора. В ней, как и
в целом во всем фольклоре, отразились жизнь народа, его мировоззрение.
Познавательное и воспитательное значение сказок бесспорно и огромно.
Но сказки представляют большой интерес и в художественном отношении,
и в частности — как проявление народного таланта в области сюжетосложения.
Главным признаком всех эпических жанров фольклора (как и литературы)
является их сюжетность. Однако сюжет в каждом жанре имеет свою специфику,
которая обусловлена особенностями содержания, творческих принципов и
назначения жанра.
В чем же эти особенности содержания и назначения сказки? В чем выражается
ее жанровая специфика? «Сказки, — писал известный фольклорист А. И.
Никифоров, — это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения,
имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические,
чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим
построением» [1].
А. И. Никифоров, на наш взгляд, хотя и кратко, но довольно точно определил
жанровые особенности сказки, подчеркивая, что она бытует «с целью развлечения».
Развлекательность и занимательность считали отличительными признаками
сказки и известные фольклористы братья Соколовы. В своем сборнике «Сказки
и песни Белозерского края» они писали: «Термин сказка мы употребляем
здесь в самом широком значении — им мы обозначаем всякий устный рассказ,
сообщаемый слушателям в целях занимательности»
[2].
Никто, конечно, не станет отрицать значительности содержания и большого
воспитательного значения сказок. Еще Пушкин говорил: «Сказка ложь, да
в ней намек! Добрым молодцам урок» [3].
Но речь сейчас не об этом. Речь идет об особенностях сказочного сюжета,
приемах создания и манере рассказывания сказок. Главная цель сказочника
— своим рассказом увлечь, позабавить, а иногда просто удивить, поразить
слушателя. В этих целях он нередко даже вполне реальным жизненным фактам
придает совершенно невероятную, фантастическую форму выражения. Сказочник,
по словам Белинского, «...не только не гонялся за правдоподобием и естественностию,
но еще как будто поставлял себе за непременную обязанность умышленно
нарушать и искажать их до бессмыслицы» [4].
К такому же выводу приходят и фольклористы на основе детального изучения
сказки, особенностей ее сюжета. В Я. Пропп писал: «Сказка есть нарочитая
и поэтическая фикция. Она никогда не выдается за действительность»
[5].
Все это отразилось и на сказочном сюжетосложении, причем довольно
своеобразно в различных жанровых разновидностях сказки: в сказках о
животных, социально-бытовых (новеллистических) и волшебных (чудесных).
Остановимся вначале на особенностях сюжета сказок о животных. Сюжет
некоторых из них имеет небольшую экспозицию. Так, например, сказка «Волк
и коза» начинается такой экспозицией: «Жила-была коза, сделала себе
в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму;
как только уйдет, козлятки запрут за нею избушку, а сами никуда не выходят.
Воротится коза, постучится в дверь и запоет: «Козлятушки, детушки! Отопритеся,
отворитеся!..» И козлятки отпирают дверь» [6].
Приведенная экспозиция характеризует обстановку, предшествующую развитию
действия, дает некоторую мотивировку определенному сюжету. Однако уже
в ней содержится сказочность, она рисует весьма удивительную картину:
коза и ее детки обладают человеческими качествами.
Иногда экспозиция сказок о животных бывает еще короче. Не успев начаться,
она сразу же переходит в завязку. Вот, например, начало сказки «Медведь»:
«Жил-был старик да старуха, детей у них не было. Старуха и говорит старику:
«Старик, сходи по дрова». Старик пошел по дрова; попал ему навстречу
медведь и сказывает: «Старик, давай бороться»« (Аф., 1, 82). В приведенном
примере экспозицию составляет всего лишь одно небольшое предложение
(«Жил-был старик да старуха, детей у них не было»), а все остальное
— уже завязка.
Большинство же сказок о животных не имеют никакой экспозиции, а сразу
начинаются с завязки. Например, сказка «Звери в яме» начинается такой
завязкой: «Шла свинья в Питер богу молиться. Попадается ей волк навстречу:
«Свинья, свинья, куда идешь?» — «В Питер, богу молиться». — «Возьми
и меня». — «Пойдем, куманек!» (Аф., 1, 44). А вот начало сказки «Мужик,
медведь и лиса»: «Пахал мужик ниву, пришел к нему медведь и говорит
ему: «Мужик, я тебя сломаю» (Аф., 1, 35).
Главное назначение приведенных зачинов — удивить слушателя необычной
ситуацией, приковать его внимание к невероятному и необычному. Так,
несомненно, удивительным является то, что к старику в лесу подходит
медведь и говорит ему человеческим голосом: «Старик, давай бороться».
Не менее удивительно и то, что свинья идет в Питер богу молиться и к
ней в мирные попутчики напрашивается волк.
За завязкой в сказке следует развитие сюжета. Но надо сразу сказать,
что сюжет в сказках о животных не получил сколько-нибудь значительного
развития, он очень прост. Иногда он состоит из какой-либо одной ситуации,
одного небольшого эпизода. См., например, сказки «Лиса и тетерев» (Аф.,
2, 47), «Лиса и рак» (Аф., 1, 52) и др. Дело в сказках о животных не
в увлекательности повествования, а в удивительности отдельных ситуаций.
Как справедливо подметил Ю. М. Соколов, в сюжете сказок о животных
очень широко применяется прием встреч — встречи животных друг с другом
или с человеком [7]. Так, в основе сказки
«Лиса, заяц и петух» — встречи зайца с лисой, собаками, медведем, быком
и петухом (Аф., 1, 23). В сказке «Старая хлеб-соль забывается» мужик
вначале встречается с волком, а потом вместе они встречаются с лошадью,
собакой и лисой (Аф., 1, 41-42).
Прием встреч как нельзя лучше отвечает идейно-художественному заданию
сказок о животных. С одной стороны, посредством него передаются какие-то
элементы реального (сами по себе встречи животных между собой и людей
с животными вполне возможны). С другой стороны, этот прием дает возможность
свести, столкнуть в сюжете любых животных, наградив их соответствующими
качествами и поступками, передать таким образом самое невероятное, ирреальное
и фантастическое.
Отличительной особенностью сюжетной композиции сказок о животных является
то, что в них широко используется диалогическая речь. Есть сказки, основное
содержание которых передается только через диалоги: например, сказки
«Овца, лиса и волк» (Аф., 1, 43); «Лиса и тетерев» (Аф., 1, 47); «Лиса
и дятел» (Аф., 1, 48); «Волк и коза» (Аф., 1, 75-77) и др.
Диалог потому так широко применяется в сказках о животных, что он
является одной из простейших и вместе с тем эффективных форм наделения
животных человеческими признаками и качествами (речь и суждение). Удивительное
в такой сказке достигается своеобразным сочетанием реального и ирреального,
человеческого и животного. Тем и интересна сказка для слушателя. В.
И. Ленин писал: «...если бы вы детям преподнесли сказку, где петух и
кошка не разговаривают на человеческом языке, они не стали бы ею интересоваться»
[8].
Среди забавных повествований о животных немало сказок кумулятивных,
т. е. таких, в которых «звенья могут следовать одно за другим по принципу
нанизывания, или агглютинации» [9]. Например:
«Колобок», «Смерть петушка», «Терем мухи», «Коза» и др. (Аф., 1, с.
53-54, 99-100, 125-127, 86-88).
Рассмотрим сказку «Терем мухи». Вот ее начало: «Построила муха терем;
пришла вошь-поползуха: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?»
— «Муха-горюха, а ты кто?» — «Я вошь-поползуха»« (Аф., 1, 125). Муха
впускает вошь в терем. Затем поочередно просятся в терем блоха, комар,
мышка, ящерица, лиса, заяц и волк. И всех их муха впускает в терем.
Наконец, к терему подходит медведь и на вопрос: «Кто, кто, кто в терему
? Кто, кто, кто в высоком?» слышит ответ: «Я, муха-горюха, я, вошь-поползуха,
я, блоха-попрядуха, я, комар долгоногий, я, мышечка-тютюрюшечка, я,
ящерка-шерошерочка, я, лиса Патрикеевна, я, заюшка из-под кустышка,
я, волчище, серое хвостище» (Аф., 1, 125). Медведь не стал проситься
в терем мухи, а наступил на него лапой и раздавил его. Последовательность
появления животных в сказке (вошь, блоха и т. д.) никак жизненно не
мотивирована. «Появление этих зверей определяется художественной логикой,
а не причинно-следственным мышлением» [10]. А художественная логика сказки — удивить
слушателя неожиданным и необыкновенным: «...чем сказка неправдоподобнее
и нелепее, тем лучше и занимательнее она»
[11].
Житейской тематике посвящены и собственно бытовые сказки. Их действие
происходит в обычной обстановке — в деревне, в поле, в лесу и т. д.
Их герои — мужик, солдат, работник и т. п. Однако в них нет животных-персонажей,
животных-героев. А если животные и попадут в такую сказку, то только
в своем реальном виде, не обладая никакими качествами и признаками человека.
В бытовых сказках рисуются взаимоотношения не животных и людей, а только
людей. Главные темы бытовых сказок — это или семейные отношения, или
отношения социально-бытовые между мужиком и барином, попом и его работником,
солдатом и купцом и т. д.
Условия жизни в бытовых сказках рисуются довольно реально, характеры
типические, конфликты решаются правдивые. Что же в бытовых сказках удивительного?
Почему они слушаются с большим интересом?
Удивительное в таких сказках в том, что в них вполне реальные жизненные
конфликты между вполне реальными персонажами получают необычную, сказочную
сюжетную реализацию. Удивительное — в самом сюжете, поведении героев.
Необычность, сказочность такой сказки начинается уже с самой завязки
сюжета, в котором обычные люди фазу же вступают в необычные, исключительные
отношения, начинают действовать в необычных, а потому и удивительных
обстоятельствах. Так, например, сказка «Попов работник» начинается с
сообщения о том, что поп посылает в поле работника пахать на собаке.
Но наше удивление еще более усиливается, когда мы узнаем, что поп дает
работнику в поле хлеб и говорит при этом: «На, браток, будь сам сыт,
и сучонка чтобы была сыта, да чтобы и коврига была цела» (Аф., 3, 61).
Удивительное начало мы находим и в бытовой сказке «Поп и дьячок»
[12]. Поп и дьячок одного прихода, прожив все свое состояние, решили
заработать на ворожбе. «И дьячок приходит к попу и начал говорить ему:
«Давай, говорит, поп, я буду воровать, а ты будешь колдовать. И принеси,
говорит, из церкви старинную книгу, будто бы тебе эта книга показывает
это колдовство» (Соколовы, 289).
Иногда начало бытовой сказки не только удивительно, но и комично.
Так, капризной барыне захотелось иметь пятьдесят черненьких цыплят
[13]. В другой сказке богатый мужик пожелал похоронить своего козла,
как человека, по-христиански, с помощью священнослужителей. Нелепым
до смешного представляется спор двух братьев в сказке «Семилетка» о
том, кто разрешился ночью жеребенком: кобыла или телега (Андреев, 445-447).
В дальнейшем развитии сюжета бытовой сказки ее занимательность еще
более увеличивается. Удивительно, конечно, что барыня пожелала иметь
не больше и не меньше, а именно пятьдесят цыплят и не каких-нибудь,
а непременно всех черненьких. Но еще удивительнее то, что таких цыплят
берется высидеть кучер. Только он при этом выставляет такие условия:
выделить ему отдельное помещение, сшить дубленый полушубок, подарить
шарф, кушак и теплые сапоги, в течение трех недель поить и кормить его
отменно, а потом заплатить ему пятьдесят рублей и предоставить месячный
отпуск. И барыня соглашается на все эти условия. Удивительно, конечно,
желание старика похоронить своего любимого козла со всеми христианскими
почестями, но не менее удивительно и то, что за приличную мзду это соглашаются
сделать и делают поп, дьячок и звонарь. Удивительное развитие сюжета
мы видим и в других бытовых сказках.
Однако больше всего удивительного и невероятного содержат концовки
бытовых сказок.
Их финалы, как правило, неожиданны и очень интересны. Приведу лишь
несколько примеров. Кучер, чтобы уйти от ответа, поджигает баню, в которой
он высиживал цыплят (Андреев, 482); мужик доказывает барину, что он
и его жена — дураки (Андреев, 485); проученная сапожником сердитая барыня
становится доброй (Соколовы, 69-70) и т. д.
Особенно много комических ситуаций содержат бытовые сказки анекдотического
характера. Подтверждением этого может служить сказка «Иванушка-дурачок»
(Аф., 3, 195-197). В кратком изложении сюжет этой сказки таков. У старика
и старухи было три сына: двое умных, третий Иванушка-дурачок. Однажды
старуха послала Иванушку-дурачка отнести клецки братьям, которые находились
в поле. День был солнечным. Идет дурачок и, увидев свою тень и подумав,
что его кто-то преследует, он перебросал все клецки в эту тень. Братья
побили за это дурачка, пошли домой обедать, а дурачка оставили в поле
овец пасти.
Пасет дурачок овец и видит, что они стали разбредаться по полю. Тогда
он собрал овец, выколол им всем глаза и сложил всех в одну кучу. За
это опять побили дурачка вернувшиеся в поле братья.
Следующий эпизод сказки такой. Родители послали дурачка на базар за
разными покупками. Он купил там стол, горшки, корчаги, блюда, мешок
соли и различные «ества». Возвращаясь с покупками домой, дурачок заметил,
что лошади очень тяжело везти такой груз. Тогда он снял с воза стол
и поставил на дорогу: у него тоже четыре ноги, как и у лошади, пусть
идет домой своим ходом. Едет дальше. Слышит, вороны каркают. «Голодные»,
— подумал дурак. И выставил им на дорогу все блюда с «ествами». Едет
дурачок перелеском, заметил пни обгорелые. Чтобы пни не замерзли, он
их накрыл горшками и корчагами. Доехал дурачок до реки, решил напоить
лошадь, а она не стала воду пить. «Не вкусно, не солено», — подумал
дурак и высыпал в речку весь мешок cote. Но лошадь все-таки не стала
пить воду, тогда дурачок в сердцах ударил ее кулаком по голове — и убил.
Идет, несет на горбу лишь оставшиеся ложки. Ложки гремят в мешке «Бряк,
бряк». А ему послышалось: «Иванушка дурак». Обиделся дурачок, высьшал
из мешка и растоптал все ложки. Старшие братья поколотили за это дурачка,
оставили его дома, а сами поехали на базар. Сидит дурак дома и слышит
— пиво бродит. Он выпустил все пиво из кадки, «сам сел в корыто, по
избе разъезжает да песенки распевает» (Аф., 3, 196).
Надоело братьям возиться с дурачком, и решили они его утопить. Посадили
дурачка в мешок, отнесли этот мешок к реке, поставили на берег, а сами
пошли прорубь искать. Дурак сидит в мешке и кричит: «Садят меня на воеводство
судить, да рядить, а я ни судить, ни рядить не умею» (Аф., 3, 196).
Услышал это проезжавший на тройке мимо барин, и захотелось ему быть
воеводой. Он освободил дурачка и попросил посадить его в мешок. Дурачок
посадил барина в мешок и зашил его. Пришедшие братья думали, что в мешке
сидит дурачок, и бросили мешок в речку. Пошли домой. И видят, что им
навстречу едет дурачок на тройке. Захотели они также иметь хороших лошадей
и просят дурачка бросить их в речку. Иванушка выполнил эту просьбу и
поехал на тройке домой «пиво допивать, да братьев поминать» (Аф., 3,
197).
Главный герой приведенной сказки «иронический удачник» Иванушка-дурачок
не так уж и глуп: он сумел отомстить обижавшим его братьям, руками братьев
утопил действительно глупого барина. Иванушке свойственны чувства гуманизма
и сострадания (он отдает всю «еству» голодным воронам, спасает лесные
пни от возможного замерзания). М. Горький о нем говорил: «Герой фольклора
— «дурак», презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее
их, всегда — победитель всех житейских невзгод...» [14] Слово «дурак» в приведенном высказывании Горький
взял в кавычки. Любимый народом сказочный герой в своей сути, конечно,
никакой не дурак. Он совершает различные глупости лишь по чисто художественным
соображениям сказочного жанра в целях достижения занимательности, создания
удивительных, веселых сюжетных ситуаций.
Отмеченная нами специфика сказочного сюжета (его невероятность и занимательность)
особенно ярко проявляется в волшебных сказках, где развитию необыкновенного
сюжета способствуют необыкновенные герои и чудесные существа.
В отличие от рассмотренных выше сказок о животных и бытовых, в волшебных
сказках кроме людей простого звания (мужика, солдата и т. п.) героями
являются цари и царевичи, короли и королевичи. Эти сказки нередко начинаются
словами: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь
с царицею» (Аф., т. 1, 278). Или: «Жил-был царь, у него было три дочери»
(Аф., т. 1, 244) и т. п. Уже одно такое начало сразу говорит о том,
что речь пойдет в сказке не об обычном, а о чем-то необыкновенном.
Часто главным героем волшебной сказки является простой человек (солдат,
крестьянский сын и проч.), совершающий что-то особенное.
В волшебной сказке разработана специальная поэтика создания такого
необыкновенного героя. Одним из приемов этой поэтики является рассказ
о необычном, чудесном рождении будущего героя. Так, например, сказка
«Терешечка» начинается с сообщения о том, что жили-были бездетные старик
и старуха. «Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, положили
в люлечку, стали качать да прибаюкивать — и вместо колодочки стал рость
в пеленочках сынок Терешечка, настоящая ягодка» (Аф., т. 1, 183).
Чудесное происхождение имеют и такие герои волшебных сказок, как Иван
Коровий сын (Аф., 1, 268), Иван Быкович (Аф., 1, 278), Зорька, Вечорка,
Полуночка (Аф., 1, 299) и многие другие. Но, независимо от того, чудесно
или обычно рождение героя волшебной сказки, его всегда отличают необыкновенные
качества: он проявляет невиданную выдержку, бесстрашие и совершает буквально
чудеса.
Необычно в волшебной сказке и место действия героев. В отличие от
бытовых сказок, события которых происходят в привычной крестьянину обстановке,
действие волшебных сказок, как правило, начинается в незнакомом для
крестьянина царском дворце, а затем переносится уже в совершенно фантастический
мир — за моря и океаны, в тридевятое царство и тридесятое государство,
в страшное подземелье и т. п.
Здесь наш герой встречается с такими фантастическими существами, как
Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей (трех-, шести-, девяти- или двенадцатиглавый),
Идолище поганое, Лихо одноглазое и т. д. Все эти персонажи обладают
невероятной силой и имеют очень страшный вид. Так, о Бабе Яге говорится,
что у нее «морда жилиная, нога глиняная» (Аф., 6, 185). В сказке «Иван
Быкович» рисуется портрет страшного великана — мужа ведьмы, который
так огромен, что, когда он просыпается, то его ресницы поднимают вилами
двенадцать могучих богатырей (Аф., 1, 283).
В волшебном сказочном мире нередко рисуются страшные, просто жуткие
картины. Например, в сказке «Василиса Прекрасная» так описывается дом
людоедки Бабы Яги, в который должен непременно войти герой сказки: «Забор
вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские,
с глазами; вместо дверей у ворот — ноги человечьи, вместо запоров —
руки, вместо замка — рот с открытыми зубами» (Аф., 1, 161).
Все эти страшные чудовища похищают людей, держат их в подземельях,
пожирают. И вот в этом страшном мире с его невероятными чудовищами приходится
сражаться герою волшебной сказки, проявляя необыкновенную силу, храбрость
и выдержку. Но, к счастью, он не одинок в борьбе. Ему помогают самые
различные существа и предметы. В качестве таких помощников положительного
героя в волшебных сказках выступают мудрые старики и старухи, фантастические
существа Объедало и Опивало, богатыри Горыня, Дубыня, Усыня и др. Все
эти образы необычны и удивительны. Так, встретившись с Усыней-богатырем,
герой сказки Ивашко-Медведко был поражен такой картиной: «На берегу
стоит человек, спер руку ртом, рыбу ловит усом, на языке вертит да кушает»
(Аф., 1, 304).
Помощниками положительных героев в волшебной сказке выступают всевозможные
животные, звери и птицы: добрый конь «сивка-бурка», «утка с золотым
яйцом», «чудесная курица», собака, кот, кошка, волк, сокол, орел, ворон,
щука и др. В отличие от сказок о животных в волшебных сказках все эти
животные обладают чудодейственной силой. Именно они нередко управляют
ходом событий. Ярким примером может служить сказка «Емеля-дурак», где
такой силой обладает щука, которую поймал и потом выпустил в реку Емеля.
После слов Емели: «По щучьему веленью, а по моему прошенью» — ведра
с водой шли сами домой, топор сам рубил дрова, а они шли в избу и укладывались
в печь, сани без лошади ездили в лес за дровами, дубинки избили офицера
и солдат, которых король прислал за Емелей, печь везет его к королю
в город. Емеля превращается в красавца и женится на королевской дочери
(Аф., 1, с. 401-408).
Кроме живых существ героям сказки оказывают помощь в самую трудную
минуту и различные предметы: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы,
ковер-самолет, гусли-самогуды, дубинка-самобой, топор-саморуб, гудок,
рожок, золотое колечко, перстень, зеркальце, гребенка, щетка, полотенце,
живая и мертвая вода и т. п. Все эти предметы в волшебных сказках обладают
чудодейственной силой.
Таким образом, волшебная сказка очень привлекательна своим необыкновенным
миром. Этот чудесный мир, его фантастические образы и картины, удивляют
и поражают.
Однако следует отметить, что самым действенным средством создания
удивительного в волшебной сказке является ее сюжет. Определяя специфику
волшебной сказки, Ю. М. Соколов справедливо писал: «Как ни характерны
для сказки ее герои и предметы, живые и оживотворенные носители сказочного
действия, все же самым важным и характерным для сказки как жанра является
само действие. Для чудесной сказки эти действия определяют собой волшебно-приключенческий
характер чудесной сказки как особого повествовательного жанра» [15].
Иногда волшебная сказка открывается «присказкой», предшествующей завязке.
Цель такой присказки — настроить слушателя на сказочный лад, приготовить
его к восприятию удивительного мира, занимательного сказочного сюжета.
Вот, например, присказка к сказке «Иван Царевич и богатырка Синеглазка».
«Было это дело на море, на океане; на острове Кидане стоит древо золотые
маковки, по этому дереву ходит кот Баюн, — вверх идет песню поет, а
вниз идет сказки сказывает. Вот было бы любопытно и занятно посмотреть.
Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди» (Соколовы,
249). А впереди, действительно, была сказка, в которой рассказывалось
о том, как царь посылает вначале своего старшего сына Федора, затем
среднего — Василия и, наконец, младшего -Ивана «за тридевять земель,
в десятое царство» к девке Синеглазке, чтобы привезти от нее живой воды.
Братья испытывают различные приключения, в которых по-разному проявляются
их характеры, отношения между ними. Как и следовало ожидать, героем
сказки становится младший сын царя — Иван-царевич.
Однако присказки не часто встречаются в сказках. Как правило, сюжет
волшебной сказки начинается с интригующей завязки, с необычайного события,
в котором главную роль играет какое-нибудь волшебное существо, обладающее
чудодейственной силой. Так, например, «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице
и сером волке» начинается с сообщения о том, что в царский сад стала
ночью прилетать жар-птица и срывать с яблони золотые яблоки (Аф., 1,
415). Сказка «Три царства» открывается эпизодом, в котором рассказывается
о том, как однажды вихрь «схватил царицу и унес ее неведомо куда» (Аф.,
1, 231). Сказка «Никита Кожемяка» начинается не только удивительно,
но и страшно. Вот первая фраза ее: «Около Киева появился змей, брал
он с народа поборы немалые: с каждого двора по красной девке; возьмет
девку да и съест ее. Пришел черед идти к этому змею царской дочери»
(Аф., 1, 327).
Назначение приведенных зачинов-завязок очевидно. Они сразу же говорят
о том, что в сказке пойдет речь о чудесном.
Сюжет в каждой волшебной сказке развивается своим неповторимым путем
и занимателен по-своему. Однако для всех волшебных сказок является закономерностью
то, что ее герои рано или поздно в открытой или скрытой форме обязательно
вступят в определенные взаимоотношения с волшебными, чудесными силами.
Это дает почву для развития необыкновенного, фантастического сюжета.
В этом главный интерес волшебной сказки.
Отличительная черта сюжета волшебной сказки — многособытийность. В
ней нередко раскрывается довольно продолжительный период в жизни героя,
в высшей мере напряженной и драматичной. Как правило, герой сказки должен
пройти через ряд испытаний. В волшебной сказке в связи с этим разработан
специальный поэтический прием заданий, который выполняет большую роль
в создании образов героев, усилении драматизма сказки, повышении ее
психологического напряжения. Драматизм волшебной сказки особенно усиливается
от того, что этих заданий у героя иногда бывает несколько. Не успеет
герой выполнить одно, как ему сразу дают другое, третье. Причем каждое
последующее задание обязательно значительно труднее предыдущего. Приведем
пример из сказки «Царевна-лягушка». Так по-сказочному сложилось, что
старший сын царя женится на княжеской дочери, средний — на генеральской
дочери, а младший — на лягушке. Уже в самом начале повествования главной
героине сказки царевне-лягушке приходится пройти три испытания, из которых
она выходит победительницей.
В сказке «Царевна-лягушка» все трудные задания помогает героине выполнять
ее лягушачья шкура. Вообще следует сказать, что герой волшебной сказки
различные трудные задания, как правило, выполняет посредством вмешательства
друзей-помощников (конь, старичок, старуха) и чудесных предметов (топор-саморуб,
дубинка-самобивка и т. д.). Иногда вся сказка почти целиком построена
на их действиях. Это, к примеру, такие сказки, как «Конь, скатерть и
рожок» (Аф., 2, 30-31), «Двое из сумы» (Аф., 2, с. 32-34), «Петух и
жерновцы» (Аф., 2, с. 35-36).
Нечего и говорить, что наличие в волшебных сказках всевозможных чудесных
животных и предметов значительно повышает и без того их заостренную
сюжетную занимательность.
Как известно, в волшебных сказках широко применяется прием всевозможных
превращений. Так, мы узнаем, что в необходимой сюжетной ситуации Иван-крестьянский
сын «оборотился котом» (Аф., 1, 289), царевна превращается в булавку
(Аф., 1, 221), царская дочь — в звезду (Аф., 1, 285) и т. д. Нередко
в сказках наблюдается также превращение животных и предметов в людей:
в одной сказке звезда «обернулась царицею» (Аф., 1, 285), в другой сокол,
орел и ворон превращались в молодцев (Аф., 1, 376-377) и т. д.
Превращения героев мы наблюдаем в тех случаях, когда они в своем обычном
облике (образе) не могут выполнить ту или иную задачу. Например, в сказке
«Морской царь и Василиса Премудрая» говорится о погоне за Василисой
и царевичем гонцов водяного царя. Чтобы не быть узнанными погоней, Василиса
«оборотила коней колодезем, себя — ковшиком, а царевича — старым старичком»
(Аф., 2, 176). Но сказка продолжается далее. «Услыхала Василиса Премудрая
новую погоню; оборотила царевича старым попом, а сама сделалась ветхой
церковью; еле стены держатся, кругом мохом обросли» (Аф., 2, 176). Прием
превращений еще более усиливает занимательность волшебной сказки.
В итоге можно заключить, что специфическая черта сказочного сюжета
— его нарочитая вымышленность, постоянное стремление к необычному и
невероятному. В. Я. Пропп писал: «В русской сказке нет ни одного
правдоподобного сюжета» [16].
Однако этот общий признак сказочного сюжета, как мы видим, в разных
жанровых разновидностях сказки проявляется по-своему, довольно специфично.
Это обусловлено своеобразием содержания и назначения той или иной сказочной
разновидности. В этой связи В. П. Аникин пишет: «В сказках о животных
функциональность вымысла основана преимущественно на передаче критической
мысли: в юмористических или сатирических целях животным придаются людские
черты» [17]. Иная основа вымышленного
в волшебных сказках. «В волшебных сказках невероятность воспроизводимого
основана на передаче преодоления жизненных препятствий посредством чуда»
[18]. Совершенно другие принципы создания удивительного в бытовых
сказках. «Бытовая новеллистическая сказка воспроизводит реальность в
утрированных формах нарочитого нарушения реальности. Вымысел здесь основан
на несоответствии воспроизводимых явлений нормам здравого смысла. Фантастический
вымысел и в этом случае составляет основу всего повествования» [19].
Однако из сказанного не следует делать вывод, будто бы в сказке все
вымышлено и неправдоподобно. В. И. Ленин писал: «Во всякой сказке есть
элементы действительности...» [20].
Нет буквально ни одной сказки, где бы не было тех или иных примет реальной
действительности.
Каковы же эти приметы реального, «элементы действительности», которые
можно заметить в народных сказках? На этот вопрос можно со всей определенностью
ответить, что связь народных сказок с реальной действительностью очень
многообразна. Мы уже говорили выше о том, что героями бытовой сказки
являются взятые из реальной жизни крестьянин, солдат, поп, купец, помещик
и т. д. Действие бытовых сказок развертывается в обычных жизненных условиях.
Элементы реального можно отметить и в сказках о животных. Сюжет их
всегда в той или иной мере имеет жизненную мотивировку. Конечно, невероятно
и удивительно то, что медведь разговаривает со стариком, но ничего нет
невероятного в том, что старик встретил медведя в лесу. Удивительно,
что волк просит мужика посадить его в мешок и тем самым спасти от гнавшихся
за ним охотников. Но не удивительно, что мужик его встретил на дороге,
по которой он возвращался домой с поля.
В волшебных сказках несравненно больше, чем в каком-либо другом виде
сказок, фантастического, выдуманного и нереального, о чем подробно говорилось
выше. Но и в волшебных сказках много от реальной действительности. Прежде
всего сами герои сказок, несмотря на всю фантастичность сюжета, обладают
ярко выраженными жизненными чертами. Взаимосвязь реального и фантастического
в волшебных сказках своеобразно проявилась и в приеме их «кольцевой
композиции». Как правило, картина фантастического мира, в котором герою
приходится встречаться с самыми загадочными существами, обрамляется
в волшебной сказке картиной реального мира: она, как правило, и начинается
и заканчивается на реальной Земле. В этой «кольцевой картине» все реально:
и обстановка, и герои и т. д. Примером может служить сказка «Три царства
— медное, серебряное и золотое». Сказка открывается такой картиной:
«Бывало да живало — жили-были старик да старушка; у них было три сына:
первый — Егорушка Залет, второй — Миша Косолапый, третий — Ивашко Запечник.
Вот вздумали отец и мать их женить» (Аф., 1, 228). Здесь все реально.
А затем начинается нереальное, фантастическое. Братья, ища себе невест,
встречаются со Змеем. Змей на ремнях, как в колодец, спускает Ивашку
в подземный, сказочный мир. В этом сказочном мире герой посещает три
царства — медное, серебряное и золотое, разговаривает в них с «красными
девицами». Самая красивая девица соглашается быть невестой Ивашки. Кроме
того, Ивашка в сказочном мире вступает во взаимоотношения с чудесным
стариком («сам с четверть, а борода с локоть»), Сильным Идолищем, Бабой
Ягой и Орлом-птицей. Но заканчивается сказка возвращением героев из
подземного сказочного мира на реальную Землю. Красных девиц из подземелья
с помощью ремней вытаскивают братья Ивашки. А Ивашка вылетает оттуда
на Орле-птице. Как мы помним, Ивашку Змей спустил на ремнях в подземное
царство в дыру. Орел «вытащил его в ту же дыру на Русь» (Аф., 1, с.
230). И завершается сказка такой в известном смысле реальной картиной.
«Пришел Ивашка домой, взял у братьев девицу из золотого царства, и стали
они жить да быть, и теперь живут» (Аф., 1, с. 230).
Таким образом, во всех видах сказок мы находим своеобразное сочетание
реального и нереального, обычного и необычного, жизненно правдоподобного,
вполне вероятного и совершенно неправдоподобного, невероятного. Именно
как результат столкновения этих двух миров (реального и нереального),
двух типов сюжетных ситуаций (вероятных и невероятных) и возникает то,
что делает повествование сказкой. Именно в этом ее прелесть.
На основе всего сказанного можно заключить, что сказочный сюжет и
по своей организации и по своим идейно-художественным функциям отличается
яркой жанровой спецификой. Его главное назначение — создание удивительного.
[1] Никифоров А. И. Сказка, ее
бытование и носители. — Вступит, ст. к сб.: Капица О. И. Русские народные
сказки. М.-Л., 1930, с. 7.
[2] Соколовы Б. и Ю. Сказки и песни
Белозерского края. М., 1915, с. 1, 6. В дальнейшем страницы этого издания
указываются в тексте.
[3] Пушкин А. С. Полн. собр. соч.
В 6-ти т. М., 1950, т. 3, с 247.
[4] Белинский В. Г. Поли. собр.
соч. М., 1954, т. 5, с. 355.
[5] Пропп
В. Я. Фольклор и действительность. М., 1976, с. 87.
[6] Афанасьев
А. Н. Народные русские сказки. В 3-х т. М., 1957, т. 1, с. 75. В дальнейшем
том и страницы этого издания указываются в тексте.
[7] Соколов
Ю. М. Русский фольклор. М., 1941, с.334.
[8] Ленин В. И. Полн. собр. соч.,
т.36, с.19.
[9] Пропп В. Я. Фольклор и действительность.
М., 1976, с.96.
[10] Пропп
В. Я. Фольклор и действительность. М., 1976, с. 96.
[11] Белинский
В. Г. Поли. собр. соч. М., 1954, т. 5, с. 355.
[12] См.:
Соколовы Б. и Ю. Сказки и песни Белозерского края. М., 1915, с. 289-291.
В дальнейшем страницы этого издания указываются в тексте.
[13] См.:
Андреев Н. П. Русский фольклор. Хрестоматия. М.-Л., 1938, с. 480-482.
В дальнейшем страницы этого издания указываются в тексте.
[14] Горький
М. О литературе. М., 1953, с. 698.
[15] Соколов
Ю. М. Русский фольклор. М., 1941, с. 326.
[16] Пропп
В. Я. Фольклор и действительность. М., 1976, с. 86.
[17] Аникин
В. П. Русская народная сказка. М., 1977, с. 196.
[18] Там
же.
[19] Там
же.
[20] Ленин
В. И. Полн. собр. соч. М., т. 36, с. 19.
|