НЕ
БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ
От грозных и огромных пифов
До тонких, выточенных скифов,
Амфоры, лекифы, фиалы,
Арибаллы и самый малый
Киликий, все — живое чудо:
В чертах разбитого сосуда,
Загадку смерти разреша,
Таится некая душа!
В. Брюсов, «Эгейские вазы»
|
Почти
во всех книгах по античной культуре (в том числе и в этой) вы найдете
иллюстрации, переснятые с греческих ваз. В каждом музее, где есть такие вазы,
они бережно хранятся и выставляются на почетных местах. Под ними написаны
красивые и непонятные слова: «кратер», «ойнохоя», «килик»... Нам кажется, что
это вещи, которые делались только для красоты, как нынешние вазы. Но это не
так. Перед нами — бытовая утварь, античный ширпотреб. Лишь немногие из этих
сосудов были только украшением — например приношениями богам. Остальные служили
своему хозяйственному назначению: иные в застолье, иные в кладовой. И даже не в
богатых домах, а в домах среднего достатка. В богатых предпочитали сосуды
металлические — они не бились. Но металл был дорог, дерева в Греции мало, а
хорошей глины — много, особенно в Аттике, где изготовлялись самые лучшие вазы.
Так в глиняных домах люди жили с глиняной посудой.
Очертания
греческих ваз. В верхнем ряду — три кратера, амфора и гидрия-ведро. В нижнем
ряду — пузатая пелика, кувшин-ойнохоя, блюдце-килик, маленький лекиф,
кубок-канфар, черпак-киаф и чашка-скиф
Красивые
названия этих сосудов переводятся на русский язык очень легко. Пифос (пиф) —
это глиняная бочка для хранения припасов; она была почти шарообразная (чтобы
больше вместилось) и очень большая, именно в такой бочке жил нищий мудрец
Диоген. Амфора — это бочонок поменьше и с ручками: не для хранения, а для
перевозки и переноски вина и масла. Он строен, как человек; «устье», «шейка», «плечи»,
«тулово», «ножка» — называют археологи его части. Гидрия с тремя ручками — это
ведро, в нем женщины на головах носили воду из колодца или родника в дом.
Колоколообразный кратер — смеситель, в нем смешивали вино с водой по уже
знакомому нам трезвому греческому обычаю. Жерло вулкана называется «кратер» за
сходство с широким раструбом именно этого сосуда. Ойнохоя — кувшин с тремя
устьицами, чтобы можно было наливать вино одновременно в три чаши. Киаф —
черпак на длинной ручке, но он обычно делался не глиняный, а бронзовый, чтобы
не разбивался в пьяных руках. Пили налитое вино чаще всего из блюдец, реже — из
чашек или из кубков. Блюдце на ножке называлось «килик» («киликий» у Брюсова
значит «маленький килик»). Чашка без ручки называлась «фиал» (отсюда нынешнее
слово «пиала»); чашка с ручкой — «скиф»; кубок со вскинутыми, как крылья,
фигурными ручками — «канфар» (жук); кубок, имеющий форму звериной морды, —
«ритон». Это все — сосуды для пищи и питья. А для душистого масла, которым
натирали тело, были другие, как наши флаконы: стройные лекифы в виде маленьких
амфор и пузатые арибаллы в виде маленьких пифосов.
Все
сосуды расписывались черным лаком по красно-рыжей обожженной глине. Более
старая манера росписи была чернофигурная, более новая — краснофигурная. При
черно-фигурной фон оставался красным, фигуры покрывались черным, а по черному
процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица. При краснофигурной
росписи, наоборот, фон заливался черным, а фигуры оставлялись красными, и на
них наносились черные линии, складок и прочие подробности. Это было и красивее
и практичнее. Красивее, потому что по светлому можно было выписать больше
мелочей: например, чернофигурные головы можно было изобразить лишь силуэтом в
профиль, а краснофигурные — также и в фас. Практичнее, потому что когда весь
фон черный, то больше поверхности покрыто водонепроницаемым лаком и сосуд лучше
держит жидкость.
У
амфор, кратеров, ойнохой расписывались бока, у блюдец-киликов — круглые донца.
Вписать живое изображение в крут так, чтобы оно его заполняло равномерно и
симметрично, очень нелегко. Греки умели это делать замечательно. Темой росписей
были главным образом мифологические сцены (особенно в чернофигурную эпоху:
поединки героев очень выразительны в черном профиле). Потом появились и сцены
из комедий, и бытовые изображения — шествие, состязание, хоровод, школа, рынок,
мастерская литейщика, — и, конечно, зарисовки застолий: расписывая килик,
мастер с удовольствием изображал на нем веселых остробородых мужчин, которые,
угловато раскинувшись на ложах, подносят к губам точно такие же килики. При
фигурах надписывались имена, а иногда и реплики. Знаменитая ваза в
петербургском Эрмитаже изображает мужчину, юношу и мальчика, показывающих
взглядами и жестами на ласточку в небе и переговаривающихся надписями: «Смотри,
ласточка!» — «Клянусь Гераклом, правда!» — «Скоро весна!»
А
пословицы «Не боги горшки обжигают» у греков тем не менее почему-то не было.
|