«ХАРАКТЕРЫ» ФЕОФРАСТА
Не
только науку о животных и не только науку о государственном устройстве начинал
Аристотель со сбора и классификации материала. Науку о человеческих чувствах и
поведении — тоже. Называлась эта наука — «этика», сочинение о ней написал сам
Аристотель, а сборник описаний человеческих характеров составил его ученик
Феофраст. Здесь тридцать небольших портретов: Притворщик, Льстец, Пустослов,
Невежа, Угодливый, Отчаянный, Сплетник... Вот некоторые из них, чуть-чуть
сокращенные.
Льстец. Лесть можно определить как обхождение некрасивое, но
выгодное льстящему. Льстец — это такой человек, который во время прогулки
скажет спутнику: «Замечаешь, как все на тебя смотрят? Никого другого в городе
так не уважают!» — и снимет с его плаща ниточку. Спутник заговорил — льстец
велит всем умолкнуть; сострил — хохочет; запел — хвалит; умолк — восклицает: «Превосходно!»
Детям его он покупает яблоки и груши, дарит так, чтобы отец видел, и
приговаривает: «У хорошего отца и дети хороши». Когда спутник покупает себе
сандалии, льстец восклицает: «Хороша обувь, а нога лучше!» Когда тот идет в
гости к приятелю, льстец бежит вперед и объявляет: «К тебе идет!» — а потом,
вернувшись назад: «Оповестил!» Спрашивает улещаемого, не холодно ли ему, и, не
дав ему ответить, уже кутает его в плащ. Болтая с другими, смотрит на него, а
когда тот садится, он выхватывает у раба подушку и подкладывает ему сам. И
дом-то у него, говорит льстец, красив и прочен, и поле хорошо возделано, и
портрет похож.
Невежа. Невежество — это, вернее всего, незнание приличий, как у
мужиков. Невежа носит обувь, которая ему велика; говорит зычно; друзьям и
домашним не доверяет, а с рабами обо всем советуется и батракам в поле
рассказывает, что было при нем в народном собрании. В городе он не глядит ни на
храмы, ни на статуи, но если увидит быка или осла, непременно остановится и
полюбуется. Завтракает он на ходу, задавая корм скотине. Монету берет не
всякую, а сперва прикинет, не легка ли. Если одолжит кому корзину, серп или
мешок, то после этого заснуть не может и средь ночи идет просить назад. Являясь
в город, спрашивает первого встречного, почем здесь овчины и сушеная рыба.
Моясь в бане, поет; башмаки подбивает гвоздями.
Болтун. Болтливость — это склонность говорить много и не думая.
Болтун подсаживается поближе к незнакомому и рассказывает, какая у него,
болтуна, хорошая жена; потом сообщает сон, который видел ночью; потом
перечисляет, что ел за обедом. Дальше, слово за слово, он говорит, что нынешние
люди куда хуже прежних, и как мало дают за пшеницу на рынке, и как много
понаехало чужеземцев, и что море вот уж месяц как судоходно, и что если Зевс
пошлет хороший дождь, то год будет урожайный, и как трудно стало жить, и
сколько колонн в Парфеноне, и что через полгода будет праздник Элевсиний, а
потом Дионисий, и какой, собственно, день сегодня? И если его будут терпеть, он
не отвяжется.
Брюзга. Брюзжанье — это несправедливая брань на все что ни на
есть. Брюзга в дождь сердится не на то, что дождь идет, а на то, почему он
раньше не шел. Найдя на улице кошелек, говорит: «А вот клада я ни разу не
находил!» Когда подружка его целует, он ворчит: «И чего ты меня любишь?»
Поторговавшись и купив раба, восклицает: «Воображаю, какое я купил добро, и за
какую цену!» А выиграв дело единогласным решением суда, он еще попрекает
защитника, что можно было говорить и получше.
Суевер. Суеверие — это малодушный страх перед неведомо какими
божественными силами. Суевер в праздник непременно окропит себя святой водою,
положит в рот веточку лавра, взятую из храма, и ходит с нею целый день. Если
ласка перебежит ему дорогу, он не двинется, пока кто-нибудь не пройдет первым,
а если нет никого, то бросит вперед три камешка. Если мышь проест мешок с
мукой, он идет к гадателю и спрашивает, что делать, а если тот скажет: «Взять и
залатать», то приходит домой и приносит умилостивительные жертвы. Услышав
дорогою крики сов, остановится и помолится Афине. По тяжелым дням сидит дома и
только украшает венками домашних богов. Встретив похороны, он бежит, омывается
с головы до ног и, призвав жриц, просит совершить над ним очищение. А увидев
припадочного, он от сглазу в ужасе плюет себе за пазуху.
Дурак. Глупость — это неповоротливость ума в
речах и в деле. Дурак — это тот, кто, сделав подсчет и подведя итог, спрашивает
соседа: «Сколько ж это будет?» Когда его зовут в суд, он, позабыв, отправляется
в поле. Засыпает на представлении и, просыпаясь, видит, что он один в пустом
театре. Взяв что-нибудь, сам спрячет, а потом будет искать и не сможет найти.
Когда ему сообщают, что умер знакомый, он, помрачнев, говорит: «В час добрый!»
Зимой препирается с рабом, что тот не купил огурцов. Детей своих если уж заставит
упражняться в борьбе и беге, то не отпустит, пока не выбьются из сил. А если
кто спросит, сколько покойников похоронено за кладбищенскими воротами, он
ответит: «Нам бы с тобою столько!»
|