ОТКРЫТИЕ ЯЗЫКА
Когда
софисты доказывали, что все людские обычаи — условность, что даже самые
привычные из них возникли не «по природе», а «по уговору», то в руках у них был
один почти неопровержимый пример: язык. В самом деле, вот мы говорим «стол», но
что общего между этими четырьмя звуками и тем домашним предметом, который они
обозначают? Ничего. Персы называют этот предмет совсем другим словом и отлично
обходятся. Не ясно ли, что язык существует не по природе, а по уговору, как
любой закон?
И его
можно даже усовершенствовать, как любой закон. Вот, например, одни говорят «мирт»,
как будто это растение — мужчина, а другие «мирта», как будто оно женщина.
Почему бы не собраться и не условиться, что считать правильным и что
неправильным? Или вот еще. Названия самцов и самок животных обычно похожи друг
на друга: лев — львица, заяц — зайчиха. А вот самка петуха почему-то курица. Не
лучше ли договориться, чтобы и ее тоже звать «петушиха»? Или вот еще. Первая строка
«Илиады» — это обращение к Музе: «Гнев, богиня, воспой Ахилла, Пелеева сына...»
Хорошо ли это? Ведь «воспой» есть приказание, а можно ли приказывать Музе?
Вернее было бы, пожалуй, так: «Хорошо бы тебе, Муза, воспеть гнев Ахилла...»
Мы
привыкли говорить о роде существительных, о наклонении глаголов, как о чем-то
само собой разумеющемся. А они тоже когда-то были открыты впервые — именно
тогда, когда софист Протагор сказал: «Названия бывают трех родов: как у мужчин,
как у женщин и как у вещей» и «высказывания бывают четырех родов: вопрос,
ответ, приказание и просьба». Все наши грамматические понятия восходят к
греческим: «название» — это наше «имя» (существительное, прилагательное,
числительное); «высказывание» — это наш «глагол» («глаголати» — по-старославянски
значит «сказывать»), а при нем «при-глаголь-е» — «на-речи-е». «Склонение» — это
значит: нормальная форма «имени» — «именительная», а все остальные как бы
отклоняются от нее то в одну, то в другую сторону, образуя отпадения, «падежи».
А вы задумывались, почему первым склонением в вашей грамматике называется
склонение слов женского рода? Потому что первым словом, которое склоняли
греческие ученики в школах, было «Муза», а Муза — женского рода.
Но это
было много позже, а пока сама мысль о том, что родной язык нужно как-то
изучать, вызывала у публики лишь веселый смех. Зачем, если мы и так его знаем с
детства? Сочинители комедий не жалели насмешек над новомодными чудаками.
Говорят, слова бывают мужские, женские и средние? Ах, догадываюсь: женские слова
— это у изнеженных богачей, средние — это у нас, простых граждан, а мужские — у
деревенских мужиков. Как, нет? Ах, понял: это значит, что у козла жена коза, а
у осла, стало быть, оса, а у кувшинки муж — кувшин, а у корзинки, должно быть,
корзин...
Впрочем,
бывало и не до смеха. Издавна люди верили в молитвы, в заклинания: если сказать
такие-то слова, то по ним и сбудется, потому что между словами и вещами есть
тайная связь. А теперь оказывается — нет никакой связи, одна условность. Как же
быть? Нет, не может быть, чтобы названия вещам были даны по уговору, —
наверное, все-таки по природе. Нужно только додуматься до их первоначального
смысла. Почему бог называется «бог»? Потому что люди поклонялись солнцу и луне,
видели в небе их бег и называли этот бег «бог». Почему человек называется «человек»?
Потому что он смотрит вокруг себя, «очами ловит» и умом понимает все на свете:
он «оче-ловец», так что и это слово не случайно. (По-гречески, конечно, эти
созвучия другие, но, поверьте мне на слово, такие же странные.) Больше того:
почему слова «мой», «меня», «мною» все содержат звук ле? Потому что при этом
звуке я удерживаю воздух закрытыми губами — как бы оставляю его при м-м-мне!
Почему дательный падеж кончается на у: бог-у, дом-у, окн-у? Потому что при
звуке у из губ трубочкой вылетает узкая, как стрела, струйка воздуха и как бы
у-казывает, кому-у мы что-то даем или к кому-у идем. Не смейтесь, пожалуйста:
над доводами такого рода ученые серьезно думали еще сто лет назад.
Уверяли,
будто египетский царь однажды даже сделал опыт, чтобы проверить, откуда пошел
человеческий язык. Он взял двух новорожденных младенцев и отдал на воспитание
пастуху-козопасу, взяв с него клятву, что он при них не произнесет ни одного
слова, а только будет слушать, какое первое слово произнесут они сами. Прошло
два года, и пастух доложил: дети тянут к нему ручонки и лепечут: «Бек, бек!»
Тогда царь послал по всему миру гонцов: у какого народа в языке есть слово «бек»?
Оказалось, что по-фригийски «бек» значит «хлеб». После этого египтяне стали считать
самым древним народом на земле фригийцев, а себя только вторым.
Так
люди впервые заговорили о том, как они говорят, а значит, и задумались о том,
как они думают.
|