ПЕЩЕРА ПЛАТОНА
Аристипп
сочинил для нового века философию прихлебателя, Антисфен — философию поденщика,
а философию хозяев жизни — тех, кто знатен, богат и хочет власти, —
сочинил Платон.
Имя
Платон значит «широкий»: так прозвали его в юности за ширину плеч и продолжали
звать в старости за широту ума. Он был из знатнейшего афинского рода, предком
его был Солон. Смолоду он писал стихи, но однажды, когда он нес в театр только
что сочиненную трагедию, он услышал разговор Сократа, швырнул свою трагедию в огонь
и стал самым преданным учеником Сократа. А когда афинская народная власть
казнила Сократа, он возненавидел эту народную власть на всю жизнь.
Сократ
никогда ничего не писал: он только думал и разговаривал. Когда думаешь, то твоя
мысль в движении, а чтобы записать, ее надо остановить. Сократ не хотел
останавливать свою мысль — за это он и погиб. А Платон положил всю свою жизнь
именно на то, чтобы остановить мысль: пусть она изобразит нам самое прекрасное,
самое настоящее, самое лучшее, мы это запишем, мы это устроим, и дальше пусть
ничего не меняется: пусть начнется вечность. Страх перед безостановочностыо
мысли был в Платоне так же силен, как и в ненавистных ему афинских судьях.
Как и
все, он видел вокруг, что люди живут плохо, и думал, какие нужно ввести
порядки, чтобы жизнь стала хороша раз и навсегда. Но начинал он свою мысль
очень издали.
Сократ
говорил: человек должен заботиться не о мироздании, а о своих человеческих
делах: обдумать хороший поступок — и совершить его. Но ведь так же работает
любой столяр: обдумает, какой он кочет стол, — и сделает его. При этом
сделанный стол никогда не бывает так хорош, как задуманный: то рука дрогнет, то
доска плохая попадется. Откуда же в уме у столяра его замысел прекрасного
стола, если на свете он таких столов никогда не видел? Должно быть, он заглянул
умственными очами в какой-то мир, где существует всем-столам-Стол и
всем-горам-Гора и всем-правдам-Правда, — заглянул, увидел и постарался
воспроизвести этот Стол в дереве, как Сократ старался воспроизвести эту Правду
в хороших поступках. Самому Платону этот умопостигаемый мир виделся настолько
ясно, что он так и назвал этот Стол и эту Гору «образами» стола и горы —
по-гречески «идеями». В них нет ничего лишнего, ничего случайного, что всегда
бывает в земных предметах, все прекрасно, выпукло и ярко: не стол, а сама
Стольность, не гора, а сама Горность, а выше всех — Правда, Красота и Добро. «А
я вот, Платон, стол и гору почему-то вижу, а Стольности и Горности, хоть убей,
не вижу!» — перебивал его ругатель Диоген. «Это потому, что у тебя нет для
этого глаз, — отвечал Платон. — Все твои столы и горы — лишь тени,
падающие от идеи-Стола и идеи-Горы». Как это — тени? А вот как.
Представьте
себе: идет дорога, а вдоль дороги — длинная щель в земле, а под этой щелью —
длинная подземная пещера, вроде тюрьмы для рабов. В пещере сидят люди в
колодках — ни пошевелиться, ни оглянуться; за спиной у них светлая щель, перед
глазами у них голая стена, и на эту стену падают их тени и тени тех, кто
проходит по дороге. Узники видят мелькание теней, слышат эхо голосов,
сопоставляют, догадываются, спорят. Но если кого-нибудь из них расковать,
вывести на ослепляющий солнечный свет, показать ему настоящий мир, а потом
спустить его обратно к его друзьям, — они ему не поверят. Вот таковы и
философы, заглянувшие в мир идей, среди толпы, живущей в мире вещей.
Что же
позволяет им, философам, заглядывать в мир идей? Воспоминание. Наши души до
нашего рождения жили там, в мире идей, и оттуда сходили мучиться в наши тела,
как с солнечного света в подземную пещеру. И, видя здесь деревянный стол и
каменную гору, душа вспоминает идею-Стол и идею-Гору и понимает, что такое
перед ней. А видя здесь красивого человека, душа не остается спокойной, она
вспыхивает любовью и рвется ввысь, потому что это для нее напоминание о
несравнейной красоте мира идей. И когда поэт творит стихи, то он вдохновляется
не тем, что он видит вокруг себя, а тем, что помнит его душа из виденного до
рождения. Если же стихи или картины списаны не с идей, а с вещей, то грош им
цена: ведь если вещи — лишь тени идей, то такие стихи — тень теней.
Такими
обрывками воспоминаний живут все, постоянно же созерцать мир идей могут лишь
немногие. Для этого нужны долгие годы умственных упражнений, начиная с самых
простых — над геометрическими фигурами. Когда мы говорим «квадрат», то все
представляем себе одно и то же; когда говорим «правда», то совсем не одно и то
же; так вот, вглядываясь и вдумываясь, нужно добиться того, что и правда будет
одна для всех, как геометрия — одна для всех. Кто до этого досмотрелся, тем и
должна принадлежать власть, и они создадут такое государство, которое будет
вечно и неизменно, как мир идей. Когда-то в Греции власть принадлежала самым
знатным; потом — самым многочисленным; теперь пришла очередь самых мудрых.
Государство
должно быть едино, как живое существо: каждый член его знает свое дело, и
только свое. В человеческом теле есть три жизненные силы: в мозгу — разум, в
сердце — страсть, в печени — потребность. Так и в государстве должны быть три
сословия: философы — правят, стражи — охраняют, работники — кормят. Достоинство
правителей — мудрость, стражей — мужество, работников — умеренность. К каждому
человеку начинают присматриваться еще за детскими играми, определяют
способности и причисляют к сословию — чаще всего, конечно, к тому, из которого
он и вышел. Если он правитель или страж, то он освобожден от труда на других,
зато и не имеет ничего своего: здесь все равны друг другу, все едят за одним
столом, как в древней Спарте, все имущество — общее, даже жены и дети — общие;
кратковременными браками распоряжаются правители, заботясь лишь о том, чтобы у
детей была хорошая наследственность. Если же он работник, то ему назначают труд
по склонностям и способностям, и менять его он уже не имеет права. Думать
дозволено лишь правителям; остальным — только слушаться и верить. Сами
правители верят в мир идей, а для работников сочиняют такие мифы, какие сочтут
нужными. Ибо как иначе можно что-то объяснить тем, кто сидит в пещере теней и
никогда не видел солнца?
Такова
была живая государственная машина, с помощью которой Платон хотел удержать от
развала привычный ему мир — город-государство, крепкое законом и единством.
Здесь каждый приносит себя в жертву государству, чтобы оно стояло вечно,
обновляясь, но не меняясь, как небесный свод. И, глядя на эту цель всей жизни
Платона, невольно думаешь: а ведь попади в такое государство Сократ, не умеющий
останавливать свою мысль ни на каком совершенстве, на всякое «знаю» отвечающий «а
вот я не знаю», — и его ждала бы такая же смерть, как в Афинах. Понимал ли
это Платон?
|