УРОК АТЛАНТИДЫ
Государство
было придумано — государство нужно было построить. «Не быть в людях добру, пока
философы не станут царями или цари — философами», — сказал Платон. Он
окинул Грецию взглядом: где тот царь, которого можно сделать философом, чтобы
он после этого сделал философов царями? Взгляд его остановился на Сиракузах —
на Дионисии Старшем, а потом на сыне его Дионисии Младшем. И Платон,
ненавистник тирании, потомок аристократов-тираноборцев, поехал к сиракузским
тиранам.
С
Дионисием Старшим разговор его был недолог. Платон встал перед Дионисием и
начал говорить, как жалок тиран в сравнении с мудрецом. Дионисий слушал мрачно.
«Стало быть, тиран не мудр?» — «Мудр лишь тот, кто делает сограждан лучше». —
«И не храбр?» — «Храброму ли бояться собственного цирюльника?» — «И не
справедлив в суде?» — «Всякий суд лишь штопает дыры в лохмотьях Справедливости». —
«Зачем же ты, в таком случае, приехал?» — «Искать совершенного человека». —
«Тогда считай, что ты его не нашел!» И Дионисий удалился, отдав приказ: когда
Платон поедет обратно в Афины, схватить его и продать в рабство.
Платона
вывели на продажу в незнакомом городе — он не сказал ни слова. Среди народа
случайно оказался Анникерид, ученик Аристиппа; он узнал Платона, купил его и
тотчас отпустил на волю. Афинские друзья Платона хотели возместить ему эти
деньги — Анникерид гордо ответил: «Знайте: не только в Афинах умеют ценить
философию».
В
сказочные времена жил близ Афин герой Академ. Когда царь Тесей похитил в Спарте
юную Елену и ее братья Диоскуры погнались за похитителем, Академ показал им,
где спрятана их сестра. Поэтому, когда спартанцы разоряли афинскую землю, они
не тронули той пригородной рощи, где когда-то жил Академ. Эта «Академия»
осталась мирным уголком среди раздоров и бедствий. Здесь на те деньги, которых
не принял Анникерид, друзья купили Платону усадьбу. На воротах ее написали: «Не
знающим геометрии вход воспрещен». Здесь он думал, писал, беседовал с учениками
и ждал царя-философа.
Прошло
двадцать с лишним лет. Дионисия Старшего в Сиракузах сменил Дионисий Младший —
неумный, своенравный и распущенный. Отец боялся в сыне соперника, держал его
взаперти и ничему не учил, и тот коротал скуку, сколачивая деревянные тележки и
столики. Придя к власти, он загулял: попойки его длились по девяносто дней, а
все дела в государстве стояли. Ему было совестно своего невежества и нрава, но
перебороть себя он не мог. У него был дядя, по имени Дион, страстный поклонник
Платона. Дион предложил пригласить в Сиракузы Платона и дать ему земли и денег
для основания философского государства. Дионисий ухватился за эту мысль всей
своей неспокойной совестью.
Платон
вторично отправился в Сиракузы и был принят по-царски. Дионисий от него не
отходил, геометрия стала придворной модой, комнаты дворца были засыпаны песком,
на котором чертились чертежи. Больше того — Платон единственный мог входить к
тирану без обыска. Аристипп обиженно говорил: «С таким гостем Дионисий не
разорится: нам, кому нужно много, он дает мало, а Платону, которому ничего не
нужно, — много». Не давал Дионисий только помощи для философского города:
он боялся, что там укрепится Дион и свергнет его. Дион был отправлен в
изгнание, и Платон понял, что надеждам его конец. С трудом он отпросился у
Дионисия на родину. Прощаясь, Дионисий угрюмо сказал: «Не говори обо мне
дурного в Академии». Платон невесело ответил: «Плохой бы я был философ, если бы
мне больше не о чем было говорить».
Прошло
еще пять лет, и Платон приехал в Сиракузы в третий раз — мирить Дионисия с
Дионом. Ничего из этого не вышло. У Дионисия не было ненависти к Платону, хуже:
он его любил — любил тяжкой любовью человека, который знает, что недостоин
взаимности. Он выслушивал уроки, упреки, обличения, но Платона от себя не
отпускал. О возвращении Диона не могло быть и речи: к Диону тиран ревновал
Платона смертной ревностью. Платон вернулся ни с чем. Тогда Дион собрал отряд
наемников, пошел на Сиракузы, изгнал Дионисия силой, но сиракузянам новый тиран
показался не лучше старого, и Дион был убит раньше, чем успел подумать о философских
законах. Говорили, что его убил Каллипп — такой же ученик Платона, как и он.
Платон
дряхлел в Академии, вновь и вновь перекраивая свой чертеж идеального
государства. И чем дальше, тем больше ему становилось ясно: вечному благу нет
места на земле, род человеческий слишком испорчен, даже наилучшее государство —
обречено. Перед смертью он стал писать книгу о войне двух идеальных государств
и о гибели того из них, которое в своем величии забыло о божественной
добродетели и погналось за земными благами. Эти два государства — Афины и
Атлантида.
Действие
происходит девять тысяч лет назад, за несколько потопов до нашего времени — то
есть это откровенная сказка. Афины этой сказки — настоящее платоновское
государство: добродетельные стражи, у которых все общее, и добродетельные
работники, которым легко трудиться, потому что земля богата, как в золотом
веке. Здесь холмистые горы, раскидистые дубравы, тучные поля и изогнутые
берега. Атлантида же — это остров в океане, на нем поле — как прямоугольник по
линейке, а город — как круг по циркулю. В городе три канала, кольцо в кольце,
над каналами три стены — из меди, олова и таинственного металла орихалка, на
прямых улицах — дома из камня, черного, белого и красного, в середине же — храм
Посейдона, стены серебряные, кровля золотая, потолок — слоновой кости, а
простенки — орихалковые. Правили в этом геометрическом великолепии десять
царей, потомки Посейдона. И вот когда стало им их богатство дороже добродетели,
то Зевс, блюститель законов, решил наложить на них кару... Здесь, у самой
завязки, смерть оборвала рассказ Платона.
Наверное,
вам еще придется читать об Атлантиде много разных разностей: и о том, что в
дочеловеческие времена в Атлантическом океане действительно было большое
опускание суши, и о том, что за тысячу лет до Платона в Эгейском море было
такое извержение вулкана, что волна от него разорила могучее царство на острове
Крит. Читайте, но помните: миф о Городе Золотых Ворот, наказанном за свои
грехи, сделал из всего этого только Платон.
|