МРАМОРНЫЕ ХРАМЫ
Мы
сказали: среди глиняных домов высились мраморные храмы. Но храмы не всегда были
мраморные — сперва они были деревянные. Что такое храм? Дом бога. Как построить
дом? Подвести фундамент, сложить четыре бревенчатые стены, перекрыть их
крест-накрест несколькими деревянными балками и водрузить сверху двускатную
крышу — вот и все. Впрочем, нет, не все: храмы строились на возвышенных местах,
открытых непогоде, стены могли отсыреть, надо было их прикрыть. Для этого
двускатную крышу делали пошире, чтобы она лежала на здании, как широкополая
шляпа, а края ее подпирали деревянными столбами, и столбы эти вереницей
окружали здание со всех сторон.
Так и
образовались три яруса греческого храма: фундамент, колоннада и карниз с
крышей. Ничего, что нельзя было бы сработать из прямых бревен, здесь не было:
ни арок, ни куполов. Вы можете сложить модель храма из спичек, и она будет
стоять. Лишь потом, когда греки стали жить богаче, они начали возводить эти
части храма уже не из дерева, а из камня: сперва из известняка, потом из
мрамора.
Фундамент
храма был ступенчатым — обычно в три большие ступени. Это была как бы лестница,
чтобы бог входил в свой дом. Ступени были впору только богу: человеку они
иногда приходились выше колена. Тогда в них вырубали узкие лесенки со
ступеньками пониже.
Колоннада
была самой заметной частью храма. Колонны несли крышу; всем своим видом они
должны были показывать: нам тяжело, но мы побеждаем эту тяжесть! Показывали они
это по-разному: в одних храмах колонны были мужественные — дорические, в других
женственные — ионические. Дорические колонны были широкие и крепкие, посредине
чуть утолщенные, как напрягшийся мускул. Основанием они врастали прямо в
фундамент, вершиной упирались почти прямо в карниз — прокладкой. служила лишь
небольшая каменная подушка. Ионические колонны были тоньше и стройней. Внизу у
них был постамент из двух мраморных валиков, вверху каменная подушка загибалась
двумя завитками; и то и другое как бы упруго сопротивлялось тяжести крыши.
Три
типа греческих колонн — три «ордера», как говорят архитекторы: дорический,
ионический и коринфский, о котором будет речь дальше. Все масштабы — в «мерках»,
радиусах колонны. Над дорической колонной — триглифы и метопы, над ионической —
сплошной фриз
Карниз
над колоннадами был трехполосный. Сверху и снизу лежали крепкие мраморные
балки, а между ними шел фриз — вереница выпуклых рельефных изображений вокруг
всего храма. В изящных ионических храмах фриз был сплошным многофигурным
поясом, в суровых дорических — цепью отдельных картин — «метоп», разделяемых прямоугольными
плитами — «триглифами», с тремя желобками каждая. Когда-то на этих местах
торчали концы поперечных балок деревянного перекрытия: триглифы были каменным
напоминанием о них. Метопы были хороши для изображений боевых единоборств,
сплошные фризы — для мирных шествий, как в Парфеноне.
На
карниз опиралась двускатная крыша. Над входом и над противоположной от входа
стеной она образовывала пустой треугольник. Его замуровывали и украшали
скульптурами. Это был фронтон. Скульптуры надо было располагать так, чтобы они
вписались в треугольник. Это было интересной задачей для скульптора. Например,
изображалась сцена сражения. Тогда посредине, в самом высоком месте фронтона,
вставала фигура бога, решающего исход сражения; с двух сторон от него шли друг
на друга, ростом поменьше, бойцы со щитами и копьями; дальше, пригнувшись под
скатами, стреляли с колен двое лучников; а затем, упав на локоть и вытянув ноги
в нижний угол фронтона, лежали раненые и умирающие. Так же симметричны были и
фронтоны Парфенона.
Три ступени
фундамента; три части колонны — база, ствол и вершина («капитель»); три яруса
карниза — нижний брус («архитрав»), фриз и собственно карниз, — размеры
этих частей были строго согласованы друг с другом. Как в городе, так и в
постройке всем правил закон, всему диктовавший свою меру. Единицей этой меры
был радиус колонны, половина ее толщины: зная ее, можно было до мелочей
восстановить размеры всего храма. Высота дорической колонны — 16 радиусов,
ионической — 18 радиусов. Промежуток между дорическими колоннами — 3 радиуса,
между ионическими — 5 радиусов. Высота ионической базы — 1 радиус, капители —
треть радиуса, высота архитрава, фриза и карниза — по полтора радиуса. И так
далее, вплоть до желобков дорических триглифов и завитков ионических капителей.
Таков был канон, правило — царство разума; а затем начиналась воля строителя,
отступления от правил — царство вкуса.
Храмы
были невелики, но величественны. Белые на фоне зеленых рощ и синего неба, они
стояли не как жилища, а как скульптурные памятники. Народ собирался не в них, а
перед ними и любовался ими не изнутри, а снаружи. Внутрь входили только жрецы и
молящиеся. Как глиняные дома, так и мраморные храмы были лишь временным приютом
для греков. А жизнь их, шумная и деятельная, текла на улицах и площадях, под
открытым небом.
|